Адрес e-mail:

Валерий Киселёв: «Укрепить мост между образованием и наукой — на это направлена наша стратегия»

Почему нет смысла увеличивать набор в бакалавриат МФТИ? Какие необходимы условия, чтобы молодые специалисты оставались в науке? Почему важна свобода выбора и почему «создание Физтех-школ — это шаг вперёд»? На эти и многие другие вопросы отвечает директор Физтех-школы фундаментальной и прикладной физики Валерий Киселёв.


— Чем вызвана необходимость создания школ?


— Нередко наблюдается ситуация, когда два факультета решают близкие задачи и их профили подготовки очень похожи. Это результат советской системы: появилась какая-то задача, под нёе создали кафедру, набрали студентов. В то время была очень жёсткая система: вы поступаете в МФТИ и сразу оказываетесь привязанными к определённому месту работы после 6 лет обучения.


Сейчас такой подход мне кажется устаревшим. И объединение в школу двух факультетов, которые занимаются очень сходной тематикой, — вполне разумное решение. Есть, конечно, и специализации, которые представлены только на ФПФЭ или только на ФОПФ. Но есть и много направлений, общих для обоих факультетов. Поэтому хотелось бы, чтобы путь студента, который является связующим звеном между образованием и наукой, стал менее детерминированным и больше определялся бы конкуренцией между различными институтами и базовыми кафедрами, а также процессами интеграции однопрофильных специализаций. Дать возможность студенту выбрать, какими физическими проблемами заниматься и с какими людьми работать. Такую задачу как раз и решает школа.  


Создание школ — это шаг вперёд. На мой взгляд, такая организация позволит базовым кафедрам привлекать к себе больше заинтересованных студентов, создавать конкурс. Раньше студента просто записывали куда-то, он плыл по течению и зачастую долгое время не ставил перед собой никаких задач. Теперь же Система Физтеха становится не столь феодально-крепостной или социалистической «по разнарядке», а предоставляет возможность мотивировать как студентов, так и базовые организации, проявить их сильные качества. У человека должен быть выбор.


Но есть еще один аспект: сколько талантливых физиков родит природа в год? Если при социализме на Физтех набирали около 800 человек, то сейчас 1000. Но это с учётом появления новых направлений, таких, как биомедицинское, например. Больше таких одарённых студентов не станет, поэтому «дробиться» структуре на всё более мелкие группы специализации дальше уже просто некуда.


Приведу пример. Есть на факультетах однопрофильные кафедры, на которых читаются очень похожие курсы. Казалось бы, они направлены на одну и ту же аудиторию. Почему же эта аудитория раздроблена  на группы в количестве 35 человек, когда можно вполне квалифицированно обучать сразу 15 студентов и не повторять одно и то же в 10 местах?


Я считаю, что с точки зрения Системы Физтеха как раз всё очень хорошо и получается. Мы идем в правильном и современном направлении. Адаптируем эту систему и ни в коем случае её не разрушаем. У нас есть собственные задачи роста, которые поможет решить в том числе и организация школ. Это не только получение дополнительного финансирования, но и в целом движение в правильную сторону.


Факультеты сохранились и появились новые перспективы, поэтому у меня никакой тревоги нет. Главное, чтобы её не было у студентов и преподавателей.


Студентам я объясняю, что у них практически ничего не изменится. Как были два факультета, так и будет продолжаться обучение по тем программам, которые утверждены. А у тех, кто будет поступать, появится больше возможностей.


— Чем школа отличается от факультета?


Для тех людей, которые в будущем будут поступать в школу, появляется следующая специфика. Во-первых, два факультета образуют одну конкурсную группу.


Если раньше заявление можно было подать просто в МФТИ, то теперь бюджетные места выделены школам, причём каждой школе в целом. Как они распределятся по факультетам, зависит от конкурсной ситуации, от желания самих абитуриентов и от работы факультетов со школьниками.  


Во-вторых, мы хотим предоставить студентам возможность первые три семестра послушать презентации базовых кафедр двух факультетов ФФПФ, поработать в настоящих научных коллективах во втором и третьем семестрах, чтобы понять, какая область физики им интересна. И уже после этого осознанно выбрать специализацию. Также мы будем работать над тем, чтобы эти специализации относились к двум факультетам, исключив тем самым необходимость переводиться с факультета на факультет.


— Какова административная структура школы? Как будут проходить выборы директора?


— Будет формироваться Совет школы, куда войдут представители индустрии и образования базовых организаций школы, перед которым директор школы выступает с планом работ, со стратегией развития. Совет это обсуждает и даёт свои рекомендации как по персоне директора, так и по его программе. Ректор заслушивает эти аргументы и принимает соответствующее решение, которое устанавливает консенсус между ректором и Советом школы. Предполагается, что процедура будет именно такая: представление программы, обсуждение её на Совете школы и утверждение совместного решения ректором.


Сейчас процедура избрания декана происходит на Учёном совете МФТИ. И по результатам избрания все равно издаётся приказ ректора, по которому назначается этот декан.  


Здесь же не такая жёсткая схема. Она направлена на то, чтобы ректор и Совет школы находили общий язык. Все время надо жить в диалоге и принимать соответствующие решения. Как будет это происходить через 12 года, я пока не знаю. Сейчас мы все «и.о.», так как пока нет Совета.


— Есть ли уже стратегия развития Вашей школы?


— У каждой школы своя стратегия. На ФОПФ и ФПФЭ традиционно занимаются наукой, и наша стратегия развития направлена на то, чтобы здесь было больше людей, вовлечённых в науку. Что имеется в виду под словом «больше»? На два факультета (ФОПФ и ФПФЭ) набирается примерно 230 человек. В магистратуру поступает уже человек 160. Видим уменьшение. А в аспирантуру с двух факультетов уже человек 60. Сколько после этого остаются работать в МФТИ преподавателями или на исследовательских должностях? Практически 0.


В школе, которая занимается фундаментальной и прикладной физикой, эту пропорцию надо менять. Мы хотим, чтобы в ФФПФ было больше аспирантов, и для них по окончании создавать вакансии постдоков. Чтобы запустить этот процесс, нужны активные учёные, которые интересны студентам. Собственно, когда человек остаётся в науке? Когда у него есть интересное дело, которым он занимается. И если есть хорошая материальная составляющая, тогда, конечно, уже не так хочется уходить в программирование, банки и так далее.


Нам надо увеличить широту привлечения активных учёных. За счёт этого повысить процент, который поступает в аспирантуру и успешно ее заканчивает. И создать вакансии для окончивших аспирантуру, чтобы лучшие из них могли работать в МФТИ, на исследовательских и научно-образовательных должностях. Укрепить мост между образованием и наукой — на это направлена наша стратегия.


Раньше программа Физтеха, базисная часть, создавалась для физиков-инженеров в широком смысле этого профиля. А наша наука развивается. И, например, нам нужна не инженерная математика и соответствующие понятия из неё, нам нужны тензоры и так далее. Поэтому мы обращаемся к кафедре высшей математики, теоретической механики, теоретической физики, чтобы немного модернизировать наши программы на ФОПФ, например. Это делается для того, чтобы студенты, которые приходят в науку, не обнаруживали, что данные на Физтехе знания им явно недостаточны и для успеха надо не только дополнительно учиться по специальности, но и переучивать основы, переходить с инженерного взгляда на проблему к современному научному. На самом деле, если немного изменить логику преподавания той же математики, то изменятся и базисные курсы, которые есть на ФОПФ. Мы нашли отклик от наших институтских кафедр, они готовы в этом направлении работать.


С 2017 года мы сможем предложить поступившим первокурсникам уже изменённые программы и по матанализу, и по линейной алгебре со всеми вытекающими последствиями, и для других предметов.


— Что произойдёт со студорганизациями на факультете?


Есть студенческая жизнь на ФОПФ, есть на ФПФЭ, есть структура студенческого самоуправления, театры, Матчи века и так далее. Это как два народа, что живут в одной школе. В этом смысле никто не будет вмешиваться и заставлять их объединяться. Хотя содружество двух факультетов в одной школе предполагает, по крайней мере, более тесный обмен мнениями.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика