Адрес e-mail:

От идеи к ее реализации: синергия образования, науки и бизнеса

В рамках реализации стратегической программы развития МФТИ («Приоритет-2030») на Физтехе запущен конкурс, направленный на привлечение российских и зарубежных ученых на позиции постдоков. Этот проект — продолжение запущенной ранее программы по привлечению молодых ученых «5-100». Один из постдоков, участвовавших в конкурсе в 2019 году, Дмитрий Филонов, руководитель кафедры  радиофотоники МФТИ рассказал о своем пути на Физтех и о том, чем отличается научная деятельность в России и за рубежом.

Дмитрий, как вы оказались на Физтехе?

Я окончил магистратуру Университета ИТМО в 2015 году, по ее окончании получил грант по программе «Глобальное образование» и так четыре года учился в Тель-Авивском университете в Израиле, где в 2019 году получил степень PhD. Находясь за рубежом, я поверхностно знал про МФТИ, но, когда познакомился с Валентином Волковым и Алексеем Арсениным из центра Фотоники и двумерных материалов, то быстро решился принять их приглашение и начать свою научную карьеру на Физтехе про программе «5-100».

Сейчас происходит очень хорошая синергия трех подразделений, к которым я имею непосредственное отношение: это научная деятельность — в лаборатории радиофотоники (Центр фотоники и двумерных материалов), образовательная — на кафедре радиотехники и систем управления (ФРКТ), где я занимаюсь преподавательской деятельностью и руковожу магистерской программой, и третья составляющая — работа в НИЦ телекоммуникаций, где осуществляется основная связь с бизнесом. В результате взаимодействия этих трех компонентов удается аккумулировать свои мысли, идеи, а затем комплексно реализовывать и находить конечного интересанта в разработках. 

Не жалеете, что вернулись? 

Нет. Поскольку мой научный путь начался еще на втором курсе, где я уже активно публиковался, участвовал в международных конференциях, у меня была хорошая возможность увидеть, как устроены образование и научная деятельность в том числе в США, Австралии и странах Европы. Я осознанно возвращался в Россию и совершенно четко понимал, что жизнь ученого сосредоточена не только в лаборатории, но имеет социальную составляющую, поэтому мной двигала культурная принадлежность. Конечно, на Родине я себя чувствую гораздо комфортнее. 

Получается, вы в науке более 12 лет, почему выбрали именно эту стезю? 

Карьеру ученого я выбрал еще в детстве. Причем выбор вуза не играл особого значения, я был олимпиадником и много куда мог поступить. Университет ИТМО помог определиться с профильной специальностью и познакомил с научной жизнью.  

Расскажите подробнее о сфере научных интересов и о том, что вам дает Физтех для их реализации. 

Исторически так сложилось, что сфера моих научных интересов достаточно широка, и это связано в том числе с большим количеством  коллабораций как в России, так и за рубежом. Если говорить более детально, то меня интересуют различные задачи  электродинамики, то есть мы в лаборатории одновременно можем заниматься радиолокацией, всевозможными антенными системами, комплексами для связи со спутниками, метаматериалами, сенсорами и другими проектами. Используя единый подход к численному моделированию и решению всех этих задач, мы применяем знания и подходы также в оптическом и терагерцовом диапазонах как на уровне численного эксперимента, так и на этапе верификации. 

Наш метод основан на единых подходах к решению электродинамических задач за счет инвариантности уравнения Максвелла. Если мы знаем полную информацию о материале и структурах, с которыми работаем, то можем использовать одно и то же программное обеспечение для расчета и оптимизации. Сейчас у нас активно проводятся эксперименты с тестовыми образцами для зенитной связи, связи со спутником, решетками для антенн 5G и 6G, радиочастотной идентификацией, также занимаемся оптическими волноводами, различными резонансными структурами и многим другим. 

В этих разработках участвуют несколько ведущих российских и зарубежных университетов. Общая численность научной группы с учетом партнеров — 30 человек, туда входят доктора наук, PhD, аспиранты и студенты. Регулярная коммуникация позволяет нам хорошо публиковаться в ведущих международных изданиях, таких как Nature Photonics, Nature Communication, Advanced Materials и эффективно работать по проектам. 
  
Вы упомянули, что много где работали за рубежом. В чем преимущество Физтеха, на ваш взгляд? 

Для меня ценность Физтеха прежде всего в его научном сообществе, которое само себя поддерживает. Сильные студенты переходят в ранг преподавателей и бизнес-партнеров, которые в этой же парадигме воспитывают новое поколение. Плюс, этому сопутствует довольно жесткий отбор по всей России и ближнему зарубежью на этапе поступления. В результате взращивание хороших кадров усиливается сложившимися правилами и дальше продолжается. С моей точки зрения, как раз программа «5-100» дала серьезный толчок к тому, чтобы в МФТИ появлялись серьезные научные лаборатории и центры. Думаю, что программа «Приоритет 2030» продолжит наращивать то, что было заложено ранее.

В чем ключевой смысл конкурса постдоков? Помог ли он вам в научной карьере? 

Убежден, что этот конкурс исключительно хорош как для для тех, кто им может воспользоваться, так и для принимающей стороны, в частности, подразделений. Для самих постдоков это, безусловно, хорошая финансовая поддержка и возможность себя проявить. Более того, предоставляется возможность преподавать, ставятся четкие задачи по высокоуровневым публикациям и цитируемости, люди понимают важность участия в различных проектах, конкурсах. Это дает им возможность более гибко выстраивать карьерные треки. С точки зрения руководителя подразделения, в которое постдоки устраиваются, это очень хорошая финансовая разгрузка, поскольку в первый год основной бюджет ложится на вуз, и для подразделения это не сильно обременительно. Соответственно, есть возможность привлекать больше кадров.

Стратегический проект, в рамках которого был запущен конкурс постдоков, называется «От бакалавра до нобелевского лауреата». Как вы считаете, можно ли сейчас в России взрастить нобелевского лауреата? 

Я не считаю Нобелевскую премию каким-то достижением, потому что даже на ее уровне мы видим влияние политических веяний. Если немного абстрагироваться от нее и взглянуть на карьеру ученого под другим углом, то я считаю, что важно взрастить такого специалиста, который смог бы объединить накопленные ранее знания и «родить» идею, которая привела бы к значительным подвижкам и принесла бы ощутимые изменения в социальной жизни, фундаментальной науке и реальном секторе экономики. По сути, то же самое. Так вот, такого человека вырастить можно. Для этого важны несколько составляющих. Первое — это школа, в которой он находится, то есть группа людей, передающих навыки, знания и культуру работы. Второе — это непосредственно талантливый человек, личность. Конечно, Физтех в этом плане занимает лидирующие позиции, ведь МФТИ в первую очередь про олимпиадников — людей, которые еще со школьной скамьи доказали, что умеют мыслить нестандартно и привносить новые идеи к сложным задачам. И третья составляющая — материально-технические возможности. Все это у Физтеха есть. 
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2022 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях