Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Будущее физтеха вне науки

  В гостях выпускник факультета управления и прикладной математики (1991 год) Поташёв Максим Оскарович, обладатель 3-х хрустальных сов, в 2000 году 25 тысяч телезрителей признали Максима Оскаровича лучшим игроком «Что? Где? Когда?».

Видео со встречи

   

-Первый вопрос: почему именно Физтех, как все это начиналось? Почему ФУПМ?

-Поступал я 85-м году, жизнь тогда была несколько другая, и ландшафт высшего образования тоже, наверное, отличался от сегодняшнего. Не могу сказать, что я хорошо знаю какая ситуация с этим на сегодняшний день, но тогда выбор был очень небольшой, и привлекательных вузов в Москве было совсем мало. Физтех да Университет, пожалуй, что и всё из технических. Поэтому выбрал я Физтех. Там был плюс в том что, опять же как сейчас, экзамены были несколько раньше, и не поступив в Физтех, можно было легко, с теми же оценками, даже не сдавая экзамены поступить куда-нибудь типа МАИ, МИРЭА и так далее. Второй шанс, очень приятный, мне он, к счастью, не понадобился, до сих пор думаю что несколько повезло, потому что не могу сказать, что я был блестяще готов и очень уверенно себя чувствовал, действительно, наверное, повезло. Почему ФУПМ, тут тоже особого выбора не было, мне всегда математика была ближе, чем физика, и в этом смысле выбирать из факультетов Физтеха практически не приходится.

-Максим Оскарович, а играли вы во «Что? Где? Когда?» в школе, и если играли, помогло ли вам это при поступлении в МФТИ?

-Нет, в те времена, во «Что? Где? Когда?» еще особо не играли в школах, не играли в вузах. Это начало распространяться несколько позже, так что нет, в моё время такого не было.

-А как вы попали во «Что? Где? Когда?»?

-С детства очень любил передачу, с начала 80-х годов. Когда учился в школе, мне казалось: что-то бы у меня в этом деле получилось, тем более что школа была неплохая, и были у меня друзья одноклассники, которые тоже испытывали определенный интерес к таким вещам, мне казалось, что нам стоит попробовать. Но реально, когда поступил на Физтех, то первые три года учится было весьма тяжело. И только после третьего курса стало понятно, что теперь уже и не выгонят, наверное, и дальше жить будет попроще. Поэтому вспомнил я свою детскою мечту, нашёл телефон программы, позвонил и спросил, что нужно сделать, чтобы попасть в телевизор. Мне сказали, что будет отбор в феврале, будет порядка двухсот человек, можно прийти, попробовать себя. Пришел, попробовал, отбор, кстати, не прошёл, это было 89 году. Мы пришли целой командой, Физтеховской. Но потом, том же году была создана международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», получившая второй номер в списке общественных организаций Советского Союза, вслед за политической партией. Она была создана в 89 году, тогда же прошел первый чемпионат этой организации, телефонный чемпионат, вопросы задавались командам из разных городов, тогда еще, Советского Союза по телефону, и на них отвечали, кто ответил на большее количество вопросов, тот победитель. На чемпионате приняло участие 184 команды, и первые 8 попадали в новую телепередачу, которая называлась «Brain Ring». Мы, в первый раз сыграв во «Что? Где? Когда?» таким образом, попали в эту 8-ку и сыграли в первый в истории «Brain Ring». Потом в «Brain Ring» я играл, практически, во всех, которые снимались, и в 94-м меня позвали уже на отбор в элитарный клуб. Со второго раза я его прошел и в 94 году летом сыграл свою первую игру.

-МФТИ создавался для подготовки учёных, а у вас были ли какие-нибудь сомнения идти в науку или не в науку?

-Сомнения у меня появились позже. А когда я заканчивал школу, в общем, была друга страна, другое время, другая жизнь, и особых вариантов: наука или не наука не существовало. По большому счету у меня даже не было в голове сомнений, колебаний, было понятно, что заниматься надо наукой, а чем еще, то есть ничем, еще можно было заниматься? Вариантов тогда не было никаких. Ко времени окончания Физтеха, уже всё было немножко по-другому, и мысли о том, нужна ли мне наука уже стали появляться.

-И как-нибудь это отразилось эти сомнения на вашей жизни?

-Ну, сомнения вылились в то, что наукой я заниматься не стал.

-Чем вы занимаетесь?

-Занимаюсь я, бизнесом, маркетингом, работаю в данный момент в страховой компании, директором по розничному маркетингу. Является ли маркетинг наукой, вопрос очень сложный, на мой взгляд скорее – нет.

-Вам нравится то, чем вы занимаетесь?

-В общем – да.

-А вы можете сказать, что вы нашли свое место в жизни, или какую-то нишу, которая вам нравится?

-Это очень сильное было бы утверждение. Ну, скорее – да. Хотя, я считаю, что человек, который окончательно скажет, что окончательно нашел свое место в жизни, что как шуруп, ввинченный в гайку должен быть именно здесь, он, наверное, несколько себя ограничивает, потому что стоит быть достаточно открытым по отношению к окружающей среде, и, не смотря ни на что, продолжать смотреть по сторонам. И возможно, что в любой момент жизни подвернуться что-то такое, что окажется еще более «своим».

-Вы нам можете дать несколько рекомендаций, как нам после Физтеха найти свое место, чем мы можем заняться?

-Вообще практика показывает, и вот эти, проходящие встречи доказывают однозначно, что на Физтехе можно заниматься чем угодно.

-Это очень обширная позиция.

-Нет, серьезно. И более того, я занимался чем угодно. Все равно образование пригодится. Но тут есть тонкость: умный человек когда-то сказал, что образование это то, что остаётся, когда ты забываешь всё, чему тебя учили. Это на самом деле звучит немного парадоксально, но мысль очень не глупая, потому что, для меня лично образование - это некое структурирование мозга, это способ научиться не бояться сложных задач, вне зависимости от того, какой они природы. Это вещь скорее даже психологическая. В мое время учиться на Физтехе это было неким вызовом, испытанием, было намного сложнее чем, практически, в любом другом вузе. И человек, прошедший это, действительно, мало чего боится в жизни после этого. Я думаю, что это вообще правильно, бояться ничего не надо и надо смело браться за все, что кажется интересным, не бояться оказаться некомпетентным, я много раз убеждался в том, что не боги горшки обжигают, и для освоения любого дела, чаще всего хватает элементарного здравого смысла, если он есть.

-А чем вы занимались сразу по окончании Физтеха?

-Сразу после Физтеха, я преподавал в Физтехе, достаточно долго, на кафедре общей и прикладной экономики. Сначала несколько лет занимался только этим, потом совмещал это с работой в разных компаниях, всегда старался договориться, устраиваясь на работу, что хотя бы один день в неделю оставлять себе для преподавательской деятельности, мне это казалось важным и правильным. И, так или иначе, преподавал до года 2001 – 2002.

-А как вы учились, хорошо?

-По-разному. Еще раз говорю, поначалу было довольно сложно, я не могу сказать, что у меня была блестящая подготовка, школа была неплохая, но не супер, в ЗФТШ, ВФТШ я не учился, поэтому само поступление на Физтех было некой авантюрой. Как я ужу говорил, это был некий дополнительный шанс, потом можно было спокойно поступать куда-то еще, поэтому я решил, почему бы не попробовать? Попробовал, получилось. Но всё равно, когда уже поступил, поначалу, я ощущал, что…,ведь со мной учились международники, ребята, действительно, очень сильные, я четко понимал, что до них не дотягиваю, было достаточно непросто, двоек вроде не получал, но учился неблестяще. Где-то после 3 – 4 курса уже стало намного проще, там уже был отличником, но там действительно проще.

-А какие предметы довались, а какие не очень?

-Я еще раз говорю, мне всегда было проще иметь денно с математикой, чем с физикой. Достаточно легко и приятно выло иметь дело с программистскими дисциплинами. А всякие, имевшиеся в то время гуманитарные предметы, были для меня просто развлечением. Потом, когда уже учился в аспирантуре, с огромным удовольствием ходил на лекции Ларионова по философии и науке. Так получилось, честно говоря, я в годы учебы, когда был студентом, вообще на лекции не ходил. Не берите с меня пример. А тут меня зацепило, и с огромным удовольствием ходил на лекции, осталось очень светлое воспоминание от общения с этим человеком.

-Вот высказали, что после университета работали во многих компаниях, вы пробовали себя в маркетинге, или занимались разными вещами?

-Занимался, в основном, маркетинговыми продажами, возглавлял аналитический центр компании «Лаборатория Касперского».  Интересно было с Евгением Касперским иметь дело. Я занимался не разработкой ПО, а вещами, связанными с его продвижением, с его выводом на разные рынки. За время работы мы из чисто российского продукта, сделали продукт, который продавался в Соединенных Штатах, Англии, Германии, Франции, Испании, причем продавался достаточно успешно. Сама технология вывода продукта на новые рынки, это достаточно интересная штука, я очень многому научился за это время, в том смысле, что есть некая классика в том вопросе, заключающаяся в том, что продвижение продукта на рынок всегда требует определенных рекламных усилий. Но нам удалось это сделать вообще без рекламы за счет гипотезы, что если в магазине, который торгует ПО, поставить на полки еще одну коробку, то кто-нибудь её обязательно купит, а если окажется, что качество этого продукта выше, то за счет вирусного маркетинга, информация об этом разойдется, и спрос будет. Была смелая гипотеза и смелая попытка, которая неожиданно увенчалась успехом. На сегодняшний день компания очень хорошее себя чувствует. Я оттуда ушел в 2004 году, на тот момент мы уже продавали где-то на сто миллионов долларов в год, сегодня оборот, порядка трех сот миллионов. Я горжусь тем, что корни нынешнего процветания растут оттуда, основы были заложены тогда. А с тех пор, с 2004 года, занимаюсь, в основном, страховым бизнесом.

-Почему вы не начали свое дело?

-У меня есть свое дело, оно, правда, довольно специфично. Так получилось, что я, так или иначе, связан с интеллектуальными играми. И на сегодняшний день самой популярной интеллектуальной игрой является спортивный покер. За последние лет 10 из чисто азартной коммерческой игры сделали вполне солидный вид спорта. Мое дело – покерный клуб, который сейчас, наконец открываем, посмотрим, что из этого получится, это чистая авантюра. Понятно, что я к авантюрам склонен, и это еще одна авантюра в моей жизни.

-А расскажете про спортивный покер.

-Чего я точно не хочу, абсолютно, чтобы сегодняшняя встреча превращалась в пропаганду спортивных игр. Но чуть-чуть об этом поговорю. Тук получилось, что я в разные игры играл много в жизни. Некоторые из них носят характер абсолютно спортивный, бридж, который в спортивности ничем не уступает шахматам. Тут логика какая: спортивной игрой я считаю ту, где результат никак не зависит от случайных факторов, то есть, если речь идет о картах, то не зависит от того, как раскладываются карты. Идеальная игра, соответствующая этому критерию, это бридж. Это, действительно, игра более популярная в мире, чем шахматы, по количеству людей, которые в нее играют, проводятся, давно уже, чемпионаты мира, Европы и так далее, еще с 50-х годов. Эта игра была представлена в октябре в Пекине. После окончания основных олимпийских игр прошли, так называемые, интеллектуальные олимпийские игры, на которых был представлен ряд таких видов спорта как шахматы, шашки, некоторые восточные игры и бридж. То есть это игра, уже входящая в олимпийскую семью. Приближается к бриджу по уровню спортивности преферанс, по крайней мере, в турнирах, в которых я играл, случайности была невысока.  И как не смешно, еще меньше, чем в преферансе, элемент случайности в покере, не смотря на то, что, вроде бы от того, какие карты приходят тому, или иному игроку зависит достаточно много, но в одной конкретной сдаче, а на длинной дистанции получается, что всегда выигрывают те, у кого выше мастерство. Соответственно, сейчас это развивается как вид спорта, ну и прочие игры тоже. Мы пытаемся создать клуб, в котором все такие игры были бы объединены, и бридж, и преферанс, и нарды, тоже довольно популярная сейчас в мире игра, но покер там как локомотив этого дела, потому что наиболее популярный и продвигаемый в мире вид спорта.

-А вот МФТИ всё-таки считается более физическим и техническим вузом, как вы считаете, нужна ли здесь экономика? Каждый должен заниматься своим делом, или стоит скрещивать разные виды?

-Хороший вопрос. Актуален он стал примерно в те годы, когда я учился и потом здесь преподавал, потому что именно тогда начали появляться экономические дисциплины в учебной программе и сменили полит. экономику, которая была всегда, как часть советского стандартного набора: полит. экономика, обществоведение и научный коммунизм. Когда Советский Союз закончился, было понятно, что чем-то это было надо заменять, и начали активно продвигать экономику и разные экономические дисциплины. Я их читал в своё время, преподавал. И в кокой-то момент времени, может помните, ФУПМ носил другое название: прикладной математики и экономики. Были люди, активно продвигающей эти темы. Скажу, что те курсы, которые читались тогда, я не знаю, сохранилось ли от них что либо, они были достаточно уникальные, я такого больше нигде не встречал, таких фундаментальных подходов к моделированию экономических процессов. Базовые основы макроэкономики закладывались достаточно неплохие. Нужно ли все это нынешнему физтеху? Я думаю, что – да. Потому что как показывает опыт, 100% выпускников работать по тем научным специальностям, которые связаны с исходными идеями Физтеха, всё равно не будут, такова жизнь. Значительный процент из вас уйдет после окончания института не в науку. Не знаю хорошо это или плохо, может быть немного грустно, но это будет, это факт. Дело даже не в том, чтобы заложить у вас в головах основы экономических теорий, которые в реальном бизнесе даже и не нужны, дело скорее в том, чтобы познакомить вас с вещами, которые в стороне от основного направления, чтобы дать вам возможность выбора, возможность понять, чем вы хотите заниматься. Мне кажется, что это правильно. Когда больше свобод выбора, это помогает сделать правильный выбор.

-А где бы вы посоветовали проходить экономическую магистратуру, в России или за рубежом?

-За рубежом. Исключительно по той причине, что наличие в резюме строки о западном образовании очень полезно при трудоустройстве. Хотя по моему личному опыту никаких преимуществ это образование не дает. Вообще у меня очень скептическое отношение к экономическому образованию, так как весь мой опыт показывает, что оно никак не заменяет практический опыт и просто хорошие мозги. Потому что все те кейсы, которым учат, всё это от реальной жизни довольно далеко, и когда человек приходит в бизнес, ему практически всему приходится учиться с нуля. Поэтому с этой точки зрения довольно-таки все равно где учиться.

-Какая, по вашему мнению, миссия у Физтеха сейчас? Если раньше это было создание бомб, то какая она сейчас?

-А я не знаю. Не знаю, какая она сейчас и какая должна быть. Потому что не очень понятно, в какой стране мы будем жить завтра, и что этой стране будет нужно. Это очень сильно зависит от тех процессов, которые происходят в обществе. А процессов таких, в общем, два. Процесс «империзации» России, когда страна на международной арене хочет выглядеть сильной, жесткой и агрессивной, возможно такой стране лет через 5 и понадобятся бомбы, тогда Физтех вернется к своей исторической миссии. А с другой стороны у нас в стране сейчас кризис, и если вы не ощущаете его, но реально, во всех компаниях, имеющих отношение к финансовому рынку ситуация очень непростая. По-видимому, все основные события, связанные с кризисом, предстоят в следующем году. Как это будет болезненно для всего населения – неизвестно, существует много разных мнений. Но страна наша из кризиса выйдет, но выйдет насколько другой. И от этого зависит, для чего будет нужен Физтех. Но  нужен он будет. Потому что хорошее образование остается хорошим при любых обстоятельствах, даже если вам оно не пригодится, оно формирует личность, формирует определенный взгляд на жизнь. Поэтому Физтех все равно будет нужен.

-Какие иностранные языки вы знаете, и какие бы вы посоветовали сейчас изучать.

-Знаю только английский. И, по-моему, кроме как для лучшего самоощущения все остальные и не нужны.

-А игра во «Что? Где? Когда?» дала вам какие либо жизненные преимущества?

-Да, безусловно. Я считаю, что она сильно изменила как личность. А практических преимуществ, пожалуй, нет.

-А стоит ли этим сейчас заниматься?

-Конечно, стоит, неужели, вы думали, что я скажу что-то другое. Только к ней нужно относиться правильно. Эта игра как наркотик. Человек, который не имеет в жизни ничего кроме игры, это очень несчастный человек, страшное зрелище. А если относиться к этому очень легко, как к хобби. То это очень хорошо, еще и с той стороны, что это очень интересный круг общения.

-А вы, наверное, очень много книг читали, какие ваши любимые книги?

-Да, читал очень много. Но не люблю такие вопросы, потому что когда выделяют кого-то одного, очень себя ограничивают, считаю, что это неправильно. Но если очень надо что-либо ответить, то говорю что Пушкин.

-А у вас не осталось сожаления, что вы не стали заниматься наукой?

-Нет, совсем нет. Я отношусь к себе очень сдержанно, и знаю, что в науке ничего серьезного не добился бы. А если так, то зачем? Если человек действительно ощущает потенциал для нобелевской премии, то не заниматься для него наукой – это преступление, а если нет, то есть о чем подумать.

-А знания, которые вы приобрели на физтехе, как вам пригодились в дальнейшей жизни?

-Незначительно. Во-первых, все, чему меня учили, я давно забыл, это факт. Во-вторых,  в реальной жизни бывает нужна элементарная математика, совсем элементарная. Смех, правда, в том, что 99% людей, с которыми приходится иметь дело, элементарной математикой не владеют. Элементарная математика помогает лучше понимать некие экономические процессы, позволяет строить элементарные модели, это бывает полезным. Хотя в том же страховом бизнесе есть особые ветви, которые являются чистой математикой, и дольно солидной. Человек с научным мышлением, который хочет работать с цифрами и абстрактными понятиями в этой жизни, может найти себя в таких узких нишах.

-У вас не возникало желания работать или учиться за рубежом?

-Когда я заканчивал Физтех, уезжать в американские вузы было модно, причем это были первые годы, когда это было возможно. Из моих однокурсников уехало примерно половина. У меня тоже была возможность, но я решил, что это не мое и не сожалею. Хотя позже и работал в Канаде. Еще раз скажу: каждому свое, это хорошо для тех, кому это нужно.

-Знания из тех, что вам дал Физтех, вам не пригодились, а что из того, что дал Физтех пригодилось?

-Скажу еще раз: самое важное, это способность не боятся никаких задач, не бояться неизвестного. А еще отсутствие лишних «понтов». На Физтехе мы старались быть простыми в общении, некая своя субкультура. Общаясь с разными людьми, в разных областях жизни, физтеха узнаешь очень быстро, именно по стилю общения. И этот стиль, на мой взгляд, достаточно правильный.

-А какие еще у вас были увлечения помимо интеллектуальных игр?

-Да никаких, времени не оставалось.

-Как вы считаете, в чем изюминка игры «Что? Где? Когда?», что отличает ее от других игр? Например, от игры «Своя игра».

-Если говорить о своей игре, принципиальных отличий два. Первое заключается в том, что «Что? Где? Когда?» это командная игра. Второе в том, что во «Что? Где? Когда?» нужно думать, а не знать. В «Своя игра» во главе угла стоят знания, а во «Что? Где? Когда?» коллективное мышление. Самое главное качество игрока «Что? Где? Когда?» это умение работать в команде. С этой точки зрения эта игра является большей моделью жизни, и больше полезна для жизни.

-А как формировалась ваша команда?

-Какая?

-Последняя.

-Вообще «Что? Где? Когда?» делится на две части: телеигра и игра, как вид спорта. Причем «Что? Где? Когда?» как вид спорта, это нечто большее, чем телеигра. Потому что телеигра это узкий круг людей, несколько десятков человек, а вид спорта -  это порядка десяти тысяч команд в 20 странах мира. Телеигра – это авторская передача, и формирование команды это в значительной степени прерогатива съемочной группы. А в спорте команды формируются капитаном, и это болезненный, долгий и сложный процесс, некоторые команды ищут оптимальный состав годами, и только после этого начинают добиваться успехов.

-Какой у вас был самый запоминающийся экзамен на физтехе?

-Не помню, давно было?

-Кода принимали экзамены, может быть?

-Много веселого было. Запомнился случай, когда на экзамен пришла девушка ни на один вопрос не отвечает, а у меня принцип был, я двоек не ставил, не хотел создавать себе лишней работы, и она, зная мой подход, говорит: «Ну, ставьте мне уже тройку», «А что ж вы так плохо подготовились?»,  а помню, на семинары она ходила, «Понимаете, это моя мама виновата, она по дому иголки разбрасывает, я ногу проколола. Ладно, Бог с ним, с вашим экзаменом, я из-за этого на собственном Дне рожденье танцевать не могла». Тройку поставил.

-Как человек, игравший в командную игру, какое у вас сформировалось отношение к чужому мнению, особенно к чужому авторитету?

-Авторитетов у меня нет совсем. Тут речь, скорее, идет не об авторитете, а о доверии. Любую точку зрения, для того чтобы человека убедить, нужно аргументировать, и только в этом случае она чего-то стоит. Но бывают ситуации, когда на внятную аргументацию нет, ни времени, ни возможности, и если мы говорим о «Что? Где? Когда?», то капитан должен четко понимать, кому и в каком вопросе без аргументации он может доверять, а кому нет. Это означает, что людей, с которыми садишься за стол, должен хорошо знать и понимать.

-То, что вы являетесь капитаном в своей команде, помогает вам в обычной жизни, на работе или еще где-нибудь?

-Это взаимосвязаны вещи. Капитан – это тот, кто умеет и любит брать на себя ответственность, принимать решения, умеет слушать других. И, соответственно, здесь есть совпадения между игрой и работой тоже. Капитан – это руководитель и определенные качества руководителя у него должны быть, а у руководителя должны быть качества капитана команды.

-С теми, кем играете, вы общаетесь в обычной жизни?

-Если мы говорим о спорте, то – да, это мои очень близкие друзья, а что касается телеигры, то там есть и близкие мне люди, и есть люди, с которыми я даже не разговариваю.

-А вы можете назвать самые любимые, самые яркие вопросы за всю практику игры?

-Я как то подсчитал, что за свою жизнь сыграл порядка двух сот тысяч вопросов. У меня вообще память плохая, а вспоминать навскидку вообще тяжело.

-А насколько часто вы видитесь со своим выпуском Физтеховским?

-Пересекался со многими своими  однокурсниками, наверное, лет уже 12 назад, в 96 году, когда был юбилей Физтеха. Потом был сбор нашего выпуска, на который я почему-то не попал. Остались у меня близкие друзья, с которыми пересекаюсь довольно часто, но их немного, человек пять.

-А как вы относитесь к идее мирового правительства?

-Я в конспирологию не верю совсем. Понятно, что определенные процессы, происходящие и в экономике, и в политике взаимосвязаны. И понятно, что реальные причины того, что происходит, не всегда на поверхности и всегда видны. Но в заговор я не верю совсем.

-А можете назвать причину текущего экономического кризиса?

 -Она заключается в том, если совсем упрощать, что некоторое время назад кончились покупатели. Начался кризис перепроизводства. Некоторое время ситуация поддерживалась некими вторичными продуктами: деривативами, обязательствами. Но фактически такая торговля является построением пирамиды, и как только пирамида была насыщена, сразу произошёл коллапс.

-А на вашей компании отражается кризис?

-В связи с кризисом я ушел из одной страховой компании и пошел в другую. Крупные компании, работающие на финансовом рынке в России, инвестируют деньги  в проекты, приносящие высокий доход. В частности, на нашем рынке это выла деятельность по строительству. Было понятно, что в какой-то момент наступит коллапс. И у тех, кто не успел вовремя извлечь свои активы, у них довольно сложная ситуация. У тех, кто успел, или был ограничен, пока всё нормально. Пока, потому что ни один аналитик однозначный прогноз на 2009 год по развитию событий не даст.

­- Максим Оскарович, а у вас не было желания податься в политику?

-Занимался в свое время и предвыборными компаниями, ездил по городам, участвовал в агитациях и с рядом людей во властных структурах знаком, поэтому четко и однозначно могу ответить на ваш вопрос – нет, не хочу.

-А какую периодику вы читаете?

-«Спорт экспресс».

-А кроме?

­-Почти нечего. Ну, есть профессиональные издания, связанные со страхованием, которые читать случается.

-Скажите, у вас после Физтеха сформирован широкий кругозор и светлые мозги. Это не мешало вам в том, что трудно сконцентрироваться на чем-то одном, постоянно возникают новые интересы, стремления?

-Мешало. Это действительно проблема, с этим нужно бороться. Концентрироваться нужно, пусть не на всю жизнь, а на короткий промежуток времени. Если чем-то занимаешься, то нужно заниматься направленно. Опять же, в жизни по-разному бывает, нет общих рецептов, бывают ситуации, когда концентрироваться не нужно, когда есть возможность попробовать что-то еще не в ущерб основному делу, а бывают ситуации, когда рыпаться в сторону нельзя. Это очень неоднозначно.

-А в чем ваш секрет успеха в целом?

-Повезло. Я считаю своим успехом то, что мне довольно часто бывает интересно жить. Я знаю людей, которые не могут этим похвастаться. И я считаю, что в этом смысле мне повезло. С другой стороны, я знаю людей, которые настолько любят свое дело, что им интересно жить ежеминутно, ежесекундно, и я думаю, им повезло больше.

-У вас есть дети?

-Да, у меня два сына. Они еще маленькие, им только по три года.

-А какие у вас требования к людям, с которыми вы работаете в команде для осуществления какого-либо проекта.

-Мне очень много приходилось заниматься подбором персонала. Я очень сильно напрягаюсь, когда приходят люди, только закончившие вуз, с очень высокими требованиями, и считают, что диплом это гарантия того, что они будут полезны, это большая ошибка. В любом деле очень важен опыт. Понятно, что он из воздуха не возьмется. Это означает, что, не имея практического опыта, нужно объективно себя воспринимать и иметь соответствующие запросы. С другой стороны наличие мозгов и здравого смысла, я говорю про здравый смысл, это очень важная вещь, мозги не должны быть оторваны от жизни, не должны быть устремлены к абстрактным понятиям, способность применять знания, навыки и интеллектуальный потенциал на практике, это не так просто и очень важно, часто хорошие мозги и здравый смысл оказываются важнее образования, намного. Если у человека это есть, то для него это большой плюс. Но это мой подход. У многих других людей, у кадровых служб, часто подход противоположный, и часто очень формальный: люди смотрят на определенные флажки в резюме, смотрят какое образование, по направленности, в каких компаниях работал и так далее и, в общем, в суть особо не вникают.

-А как вы предпочитаете отдыхать, как проводите свободное время?

-Свободного времени у меня достаточно мало, если оно есть, то предпочитаю взять книжку и лечь на диван. А  что касается полноценного отдыха, я очень люблю ездить по разным странам и смотреть по сторонам, по Европе, например. Брать машину, ехать, останавливаться в разных городах, очень не люблю оставаться на одном месте.

 

Материал подготовили

Иванов Николай

Щигельский Денис

Пронин Александр

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li
Яндекс.Метрика