Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Партнерство науки, образования и бизнеса – стратегический путь развития МФТИ как национального исследовательского университета

Ректор МФТИ, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев, лауреат премии Правительства России в области науки и техники и премии Президента России в области образования


Статья опубликована в журнале «Образование: цели и перспективы»  №9, 2010 г.

Московский физико-технический институт (государственный университет) был создан по инициативе крупнейших советских ученых-физиков, среди которых — лауреаты Нобелевской премии академики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, Л. Д. Ландау.


Институт прошел путь от физико-технического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1946 г.) до одного из ведущих отечественных и мировых научно-образовательных центров. В октябре 2009 года институт по результатам конкурса был удостоен  статуса Национального исследовательского университета «МФТИ».


Идея создания высшего технического учебного заведения нового типа родилась в умах гениальных ученых в связи с объективными вызовами в научно-технической сфере, которые возникли после окончания Великой Отечественной войны: необходимости формирования в кратчайшие сроки оборонного паритета  для обеспечения национальной безопасности  в условиях противостояния двух систем.


Была предложена и успешно претворена в жизнь уникальная система подготовки научно-инженерных кадров, которые обеспечивали эффективное внедрение достижений фундаментальной науки в современную технику и технологии, в первую очередь, в оборонных отраслях промышленности. Решение этих качественно новых задач в рамках традиционной системы отечественной высшей школы было практически неосуществимо. В основе системы подготовки кадров, реализованной в МФТИ, лежат три неразрывно связанных компоненты:


  1. Целенаправленная, систематическая подготовка и последующий отбор  для поступления в МФТИ талантливых школьников во всех регионах страны;
  2. Фундаментальное университетское общетеоретическое образование на первых трех курсах по физико-математическим дисциплинам и иностранному языку;
  3. Специализированная профессионально ориентированная подготовка по избранной специальности и непосредственное участие студента, начиная с третьего курса, в научно-исследовательской работе непосредственно в лабораториях ведущих академических институтов и  научных центров.

Эта система, родившаяся более 60 лет назад, получила известность в стране и за рубежом как «Система Физтеха», и явилась экспериментальным полигоном, на котором отрабатывались в прошлом и продолжают отрабатываются новые эффективные технологии подготовки элитных научно-инженерных кадров. 


В практической реализации элементов «Системы Физтеха», связанных с фундаментальной физико-математической подготовкой на младших курсах и  специальной  профессионально ориентированной подготовкой студентов непосредственно в научных учреждениях и организациях на старших курсах, определяющую роль играют передовые научно-технические достижения, технологии и разработки, которые являются надежной гарантией высокого качества будущих специалистов. 


В настоящее время в МФТИ реализована двухуровневая система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием: бакалавриат — 4 года и магистратура — 2 года. Лучшие выпускники магистратуры (около 30%) продолжают обучение в аспирантуре. На разных этапах единого и непрерывного образовательного процесса  факторы, связанные с ролью научных достижений,  проявляются по-разному.


Учебный процесс в бакалавриате ориентирован на фундаментальную общетеоретическую подготовку по дисциплинам физико-математического цикла. Высокие требования этой подготовки обеспечиваются наличием в учебной программе по каждой из важнейших дисциплин значительного количества специально разрабатываемых и постоянно обновляемых задач. При решении этих задач студент обязан продемонстрировать не только и не столько теоретические знания, полученные на лекциях, или технические навыки, но, главным образом, должен продемонстрировать логическое мышление и умение понимать глубинные основы технологии поиска правильного и, как правило, нетривиального решения. Кроме этого, важнейшей особенностью учебного процесса в бакалавриате является требование для всех студентов (независимо от будущей специализации) самостоятельно выполнить 80100 экспериментальных лабораторных работ различной сложности по всем ключевым разделам классической и современной физики и другим дисциплинам общепрофессионального цикла.


Самостоятельное изучение реальных физических процессов на экспериментальной установке, включающей все элементы полномасштабного физического эксперимента: изучение методики, знакомство с устройствами, воспроизводящими процесс или явление, и измерительными приборами, собственно, проведение измерений, обработка и анализ результатов с использованием современных компьютерных технологий, формируют у студента особое мировоззрение и культуру мышления, максимально свободную от догматических методологий.


Реализация этих двух важнейших компонентов образовательного процесса в бакалавриате базируется на привлечении на систематической основе к преподаванию основных естественнонаучных дисциплин на условиях совместительства   ведущих ученых-физиков (докторов и кандидатов наук), основное место работы которых — научные учреждения Российской академии наук (РАН) и другие ведущие научные организации. Такой подход обеспечивает постоянное обновление и модернизацию главных составляющих образовательного процесса с учетом реальных достижений в фундаментальной и прикладной физике, информатике и других дисциплинах.


Магистерская подготовка в МФТИ реализуется по более чем 90 лицензированным магистерским программам. Выпускающие (базовые) кафедры, обеспечивающие эти магистерские программы, функционируют при ведущих естественнонаучных институтах РАН, государственных научных центрах, научных учреждениях «Росавиакосмоса», Министерстве промышленности и торговли РФ, других, в том числе негосударственных организациях, успешно зарекомендовавших себя на рынке высоких технологий.


В настоящее время в МФТИ работают свыше 100 базовых кафедр в Москве, наукоградах Московской области. Важно отметить, что уже более 30 лет функционируют базовые кафедры при ведущих институтах Национальной академии наук Украины. В 2003 году открыты базовые кафедры в ряде институтах НАН республики Беларусь.


На протяжении более чем 60-ти летней истории МФТИ играл и продолжает играть заметную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и выполнении научных исследований, связанных с национальными приоритетами научно-технологического развития, относящихся к зоне прямой ответственности государства. Сюда, в первую очередь, относились и относятся задачи, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности: исследования и разработки новейших образцов наукоемких вооружений и военной техники. Фундаментальные исследования, проводимые, в основном на базовых кафедрах МФТИ при научных институтах РАН, ориентированы на направления, в которых Россия продолжает сохранять ведущие позиции в мировой науке.


В последние годы, наряду с традиционными базовыми кафедрами, МФТИ стал выстраивать отношения с предприятиями новой экономической формации. Эти организации, как правило, тесно связанные с традиционными базовыми предприятиями, образуют своеобразный инновационный пояс МФТИ, который в условиях НИУ МФТИ должен получить новый импульс развития. Кроме того, при ряде традиционных базовых кафедр созданы специализации для подготовки кадров для таких высокотехнологических компаний, как Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», ОАО «НК „Роснефть“», ЗАО НПО «ЛИТ», ЗАО НПЦ «Лептон», ОАО корпорация «Галактика», ЗАО «Фм-Лоджистик», ЗАО «Форексис» и другие. Важнейшим фактором функционирования образовательной технологии МФТИ является признание ведущими зарубежными высокотехнологическими компаниями  уровня и качества подготовки выпускников МФТИ, соответствующего требованиям ведущих мировых образовательных центров, таких как Массачусетский технологический институт (МИТ), Калифорнийский и Стэнфордский университеты (США), Высшая политехническая школа  (Франция). Для проведения совместных исследований и подготовке на этой основе высококвалифицированных специалистов МФТИ заключил соглашения о долговременном стратегическом партнерстве с компаниями Schlumberger, Honeywell International, NetCracker, Intel,  Microsoft , Научно-исследовательский центр «Юлих» в Германии и другими.


Компания Schlumberger установила единый исключительный стандарт для карьерного продвижения студентов и аспирантов МИТ и МФТИ.


В 2008 году налажены взаимовыгодные отношения о стратегическом партнерстве в научно-образовательной сфере с крупнейшими международными научными центрами: подписаны соглашения с Научно-исследовательским центром Юлих (Германия) и Политехническим институтом передовых наук — IPSA (Франция).


Среди преподавателей базовых кафедр МФТИ более 150 действительных членов и членов-корреспондентов РАН.


Главными составляющими магистерского образования являются специализированная теоретическая подготовка (лекции и практические занятия) и научно-исследовательская работа студента. Курсы лекций по специальным дисциплинам разрабатываются и обеспечиваются учеными, непосредственно работающими в данной области и имеющими признанный научный авторитет в стране и за рубежом. Поэтому лекции, по существу, являются авторскими, их содержание постоянно обновляется и отражает новейшие достижения в соответствующей области знаний. Практические занятия, как правило, проходят в форме обязательных научных семинаров.


Научно-исследовательская работа в магистратуре занимает около 70% учебного времени и связана с непосредственным участием студента в качестве исполнителя в реальном проекте, который выполняется в научной лаборатории, к которой прикреплен студент. При этом он имеет абсолютно те же права и обязанности, что и штатный научный сотрудник.


Повседневное погружение в атмосферу научного поиска, реальных проблем и трудностей, с одной стороны, и возможность постоянного доступа ко всем ресурсам научного учреждения, информационным, экспериментальным и интеллектуальным (путем участия в научных семинарах и повседневного общения с более опытными коллегами), с другой стороны, фактически представляют собой уникальную технологию «превращения» студента-школяра в полноценного научного работника. Эта технология оказывается особенно эффективной в случае, если научно-исследовательская работа студента связана с современным физическим экспериментом, который проводится на сложных установках, требующих привлечения значительных материальных ресурсов.


НИР студента завершается подготовкой и публичной защитой магистерской диссертации, тема которой связана с проектом лаборатории. Ответственность за уровень и качество более чем двухлетней работы студента (НИР начинается еще в бакалавриате) несет научный руководитель, как правило, крупный ученый, имеющий авторитет в отечественном и международном научном сообществе. О высоком качестве магистерских диссертаций выпускников МФТИ свидетельствует то обстоятельство, что практически каждая работа завершается публикацией научной статьи в ведущем российском или зарубежном издании и около 30% выпускников аспирантуры защищают диссертации в год ее окончания.


Таким образом, реализованная в МФТИ технология подготовки высококвалифицированных научно-инженерных кадров для наукоемких отраслей современной российской экономики представляет собой реальную интеграцию образования и науки, которая и в современных условиях является гибким и эффективным инструментом решения этой важнейшей государственной задачи.


Ежегодно среди лауреатов государственных премий и премий Правительства РФ в области науки и техники много выпускников МФТИ — сотрудников институтских и базовых кафедр.


Достижения МФТИ в различных областях науки и технологиях в значительной степени обусловлены существованием и активной деятельностью на протяжении многих лет более 50 научных школ, возглавляемых крупными отечественными учеными, среди которых действительные члены и члены-корреспонденты РАН, генеральные конструкторы  и разработчики систем различного назначения, которые являются конкурентоспособными на высокотехнологическом рынке.  


Существенный импульс в развитии научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МФТИ был получен в результате выполнения МФТИ в 20062007 годах, как победителя конкурса в рамках национального проекта «Образование» первой волны из 17 вузов, инновационной образовательной программы (ИОП) «Наукоемкие технологии и экономика инноваций 20062007 годы». В результате выполнения ИОП создана 21 инновационная структура, среди них 4 центра превосходства мирового уровня. Реализация ИОП привела к существенному изменению структуры исследований и разработок.


Возросла доля исследований и разработок, выполняемых в рамках важнейших федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072012 годы», Федеральной космической программы России на 20062015 годы, «Глобальная навигационная система», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 20082010 годы». Значительно возрос объем работ, выполняемых по ТЗ хозяйствующих субъектов, в том числе и по спецтематике.


За время существования МФТИ подготовил свыше 30 тысяч высококвалифицированных специалистов по актуальным направлениям науки. Свыше 140 из них стали членами Российской академии наук. Среди выпускников — руководители ведущих НИИ и вузов, общественные и государственные деятели, космонавты и дипломаты, руководители финансово-промышленных компаний и банков, крупные бизнесмены. Около 4000 выпускников стали докторами и более 15000 — кандидатами наук. Многие выпускники являются профессорами ведущих университетов и сотрудниками крупнейших исследовательских центров и лабораторий мира.


В настоящее время подготовка специалистов и научные исследования осуществляются на 11 факультетах МФТИ: радиотехники и кибернетики, общей и прикладной физики, аэрофизики и космических исследований, молекулярной и биологической физики, аэромеханики и летательной техники, физической и квантовой электроники, управления и прикладной математики, проблем физики и энергетики, инноваций и высоких технологий, информационных бизнес систем и нано-, био, информационных и когнитивных технологий, на них обучается около 4000 студентов. Форма обучения только очная.


3 марта 2009 года на базе МФТИ под председательством премьер-министра Правительства Российской Федерации В.В. Путина с участием руководства министерства образования и науки, руководителей МФТИ и его ведущих базовых организаций состоялось совещание, посвященное проблеме подготовки специалистов, востребованных современной российской экономикой. Фактически на этом совещании был дан старт конкурсу среди вузов России, которые могут претендовать на статус Национального исследовательского университета, т.е. быть причисленными к когорте ведущих вузов страны.  


В связи с подготовкой к участию в конкурсе программ развития университетов России, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет», МФТИ активно приступил к решению новых крупномасштабных задач, связанных с необходимостью, наряду с сохранением успешно функционирующих в современных условиях традиционных интеграционных моделей научно-образовательной деятельности, развития новых научно-образовательных форм, направленных на междисциплинарные научно-прикладные исследования и реализацию на их основе новейших, прорывных технологий. В этой связи в институте:

  • в 2005 году создан факультет инноваций и высоких технологий, осуществляющий подготовку специалистов, владеющих наряду с фундаментальными естественнонаучными знаниями, также знаниями и компетенциями в современной инновационной экономике;
  • в 2007 году создан корпоративный факультет информационных бизнес-систем для подготовки магистров для крупнейшей компании «Информационные бизнес-системы»;
  • в 2008 году разработан федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения подготовки магистров по новому направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций»;
  • в 2008 году создан факультет нанотехнологий и информатики по подготовке специалистов для Российского научного центра «Курчатовский институт», который в 2009 году преобразован в факультет нано‑, био-, информационных и когнитивных технологий по подготовке высококвалифицированных специалистов по новым междисциплинарным направлениям для РНЦ КИ и партнеров (декан - член-корреспондент РАН, директор РНЦ КИ).

В 2009 году в Долгопрудном, где расположены основные учебно-лабораторные корпуса института, спортивно-оздоровительный комплекс (3 спортивных корпуса, бассейн, теннисные и баскетбольные площадки и прочее), 8 корпусов общежитий, профилакторий, введено в эксплуатацию новое 17-ти этажное общежитие квартирного типа. Это позволит не только существенно улучшить социально-бытовые условия наших студентов и аспирантов, но и создать качественно новые условия для проведения совместных научных исследований с внешними организациями, в том числе и в существующих научных центрах, а также планируемых к созданию в рамках программы НИУ МФТИ, конференций и т.п.


В 2009 году МФТИ принял активное участие в мероприятиях федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы (ФЦП «Кадры»). В рамках мероприятия «Оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы)» МФТИ признан победителем по отраслевому направлению «Приборостроение, основанное на новых физических принципах». В рамках ФЦП «Кадры» выполняются научные исследования практически по всем мероприятиям  программы: в 6 научно-образовательных центрах работают около 15 коллективов, возглавляемых докторами и кандидатами наук. Выиграны гранты по мероприятиям «Проведение научных исследований молодыми учеными-кандидатами наук и целевыми аспирантами в НОЦ»,  «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах по направлениям «Естественные науки», «Технические науки» и «Высокотехнологичные секторы экономики».


В процессе подготовки  к конкурсу на получение статуса НИУ МФТИ разработал проект Программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет МФТИ» на 20092018 годы, основной целью которой является практическая реализация в краткосрочной и среднесрочной перспективе новой миссии МФТИ.


Миссия НИУ МФТИ — стать ведущим исследовательским университетом мирового уровня, реализующим:

  • генерацию знаний на стыке различных дисциплин и междисциплинарную подготовку кадров на основе неразрывной связи фундаментального университетского естественнонаучного образования и непосредственного участия студента в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по ПНР НИУ в интересах своих стратегических партнеров;
  •  разработку и трансферт новых технологий по ПНР НИУ в экономику Российской Федерации, в том числе через генерацию пояса малых и средних инновационных предприятий.

Основная задача Программы НИУ МФТИ состоит в реализации стратегии инновационной трансформации МФТИ с максимальным учетом перспектив развития экономики Российской Федерации и создания на этой основе высшего учебного заведения нового типа на базе развития и укрепления «Системы Физтеха», которая определила бренд института, выпускавшего в советские времена, а также в постперестроечные годы одних из лучших кадров для высокотехнологических областей науки и техники, которые во многом определили научно-техническое развитие страны.


Реализация Программы должна придать новый импульс этой образовательной системе, получившей широкую известность в стране и за рубежом, развить ее наиболее сильные стороны, применительно к современным условиям, модернизировать существующие и разработать новые образовательные технологии, обеспечивающие высокое качество подготовки специалистов, востребованных на современном рынке наукоемких технологий, на уровне ведущих университетов мира MIT, CalTech, Stanford, Ecole Politechnique, Ecole Normal, Oxford  и других, новые механизмы интеграции образования, науки и инновационной деятельности и формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.


По существу, речь идет о создании на базе «Системы Физтеха» новой образовательной технологии подготовки и переподготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере науки и наукоемких технологий, учитывающей требования современной экономики.


Приоритетные направления развития МФТИ как НИУ основаны на исторически существующей и прогнозируемой на перспективу роли института, как одного из ведущих отечественных и мировых научно-образовательных центров, и направлены на концентрацию интеллектуальных, материально-технических и управленческих ресурсов для обеспечения и развития в среднесрочной перспективе ключевых научно-технологических направлений, в которых Российская Федерация имеет перспективы на конкурентные преимущества.


Программа НИУ МФТИ основана на  следующих приоритетных направлениях развития: физика и технологии наноструктур, наносистем, наноматериалов и нанобиофизика; информационные, телекоммуникационные технологии, суперкомпьютеры, прикладное математическое моделирование; физика и технологии приборов, систем и устройств на новых физических принципах.


Статья опубликована в журнале «Образование: цели и перспективы»  №9, 2010. Сканированную версию можно посмотреть по ссылке: страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика