Адрес e-mail:

Сергей Леонов: «Подготовка специалистов на базовых кафедрах останется приоритетом в нашей работе»

Директор Физтех-школы биологической и медицинской физики Сергей Леонов об образовании, удовлетворяющем запросам современного общества, о том, как будет развиваться рынок биотехнологий в ближайшие десять лет и куда в связи с этим будет двигаться школа.


— Зачем созданы Физтех-школы вообще и ваша Школа в частности?


— При создании и модернизации любого образовательного учреждения важно отслеживать и учитывать мировые тенденции и запросы общества. Ведь именно оно, общество, будет предъявлять требования к выпускникам. И чтобы этим требовать соответствовать, чтобы выпускать специалистов, которые будут востребованы и смогут полноценно участвовать в жизни общества и менять наш с вами мир, нужно создавать соответствующее образование. Направления развития образования и исследований в университете должны отвечать мировым трендам развития науки с тем, чтобы выпускник получил узнаваемый в научном мире диплом уникального университетского высшего технического образования, и его специальность была востребована обществом.


Одной из главных тенденций последнего времени является мультидисциплинарный подход к освоению действительности. Отдельные дисциплины в какой-то мере исчерпали себя.  Все передовые исследования последнего времени ведутся, как правило, на стыке разных наук. Именно такой, меж- или мультидисциплинарный подход и заложен в концепцию Физтех-школ и Школы биологической и медицинской физики в частности.


При этом важно, чтобы подход, объединяющий различные дисциплины, базировался на какой-то общей проблеме. В нашем случае такой проблемой стало старение населения. Увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни в старости стало одной из основ, которая в рамках нашей школы объединяет различные исследования в области живых систем. Мы смотрим на эту чисто биологическую и медицинскую проблему с точки зрения физики, стараясь с помощью физических методов понять механизмы старения и связанных с возрастом заболеваний и создать такие лекарства и способы их доставки в организм, такие устройства, которые бы внесли весомый вклад в процесс оздоровления общества и увеличения продолжительности жизни людей.


Иными словами, мы создаем в Школе гибкую образовательную систему, способную удовлетворять возникающие потребности науки в новых специалистах, образовательные возможности для которых в настоящее время весьма ограничены не только у нас, но и за рубежом: например, будущих нейро-физиков, инженеров человеческих тканей или архитекторов медицинского оборудования, обладающих одновременно фундаментальными физико-математическими и техническими в совокупности с прикладными биологическим и медицинским знаниями.


— Как будет функционировать Школа? Как создание Школы отразится на учебном процессе и учебных планах?


— Вспомните, как выглядит Лабораторный корпус МФТИ — самое первое здание, построенное для Физтеха. В его основе — две колонны. Подобно этим двум колоннам, основу нашей Школы будут составлять два факультета: Факультет биологической и медицинской физики (ФБМФ) и Факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий МФТИ (ФНБИК). Распределение между факультетами будет проходить после индивидуальных собеседований, в зависимости от направления, которое выберет студент. На факультетах учащиеся будут осваивать базовую программу, которая будет немного актуализирована, в основном, в отношении учебных часов: к третьему курсу мы планируем увеличить количество биологических и медицинских дисциплин.


При этом, что касается формирования индивидуальных программ, здесь больше возможностей, чем это было раньше. Студенты будут иметь право свободно выбирать вариативную часть, вне зависимости от того, на базе какого из двух факультетов преподаются те или иные дисциплины по выбору.  В целом же в рамках программы бакалавриата студенты будут осваивать различные методики постановки научного эксперимента, научатся обрабатывать экспериментальные данные, освоят ведение научного процесса и в магистратуре уже смогут приступить к полноценным научным исследованиям.


— По каким направлениям будет вестись обучение?


— Как было сказано выше, мы ориентируемся на мировые тренды развития общества. Согласно прогнозам, рынки труда и технологий в ближайшие десятилетия будут развиваться по трём основным направлениям. «ХэлсНет» — рынок персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств, обеспечивающих рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств профилактики и лечения различных заболеваний. Одним из самых перспективных направлений считается «НейроНет», которое сможет открыть новые возможности мозга человека, перспективы управления информационными системами с помощью нейросетей. Третье направление — «ФудНет», которое подразумевает развитие агробиотехнологий, правильного персонифицированного питания, поиска дешёвых и натуральных источников сырья.


В рамках этих прогнозов в Школе значительная часть исследований, а также образовательный процесс будут развиваться по следующим направлениям: во-первых, это биоинформатика, In silico дизайн лекарств и всевозможные так называемые «омик»-технологии: коннектомика мозга, геномика, протеомика, метаболомика и т.д. Во-вторых — физика тела человека и животных, включая биоматреиалы и искусственные органы, тераностику, нейро- и кардиофизику, а также исследование механизмов старения, в-третьих — разработка современного медицинского оборудования и новых технологий диагностики, включая геймификацию, сети здоровья, умные средства реабилитации больных и оборудования раннего обнаружения/предупреждения заболевания и поддержания здорового образа жизни.


— Как встроены лаборатории и базовые кафедры в эту систему?


— Подготовка специалистов на базовых кафедрах останется приоритетом в нашей работе, однако ясно, что его необходимо переформатировать. Прежде всего мы будем проводить мониторинг работы базовых кафедр: во-первых, отслеживать куда идут выпускники, сколько из них устраивается по специальности и в хорошем месте, а во-вторых, оценивать, насколько учебные программы базовых кафедр отвечают современным тенденциям и нашим запросам, которые мы формируем на основе анализа рынка и стратегии развития государства. Сейчас нашими базовыми кафедрами являются Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, ФНКЦ ДГОИ, ИБХ, ФХМ, НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, ИОГен и многие другие. Практика показывает, что, как правило, выбор студентом кафедры определяют мысли об адекватно оплачиваемой перспективной работе. Иными словами, студенты выбирают организации с наиболее перспективными финансовыми возможностями, что абсолютно логично.  Поэтому важно разработать грамотную систему финансирования учебных программ — в рамках магистратуры или аспирантуры или только для мотивированных студентов на конкурсной основе. Приоритет при работе с базовыми кафедрами будет отдаваться тем организациям, которые смогут предоставить возможность профессиональной стажировки и гарантировать перспективу профессионального роста.


Каждая лаборатория также будет иметь свои показатели результативности: публикационная активность, степень сотрудничества  с иностранными лабораториями, трудоустроенность выпускников. Следить за работой подразделений, оценивать их эффективность, намечать новые направления и определять стратегию будет научно-технический совет Школы.


При этом важно выстроить экономически эффективное взаимодействие с лабораториями. Прежде всего это предполагает развитие Техтрансфер-офиса — не только на уровне всего университета, но и в рамках нашей школы. Цель такого подразделения — искать заказчиков, потребителей прикладных исследований, зарабатывать на продаже патентов, лицензий, изобретений. Таким образом Школа сможет во многом сама себя обеспечивать, используя деньги от коммерческих проектов в том числе и на поддержку фундаментальных лабораторий.


— Как будет организована работа со студентами?


— Студенты — фактически основные участники процесса работы Школ. Наша цель — вырастить из них активных людей, которые не только будут изучать науки, но и сами будут участниками и организаторами образовательного процесса в Школе. Однако мы понимаем, что, разумеется не все из них станут учёными, кто-то, уже видно, и сейчас хочет стать преподавателем, наставником, менеджером научных и коммерческих проектов. Поэтому важно также дать все необходимые менеджерские и преподавательские навыки студентам, которые выбрали это непростое направление, вовлекая их в работу со школьниками (особенно с учащимися Физтех-лицея) и в студенческом самоуправлении. Осуществлять это планируется в том числе за счёт выделения стипендий и/или  в рамках Программы 5-100 через развитие практики Студенческих инициативных проектов (СИП) на конкурсной основе, поощряя самые перспективные инициативы, выполняемые в рамках направлений лабораторий Школы.

Вместе с базовыми организациями и кафедрами мы бы хотели создать в Школе культуру «прилежания» (того, что на Западе называется «Excellence») в науке и образовании, когда высокие показатели в научных исследованиях и учёбе будут поощряться за счёт финансовой и информационной поддержки, а также помощи в последующем трудоустройстве.

Чтобы вовремя получать от студентов качественную обратную связь, мы собираемся организовать в Школе специальный «Почтовый ящик», куда можно будет посылать, в том числе анонимно, жалобы, предложения, пожелания по изменению образовательного процесса и бытовых условий. Это очень важный инструмент, который позволит нам постоянно мониторить ситуацию с качеством жизни студентов.

— Как будет организована внеучебная деятельность?

— Традиционно все мероприятия на Физтехе разделены по факультетам — так проходят посвяты, Матчи века и т.д. Факультеты соревнуются между собой и, видимо, это так и останется. Но Школа, на мой взгляд, может стать какой-то такой объединяющей надструктурой. Вот в последние годы биологические факультеты организуют летом научно-образовательные базы на Белом море: один факультет на одном острове, другой — на другом. Мне кажется, это неправильно: надо наоборот объединяться, днём — изучая научные проблемы в полевых условиях, а вечером — петь песни у костра под гитару, рассказывая друг другу интересные истории, обсуждая научные и ненаучные проблемы. Ведь объединённые общими интересами люди работают ещё лучше, еще эффективнее. И за всей этой работой нельзя потерять романтику студенчества, романтику юности.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика