Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.
МФТИ является одним из ведущих технических вузов России. Институт по праву занимает лидирующее место по качественному приему абитуриентов и квалифицированной подготовке выпускников. Студенты и выпускники МФТИ являются представителями узкого круга лиц, которые, благодаря окружающим их возможностям междисциплинарного научного образования, могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Уникальная «Система обучения Физтеха» является одним из лучших подходов к образованию, что доказывает ее существование почти в неизменном виде уже более 60 лет. Получение фундаментального образования в области математики и физики, предварительное знакомство с избранной специализацией наряду с приобретением навыков самостоятельной работы уже на 4м курсе обеспечивают каждого студента объемом знаний и опыта полноценного ученого. Таким образом, к окончанию обучения студенты уже имеют значительные достижения в избранном ими направлении деятельности.
Исследования в МФТИ охватывают широкий круг областей теоретической и экспериментальной физики, энергетики и биомедицины, химии и прикладной математики. Поддержка ряда государственных и частных научных и инвестиционных фондов позволяет нашим ученым каждый день вести разработки на переднем крае науки, чтобы сделать мир более совершенным, удобным и безопасным.
Итоги конкурса «Старт в науку»: научные исследования руками школьников
XVII Международная конференция научно-технических работ школьников «Старт в Науку» прошла в подмосковном Долгопрудном 18–26 февраля 2015 года. Школьники из России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Молдавии представили свои работы в области теоретических и прикладных исследований в различных областях науки: от математики до соционики.
Редакция журнала «За науку» МФТИ побеседовала с некоторыми участниками конкурса, получившими дипломы за свои работы.
Василиса Азарова из Орла с гордостью продемонстрировала реактивный двигатель, который сделала своими руками: «Я изготовила бесклапанный воздушно-реактивный двигатель по готовым чертежам Локвуда. Опытный образец двигателя был испытан, а для конкурса я проанализировала его рентабельность в разных отраслях промышленности».
Конкурсная комиссия особо отметила работу Руслана Березнева из Чебоксар, исследовавшего «Жидкий диэлектрический мостик» — явление, известное с конца 19 века, но крайне сложное и опасное длявоспроизведения: иногда при проведении эксперимента сосуды взрываются с разлетом осколков. Кроме того, необходимо тщательно готовить как сами сосуды, так и жидкость, чтобы явление можно было наблюдать.
Егор Кошмин представил работающий прототип робота для автономного патрулирования труднодоступной территории и прокладки кабелей, устойчивого ко внешним механическим воздействиям и способного передвигаться по сильнопересеченной местности.
«В своей работе я использовал различные готовые инженерные решения — SKADA-подобный веб-интерфейс, стереоскопический блок видеокамер, ультразвуковые сенсоры дальности… Однако готовый прототип оказался столь удачным и простым в конструкции, что моя работа была отмечена призом».
Работа Павла Провоторова из подмосковной Черноголовки вызвала настоящее изумление у организаторов конкурса: школьник самостоятельно провел исследование сверхдлинных наноцепочек из оксида молибдена, наблюдавшихся при электрическом взрыве молибденовых проволочек, подготовив доклад об областях их применения и различных методиках получения таких образований. Наноцепочки — это результат конденсации турбулентных вихрей парообразного оксида молибдена, формируемых при пролете капель расплавленного молибдена через кислородсодержащую среду. Области применения таких цепочек — это биосенсоры и устройства оптоэлектроники и микроэлектроники.
Еще одной выдающейся работой был признан проект Максима Смирнова из Москвы, который создал перчатку, способную определять жесты и переводить их в буквы и слова. Благодаря этому устройству немой человек сможет общаться с остальными людьми без сурдопереводчика.
Конкурс «Старт в науку» проходил в 2 этапа: заочный, на который было подано более 600 работ из 145 городов России и СНГ, и очный, куда были приглашены 180 ребят.
Проректор по учебной работе и довузовской подготовке Артём Воронов отметил, что «Старт в науку» органично вписывается в стратегию Физтеха по отбору талантливой молодежи для поступления на программы бакалавриата: «В каждой из 14 секций были определены лучшие работы, победители получили льготы при поступлении в МФТИ в 2015 году — 2 балла, которые учитываются в портфолио индивидуальных достижений школьника. Баллы портфолио суммируются с результатами ЕГЭ».