Адрес e-mail:

Исполняется 80 лет с момента Чкаловского перелёта

В декабре 2017 года исполняется 80 лет с момента Чкаловского перелёта — первого беспосадочного перелёта через Северный полюс на одномоторном самолёте. Этот перелёт заявил на весь мир, что СССР — это передовая авиационная держава. Событие примечательно также тем, что второй руководитель военной кафедры МФТИ Александр Беляков был одним из его участников.

В ходе полёта через Северный полюс трудности вызывает не только обледенение корпуса, но и задача определения местоположения, а также устойчивость конструкции самолёта к очень низким температурам. Смелость, профессионализм и упорство экипажа позволили подготовить и произвести перелёт, несмотря на сложнейшие условия.

Идея беспосадочного перелёта Москва — Сан-Франциско зародилась в 1935 году. Самый используемый маршрут (через Атлантический океан) имеет длину в 14 тысяч километров. Кратчайший маршрут проходит над Северным полюсом и имеет длину в 9605 км. На последних испытаниях современный самолёт АНТ-25 без посадки пролетел расстояние в 12 тысяч километров за 75 часов, поэтому для перелёта было решено выбрать его. На подобном самолёте Северный полюс не перелетал ещё никто.

Весной 1935 года была произведена первая попытка такого перелёта, однако она закончилась, не начавшись: заметив неисправность самолёта, экипаж доложил в штаб, откуда пришла команда возвращаться. 

Григорий Байдуков и Александр Беляков все же не оставили идею об этом перелёте после такой неудачи, а в качестве пилота как нельзя лучше подходил Валерий Чкалов. Через несколько месяцев после первой попытки Григорий Байдуков предложил Валерию Чкалову опробовать АНТ-25. В 1936 году был произведён пробный перелёт, по маршруту Москва — остров Удд, который и называется теперь «Чкаловским». В ходе него экипаж столкнулся с очень неприятной проблемой — после взлёта не убралась одна из стоек шасси. Однако экипаж сумел вручную убрать её и осуществить посадку на одну рабочую стойку. Тестовый полёт длился 56 часов 20 минут, а длина маршрута составила 9374 километра. 

По результатам этого перелёта было дано разрешение на перелёт по маршруту Москва — Сан-Франциско. Самолёт усиленно готовили к полёту. В ходе предполётной подготовки, ещё в 1935 году, Александр Беляков установил на АНТ-25 дополнительные приборы для определения местоположения: солнечный указатель курса, первые в мире гидромагнитные компасы. Кроме того, он изготовил таблицы положения сомнеровых линий Солнца и Луны в зависимости от времени и разработал обменные и метеорологические коды для телеграфной связи, а ещё обучил экипаж всем известным разновидностям аэронавигации: магнитно-компасной, солнечно-компасной, астрономической и радионавигации. Так как никто ещё не предпринимал попыток пересечения Северного полюса по воздуху, было сложно сказать, какой конкретно из методов навигации будет наиболее подходящим.  

18 июня 1937 года самолёт с экипажем из трёх человек взлетел со Щёлковского аэродрома. В ходе полёта лётчики сменяли друг друга по заранее составленному журналу. Так как большая часть полёта проходила на высоте более 3000 метров, температура в кабине стабильно сохранялась ниже нуля, а экипаж испытывал кислородное голодание. На пути к полюсу экипаж столкнулся с циклоном. В связи с этим обычно приходится очень сильно кружить, чтобы не заходить в облака и избежать обледенения. После преодоления полюса ситуация не улучшилась, более того, станция на Аляске, с которой должен был связаться экипаж, не отвечала, а на пути встали горы облаков, для обхода которых пришлось подниматься на высоту около 5000 метров. На такой высоте самолёт вёл себя нестабильно. Через 6 часов был виден мыс Пирс-Пойнт, Канада. Основное задание уже было выполнено, и экипаж мог садиться на любой аэродром, но так как целью был Сан-Франциско, то, посовещавшись с товарищами, Байдуков принял решение лететь дальше. Однако и на последнем участке пути не стало легче — усталость экипажа, облачность и истощение запасов кислорода сделали своё дело. Более того, чтобы дотянуть до США, нужно было сбавить обороты, отчего в кабине стало очень холодно. В таких условиях невозможно ни есть, ни спать. Когда датчик топлива на бензобаке показал, что осталось 60 кг топлива, экипаж принял решение осуществить посадку на военном аэродроме в Ванкувере. 20 июня 1937 года в 16:20 по Гринвичу АНТ-25 совершил посадку. За 63 часа 16 минут экипаж преодолел 11 430 км. Встречал героев лично командующий корпусом и авиационными частями генерал Маршалл. После чего экипаж отправили отдохнуть и подготовиться к транспортировке в Сан-Франциско, Чикаго, а затем и в Вашингтон для встречи с президентом Рузвельтом. После этого из русских в США с таким же почётом встречали только Гагарина.

Были запланированы и другие полёты, но смерть в 1938 году Валерия Чкалова, а позднее и начало Второй мировой войны привели к тому, что осуществить задуманное так и не удалось.

Александр Беляков был заместителем начальника с 1940 по 1945, а затем и руководителем Военно-воздушной академии (Монино), с 1945 по 1960 был руководителем факультета в ней же. В 1960 году его пригласили в МФТИ на должность проректора института по учебной и научной работе. Однако военному в отставке было комфортнее работать в коллективе военных, поэтому с 1 сентября 1961 года он перешёл на должность начальника военной кафедры. Руководить ею легендарный лётчик будет до марта 1969 года, а преподавать — почти до самой своей смерти в 1982 году.

Чкаловский перелёт послужил огромным толчком в развитии авиастроения и аэронавигации. Было изучено поведение антиобледенительных, топливных систем, систем подачи кислорода в экстремальных условиях. Был совершён настоящий прорыв конструкторского мастерства, который послужил в будущем основой для создания летательных машин самого высокого класса. Помимо конструкторского опыта, полёт дал сведения о метеорологической обстановке на Северном полюсе и о поведении магнитного поля в Арктике. Были улучшены радиолокационные станции и радиопеленгаторы.

Полный текст можно посмотреть по ссылке.


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-ig soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика