Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Можно потрогать руками

«Российская газета» - www.rg.ru
12.10.2011, 00:03

Недавно в МФТИ прошел День открытых дверей научно-образовательного центра (НОЦ) «Нанотехнологии».


Свыше 200 миллионов рублей потрачено на закупку современного высокотехнологичного оборудования. Руководители Центра уверены, что смогут вывести его на уровень ведущих западных университетов.


Центр «Нанотехнологии» возник в МФТИ не на пустом месте. С середины 1990-х годов на базе факультета физической и квантовой электроники началась целенаправленная подготовка специалистов в области нанотехнологий (создана кафедра физики и технологии наноэлектроники). Тогда же начали закупать оборудование.


«Среди обязательного оборудования НОЦ по нанотехнологиям должен быть растрово-электронный микроскоп,  считает замдекана факультета физической и квантовой электроники МФТИ, сотрудник Центра «Нанотехнологии» Андрей Батурин.  Он позволяет изучать структуру материалов с разрешением в десятки и даже сотни нанометров, а также создавать такие структуры. С помощью этого прибора, оснащенного ионным резаком, можно фактически заглядывать в глубь поверхности, изучая физические и химические свойства объектов».


«В оснащении учебно-научного центра нужно придерживаться комплексного подхода,  говорит генеральный директор компании NT-MDT Виктор Быков.  С одной стороны, в нем обязательно должен быть класс простых СЗМов (сканирующие зондовые микроскопы), поскольку это самый многофункциональный инструмент для работы с наноразмерными объектами. А с другой  очень важно, чтобы у продвинутых студентов был доступ к серьезным исследовательским приборам. Только такой подход сделает процесс обучения по-настоящему комплексным».


Для обучения студентов и специалистов практическим навыкам в области нанотехнологий разработан специальный прибор  NanoEducator. В нем нет ионного пучка, но имеется масса специализированного оборудования вокруг, благодаря которому можно изучать, например, эффекты люминесценции или проводить рентгеновский микроанализ. «Освоение приборов студентами  это важно, эти приборы адаптированы под студентов  просты в использовании и исключительно надежны»,  подчеркивает Виктор Быков.


Атомно-силовые микроскопы  гордость любого образовательного наноцентра. В них можно менять различные устройства в зависимости от поставленной задачи.


«В производстве возникает целый ряд задач, когда нужно исследовать не только рельеф поверхности или размеры структур, но и более сложные физические свойства,  рассказывает Андрей Батурин. Например, нужно определить: действительно ли уничтожена информация на винчестере. Существует специальное устройство, которое надежно уничтожает сведения. Вопрос только в том, насколько надежно? Не исключено, что через несколько лет технологии шагнут далеко вперед, так что удастся вынуть пластину и считать секретную информацию. Поэтому важно своевременно убедиться, что ее больше нет на носителе. С помощью подобного микроскопа это можно сделать: вырезать из винчестера кусочек и посмотреть картинку - так называемое магнитно-силовое изображение (изображение распределения магнитных сил на поверхности). Если информация уничтожена, магнитных сил на поверхности не останется».


Атомно-силовые микроскопы используются в наноцентрах также для решения биологических задач. Например, аспирант Максим Спиридонов занимается исследованиями липопротеиновых комплексов в крови человека. Эти комплексы служат предвестниками многих кардиологических и онкологических заболеваний: когда диагностировать болезнь химическими методами бывает еще сложно, в крови уже происходят определенные изменения. Регистрируя новые биообразования, можно определить, предрасположен ли человек к какому-либо из этих опасных заболеваний, выделить группы риска и т.д. Но высокотехнологичное оборудование в НОЦ нанотехнологий используют не только для научных целей. Как подчеркнул руководитель НОЦ "Нанотехнологии" Павел Тодуа, у образовательных наноцентров две основные задачи: генерация знаний и подготовка специалистов в области нанотехнологий. Поэтому все студенты НОЦ получают начальные навыки работы на современных приборах. Доверять неподготовленным студентам сложную технику в таких центрах обычно не боятся: «Как говорится, нельзя научиться ездить на велосипеде, не имея велосипеда. Студенты не смогут освоить оборудование, если их не допускать на нем работать, - говорит Андрей Батурин.  К тому же закупленные приборы сломать практически невозможно. Современное оборудование дуракоустойчивое, с массой блокираторов. Если что-то неправильно делается, срабатывает тревога, и прибор попросту не позволит подать высокое напряжение или включить движение».


В наноцентрах не сомневаются, что подготовленные здесь высококлассные специалисты смогут найти достойную работу в России. Сейчас нанотехнологии подняты на флаг, созданы специальные компании. Сегодня нанотехнологиями занимаются во многих вузах: в МГУ, МИЭТе, институте им. Баумана, МИСиСе и других. Например, в МГУ на базе нескольких естественных факультетов создается научно-образовательный центр по нанотехнологиям. Уже закуплена часть научного оборудования и подготовлен проект строительства корпуса для будущего наноцентра. Оборудуются центры коллективного пользования. Поэтому большая потребность в кадрах.


«Сейчас много экономистов, юристов, а научно-технических специалистов, инженеров, высококвалифицированных рабочих очень мало,  говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев. – Поэтому, я думаю, наши выпускники найдут применение в своей стране. Необходимо в России создавать научно-технические островки, эквивалентные западным. И они уже создаются, к тому же ученым постепенно обеспечивают достойные условия работы. Здесь для молодых специалистов открыты все дороги: они могут быстро вырасти и в профессиональном плане, и по служебной лестнице. И умные люди это понимают».

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика