Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Физтехи разрабатывают виртуальный МАКС

При вузах создано более 700 инновационных предприятий, рапортуют чиновники и обещают им разные льготы, преференции и поддержку. STRF.ru решил узнать, как на самом деле живётся молодым бизнесменам-новаторам. Мы побывали в гостях у авиационной компании «ФАЛТ-Динамика», которая разрабатывает программное обеспечение для авиационных тренажёров, а также готовится к запуску своего первого масштабного проекта — виртуального авиасалона «МАКС-2011 в 3D».

стенд
Учебно-исследовательский пилотажный стенд: на нём осваивают азы пилотирования

 

Компания находится в подмосковном наукограде Жуковском. В её распоряжении несколько комнат в здании Физтеха (МФТИ), на факультете аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ). Из оборудования — компьютеры и учебно-исследовательский пилотажный стенд. Сотрудники «ФАЛТ-Динамики» создают для авиатренажёров программные комплексы, моделирующие взлёт и посадку в условиях горной местности (с учётом турбулентных течений, возникающих при обтекании горного ландшафта), посадку самолёта на авианесущий крейсер в спутном следе от корабля и многие другие ситуации. Задача разработчиков — создать наиболее приближенные к реальности модели с учётом физики настоящих турбулентных потоков.


«Особенность нашего программного обеспечения в том, что мы наращиваем программное обеспечение авиационных тренажёров моделями, отражающими физику воздействия на самолёт турбулентных потоков различного происхождения, — говорит Анатолий Хохлов, технический директор компании «ФАЛТ-Динамика». — Сейчас заканчивается работа, связанная с имитацией на авиационном тренажёре процесса заправки самолёта топливом в полёте с учётом воздействия на заправляемый самолёт и заправочный шланг-конус спутного вихревого следа от самолёта-заправщика при различных уровнях турбулентности атмосферы».

300 тысяч на старт

Тренажёр стоимостью порядка трёх миллионов рублей факультету аэромеханики и летательной техники подарила компания ЗАО ЦНТУ «Динамика», родственная факультету структура: на работу туда устраивается основная масса выпускников ФАЛТ МФТИ. Поэтому когда в 2009 году вузам разрешили создавать компании (по 217-ФЗ), то о поиске другого бизнес-партнёра не могло идти и речи.

Войтенков
Евгений Войтенков: «Когда мы стартовали, пригласили для сотрудничества студентов. В рамках проекта «МАКС-2011 в 3D» в течение трёх месяцев проводили обучающий курс по 3D-моделированию для всех желающих. Те, кто его посещал, получали специальную стипендию — по пять тысяч рублей».


ООО «ФАЛТ-Динамика» стало первым инновационным предприятием при вузе. Учредили его, как можно догадаться из названия, две дружественные организации, общий вклад которых в уставной капитал составил 300 тысяч рублей. От «Динамики» поступило 198 тысяч, всё остальное — от ФАЛТ, правда, не в денежном выражении (в прошлом году вузы не имели права передавать создаваемым компаниям деньги): 102 тысячи — такова стоимость разработки (модель спутного следа при заправке самолёта в воздухе), на которую Физтех передал свои интеллектуальные права новому предприятию.


В штате компании числятся 9 сотрудников. Те, кто оформлен на полную ставку, получают около 30 тысяч рублей. Ещё 11 человек работают по договорам подряда. Плюс активно привлекаются студенты — примерно 35 человек (всего на факультете учатся 350 студентов).


«Когда мы стартовали, пригласили для сотрудничества студентов, — говорит Евгений Войтенков, гендиректор «ФАЛТ-Динамики». — В рамках проекта «МАКС-2011 в 3D» в течение трёх месяцев проводили обучающий курс по 3D-моделированию для всех желающих. Те, кто его посещал, получали специальную стипендию — по пять тысяч рублей, после чего лучшие студенты продолжили с нами работать по договорам подряда».


Создатели «ФАЛТ-Динамики» считают себя пионерами в инновационной деятельности, связанной с авиацией. Символично, что день рождения компании отмечается 12 апреля – в этом году ей исполнится год. Сейчас все надежды связаны с проектом «МАКС-2011 в 3D».


«МАКС в 3D» – визитная карточка новаторов

Идея возникла несколько лет назад у группы студентов и выпускников МФТИ. «Авиасалон проводится раз в два года, и для массовых посетителей он открыт только три дня, — объясняет Евгений. — Многим не удаётся там побывать и познакомиться с экспонатами. Поэтому мы решили создать виртуальную выставку — аналог «МАКСа» в интернете».

Смирнов
Станислав Смирнов: «Мы надеемся, что проект «МАКС в 3D» будет некой стартовой площадкой, нашей визитной карточкой».


К воплощению задуманного авторы приступили в июле 2010 года. На сегодняшний день практически половина внешней экспозиции авиасалона готова: это и ландшафт, и павильоны, и, конечно, ряд самолётов, вертолётов и ракет, которые со стопроцентной вероятностью будут представлены на авиасалоне «МАКС-2011».


«С сентября прошлого года начали продвигать наш маркетинговый план по привлечению участников, — рассказывает руководитель проекта виртуального авиасалона «МАКС-2011 в 3D» Станислав Смирнов. — Изначально рассчитывали, что это будет виртуальная выставка. Но позже появилась возможность создать информационный портал с разделами «Карьера», «Новости» и другими элементами бизнес-социальной сети, то есть проект стал расширяться».


Разработчики ставят перед собой три цели. Первая — помочь компаниям усилить эффект от участия в авиасалоне (экспозиция будет длиться не пять дней, а два года, до следующего «МАКС-2013»). Вторая — популяризировать сам авиасалон, повысить его престиж на внутренней и внешней арене (этому будет способствовать, в частности, двуязычная версия сайта). Третья — поддержать статус Жуковского как наукограда, центра авиационной науки, вовлекая молодых специалистов в авиационную отрасль.


В этом году компания «ФАЛТ-Динамика» планирует окупить свои расходы на проект. Для этого нужно привлечь не менее 100 компаний (в 2009 году в авиасалоне участвовало более 800).


Проект достаточно затратный. На создание одной модели самолёта уходит около трёх недель. Если считать по деньгам с учётом всех налогов, то речь идёт о 50 тысячах рублей. В целом придётся потратить 9,5 миллиона рублей (180 моделей, плюс создание самого информационного ресурса и работа коллектива в течение года).


Вложенные средства взяты взаймы у компании-учредителя ЗАО ЦНТУ «Динамика»: молодым компаниям банки отказывают давать столь большие кредиты под инновационные проекты.


Молодые бизнесмены рассчитывают, что в перспективе услугу посещения виртуального салона можно будет включать в пакет участника «МАКС». Если ей станут пользоваться все компании авиасалона, то стоимость будет составлять порядка 20 тысяч рублей. Сейчас предлагается три пакета: стандартный (50 тысяч рублей), premium (100 тысяч рублей) и gold (200 тысяч рублей). Платят только те компании, которые хотят разместить о себе расширенную информацию, выложить фотографии и видеоролики, а также каталог своей продукции (включая возможность создания 3D-моделей работ). Всё это будет представлено на виртуальном стенде компании-участника виртуального авиасалона. Компании, желающие разместить рекламу на ресурсе проекта, выбирают подходящий спонсорский пакет услуг. Для обычных посетителей доступ к ресурсу будет бесплатным.


С апреля компании, которые стали участниками виртуального авиасалона, смогут попасть в свой личный кабинет и заранее настроить стенды. Широкомасштабный запуск проекта запланирован на начало августа.


Год этот как нельзя более удачный для старта подобных проектов: 100 лет российской авиации, 100 лет выставочной авиационной деятельности в России, 50 лет полёта человека в космос. Плюс это юбилейный, десятый «МАКС».


«Мы надеемся, что этот проект будет некой стартовой площадкой, нашей визитной карточкой, — говорит Станислав. — В Жуковском проводится также ежегодная выставка «Технологии вооружения и машиностроения». Для этого мероприятия планируем сделать виртуальный салон военной техники. Это только начало виртуализации многих выставок, в том числе гражданских».


На пути к 4D

Опыт разработки 3D-моделей компания «ФАЛТ-Динамика» планирует применять в смежных областях, например при моделировании уникальных сооружений, комплексных застроек (13 стадионов, которые будут возведены к чемпионату мира по футболу в 2018 году, либо объекты Сочи в 3D к Олимпиаде-2014). В данный момент сотрудники выполняют проекты, связанные с медициной.

Зудов
Константин Зудов: «С помощью нашей программы мы хотим строить 3D-модель, которая будет меняться во времени, а также воспроизводиться в стерео. Практически это будет полноценное 4D-изображение».


«Аппараты УЗИ позволяют делать сканирование послойно и получать в результате трёхмерную картинку, например плода во время беременности, — говорит Константин Зудов, заместитель генерального директора по IT. — С помощью нашей программы мы хотим строить 3D-модель, которая будет меняться во времени. А также воспроизводиться в стерео. Практически это будет полноценное 4D-изображение (3D, меняющееся во времени). Таким образом удастся, допустим, наблюдать за сердцебиением. В перспективе это можно было бы использовать для сбора статистических данных по болезням сердца».


Темы для проектов рождаются сами в творческом процессе. Сотрудники компании признаются, что не боятся подхватывать новые тематики. Активно мониторят существующие проблемы и пытаются их решить. Так, хотели бы создать упрощённый авиатренажёр с многопользовательским режимом и доступом в интернет. При этом он должен быть в стерео и «чтобы запускался на любой машине».


«Совместно с „Динамикой“ планируем обратиться с предложением к Министерству образования и науки влиться в программу военно-патриотического воспитания школьников, — говорит Евгений Войтенков. — Скажем, в каждую сотую школу можно было бы поставить тренажёр начального уровня, плюс специально разработанное программное обеспечение; подготовить методику курса азов пилотирования. Это займёт свободное время детей в рамках факультатива. К тому же некоторые из них захотели бы в будущем связать свою профессиональную жизнь с авиацией».


Конечно, в школы не будут поставлять тренажёры за несколько миллионов. Как объясняют разработчики, можно убрать кабину с приборными досками, заменив их очками виртуальной реальности и специальным программным обеспечением, визуализирующим все приборы, что примерно в три–четыре раза удешевит систему. Есть тренажёры без внешней кабины – только шлем: при этом ученик будет сидеть в кресле, установленном на платформе, которая имеет степень подвижности. У «ФАЛТ-Динамики» уже готов стратегический бизнес-план. Для начала нужно хотя бы опытную серию сделать, а затем переходить к масштабированию. При удачном стечении обстоятельств за два–три года можно было бы занять эту нишу.


Не льготы нужны, а деньги

Компания развивается на займы. «Пока своих средств для инвестирования нет, мы не можем в полной мере продвигать проекты, — говорит Константин. — Нам банально не хватает оборудования. Мы не можем перетягивать и удерживать у себя кадры, нанимать экспертов. Получается, что по ресурсному обеспечению мы неконкурентоспособны. При этом от первых лиц страны постоянно слышим о поддержке инновационных компаний, об их льготном положении и тому подобное. По факту этого ничего пока нет».


Планировала «ФАЛТ-Динамика» перейти с этого года на льготное налогообложение, вовремя оформили все документы, но получили отказ. «Налоговая говорит: „Созданы вузом? Тогда компания должна на 100 процентов принадлежать вузу“. В России нет ни одного инновационного предприятия, 100 процентов которого принадлежит вузу, — объясняет Евгений Войтенков. — Соучредителями вузов являются либо физические лица, либо юридические. На деле получается, что чиновники, по сути, не исполняют указ президента. Мы сейчас ищем прецеденты».


В прошлом году компания рассчитывала получить субсидию: государство закладывало в свой бюджет субсидирование малых предприятий для нужд первой необходимости. К сожалению, методики выдачи таких субсидий не были согласованы. В итоге все компании, которые на них претендовали, получили отказ. В ближайшее время ожидается совещание с руководителями малых инновационных предприятий для обсуждения и отработки этой методики. Возможно, тогда ситуация сдвинется с мёртвой точки.


Пока о прибыли в «ФАЛТ-Динамике» не думают — хотя бы на самоокупаемость выйти, говорят разработчики.


«В дальнейшем, когда будем получать прибыль, соучредители будут её делить между собой: „Динамика“ получит 66 процентов, а МФТИ — 34, — объясняет Евгений Войтенков. — Свою часть прибыли МФТИ будет распределять так, как считает нужным, в том числе может направить на премии авторам разработки, права на которую нам передали. А наша компания получит столько, сколько решат учредители. Они могут всё оставить нам, вложить в развитие — думаю, первые пять лет они так и будут поступать. Потому что реально у нас пока только займы».


Несмотря на все трудности, начинающие бизнесмены не отчаиваются. У них есть сильный партнёр в лице «Динамики», поддержка МФТИ и администрации Жуковского, возможность привлекать способных студентов с факультета. Пока всё упирается в финансирование. Но это поправимо. В компании собрались энтузиасты, которые намерены добиться своих целей, в том числе активно продвигать проект по созданию в Жуковском авиатехнопарка.

 

Источник: STRF

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика