Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Экскурся в г. Санкт-Петербург (14 мая 2009 г.)

Приключения физтехов в Санкт-Петербурге ("За науку" №13 от 26 мая 2009 г.)

 

14 мая туристы МФТИ выехали на автобусе в Санкт-Петербург.

Москва проводила нас прохладным, но сухим вечером. Ночью начался дождь. Утром 15 мая Санкт-Петербург сдержанно встретил гостей легким снежком и весьма бодрящим ветром с моря. После обильного завтрака в кафе началась обзорная экскурсия по городу. Наш экскурсовод Наталенко Лариса Арамовна очень подробно и нтересно рассказывала о городе и его окрестностях.

Санкт-Петербург – город уникальный в русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи, и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны. Петр I, царь-реформатор, задумал его как город своей мечты. Прекрасная северная столица сказочно быстро выросла на самой окраине России, в устье Невы на берегу Балтийского моря. Угроза потопа, поддерживаемая частыми наводнениями, породила мрачные предсказания скорой гибели города. В его истории бывали периоды, когда казалось, что эти пророчества сбываются. Петербург пережил несколько войн и революций, военную блокаду в «сороковые-роковые» и не раз оказывался на грани гибели, но выстоял. Отметив юбилей в 2003 году, Санкт-Петербург шагнул в четвертое столетие своей жизни. Со времени основания столицы 27 мая 1703 года она воспринималась как чудо, явившееся среди топких болот в суровом северном крае. Главные приметы Петербурга – вода и камень. Так с самого основания города, названного именем Святого Апостола Петра, небесного покровителя русского царя, обыгрывали евангельские слова о Петре как о камне, на котором воздвигался город. Вода, эта мятежная стихия, всегда готовая вырваться из своего каменного плена, Петербургская архитектура своеобразна и неповторима. Она отличается уникальной выдержанностью огромных ансамблей. Санкт-Петербург имеет свой «язык» и говорит с нами своими улицами, площадями, монументами. Многое может поведать его центральная, историческая часть, где «водная площадь» Невы плавно перетекает в «созвездие» рукотворных площадей, и где шедевры Б.-Ф. Растрелли, А.Д. Захарова, К.И. Росси сливаются в единый архитектурный аккорд, создавая «строгий, стройный вид» северной столицы. Здесь же замер на вздыбленном коне «Медный всадник», памятник Петру I, – самый популярный символ города на Неве и его гений-хранитель. Образ Петербурга определяют не только здания, площади и монументы, но и чарующая северная природа, особенно Нева. Вытекая из Ладоги, быстрая и полноводная река ровно течет к Финскому заливу, и только в центре города делится на рукава, образуя обширную дельту со множеством островов. Плавно изгибаясь и пересекая город, она является его главным «проспектом», как об этом мечтал основатель Петербурга Петр I.

Один за другим над рекой поднимались мосты: Литейный, Троицкий, Дворцовый, Большеохтинский и другие, образуя анфиладу арок. Мосты перекинуты и через рукава Невы, и через другие реки и каналы, превращая Петербург в музей мостов под открытым небом. Первая пешеходная экскурсия прошла у нас по территории Петропавловской крепости. Крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города. 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года Петр I заложил на Заячьем острове новую крепость, которая должна была защищать отвоеванные у шведов в ходе Северной войны земли. Эта дата вошла в историю как день рождения города, стремительно развивавшегося под прикрытием неприступной крепости. План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения.

Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьму Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за всю ее историю из нее не было совершено ни одного побега. Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713–1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из яшмы и орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний российский император и его семья погребены в Екатерининском пределе Петропавловского собора. После посещения крепости состоялась экскурсия по Эрмитажу.

Это самое нарядное здание Петербурга, построенное в стиле барокко, – Зимний дворец, бывшая императорская резиденция. Сейчас в нем и еще в нескольких зданиях и размещается Эрмитаж. Его рождение связано с именем императрицы Екатерины II. Она пожелала, следуя французской моде своего времени, возвести рядом с Зимним дворцом павильон Эрмитаж, то есть «приют отшельника», где устраивала дружеские приемы «без чинов». Здесь же хранились ценности ее художественного собрания. Оно началось со случайной покупки картин у берлинского купца Гоцковского в 1764 году. Эта дата и считается годом основания Эрмитажа. С тех пор он прошел путь от закрытого дворцового собрания и места для развлечений знати до одного из крупнейших музеев мира. По богатству и разнообразию своих коллекций он стоит в одном ряду с парижским Лувром, римским Ватиканом, Британским музеем и рядом других сокровищниц. В Эрмитаже можно увидеть все, от редких образцов первобытной культуры до лучших произведений современных мастеров. Основу богатейшего собрания составляют работы западноевропейских мастеров, среди которых есть немало всемирно признанных: живописные полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта и многих других непревзойденных мастеров. Коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, рыцарский зал с очень интересной коллекцией оружия выставлены в дворцовых залах.

Затем была экскурсия в храм Воскресения Христова, или Спаса на Крови. Весной 1881 года император Александр II возвращался в Зимний дворец из Манежа после смотра военных учений. На Екатерининском канале его поджидали террористы-народовольцы с бомбами. Прогремел взрыв, и раненный царь упал на мостовую. Его увезли во дворец, где он в тот же день скончался. На месте покушения по воле Александра III был воздвигнут этот храм. Несмотря на свое скорбное предназначение – хранить память об убитом императоре, – он смотрится нарядно и празднично. Храм славится своими мозаиками, которые являются единственным в мире примером мозаичного искусства в новое время. Они посвящены в основном евангельским сюжетам и созданы по эскизам знаменитых художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина и др. Вечером мы разместились в отеле и свободное время проводили в меру сил, у кого сколько осталось. Кто-то опять пошел гулять по городу, кто-то ночью смотрел, как разводят мосты.

На следующий день немного потеплело, снег уже не шел и даже выглянуло солнце, что очень порадовало замерзших туристов. В этот день нас ждала загородная экскурсия в Гатчину. Гатчина – бывшая императорская резиденция – находится приблизительно в сорока пяти километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга и в ряду других памятников художественной культуры XVIII века выделяется особо. Живописный рельеф, родниковые озера, речки с прозрачной водой и обширные леса позволили создать здесь великолепный ансамбль, центром которого стал необычный по своей архитектуре дворец с башнями и подземным ходом. Здание, созданное по проекту итальянского зодчего Антонио Ринальди в стиле классицизма, задумывалось как охотничий замок и предназначалось для фаворита Екатерины II Григория Григорьевича Орлова. Императрица подарила графу Гатчинскую мызу и близлежащие деревни в 1765 году и спустя год здесь начались строительные работы. Возведение огромного дворца шло в течение пятнадцати лет. После смерти первого хозяина в 1783 году дворец был выкуплен у братьев Г.Г. Орлова в казну «со всеми находящимися в нем мебелями, мраморными вещами, оружейною и пр...» 6 августа того же года Екатерина II подписала указ о пожаловании Гатчины в собственность великому князю Павлу Петровичу, сыну императрицы. После трагической гибели Павла I в Михайловском замке в ночь на 12 марта 1801 года Гатчина перешла в собственность его супруги Марии Федоровны, а затем владельцем загородной резиденции стал Николай I. В 1851 году на плацу торжественно установили бронзовую статую Павла I работы скульптора И.П. Витали. После обеда состоялась экскурсия в Исаакиевский собор. Храм, строившийся как центр российского православия, – уникальное для Санкт-Петербурга здание. Он целиком облицован снаружи и отделан внутри разными породами декоративного и поделочного камня и является настоящей сокровищницей природных самоцветов. Купола Исаакия, вызолоченные огневым способом, ни разу не подвергались реставрации и до сих пор сохраняют свой первоначальный блеск. Собор связан с небесным покровителем основателя города, родившегося 30 мая в день памяти Святого Исаакия Далматского. Таким образом, памятник Петру I и храм образуют подобие императорского форума, какие устраивали в древнем Риме. В центре Исаакиевской площади высится конная статуя – монумент другому императору, Николаю I. Петербуржцы шутят, что этому коню никогда не догнать «Медного всадника», стоящего по другую сторону собора. После этого мы ознакомились с Казанским собором. С Петербургом связано много пророчеств. Когда собор только закладывали, воронежский архиерей Митрофаний предрек Петру I, что «покровом города» станет образ Казанской Божией Матери, и пока икона хранится в Петербурге, в него не вступит враг.

В 1710-е годы царица Прасковья Федоровна привезла икону из Москвы. Когда Санкт- Петербург, подобно другим европейским столицам, обрел в 1811 году свой кафедральный собор, Казанский, городская святыня стала храниться в нем. Казанский собор – самое великое творение зодчего А.Н. Воронихина. К Невскому проспекту храм развернут боковым фасадом, так как алтарь храма полагается обращать на восток. Воронихин пристроил к нему мощную колоннаду, образующую полукруглую площадь. Храм стал памятником русской военной славы. В 1812 году тысячи петербуржцев провожали отсюда на войну с Наполеоном М.И. Кутузова, главнокомандующего русской армии. А через десять месяцев, когда вражеское войско было разбито, Кутузов скончался, и его останки погребли в соборе. Последний день нашего путешествия ознаменовался поездкой в Петергоф.

Петергоф, бывшая загородная императорская резиденция, а ныне богатейший музейный комплекс, возводился как символ новой России, когда она стала морской державой и утвердилась на берегах Балтики.

Здесь – настоящее фонтанное царство, где господствует стихия воды, так любимая Петром. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа – грандиозного памятника победе России в Северной войне за выход страны к морским берегам, вот почему важнейшую роль в его убранстве играют фонтаны и среди них – «Самсон, разрывающий пасть льва», аллегория победы России в Полтавской битве. Самое крупное и знаменитое сооружение Петергофского ансамбля – Большой дворец, возведенный над Большим каскадом и фонтанами Нижнего парка. Среди них выделяется бронзовый Самсон, уже не первый век символически раздирающий пасть льву. Призрачно-воздушный дворец словно парит над сверкающими водяными струями, кронами деревьев и золотом скульптур. Б.-Ф. Растрелли придал дворцу «блистательное великолепие» как снаружи, так и изнутри. Мы посетили недавно открытый для экскурсий Банный корпус, возведенный на месте петровской мыльни. В его центральной части находится Холодная ванная с опущенной под уровень пола деревянной полированной ванной и люстрой-душем. Камерный характер интерьера Теплой ванной подчеркивает картина «Отдых вакханки» кисти Н. Тютрюмова. У восточного фасада корпуса в 1866 году был разбит небольшой, но очень живописный и уютный Китайский садик.

Экскурсия произвела незабываемое впечатление. Хочется поблагодарить профком МФТИ, который организовал такое замечательное путешествие.

Рита ЛЕЛЯНОВА

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li
Яндекс.Метрика