Адрес e-mail:

Александр Дроздов: «Мы должны готовить людей, которые будут высоко цениться на рынке труда»

Сегодня очень важно быть в курсе всех новых тенденций, особенно в области науки и технологий. Упустить что-то из внимания — значит безнадёжно отстать. Это понимает и руководство новообразованных подразделений МФТИ. Александр Дроздов, директор Физтех-школы радиотехники и компьютерных технологий, рассказывает о трендах в мировой индустрии и как это отразится на развитии ФРКТ.


— Чем вызвана необходимость создания школ?


— Нужно увеличивать объём и разнообразие исследовательской работы, улучшать качество образования. Эти два основных направления нуждаются в существенном развитии. Реструктуризацию нужно проводить и в том случае, когда старая структура становится непригодной для дальнейшего рывка.


Система Физтеха функционирует уже 70 лет, и она себя зарекомендовала как лучшая в стране. Перед нами стоит задача сохранить всё лучшее от неё и добавить к ней то, чего недостаёт именно сейчас, в настоящий момент времени.


— Каковы цели, задачи и научные направления, которые лежат в основе школы?


— Наша школа создана на базе одного факультета — факультета радиотехники и кибернетики, и тремя основными направлениями этого сугубо инженерного факультета являются радиотехника, телекоммуникации и микропроцессорная техника. Теперь же мы хотим естественным образом их трансформировать с учётом последних тенденций мировой индустрии. В основном это касается того, что интеллектуализация проникает во все сферы нашей жизни. Соответственно, интеллектуальные составляющие должны быть глубоко интегрированы во все эти направления. И сами эти направления, конечно, тоже должны быть интегрированы и интегрируются.


Наша школа — прикладная, и основным результатом её работы будет подготовка людей с инженерным складом мышления, со способностью ставить и решать серьёзные технические и технологические задачи. Не зря в самом названии школы это чётко указано — радиотехника и компьютерные технологии.


Интеллектуализация — это тот самый мегатренд, который прекрасно объединяет усилия по всем направлениям, которые есть в школе. Если для этого тренда чего-то будет недоставать, то, естественно, мы будем добавлять это и в учебные планы, и в направления исследований. Например, робототехника сейчас у нас довольно слабо представлена, хотя уже есть и определённые заделы. В ближайшее время мы собираемся серьёзно усилить это направление и сделать его одним из основных.


— Каково отличие школы от факультета?


— Школа — это естественное развитие факультета. Конечно, учебный процесс нужно оптимизировать. Тем не менее обязательно будет сохранена преемственность, чтобы абитуриенты понимали, куда они поступают, что ФРТК — это один из самых востребованных факультетов Физтеха. Для этого надо делать более интересные направления, развивать их в сторону более актуальных исследований, задач и так далее.


— Что представляет собой структура школы?


— В Учёный совет школы будут входить ведущие учёные, исследователи, руководители хайтек-предприятий, то есть люди известные и авторитетные в нашей области, которым есть что сказать в рамках развития школы, у которых есть своё мнение и которым это интересно.


В директорат будут входить и входят такие же люди. Только они будут заниматься оперативным управлением. Если Учёный совет вместе с директором определяют стратегию развития школы, то директорат будет её непосредственно исполнять. Надо отметить, уже создаётся учебно-методический совет, который будет заниматься именно оптимизацией самого образования и переводом его на какие-то новые рельсы. Это всё сейчас развивается очень бурно. И я считаю, что здесь у нашей школы колоссальные возможности.


— Как будет организована работа с базовыми кафедрами?


— Базовые кафедры были, на мой взгляд, достаточно оторванными от деятельности, которая происходила внутри МФТИ. И наша задача — интегрировать их как можно ближе сюда, в Долгопрудный, на Физтех, чтобы возникло больше совместных исследований, НИРов, НИОКРов. Помимо активной образовательной деятельности, мы, конечно, ждём от наших базовых кафедр и базовых предприятий большего участия в организации научных исследований внутри Физтеха.


Также мы постоянно работаем над тем, чтобы добавлять всё новые и новые предприятия, которые являются лидерами индустрии. Уже налажена работа с Intel, Honeywell, Алмаз-Антей, начинаем плотнее работать с Acronis, планируем сотрудничество с Лабораторией Касперского. Ведь что такое компании? Это обратная связь для прикладного образования, которое можно построить только имея обратную связь от индустрии, потому что иначе оно повисает в воздухе. Это образование должно быть востребовано. Востребовано кем? Высокотехнологичными компаниями, которые работают на рынке. Чем раньше мы будем вовлекать их в учебно-образовательный процесс, тем точнее и качественнее будет наше образование и востребованнее будут наши выпускники. Это и есть главная цель школы: мы должны готовить людей, которые будут высоко цениться на рынке труда.


— Какова стратегия развития ФРКТ?


— Основной мегатренд очевиден — это интеллектуализация, постиндустриальные технологии. Сейчас бурно развиваются технологии проектирования, которые, кстати, уже представлены в нашей школе в лаборатории, которую я до сих пор возглавляю (Лаборатория моделирования и проектирования архитектур специальных вычислительных систем. — ред.).


С компанией «Алмаз-Антей» мы начинаем крупный проект по автоматизации процессов проектирования радиолокаторов и всего, что с ними связано. Это огромная информационная система, которая состоит из сотен блоков и должна интегрировать в себя всю информацию обо всём процессе разработки радиолокаторов этой корпорации.


Чем хорошо это направление? Оно не требует огромных материальных вложений, поскольку это производство интеллектуальной собственности, то есть программирование в том или ином виде. Компьютеры мы уже закупили и закупим ещё, но самое главное, что на Физтехе есть умные люди, а это ключевой момент.


— Будут ли введены какие-то новые предметы?


— Однозначно мы будем вводить робототехнику.  Потому что это одно из важнейших направлений в мире сегодня, и оно пока никак не представлено в МФТИ. Есть элементы интеллектуальных систем, но самого направления нет, а оно обязательно должно присутствовать. Это путь в индустрию. Мало проектировать системы, их надо применять.


— Как создание школы коснётся студенческой жизни?


— Такие традиции МФТИ, как посвяты, Матчи Века и другие давно стали неотъемлемой частью студенческой жизни. Для меня это что-то легендарное. Эти традиции мы не просто сохраним, а будем надеяться, что заведём и новые. Я ещё не встречался с руководителями студенческих организаций, но это в моих ближайших планах, потому что студенты — это те, для кого мы здесь работаем. Поэтому и организации, и традиции должны сохраниться.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика