Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Математики России повышают квалификацию в МФТИ

В МФТИ с успехом прошли курсы повышения квалификации преподавателей математики вузов России. Курсы прослушали более тридцати человек из городов Дальнего Востока, Сибири и Европейской части России. На Физтех они приехали еще и потому, что МФТИ – практически  единственный вуз, предлагающий программу повышения квалификации педагогов-математиков.  Это самая большая педагогическая группа, когда-либо приезжающая к нам на учебу.

Завершились двухнедельные курсы 23 ноября круглым столом в формате вопросов-ответов. На вопросы педагогов отвечали заведующий кафедрой высшей математики профессор Е.С. Половинкин и профессор М.И. Шабунин.

 

Теплый доверительный разговор начался с того, что много хороших слов было сказано гостями преподавателями в адрес программы переквалификации: внятная формулировка, разработка модулей, уникальная система организации математического образования и главное - замечательные преподаватели и благодарные студенты, погруженные в учебный процесс и реально живущие им. Затем начались вопросы из зала.

- Нужен ли контроль за успеваемостью студентов?

- Вопрос непростой, он возникает постоянно, и однозначного ответа на него нет, - признался Евгений Сергеевич. - В моей памяти сразу всплыл один студент-международник, перспективный парень, но сейчас он пропускает занятия. Конечно, если на экзамене он выполнит все задания, мы ему поставим высокую оценку, но уверенности в том, что у него не будет проблем с учебой, нет. Но исторически сложилось, что на Физтехе студент имеет право не ходить на лекции, а учиться по учебникам. Способ получения знаний он выбирает сам и подстраивает под себя. Но спрос на экзаменах, конечно, с каждого одинаковый.

У нас на кафедре каждый лектор индивидуален, у каждого – своя манера подачи материала и общения со студентами. Например, Роман Карасев – гениальный молодой ученый, но пока еще начинающий лектор. Однако он популярен среди студентов, потому что, кроме учебного материала, ему есть, что предложить студентам – свой научный азарт. Наши лекторы – в первую очередь, ведущие ученые.

Кроме них у нас есть замечательные преподаватели без званий и степеней, такие, например, как Тамара Харитоновна Яковлева и София Ильинична Колесникова. Так сложилось, что они не защитили диссертаций, но стали первоклассными преподавателями, которых студенты любят. И вот команда более чем из ста преподавателей нашей кафедры готовит будущих математиков, физиков и других специалистов. Надо сказать, готовит достаточно успешно. В этом году студенческая команда Физтеха выиграла математическую олимпиаду среди студентов вузов Европы! Это очень значимая победа! Среди наших выпускников много известных ученых, бизнесменов и государственных деятелей. Замечу, их студенческую успеваемость никто не контролировал. Просто они хотели учиться, им нужна была математика.

 

- У меня такое впечатление сложилось, что ваши молодые преподаватели задаются вопросом: зачем студентам читать матанализ в таком большом объеме? На кафедре есть такие обсуждения?

- Меня удивляет Ваш вопрос. Я не замечал, чтобы кто-то из преподавательской молодежи не хотел какие-то теоремы доказывать. Наоборот! Тот же Роман Карасев читает курс по учебнику Г. Яковлева, нашего бывшего заведующего кафедрой. Этот учебник – углубленный, там много разделов, которые сам Геннадий Николаевич на лекциях не читал. А Роман твердо решил полностью реализовать этот курс. Впрочем, я понимаю суть  вопроса: зачем давать студентам фундаментальные курсы математики, если они идут в бизнес и экономику? Представьте, мы готовим студентов для научной деятельности, тратим на это огромное количество сил и времени, а они потом идут не по специальности, уходят в бизнес, банки и т.п., я лично отношусь к этому отрицательно. Но трудно винить в этом одних выпускников.

 

- Мне очень понравились лекции, их глубина и способ изложения материала. Я с огромным удовольствием их слушала. Также понравилось отношение к студентам. Вы своих студентов очень любите. Скажите, обидно по-человечески, когда они уезжают из России?

- Да, обидно. Очень надеемся, что уезжать будут лишь единицы. Недавно мы познакомились с новой программой Президента России по глобальному образованию. Смысл ее в том, что правительство будет финансировать обучение наших выпускников и аспирантов, а также повышение квалификации наших преподавателей в мировых университетах. Чтобы попасть в эту программу, надо на общих основаниях сдать экзамены по английскому и по математике. В результате обучения и стажировки будет получено европейское образование, которое возможно позволит молодежи лучше трудоустроиться на родине. Наши студенты и сейчас часто сдают экзамены и уезжают учиться за границу за счет принимающей стороны или за свой счет. При этом они часто не возвращаются в Россию. Теперь они могут поехать в любой университет учиться по президентской программе. После обучения они обязаны вернуться в Россию и три года отработать по специальности, либо вернуть государству деньги за обучение за границей. Такой способ возвращения молодежи, получивший образование в Европе или Америке, вполне разумен. Однако это может не перевесить чашу весов в пользу отечества, если в России не произойдет кардинальных перемен, и в первую очередь, в отношении молодых специалистов. Ведь на другой стороне весов за границей много соблазнов – хорошие условия для занятий наукой, высокие зарплаты и доступные гранты для молодых ученых, хорошие жилищные условия и перспективы. У нас пока в основном это все отсутствует. И если папа с мамой не обеспечат жильем будущего ученого, то он сейчас обречен на скромное существование, перспектива которого не способствует занятиям чистой науке.

 

- Как формируется экзаменационная программа?

- По каждому предмету у нас есть общая часть программы, то есть необходимый минимум, который все лекторы обязаны прочитать. При этом программы курсов имеют два уровня, причем на разных факультетах эти курсы могут слегка отличаться. Но на первых двух курсах имеются практически одинаковые программы курсов на всех факультетах. Также каждый лектор может иметь собственные темы, которые должны уложиться в не более, чем три билета экзаменационной программы из 25. Конечно, некоторые лекторы стараются увеличить число индивидуальных экзаменационных вопросов, но кафедра это не поощряет.

Кроме того, студенты имеют право выбора лектора, так как часть лекций проходит параллельно. И студент ходит к тому лектору, лекции которого ему более понятны и больше нравятся.

 

- У вас есть рейтинг преподавателей, который формируют сами студенты. Как вы используйте полученную информацию, доводите ее до сведения преподавателей?

- Рейтинг составляется раз в семестр. Во время письменного экзамена раздается каждому студенту анкета. В аудитории стоит ящик для голосования. Мы делаем анализ оценок каждого преподавателя. Преподаватели знакомятся с оценками, которые им поставили студенты, делают выводы. Подобный рейтинг - это кафедральная инициатива, по нашим сведениям другие кафедры рейтинги не формируют. Но я уверен в их необходимости.

 

- Студенты становятся все слабее, многие не способны мыслить, выучивают шаблоны, а когда надо «заглянуть» чуть в сторону, они теряются. Но Министерство образования просит урезать программы по математике, говоря, что общая нагрузка на студентов растет. Вот та же информатика, лет 20 назад информатики не было в нынешнем объеме. Новые дисциплины вводятся за счет сокращения часов по другим предметам. Как лучше формировать учебный план и не делить предметы на важные и второстепенные?

 

- Вопрос очень сложный. Время покажет, что важнее. Конечно учебная нагрузка на Физтехе в 40-42 часа в неделю – это перебор по общероссийским меркам. Но у Физтеха перегрузки были всегда, это даже  такая традиция, на этом институт стоит с его основания. Но может быть, со временем учебные часы срежут. Пока физтеховскую программу удается отстоять, урезали только урматы, да и то не на всех факультетах.

 

Закончился разговор обменом памятных сувениров и словами уверенности в новых встречах в аудиториях нашего Физтеха.

- Спасибо, что вы взяли на себя организацию таких курсов и выиграли на это грант Министерства. Ваша атмосфера нам родная, хочется приезжать к вам снова, общаться с такими замечательными учеными, - признались коллеги преподаватели. - Хочется пожелать, прежде всего, здоровья и независимости вашему коллективу. Хочется сказать спасибо преподавателям, которые приглашали нас на свои лекции и семинары. Хочется сказать спасибо, конечно, девушкам, которые организовывали эти курсы, хлопотали о нашем проживании и решали наши бытовые вопросы. Мы тут посоветовались и решили подарить вам памятные сувениры, чтобы вы о нас помнили.

Текст и фото Марины Сурковой

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика