Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Через тернии к звездам!

THE_Ranking1Главный редактор глобального рейтинга Times Higher Education (THE) и журнала Times Higher Education Magazine Фил Бати 24 апреля 2013 выступил перед ректорами и проректорами вузов Москвы с презентацией рейтинга, его методологии и рассказал о причинах отставания российских вузов.

 

Фил Бати - один из наиболее признанных экспертов в сфере высшего образования, оценке качества высшего образования и ранжирования вузов. И он любезно согласился поделиться своим видением того как надо использовать рейтинги, что они дают. Также в дискуссии приняли участие представители компании Thomson Reuters, которая поставляет информацию для рейтинга.

С презентацией господина Бати вы можете ознакомиться пройдя по ссылке.

Небольшой экскурс в историю

Компания TSL Education – крупнейшая в Великобритании ассоциация учителей и преподавателей высшей школы. С 1971 года эта компания издает журнал под названием Times Higher Education, как приложение к газете «The Times». Но с 2005 года THE издается как самостоятельный журнал и к легендарной газете, которую читал Шерлок Холмс, отношения не имеет.

С 2004 по 2009 год публиковался совместный рейтинг THE-QS, в котором компания QS была поставщиком информации. С 2010 года выходят два самостоятельных рейтинга: THE с использованием новой методологии и QS, использующий прежний набор индикаторов для оценки вузов

Некоторые данные о международных рейтингах THE
• 700 институтов приняли участие в аудите
• 50 млн. цитат проанализировано
• 6 миллионов публикаций учтено за последние 5 лет
• 50.000 человек опрошено, начиная с 2010 года

Для чего нужны глобальные рейтинги?

Международные рейтинги университетов оценивают достаточно узкий сегмент высшего образования – преимущественно исследовательские вузы, имеющие наибольшее влияние в мире науки и образования. Поэтому если какой-то университет отсутствует в списке THE топ-400, это вовсе не означает что такой вуз плох. Это говорит только о разных миссиях данного вуза. Большая часть вузов мира, объективно, нацелена на локальные рынки. Международные рейтинги оценивают лишь те вузы, которые нацелены на весь мир в привлечении студентов, профессоров и средств.

В чем польза глобальных рейтингов?

• Усиление конкуренции между вузами за лучших студентов, преподавателей и деньги. Как следствие, улучшение качества высшего образования.
• Усиление сотрудничества между университетами. Рейтинг позволяет исследователям оценить, кто есть кто в мире, и выбрать подходящего партнера для написания статьи, запуска программы обмена студентами и т.д.
• Любая система требует оценки качества своей деятельности. Рейтинги университетов – один из инструментов такой оценки, применительно к высшему образованию.

Влияние рейтингов

Поначалу рейтинг THE-QS был создан как интересный эксперимент - своеобразный «гид» для студентов по высшему образованию. Но вскоре составители рейтингов (не только THE) обнаружили, что руководители университетов и политики на уровне государств принимают решения, основанные в том числе на рейтингах. Примеры:

• В Дании и Нидерландах THE используется для определения миграционной политики
• В Индии для определения, с какими вузами стоит проводить совместные исследовательские проекты и публиковать их результаты
• В Бразилии для распределения 100 тыс. грантов для обучения за границей
• В России Президент поставил задачу, согласно которой как минимум 5 вузов России должны войти в топ-100 любого глобального рейтинга до 2020 года. И под этот указ создана целая программа поддержки ведущих вузов.

Методология

Теперь приступим к самому интересному – методологии! Кто считает, что считает и как обрабатывает данные об университетах.

Во-первых, следует заметить, что информация для рейтинга собирают не сами сотрудники журнала THE, а компания Thomson Reuters, чьи эксперты боле лет занимаются исследованиями в сфере образования. В прошлом году был проведен аудит 700 вузов. Это делается не только для рейтинга, но и для так называемого Institutional Profiles – одной из крупнейших в мире баз данных, которая позволяет сравнить вузы по десяткам индикаторов.

Ключевая особенность методологии THE – использование только качественных характеристик, которые выявляются через соотношение двух величин. Например, количество статей – это количественный показатель, в то время как число цитирований, поделенное на числа статей – показывает качество проводимых исследований.

Существует несколько способов оценить качество работы вузов. Это может быть классификация и собственно ранжирования. Методология THE относится к последнему способу оценки качества работы университетов. Задача рейтинга – охватить все сферы деятельности вуза. Это образование, исследования, цитирование, интернационализация, трансфер инноваций.


THE_Ranking2
THE использует 13 индикаторов, разделенных по 5 группам:

Образование (33%)

Хотя образование исторически было и остается главной миссией университета, эта сфера менее всего поддается количественному измерению. Как можно измерить ораторское мастерство лектора, например? Тем не менее, есть несколько достаточно объективных показателей:

1) Репутация в области образования (15%)

В рамках проекта «Institutional profile» Thomson Reuters проводит опрос академического сообщества. Опрос состоит из двух частей: оценки качества образования и исследований.

2) Соотношение количества профессорско-преподавательского состава (далее ППС) к количеству студентов (4,5%)

Предполагается, что чем больше преподавателей в расчете на одного студента, тем индивидуальнее работа с каждым студентам. Индикатор спорный, поэтому ему присвоен «вес» в 4,5%. Тем не менее, косвенно он отражает качество образования.

3) Соотношение количества защищенных докторских (PhD) диссертаций к количеству защищенных выпускных работ студентов (2,25%)

Этот показатель показывает, насколько в данном вузе развита исследовательская составляющая. Чем больше защищается докторских диссертаций в пропорции к работам бакалавров – тем больше университет соответствует понятию «международный исследовательский».

4) Соотношение количества защищенных докторских диссертаций к количеству ППС (6%)

Аналогично предыдущему пункту, но в пересчете на число преподавателей. Вес индикатора гораздо больше – целых шесть процентов. Почему? Потому что этот индикатор показывает качество работы преподавателей. Высокий процент защиты диссертаций означает, что в университете созданы все условия для занятий наукой.

5) Доход университета в пересчете на количество ППС (2,25%)

С одной стороны, если в одном вузе расходы на ППС $100 тыс., а в другом $20 тыс., то их возможности не сопоставимы. С другой стороны, абстрактный уровень расходов далеко не всегда говорит о качестве расходов и их результативности. Поэтому индикатору присвоен вес чуть более двух процентов.

Интернационализация (7,5%)

Казалось бы, это ключевой фактор для ранжирования международных университетов. Но не все так просто. Все индикаторы выбраны после обширного опроса академического сообщества, консультаций с экспертами. Цель рейтинга – дать картину ведущих исследовательских университетов. Поэтому сравнительно малый вес показателя «интернационализация» принесен в жертву другим, более важным с точки зрения университетского сообщества.

6) Количество иностранных студентов к общему количеству студентов (2,5%)

7) Количество иностранных ППС к общему количеству ППС (2,5%)

8) Количество публикаций хотя бы с одним международным соавтором к общему количеству публикаций

Данный индикатор показывает интернационализацию науки в данном вузе.

Доход от реального сектора экономики – инновации (2,5%)

В данном случае мы видим группу индикаторов, состоящую из одного индикатора. Этот критерий должен показать, насколько вуз экономически связан с экономикой. Трансфер знаний - отдельная сфера деятельности вуза, которую нельзя поместить в группу «исследования» или «образование». Низкое влияние на рейтинг связано с тем, что в сфере высшего образования нужно с большой осторожностью использовать любую информацию, связанную с деньгами.

THE_Ranking3Исследования – объем, доходи репутация (30%)

9) Исследовательская репутация на основе опросов (18%)

Эксперты Thomson Reuters отбирают респондентов из числа наиболее цитируемых ученых с поправкой на предметную область по библиометрической системе Web of Science. Участие возможно только по приглашению. Таким образом, соблюдается высокое качество экспертной оценки. Респондента просят назвать до 15 университетов, куда бы он рекомендовал пойти учится по программам магистратуры и аспирантуры/докторантуры своим бакалаврам.

10) Доход от исследований по Паритету Покупательной Способности, поделенное на количество ППС (6%)

11) Количество публикаций в расчете на одного ППС (6%)

Цитирование (30%)

У этого индикатора наибольший вес среди всех всех – почти треть всей оценки. Почему? Потому что

Как THE считает цитирование:
• Количество цитат, поделенное на количество публикаций
• Исключается само-цитирование, т.к. когда автор ссылается на свои же работы
• Проводится нормализация по предметным областям. В разных областях науки разная культура публикаций и, соответственно, цитирования. Скажем, в математике среднее цитирование 1,51 цитаты на публикацию, в физике 4,36, а в молекулярной биологии и генетики 10,95! Если просто делить цитаты на статьи, то огромное преимущество получат университеты с сильными биологическими и медицинскими подразделениями. Что значит нормализация на практике? Это повышающие и повышающие коэффициенты, которые применяются к предметным областям.
• Также производится нормализация по регионам, чтобы дать всем странам равные возможности. Скажем, страны с не английским языком автоматически получают повышающий коэффициент.


Позиции России в рейтинге THE

• В рейтинге 2012-2013 гг. представлены всего два российских вуза – МГУ (группа 201-225) и МИФИ (226-250).
• По научной репутации, особенно в точных и естественных науках Россия находится достаточно высоко. Наиболее слабый фактор, который тянет все вузы вниз – это цитирование.
• В рейтинге прошлого года феноменальный результат показал МИФИ, заняв группу, следующую сразу за МГУ. При том что ранее МИФИ не был замечен в каких-либо рейтингах. Более того по индикатору «цитирование» МИФИ получил 100 баллов, опередив Гарвард, Стэнфорд и т.д. В чем секрет? Разгадка кроется в двух статьях с аномально высоким цитированием и региональном коэффициенте, который для России равен 1.44. Т.е. все результаты по цитированию умножаются на это число.

Итак, какой можно сделать вывод? Рейтинги, безусловно, важны для оценки качества деятельности вуза. Но при этом всегда нужно помнить о целях рейтинга, его методологии и целевой группе вузов. То, что в THE всего два российских вуза вовсе не значит, что остальные плохи. Это значит лишь то, что два вуза удовлетворили требованиям именно этого рейтинга.

В 2013 году МФТИ впервые участвует в рейтинг THE. И если наш университет попадает – то станет третьим в почетном списке!

 

Автор: Олег Соловьев, специалист в области рейтингов университетов.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика