Адрес e-mail:

Алексей Кашин: в индустриальном пуле проектов Физтеха наш опытный завод МЕТАЛИОН претендует на одну из флагманских ролей

— Алексей Михайлович, ранее от НТЦ ТЭР были заявлены крупные проекты, каковы сейчас главные цели института электродвижения МФТИ?

— Цели и задачи нашего института стали еще масштабнее, и основная из них —  научно-технологическое сопровождение формирующейся отрасли электрохимических источников энергии через развитие суверенного технологического пакета. Мы работаем над своей линейкой разработок от материалов до конечных изделий в области мобильных систем накопления энергии для электротранспорта и перспективной энергетики, а также создаем опытный завод металл-ионных накопителей МЕТАЛИОН. Совместно с партнерами мы планируем охватить всю цепочку добавленной стоимости, начиная от материалов и заканчивая технологиями производства продуктов для конечного пользователя. Например, в случае аккумуляторных батарей это ячейки, модули и непосредственно сами батареи и энергоустановки на их основе.  

— Какие проекты у вас в разработке? В качестве одной из приоритетных задач центра было заявлено научно-технологическое сопровождение строительства опытного завода металл-ионных аккумуляторов, на каком этапе этот проект?

— Мы продолжаем тесно сотрудничать с несколькими компаниями, основные из них — это Росатом и наш индустриальный партнер «ИнЭнерджи». В 2022 году мы выиграли конкурс Росатома на разработку технологии твердотельных накопителей энергии, и это довольно крупный и перспективный проект. Для «ИнЭнерджи» мы осуществляем научно-технологическое сопровождение опытного завода МЕТАЛИОН, который, как предполагается, будет иметь производительность до 750 МВт*ч аккумуляторной емкости в год. Завод будет запущен на территории, непосредственно примыкающей к МФТИ. Таким образом, в индустриальном пуле проектов Физтеха наш опытный завод претендует на одну из флагманских ролей. 

На сегодняшний день Правительством РФ утверждена отдельная дорожная карта по развитию систем накопления электроэнергии. Один из двух ее подразделов полностью сфокусирован на развитии этого опытного производства и отработке технологий на нем. 16 января координатором нашего технологического консорциума — компанией «ИнЭнерджи» — было подписано соглашение о развитии отрасли с правительством РФ. Дело остается за малым — получить финансирование.

— Есть ли уже готовые разработки, которыми могут воспользоваться ваши партнеры и сторонние заказчики?

— В 2023 год мы входим с хорошими результатами. Запущена первая очередь опытного производственного участка в корпусе «Арктика» МФТИ. Разработана технология ряда электрохимических систем, не уступающих мировым аналогам. Создан пакет конструкторской документации на транспортные аккумуляторные батареи для быстрой и «ночной» зарядки, а на территории МФТИ уже установлена наша стационарная система накопления энергии (110 кВтч), которая сможет обслуживать и электротранспорт. В этих проектах наши партнеры — крупные транспортные компании «Камаз», НАМИ, «Лиаз», а также СИБУР и транспортный комплекс города Москвы. 

— Какие лаборатории на сегодняшний день входят в Институт электродвижения? 

— В нашем коллективе уже около 60 человек, и мы продолжаем активно привлекать к работе новых талантливых сотрудников. Действует три лаборатории, шесть конструкторских бюро и два опытно-производственных участка. Особое внимание наш директор по науке Даниил Иткис уделяет вовлечению студентов и аспирантов в действующие проекты — сейчас их около 15. Это очень важный вопрос. В целом российское производство испытывает дефицит квалифицированных кадров, а мы развиваем новую отрасль и должны заботиться о будущих сотрудниках сферы.  В составе института действует молодежная лаборатория перспективной энергетики, которая занимается разработками в области источников тока под руководством Дмитрия Гребцова. Основная задача лаборатории — подготовка высококвалифицированных кадров в области накопителей энергии. С этой целью мы привлекаем одаренных студентов третьего курса и старше к участию в наиболее перспективных разработках индустриальных партнеров.

Наши партнеры по работе с молодыми кадрами — ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН в Черноголовке, ГК «ИнЭнерджи» и выпускники Физтеха, председатель совета директоров ГК «ХимРар» Андрей Иващенко и основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко. Благодаря им наши молодые и талантливые ребята не только занимаются разработкой самых передовых технологий, но и получают повышенную дополнительную стипендию в размере 50 000 рублей. В этом году мы планируем развить эту инициативу и расширить перечень партнеров. Интерес со стороны студентов только растет, это действительно очень перспективное направление, и ребята готовы работать в данной отрасли. 

— Планировалось создание лабораторий и конструкторских бюро, в том числе международных. Что в итоге удалось воплотить в жизнь? 

— Конечно, ситуация довольно сильно изменилась, но мы расширили наши партнерские отношения с Китаем и коллегами из Юго-Восточной Азии. Сегодня мы смотрим на Индию как на приоритетный рынок. 

Мы оптимисты и считаем, что через развитие российского рынка вполне способны выйти за его пределы как с продуктом, так и с экспортом технологий, в связи с чем планируем в этом году создать международную лабораторию с китайским партнером. 

— В настоящее время это развивающаяся ниша не только в России, но и в мире. Что нам необходимо, чтобы занять лидирующие позиции и что сделано уже сейчас? 

— Действительно, на наших глазах формируется новая отрасль альтернативных источников энергии и способов ее накопления, и в наших силах занять свою нишу на  мировом рынке, обеспечив России технологическое лидерство. Это одна из самых перспективных и активно развивающихся отраслей, имеющая тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. 

Мы видим, как электротранспорт все больше входит в нашу жизнь. На улицах Москвы и Подмосковья курсируют комфортабельные электробусы, в которых используются  аккумуляторные батареи, и наша цель — полностью заменить их на российские. В институте уже организован опытно-производственный участок, на котором отрабатываются технологии их производства. В нашем КБ проектируются и проходят стендовые испытания батареи для энергоустановок электробусов. 

И это только начало. В планах  Дептранса Москвы к 2030 году полный отказ от дизельного топлива, и мы активно участвуем в их реализации, которая невозможна без коллаборации научно-технологических центров, государственных структур и производства. В части фундаментальных научных исследований мы вполне конкурентоспособны, но производство необходимо выстроить практически с нуля. Поэтому наша задача — стать отправной точкой формирования новой отрасли производства накопителей энергии в самом ее основании — разработке технологий.  В условиях высокой динамики рынка (смена поколений каждые два-три года) это наиболее правильный путь, на наш взгляд. 

— Каким вы видите будущее отечественной отрасли? 

— Здесь мы с коллегами сходимся в оценках, что к 2030 году российский рынок будет потреблять не менее 20 гигаватт-часов в год. Сейчас отечественный рынок невелик, менее 2 гигаватт-часов в год. Правительственная концепция определяет объем потребления к 2030 году в 17,5  гигаватт-часов/год. 

Это вполне реальная задача. Только внутренний российский рынок позволяет обеспечить заказами от трех до пяти гигафабрик. С его развитием наиболее востребованными станут технологические пакеты, основанные на российских технологиях, поскольку их покупка за рубежом была и остается контрпродуктивной. Оставляя за зарубежными партнерами разработки, мы в итоге покупаем вчерашний снег и подрываем собственную экономику и производственный сектор. 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2023 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Антитеррористическая безопасность

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях