Адрес e-mail:

Физтехи реализовали проект с помощью краудфандинга

Недавно завершился инициированный аспирантом ФАКИ Денисом Шпотя общественно значимый краудфандинг-проект (сбор средств по принципу «с миру по нитке») для печати книги про аэрокосмические достижения отечества «Введение в авиационную, ракетную и космическую технику», написанную ветераном труда аэрокосмической отрасли Виктором Сидоренко. Команда из 8 студентов разных вузов Москвы смогла собрать почти 500 тысяч рублей, привлечь около 900 участников, напечатать 1650 книг и выделить бесплатно больше трети тиража для учебных заведений РФ.

Ссылка на проект доступна здесь.

О том, что такое краудфандинг, почему он так популярен сегодня и какие подводные камни вас ждут, если вы все-таки хотите осуществить свои проекты с помощью краудфандинга, читайте в подробной статье «из первых уст», подготовленной командой физтехов.

Данный материал подготовлен по инициативе декана ФАКИ Сергея Негодяева с целью предоставить, в первую очередь студентам МФТИ, информацию о том, как можно подходить и как осуществлять разные идеи, опираясь на опыт данного краудфандинг-проекта. 

Что такое краудфандинг и в чём его назначение?

В идеале, краудфандинг («крауд» — толпа, «фандинг» —консолидация) — это инструмент оказания небольшой (чаще всего), но массовой материальной и нематериальной помощи носителю общественно значимой идеи для ее разработки до определенной степени готовности. Прибегать к такому способу реализации идей пытаются в тех случаях, когда такие классические подходы, как обращение к госструктурам и прочим финансовым источникам не дают положительного результата: люди, обращаясь за помощью к широкому слою населения, пытаются своими силами реализовать то, что они задумали.

2_craudfunding.jpg

Сегодня применение краудфандинг-подхода можно увидеть во многих направлениях, и, как правило, это не реализация общественно значимых идей, а очередной способ ведения бизнеса, на котором зарабатывают как носители идеи, так и краудфандинг-площадки, финансовые процессинговые операторы, государство (в виде взимания налогов). Сегодня многие проекты на краудфандинг-площадках —это, по сути, витрины R&D (research&development) отделов, которые привлекают средства при условии 100% предоплаты на производство своего товара, тем самым происходит почти прямая коммуникация разработчик-потребитель (яркие примеры такого подхода можно посмотреть на площадке Kickstarter и Indiegogo). Тут большое преимущество в том, что теперь у вас есть шанс избежать «выпрашивания» инвестиций для финансирования вашей идеи у какого-то спонсора, кредита у банка, которому еще придется отдать какой-то процент или долю в случае успеха вашей деятельности. Тут вы напрямую развиваете свою целевую аудиторию, общаетесь с конечным потребителем и предлагаете уже именно ему профинансировать вашу работу, заявленный результат которой будет ему необходим. Это хорошо, однако есть большое НО…

Это «но» заключается в том, что в данном случае такой важный социально организационный инструмент, как краудфандинг, остаётся глубоко в тени, и то, что могло бы быть использовано для позитивной самоорганизации общества, используется кем-то для своего заработка, а это приводит, в том числе, и к тому, что проводимые в будущем общественно значимые краудфандинг-проекты будут с большим трудом завоевывать лояльность и доверие тех, кто мог бы материально или нематериально их поддержать. Скорее всего, должны появиться какие-то новые термины, которые бы разделяли направленность деятельности: заработок с точки зрения личной наживы (как одного, так и нескольких лиц) VS привлечение средств и иных ресурсов для реализации проекта, имеющего значение в развитии процессов, технологий, получении результатов, имеющих положительное значение для общественного развития.

Наш проект по сбору средств на издание книги «Введение в авиационную, ракетную и космическую технику» был реализован именно с позиции создания полезного вклада для общества в области научно-технического образования и демонстрации примера, что можно и нужно делать проекты по принципу краудфандинга, направленные на ликвидацию «дыр» (разрывов), которые не могут, по тем или иным причинам, устранить государственные структуры. А поскольку мы все живем в едином государстве и являемся его гражданами, выполняющими самые разные функции, задача каждого из нас — быть патриотами своей страны, а значит делать все от нас зависящее и независящее, чтобы укреплять суверенитет нашего родного государства.

Возможности в разное время жизни у всех бывают разные. При этом реализация общественно значимых проектов по принципу краудфандинга дает возможность принять участие в них всем желающим, независимо от материального достатка и положения в социуме. И это важнейшая составляющая, которую необходимо по максимуму тиражировать и воспроизводить.

В России, в научно-технической области, тоже есть успешные краудфандинг-проекты. Так, например, за год уже два проекта собрали на разработку спутников более 3,5 млн рублей. Подробнее смотрите на краудфандинг-площадке Boomstarter. Но сама организация краудфандинг-проекта и его проведение, как в случае сбора средств на печать книги, так и в случае сбора средств на разработку и запуск космического аппарата мало чем, по сути, отличаются, поэтому материал полной версии данной статьи (доступный по этой ссылке) будет актуальным для всех.

В расширенной статье мы описываем, через какие этапы прошел наш проект и должен пройти каждый успешный проект в будущем:

  • Постановка задачи: что делаем, решение какой проблемы предлагаем.
  • Анализ потребительского спроса/заинтересованности в вашей идее.
  • Исполнители краудфандинг-проекта.
  • Выбор способа сбора средств.
  • Финальное оформление проекта на краудфандинг-площадке.
  • Поиск стэйкхолдеров: медиа-партнеры.
  • Поиск стэйкхолдеров: in-kind и финансовые партнеры.
  • Старт и сопровождение проекта.
  • Транспортная логистика вознаграждений для спонсоров.

Если вы делаете общественно значимое дело от души и без корысти, найдутся желающие вам помочь. Поверьте, это ни с чем не сравнить, когда внезапно для вас находятся люди, желающие разделить с вами вашу ношу, это не просто облегчает путь достижения цели, это мотивирует, дает новые силы и уверенность, вдохновляет идти вперед — как ледокол! Сделав раз такой проект, человек навсегда запоминает, что он (даже если он был не лидером проекта, а участником команды) является носителем идей, которые может сам посеять, прорастить и получить ценные плоды. Вряд ли на какой-либо работе люди на равных правах получают такой опыт, понимание важности бескорыстного труда с полной самоотдачей ради блага своей страны, вряд ли вам дадут шанс реализовать, развить свой потенциал настолько, что вы скажете:

«Теперь я могу реализовать общественно важную идею, свой проект, теперь я не только беру, но и отдаю»! 

А чем больше каждый из нас сможет отдать положительного опыта в виде действий окружающему миру за свою жизнь, тем быстрее и больше позитивного мы сможем сделать для нашей великой страны.

Особенную благодарность за содействие проекту выражаем Физтех-Союзу.

knigi_y_sponsorov.jpg

На торжественном вручении-презентации книги в РГБМ в июне 2016

P.S. Те, кто заинтересовался книгой, могут взять ее для прочтения в библиотеке МФТИ, МАИ, в библиотеке РГБМ на станции метро Преображенская площадь, в 4 библиотеках г. Химки, ГПНТБ. Насчет остальных городов РФ уточняйте по электронной почте denis.shpotya@phystech.edu .

По всем вопросам вы всегда можете обратиться к руководителю проекта denis.shpotya@phystech.edu

Хотелось бы пожелать, чтобы люди, которые будут, как им кажется, реализовывать общественно значимые проекты, перед тем как их называть таковыми, хорошо подумали, а так ли это на самом деле. Нами было замечено, как под видом патриотически-культурного проекта один человек пытался наладить производство и моду на «опохабленные» образы шапок-ушанок с красной звездой; напечатанные на толстовках образы русских классических матрешек, разукрашенных в вызывающие ярко-кислотные цвета и т.п. Кто-то пытается сделать школу «лидеров», которые будут «развивать страну», а по сути школа будет готовить предпринимателей. Вопрос сложный, привлечь к его решению государство еще сложнее, и непонятно, что тогда вообще останется. Пока каждый решает по своей совести.

Материал подготовили Денис Шпотя, Валерия Шпотя и Сергей Коган

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика