Адрес e-mail:

Учитель года — 2021 Екатерина Костылева: Практики Физтеха могут стать отличным подспорьем для уроков в обычной школе

В начале октября завершился Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель года России — 2021». В этом году победу в нем одержала учитель физики из Тюмени Екатерина Костылева. В 2019 году она принимала участие в семинаре «Профессиональное мастерство учителя физики», который ежегодно проводится на Физтехе. О том, как повышение квалификации в МФТИ помогает в работе, о современных тенденциях и практиках школьного образования Екатерина рассказала нам в интервью.

Екатерина Сергеевна, вы уже осознали себя учителем года России?

Первые впечатления от конкурса еще не улеглись, все участники, и я в том числе, находимся в активном послеконкурсном движении: участвуем в важных встречах, форумах, торжественных мероприятиях. Пока не удалось полноценно осмыслить, что же произошло. Думаю, осознание придет чуть позже, когда переступлю порог своей школы и встречусь со своими учениками. Честно говоря, очень по ним соскучилась.

Вы по образованию физик-нефтяник, но работаете в школе. Что вас привело в педагогику?

Я всегда увлекалась наукой, работала по физико-химическим методам исследований, параллельно с этим я активно участвовала в общественной жизни Тюмени и ездила в поисковые экспедиции по местам сражений Великой Отечественной войны. В какой-то момент моя любовь к общению, детям и науке сплелись воедино. Эта синергия подтолкнула меня преподавать. Магистратуру я заканчивала уже в педагогическом вузе. Будучи студенткой, я начала проводить дополнительные занятия, и моя любовь к школе только крепла. Так и получилось, что физика и школа стали моим призванием.  

Какая ваша любимая область физики? 

Мне очень сложно выделить какую-то одну область. Физика — настолько всеобъемлющая наука, что увлекаться какой-то одной ее гранью невозможно. Мне интересно все. Тем более что я работаю с детьми, а значит, должна одинаково интересно преподносить и механику, и молекулярную физику, и оптику, и магнитные явления. В моем предмете есть масса любопытного и еще неизведанного. Это помогает мне формировать у ребят познавательную активность. 

Какие новые практики и методики вы используете в своей работе? Чего больше на ваших занятиях — теории или экспериментальной части?

На конкурсе я много говорила об интерактивных методах работы. Считаю, что за этим будущее, и я стараюсь активно внедрять их в своей повседневной деятельности. Методы, позволяющие взаимодействовать детям между собой, с учителем и использовать различные источники информации, помогают развить творческое начало, научить школьников критически мыслить, задавать вопросы. Моя задача — не просто дать материал, а погрузить учащихся в процесс познания, научить быть не наблюдателями и слушателями урока, а полноценными его участниками, и главное — самостоятельно что-то узнавать, пробовать и делать выводы. Детям, конечно, нравится больше экспериментальная часть, но теорию тоже можно преподнести нескучно и интересно. 

МФТИ ежегодно проводит конкурс «Профессиональное мастерство учителя физики». Вы в 2019 году принимали в нем участие. Расскажите о впечатлениях от этого семинара. Что он вам дал? 

Это был очень полезный образовательный интенсив. На конкурсе я познакомилась с физиками из различных областей, с составителями олимпиад разного уровня. Посчастливилось с ними пообщаться и открыть для себя новые грани в работе. Это профессиональное взаимодействие бесценно. Такое общение способствует формированию единого образовательного пространства, о котором сейчас много говорят. Как раз на Физтехе у нас была возможность погрузиться в уникальную среду, перенять лучшие практики преподавания, которые, кстати, помогли мне привнести много нового в свои уроки. В этом смысле, конечно, у МФТИ невероятная копилка задач и интересный опыт организации лабораторных работ, которые могут стать отличным подспорьем для уроков в обычной школе. Я и с учениками приезжала на Физтех в 2018 году. К слову, тогда многие мои школьники заразились олимпиадным движением. 

Как воспитать победителя ВСОШ, есть ли рецепт? 

Единого рецепта нет и быть не может, все очень индивидуально. Начинать надо с мотивации. Если есть интерес и желание, то давать инструменты, отвечать на вопросы, усложнять задачи, быть рядом. В случае неудач и ошибок — поддерживать и верить в ученика. Но главный совет, который, наверное, дал бы каждый физтех — упорно трудиться! 

Вы ежедневно учите детей, а чему дети учат вас?

Современные дети очень интересные и многогранные. Они лучше подкованы в плане использования цифровых ресурсов и подсказывают, какие из них можно использовать, например, в обучении. Кроме того, дети меняются, вместе с ними меняешься ты, стараешься пересмотреть подходы и методы обучения. Смотришь на них и реагируешь молниеносно. Они помогают самосовершенствоваться.


Справочно:
1-ый Всероссийский конкурс «Профессиональное мастерство учителя физики» прошел в 2019 году при поддержке гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В 2020 году конкурс не проводился из-за эпидемиологической ситуации.

2-ой Всероссийский конкурс «Профессиональное мастерство учителя физики 2021» прошел при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. Первый этап состоялся заочно в режиме онлайн до 3 июня 2021 г., второй этап конкурса очно в форме семинара с 18 июня по 28 июня 2021 г. на базе МФТИ в Москве и Долгопрудном. Семинар, в котором участвовало 64 учителя физики и астрономии из 36 субъектов РФ, открыл ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.

В проведении семинаров принимали участие: НИЦ «Курчатовский институт», Физтех-лицей, Фонд развития Физтех-школ, ВДНХ и Московский планетарий. Спонсорами выступали: издательство ООО «Азбука-2000» (журнал «Потенциал»), компания «Научные развлечения» и компания «СДС-Фудс», эксклюзивный партнер Ahmad Tea Ltd в России.


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях