Олег Корзинов: Биотехнологии — профессия будущего


Кафедра инновационной фармацевтики, биотехнологий и медицинской техники Московского физико-технического института — уникальное явление в российском образовании. Она возникла благодаря инициативе объединения ведущих российских предприятий и научно-исследовательских центров, демонстрируя передовой подход к образованию молодых специалистов в области медицины и биотехнологий. Как организовано обучение на кафедре, каких специалистов она готовит, и правда ли, что сферу биотехнологий ждет такой же бум, как когда-то IT, сегодня, в День биолога, в интервью рассказал заместитель заведующего кафедрой инновационной фармацевтики, медицинской техники и  биотехнологий  МФТИ Олег Корзинов.

Общие сведения о кафедре

Что представляет собой кафедра и её деятельность? 

— Я бы пошел с самого начала. Кафедра появилась практически одновременно с созданием биофармацевтического кластера «Северный» в Подмосковье.Отсюда сокращенно название нашей кафедры, популярное среди студентов  – «кафедра БФК». Именно тогда, в 2010–2011 годах, началось сотрудничество между ведущими предприятиями и научными учреждениями региона. Наша задача заключалась в создании уникальной образовательной платформы, направленной на подготовку специалистов, способных эффективно интегрироваться в разработку новых лекарственных препаратов и современных медико-биологических технологий. Изначально идея состояла в том, чтобы объединить усилия различных организаций, каждая из которых могла предложить студентам практический опыт и знания в своей узкой сфере деятельности. Такой подход позволил нам сформировать структуру кафедры, где студенты получают уникальные возможности выбора направлений исследований, будь то изучение молекулярных механизмов заболеваний, разработка инновационных препаратов или проектирование медицинского оборудования.

Образовательные программы и направления

Какие образовательные программы реализуются на кафедре?

 — Нашей главной задачей является формирование полного цикла подготовки специалиста: от фундаментальных наук до практической реализации научных идей. Мы даем нашим студентам понимание всего процесса разработки лекарства, начиная от идеи препарата и заканчивая выводом продукта на рынок. Аналогично по медицинским изделиям. Каждый этап этого пути — от биохимии и фармакологии до клинической оценки эффективности препарата — подробно изучается студентами. Важно отметить, что наши преподаватели — действующие учёные и специалисты-практики, работающие непосредственно над решением конкретных проблем современной науки и промышленности, как и предполагает в целом «система Физтеха». Структура образовательного процесса включает практику в настоящих исследовательских центрах и компаниях-участниках нашего проекта. Студенты имеют возможность пройти стажировку именно там, где разрабатываются новые препараты и технологии будущего. Кроме того, наша кафедра активно поддерживает развитие технологического предпринимательства среди студентов. Мы считаем, что молодые исследователи должны видеть перспективу своего развития не только внутри академической среды, но и вне её границ, создавая собственные проекты, участвуя в развитии национальной экономики.

Кого Вы видите студентом магистратуры?

Мы убеждены, что основная ценность МФТИ – это хорошие базовые знания, хорошая естественная научная подготовка по физике и математике.  За что физтехи ценились и ценятся. То есть это некий инструментарий, который можно применять в IT, аэрокосмической сфере, в биотехе и фармацевтике. Понятно, что для того, чтобы использовать такие знания в области живых систем, нужно базово знать предметную область. Этому студентов учат на 1-3 курсах школы биологической и медицинской физики МФТИ, откуда в основном и идут наши студенты.  Мы же на кафедре читаем уже очень специализированные курсы по медицинской химии, аспектам клинической разработки, промышленным технологиям производства и так далее. Поэтому мы исходим из того, что добавление биологии и химии  в образовательные программы бакалавриата  естественно и оправданно, но не должно замещать физику и математику. Просто биологов  и химиков из других вузов мы стараемся не брать».  

Кого вы готовите — универсалов или узких специалистов?

Наша задача — воспитать «главных инженеров» или R&D директоров , которые видят систему целиком. Базовые физика и математика — это инструментарий Физтеха, а биология и химия добавляются как прикладные области. Мы не заменяем фундамент, но расширяем кругозор.Сейчас многие выбирают IT из-за высоких зарплат, но в биотехе и фарме — долгосрочные перспективы, практически как в медицине.  Да, здесь не сразу заработаешь как в IT, но потолок выше: можно вырасти до R&D-директора или создать свой продукт, а не писать всю жизнь код или тестировать программы. Это для тех, кто готов инвестировать в образование и видеть дальше сиюминутной выгоды.

Интеграция теоретических знаний и практических навыков

Как устроено взаимодействие теории и практики при обучении?

Сейчас много говорят о том, что технологии искусственного интеллекта скоро смогут заменить человека в самых сложных областях. Что Вы об этом думаете? Нужно ли вкладывать усилия в подготовку кадров?

— ИИ – это фасилитатор, а не замена. Он помогает в рутине: анализирует геномные данные, оптимизирует молекулы. Но стратегические решения — выбор мишеней, дизайн клинических испытаний — всё ещё за человеком. Сравню с IT: junior-программисты уже используют ИИ для написания кода, но теряют навыки ручной работы. В фармацевтике так не выйдет — здесь нужен глубокий анализ и ответственность за результат. Да, ИИ ускоряет процессы, но 90% интеллектуального труда пока остаётся за людьми. Но ИИ нужно знать и уметь применять. Мы с этого года введем в образовательную программу курса  несколько лекций, посвященных именно ИИ в медицине и фармацевтике. 

Перспективы и достижения выпускников

Какие перспективы ожидают ваших выпускников?

— Наши выпускники востребованы на рынке труда. Они работают в крупнейших компаниях, занимающихся разработкой и производством лекарств, медицинских приборов и биотехнологической продукции. Многие становятся руководителями отделов разработок, начальниками лабораторий и даже основателями собственных стартапов. Благодаря широкому спектру знаний и умению адаптироваться к новым условиям, выпускники кафедры легко находят своё место в быстро развивающейся мировой экономике здравоохранения и биотехнологий. Таким образом, кафедра обеспечивает уникальную среду для формирования высококвалифицированных специалистов, готовых решать самые сложные задачи современности и способствовать развитию отечественной и глобальной медицины.

Чем привлекательна эта сфера для молодёжи? Можно ли говорить, что биотехнологии — профессия будущего?

Люди хотят жить дольше и здоровее — это драйвер для отрасли. Биотехнологии — не только про лекарства. Это экология, новые материалы, новые технологии получения продуктов питания, персонализированная медицина. Студент, который освоил  профессию разработчика инновационных лекарств,  легко справится с разработкой  схожей продукции ( медицинские девайсы, клеточные технологии и пр.), так как фармотрасль – самая регулируемая и сложная с точки зрения стандартов. Но главное — междисциплинарность. Здесь пересекаются биология, химия, инженерия, IT. Универсалы, способные говорить на всех этих языках, будут востребованы всегда. А Физтех, с его упором на системное мышление, — идеальная площадка для их подготовки»