Адрес e-mail:

Александр Родин: «Основная стратегическая цель развития школы — построение на Физтехе современного инженерного образования»

5 августа 2016 года ректором МФТИ Николаем Кудрявцевым был подписан приказ о создании новых структурных подразделений на базе факультетов — Физтех-школ. Мы начинаем публикацию серии из шести интервью с директорами Физтех-школ, в которых они расскажут о том, как грядущие изменения коснутся студентов и преподавателей, объяснят, чем школа отличается от факультета и какие возможности открывает такая образовательная реформа в МФТИ. Первое интервью — от Александра Родина, директора Физтех-школы Аэрокосмических Технологий (ФАКТ), созданной на базе ФАКИ и ФАЛТ.

Одно из шести сформулированных руководством МФТИ научных направлений, которое будут активно развивать в ближайшее время в институте, — аэрокосмическое. Несмотря на огромные успехи Физтеха в области физики, био- и нанотехнологий, — космос, авиация и ракетостроение были и остаются приоритетными направлениями. В конце концов, это то, из чего Физтех когда-то вырос. Задачи по строительству летательных аппаратов, освоению космического пространства и новых диапазонов скоростей тесно связаны с приоритетами оборонной промышленности страны, развитие которой является неотъемлемой частью государственной политики.


Объединение факультетов аэрофизики и космических исследований и аэромеханики и летательной техники в одну школу вполне естественно. Сейчас очень быстро стирается граница между воздушным и космическим пространством, между диапазонами скоростей, на которых летают самолеты и космические аппараты. Очень быстро идёт освоение гиперзвуковых скоростей и развитие гиперзвуковых летательных аппаратов. Тут есть перспективы и в гражданском рынке, и в оборонных задачах. И вообще, в наше время отделять авиацию от космоса бессмысленно, потому что небо — единое.


— Чем принципиально будет отличаться школа от факультета?


— На мой взгляд, сравнивать здесь неправильно, потому что школы строятся на базе факультетов и не являются их заменой. Мы ни в коем случае не ликвидируем факультеты — они остаются в рамках школы. Но при этом происходит некое перераспределение задач и ответственности. Факультеты сосредоточат вокруг себя экспертное, научное, инженерное и студенческое сообщество. Безусловно, именно факультеты являются для нас очень важными хранителями нашей культуры, нашей истории.


Административные полномочия в основном перейдут на уровень школы. Это та, часто скрытая и незаметная для посторонних глаз, работа, без которой сложный организм Физтеха не может функционировать. Она должна вестись без сбоя и регулярно, как часы.  


Такое объединение позволит нам вести работу более чётко, более последовательно и с более понятным распределением ответственности.


— Что будет представлять собой администрация школ? Как будет выглядеть эта структура и как она повлияет на деканаты факультетов?


— Ректором подписан приказ о создании школы аэрокосмических технологий, куда входят исполняющий обязанности директора, декан ФАКИ Сергей Серафимович Негодяев, возглавлявший ФАЛТ Максим Александрович Кудров, три заместителя директора — по учебно-методической, учебно-воспитательной и научно-инновационной работе. Все заместители — очень опытные сотрудники, многие имеют значительный опыт практической работы с нашей оборонной промышленностью. И поскольку огромная часть работы, которая сейчас стоит перед нами, — научиться работать с промышленностью и экономикой страны и быть полезными для решения самых актуальных задач, профессионализм и опыт дирекции нам очень поможет.


— Как теперь будет происходить взаимодействие с лабораториями и научными центрами? Произошло ли перераспределение лабораторий и базовых кафедр между школами?


— Физтех-школы объединяют в себе как учебную и образовательную работу, так и научно-инженерную деятельность. Ректором подписан приказ о включении в состав школы подразделений, в которые входят как наши базовые кафедры, так и научные, фундаментальные и прикладные, лаборатории. У нас больше перевес в сторону прикладных лабораторий, связанных с интересами и задачами Роскосмоса, нашей авиационной науки. Но также есть и ряд фундаментальных лабораторий.


Процесс вхождения тех или иных лабораторий и базовых кафедр, безусловно, гибкий. Но в большинстве случаев такой выбор не стоял, поскольку они возникали не на пустом месте, а строились на основе глубокой кооперации с факультетами. Конечно, у каждой лаборатории есть свои корни и предыстория. Но в ряде случаев действительно лаборатории создавались одним факультетом, а уходили на базу, созданную другой школой или факультетом. Наша лаборатория (Лаборатория прикладной инфракрасной спектроскопии — Ред.) яркий тому пример, поскольку она создавалась на базе ФПФЭ, а сейчас вошла в состав ФАКТ.


Возможно, что некоторые базовые кафедры перейдут в другую школу, которая не включает их факультет. Но в нашем случае такого нет. Базовые кафедры ФАКИ и ФАЛТ остались в рамках школы как подразделения, но в составе своих факультетов.


— Правильно ли сказать, что теперь факультеты будут играть роль бренда и характеризовать направление для абитуриентов?


— Во всяком случае я вижу эту ситуацию именно так, не хочу навязывать это мнение другим школам. Нас никто в этом сейчас не ограничивает, никто не оказывает давления. Здесь мы полностью свободны в наших решениях. Но я считаю что в мире хайтека, мире инженерном и особенно в мире авиации и космонавтики, где особенно ценятся точность, ответственность и надежность, мы очень бережно должны относиться к репутации, нашим профессиональным связям и сообществу. И ФАКИ, и ФАЛТ — это сокровищницы, в которых сосредоточен огромный ресурс. И я надеюсь, что в сотрудничестве с факультетами позицию Физтеха в профессиональном аэрокосмическом сообществе мы только укрепим.


— По словам Николая Николаевича, каждая школа будет сама выбирать путь развития. Каким для ФАКТ его видите вы?


— Если говорить о ближайших планах, то перед нами стоят следующие задачи: перестроить административные процедуры, сделать их более понятными и прозрачными, привести новые коллективы, заключить новые контракты и взяться за выполнение самых ответственных работ в интересах нашей авиационно-космической промышленности.


Основной стратегической целью развития школы я вижу построение на Физтехе современного инженерного образования. Сейчас огромная востребованность специалистов по инженерным специальностям и в стране, и в мире. Физтех, к сожалению, в этом направлении не может похвастаться выдающимися результатами. Так исторически сложилось, что в МФТИ действительно великолепное фундаментальное образование в области физики и математики как на российском, так и на мировом уровне. Систематического инженерного образования с первых курсов у нас пока не было. И для нашей школы это основной вызов на среднесрочную перспективу.


Очень большое внимание мы будем уделять работе с абитуриентами. Мы уже провели аэрокосмическую школу МФТИ под эгидой Физтех-центра. Это школа для тех, кто, может быть, даже еще не определился, куда пойдет, на ФАЛТ или ФАКИ, но уже заражен небом и этой романтикой. И очень важно окунуть будущих абитуриентов в наше физтеховское сообщество.


— Возобновится ли лётная практика?


— Может быть не все знают, но у Физтеха есть собственный летательный аппарат, который МФТИ в свое время приобрел для решения ряда задач. Сейчас он в рабочем состоянии, эксплуатируется, я сам прошел обучение как пилот. И для меня это тоже дорого. По счастью, у нас есть такой же фанат авиации — Евгений Лебедев. Я очень на него надеюсь и готов оказывать ему всяческую поддержку.


Обещаю, что приложу все усилия, чтобы летная практика была доступна не только студентам ФАЛТ, но и всем студентам нашей школы, может быть, и другим физтехам. Такая неформальная романтическая составляющая, безусловно, очень важна, в том числе и для абитуриентов. Я как человек среднего возраста, могу сказать, что и для взрослого профессионального сообщества это очень важно. Моё профессиональное становление проходило в ИКИ РАН в отделе физики планет, где эта атмосфера романтики освоения космоса сохранилась буквально с 1960-х годов. Я знаю, что это такое. Думаю, нам удастся в школе эту составляющую не растерять и придать ей новый импульс.


— Как будет реализована структура выбора директора школы и совета школы? Пока назначены только ИО.


— Понятно, что и студенческое, и часть профессионального сообщества беспокоят некие подозрения, что идея школы в том, чтобы заменить выборных деканов на послушных назначаемых директоров. Вынужден разочаровать. Я, например, никогда не считал себя человеком послушным кому бы то ни было. Но ценю решение Николая Николаевича назначить меня ИО.


Руководство нашей школы приняло решение сохранить факультеты и, соответственно, сохранить деканов, выборность которых никуда не денется. Сейчас по положению декан избирается на Учёном совете Физтеха. А что такое Учёный совет Физтеха? Это наиболее авторитетные сотрудники, уважаемые учёные, большие профессионалы своего дела.


Если мы посмотрим более широко, то всё-таки Физтех работает не для себя, он работает на страну и на развитие науки. Мы должны учитывать мнение не только своих собственных сотрудников, пусть даже самых уважаемых. Директора школ будут проходить ещё более жёсткий «экзамен», потому что их будет утверждать Учёный совет школы, в который войдут наиболее авторитетные профессионалы в конкретной области, в том числе руководители крупнейших предприятий и направлений, чей голос весом во всём мире. Именно такое сообщество должно одобрить кандидатуру, и вряд ли здесь уже можно будет говорить о каких-то послушных управленцах, которые будут исполнять только чужую волю.  


— Как будет происходить набор на 2017/2018 год?


— Набор происходит в школы. Это решение уже принято. И ректорат в лице Артёма Анатольевича Воронова, и приёмная комиссия работают над тем, чтобы был осуществлён приём уже в школы. Правила более-менее понятны, они немного отличаются от того, что было раньше. Но у нашей школы есть особенность — удалённый кампус в Жуковском. К сожалению, этот факт лишает нас возможности проводить распределение по кафедрам на 3 курсе.


При наборе на 1 курс сразу будет происходить распределение, где ребята будут учиться: в Жуковском или Долгопрудном. Всё остальное будет более-менее гибко. Наших абитуриентов ориентируем на аэрокосмическое направление в целом, внутри которого они смогут себе выбрать специализацию на конкретной базовой кафедре.


На нашей школе огромная ответственность по информированию, чтобы школьники понимали, куда они идут и зачем, чтобы не было потом разочарований. Опыт обоих факультетов говорит о том, что ребята, которые со школьной скамьи заражены небом, рано или поздно всё равно придут к нам.


— Что произойдёт со студенческими организациями и мероприятиями внутри каждого факультета/школы?


— В основном эта работа также будет сосредоточена внутри факультетов. Но теперь студенческое сообщество должно понимать, что у них есть член дирекции, который отвечает за внеучебную работу, включая в том числе и всевозможные культмассовые мероприятия.


Я далёк от того, чтобы что-то навязывать студенческому сообществу. Приходите с предложениями, мы всё готовы обсуждать. Молодёжь с горящими глазами — самое ценное, что у нас есть. И наша задача — это не растерять и дать ребятам путевку в жизнь, чтобы они несли славу Физтеха на долгие и долгие годы вперёд.  

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика