Адрес e-mail:

Материализация идеи, или Физтех.Фабрика

Владимир Евгеньевич, создание «Физтех.Фабрики» — довольно необычный проект для МФТИ, ведь он больше ориентирован на практическую работу со студентами?

Не совсем так. У нашего проекта очень сильная академическая составляющая. Вместе с тем мы, как отмечает наш курирующий проректор Артем Анатольевич Воронов, нацелены на возврат к старым традициям Физтеха, отцы-основатели которого уделяли много внимания практической работе со студентами и развитию учебно-производственных мастерских. С другой стороны, наш проект — большой шаг в будущее, поскольку ядром новых студенческих мастерских являются современные цифровые производственные инструменты, которые будут актуальны и завтра.

Наша главная задача и цель — сократить разрыв между теорией и практикой, который есть абсолютно везде в системе отечественного высшего образования, за счет вовлечения студентов в практическую деятельность, в реализацию проектов с реально работающими и осязаемыми результатами.

Когда откроется это пространство для технологического творчества?

Сейчас завершаются работы по реконструкции здания бывшей котельной МФТИ, в котором разместится «Физтех.Фабрика». Само здание очень интересное и уникальное. Мы тесно сотрудничали с командой архитекторов и проектировщиков, теперь работаем вместе со строителями. По-моему, нам удалось эффектно и эффективно вписать в старое здание совершенно новую функцию, сохранив при этом его архитектурную харизму. Не сомневаюсь, для многих студентов «Фабрика» станет любимым местом на кампусе.

«Фабрика» откроется осенью, к этому времени там появится значительная часть оборудования, и мы начнем пилотную эксплуатацию новой площадки. К концу года у нас будут отлажены все основные регламенты взаимодействия людей и технологий, и в 2023 год мы войдем с четким планом дальнейшего развития площадки. Надеюсь, что в весеннем семестре мы будем работать уже с четким, отлаженными организмом.

Каким образом физтех сможет попасть на «Фабрику» со своим проектом?

Прежде чем прийти на «Фабрику», необходимо зайти на сайт подразделения, ознакомиться со всеми основными технологиями производства, прочитать ответы на часто задаваемые вопросы, понять, с помощью какой машины или какого технологического процесса вы будете двигаться от идеи к реальному прототипу. Далее нужно пройти краткое обучение и только после этого, с багажом минимальных знаний, появиться в назначенное время на «Фабрике» и начать работать непосредственно с оборудованием. 

Я убежден: чтобы работать на современном цифровом оборудовании, будь то 3D-принтер или фрезерный станок с числовым программным управлением, нет необходимости получать специальное образование. Наша задача на «Физтех.Фабрике» — не готовить операторов станков с ЧПУ (это задачи техникумов и колледжей), мы должны дать креативному студенту необходимый инструментарий для того, чтобы он самостоятельно мог реализовывать свои идеи в материале. В планах обеспечивать технологическую поддержку проектов 600 студентов ежегодно, предоставляя одновременный доступ к оборудованию  до 60 человек. 

Будет ли кто-то помогать студентам при работе с оборудованием?

Разумеется. Более того, если проект подразумевает вовлечение сложного технологического оборудования, то нужен будет специально обученный человек, который будет связующим звеном между, собственно, машиной и обучающимся. При работе с тем же фрезерным станком с числовым программным управлением для обработки металлических сплавов даже самому талантливому студенту нужна будет поддержка специалиста. Это не значит, что эксперт станет выполнять всю работу за студента, но он будет курировать его работу, проверять все его действия, тестировать вместе с ним управляющую программу. То есть специалист будет делать так, чтобы студент не навредил машине, и наоборот. В тоже время многие цифровые производственные машины будут доступны для самостоятельной работы студентов после простого обучения. Современные 3D-принтеры или, например, машины лазерной резки гораздо проще в освоении и управлении, чем, например, швейная машинка.

Коллектив у нас продолжает формироваться и наполняться, но ядро уже есть. Это в основном дивергенты современного цифрового мира, люди, которым нравится цифровое производство, процесс проектирования, и которые владеют двумя-тремя и более технологиями этого цифрового производства. Главный критерий для члена команды — большой интерес к отрасли, он должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, ведь чтобы чему-то научить современного студента, по крайней мере в нашей области цифрового производства, нужно самому постоянно учиться и развиваться. Мир стремительно меняется, все те лайфхаки, которые были актуальны года три тому назад, сейчас могут быть совершенно неинтересными и устаревшими.

Я уверен, мы находимся на историческом этапе, когда, любители часто становятся эффективнее профессионалов: глубокая и, соответственно, узкая специализация перестает быть конкурентным преимуществом.  Команда «Фабрики» состоит из людей, которые любят делать новые вещи и помогать создавать новые вещи другим. Это команда любителей цифрового производства, каждый участник которой имеет широкий спектр навыков и компетенций и устойчивое стремление к постоянному расширению этого спектра. В дальнейшем мы рассчитываем, что коллектив будет расти за счет студентов старших курсов Физтеха.

«Физтех.Фабрикой» смогут воспользоваться исключительно студенты МФТИ или студенты из других вузов тоже?

Возможен сценарий, когда мы будем сотрудничать с другими вузами, но перед нами не стоит задача сделать площадку с открытым доступом для широкого студенческого сообщества. У нас в приоритете работа с физтехами.

Поскольку «Физтех.Фабрика»  создается в рамках стратегического проекта «Инженерные кадры технологического прорыва», нельзя не спросить: а какими качествами и знаниями должны обладать инженеры будущего?

Главные качества эффективного члена команды технологического прорыва — умение быстро учиться и желание узнавать новое. Нужно быть гибким, менять подходы, осваивать новые инструменты и, более того, создавать новые инструменты для решения новых задач.

Раньше слова «знание» и «информация» были практически синонимами. Сейчас между ними пропасть. Информации вокруг огромное количество, она практически бесплатна и легко доступна. Но ценна только та информация, которая пропущена через какой-то фильтр нашего собственного опыта. То есть та, которая превращена в знание. А знания, увы, стремительно устаревают. Соответственно, наша задача — учить специалистов поиску путей решения новых разнообразных задач. Студенты МФТИ прекрасным образом решают синтетические задачи. Однако в жизни задачи другие. В них всегда имеется избыточное количество данных в одном направлении, недостаточное количество данных в другом направлении, и необходимо найти нестандартное решение. 

Есть ли на Физтехе ресурсы для взращивания инженерных кадров нового формата?

Создание «Физтех.Фабрики» будет содействовать этим процессам. Совместно с институтскими кафедрами и Физтех-школами мы сможем поднять качество образовательных программ и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов. 

Главный ресурс — это ресурс человеческий. Для взращивания современных инженеров нужны талантливые и мотивированные студенты. Этим ресурсом Физтех был и будет богат. Все остальные ресурсы — аппаратные, программные, методические — приобретем, разработаем, настроим!



Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2022 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Антитеррористическая безопасность

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях