Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Виктор Иванов: «В настоящее время мы наблюдаем интерес государства к областям электроники и фотоники, и это даёт школе хороший потенциал для развития»

Директор Физтех-школы электроники, фотоники и молекулярной физики Виктор Иванов о современных тенденциях развития в области наноэлектроники и в науке о материалах, международном сотрудничестве в образовательной сфере и о важности сохранения традиций факультета.


— Каковы цели и задачи школы?


— Школа электроники, фотоники и молекулярной физики в своём развитии опирается на профессионально сильную сеть базовых предприятий и серьёзную экспериментальную базу в кампусе МФТИ. Процесс подготовки специалистов в областях электроники и фотоники ориентируем на современные тенденции роста производительности и снижения стоимости электронных микроструктур, что в основном связано с двумя научными и технологическими направлениями. Это снижение проектного масштаба в электронике и фотонике и создание наноструктур на новых материалах. Важнейшим направлением является развитие новых уникальных функциональных материалов и технологических процессов для энергетических, конструкционных, электронных и других применений, принципиально повышающих качество жизни.


— Какие основные научные направления выбраны для развития школы?


— Определены три актуальные направления развития.


Первое — наноэлектроника и вычислительные системы на новых принципах, что включает ряд современных тенденций развития наноэлектроники, в том числе: создание элементной базы для нейроморфных и квантовых вычислений, развитие самих методов вычисления. С ростом потоков информации будут востребованы высокоёмкие хранилища для баз данных. В этой связи мы также ориентируемся на актуальную проблему, которая известна как энергонезависимая память или память с низким потреблением энергии и высокой плотностью информации.


Второе — оптоэлектроника и лазерные системы. Здесь актуально развитие таких направлений лазерной физики и техники, как оптоволоконные лазеры, полупроводниковые лазерные системы, которые между собой хорошо взаимосвязаны.


Крайне актуальным является развитие энергосберегающих источников ЭМ-излучений, систем технического зрения и отображения информации, таких как OLED/OLET дисплейные технологии, микросенсорики на современных принципах и других систем.


Третье — развитие новых технологических процессов и материалов. Школа ориентируется на функциональные наноматериалы для энергетических систем (альтернативная и возобновляемая энергетика), фотоники, электроники, для медицинских и других применений. Важным и самостоятельным направлением здесь являются углеродные материалы и процессы их синтеза. Весовая доля углерода на планете очень высока в ряду всех элементов, из него конструируется очень много различных материалов, которыми мы пользуемся. В последние десятилетия открыты новые углеродные нанообъекты — углеродные нанотрубки и графен, — наши выпускники должны в этих направлениях активно работать.


— Как выглядит организационная структура школы?


— Школа управляется дирекцией, во главе которой стоят директор и несколько заместителей директора по направлениям: учебно-методической работе, учебно-воспитательной работе, научно-инновационной работе и финансово-административной работе. Последний вид деятельности принципиально отличает организацию школ от прежних факультетов: у школы появляется определённая самостоятельность с некоторыми элементами бизнес-единицы. При школе создаётся совет, который должен определять и корректировать направления развития, утверждать и принимать к отчету ежегодный план деятельности школы. Совет будет состоять из ведущих специалистов по основным направления школы, которые представят базовые предприятия и предприятия-партнёры, кафедры и лаборатории МФТИ.


При этом важно отметить, что все исполнительные процедуры по образованию и науке реализуются аппаратом школы, хотя одновременно поддерживается функционирование факультетов с целью сохранения традиций. В том числе традиций взаимодействия с выпускниками, чтобы они знали, где находится их дом — в школе электроники, фотоники и молекулярной физики.


— Как будет происходить взаимодействие с базовыми кафедрами?


— Подготовка специалистов на базовых кафедрах — неотъемлемая часть образования на Физтехе. Здесь наши выпускники завершают своё образование, приобретая профессиональные навыки, с которыми они могут входить в жизнь с дипломом Физтеха и быстро подключаться к решению актуальных физико-технических проблем.


Базовые кафедры выполняют очень серьёзную функцию. Они, как правило, действуют на одном или нескольких базовых предприятиях. Мы стремимся эту систему взаимодействия с факультетами, а теперь и школами — улучшить, чтобы базовая кафедра была заинтересована в том, чтобы не только привлечь к себе на работу хороших студентов, но и дать им возможность получить интересную работу и личное творческое развитие. Кроме того, хочется, чтобы каждое базовое предприятие имело хорошие сложившиеся контакты с рядом партнёров, с которыми оно взаимодействует, где наши выпускники также будут востребованы.


— Каким будет путь развития у вашей школы?


— Развитие школы будет складываться в зависимости от тенденций развития тех отраслей науки и техники, для которых мы готовим выпускников. В настоящее время мы наблюдаем усиление интереса в государстве к областям электроники и фотоники, позитивные мировые тенденции в области новых материалов. Поэтому у школы есть хороший потенциал для своего развития и для повышения возможностей наших выпускников. Важная задача на этом поле — инициирование контактов с ведущими предприятиями и холдингами, чтобы они заинтересованно работали с Физтехом в лице ФЭФМ, выстраивали с нами как научную, так и образовательную линию сотрудничества.


В части развития образования мы планируем с одной стороны повышать качество, с другой — совершенствовать образовательные программы в направлениях новых тенденций в тех областях, для которых мы готовим выпускников. Например, почти вся современная электроника оперирует нанометровыми масштабами, при которых возникают размерные физические эффекты, в том числе квантовые размерные эффекты. И в этом смысле вся современная электроника базируется на нанотехнологиях, и мы должны усиливать образовательную программу в части эффектов малых размеров.


Есть другое бурно развивающееся направление в электронике, называемое printed electronics, которое строится на отличном от традиционной кремниевой электроники подходе — выращивать функциональные микроструктуры на подложке путём адресной доставки наночастиц нужного состава. Основной принцип подхода — ничего лишнего: минимально необходимое количество операций, количество материалов только необходимое, без отходов и их утилизации. Эти технологии сегодня оказываются экономически многократно более выгодными и целесообразными, поэтому данная сфера очень быстро развивается. И мы не должны здесь отставать. На Физтехе мы формируем кластер в области printed electronics и планируем привлекать для работы в качестве преподавателей ведущих в областях нанотехнологий и наноэлектроники как отечественных, так и при необходимости зарубежных учёных и специалистов.


— Как будет проходить набор в будущем учебном году?


— На приёмную кампанию 2017 г. в МФТИ приняты новые правила приёма обучающихся, в рамках которых приём будет происходить непосредственно в школы по отдельным конкурсным группам. В частности, Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики будет вести приём по конкурсной группе «Математика и физика» (факультет молекулярной и химической физики, факультет физической и квантовой электроники) — ФЭФМ Математика и физика.


— Какие партнёры есть у школы сейчас? С кем планируется развивать новые сотрудничества?


— В настоящее время нашими партнёрами в образовательной сфере являются ведущие институты Российской академии наук, с которыми мы сотрудничаем по подготовке наших выпускников. Два предприятия входят в состав холдинга «Швабе» в области оптоэлектроники и лазерной техники. Также нашими базовыми предприятиями являются две бизнес-компании: транснациональная компания, производящая оптоволоконные лазеры и являющаяся практически монополистом в мире, IPG Photonics, и крупнейший холдинг ОАО «РТИ», содержащий электронный завод «Микрон». У школы ФЭФМ имеются и международные партнёры, с которыми мы традиционно сотрудничаем, где стажируются наши выпускники, магистранты и аспиранты: Исследовательский центр в Юлихе (Германия) и Технический университет Дрездена, которые специализируются в сферах нанотехнологий и наноэлектроники.


Сейчас мы ведём переговоры с другими компаниями, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами. В частности, планируем расширять сотрудничество с оптоэлектронным холдингом «Швабе», ведём переговоры о сотрудничестве с компанией New Diamond, которая занимается выращиванием искусственных алмазов.


— Как образование школ затронет студенческие организации внутри факультетов?


— Поскольку мы настроены поддерживать традиции факультетов, то хотим, чтобы студенческие организации также работали в этом направлении и были устроены по факультетскому принципу. Поддержание таких структур как раз и позволит сохранить связь с выпускниками. Все традиции, которые существуют на Физтехе, мы будем обязательно поддерживать.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2017 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика