Адрес e-mail:

Функционал системы lms.mipt.ru

Настоящий раздел посвящен знакомству с системой дистанционного обучения МФТИ. Система предназначена для поддержки очного учебного процесса в МФТИ. Система оптимизирована для работы в реалиях российской высшей школы в соответствии с нормами российского законодательства. Функционал системы обеспечивает поддержку как чисто очного, так и чисто дистанционного обучения, а также любых смешанных форм. 

Система выполняет три задачи:

Во-первых, она позволяет адресно предоставить студентам доступ к учебным материалам самого разнообразного характера;

Во-вторых, она обеспечивает связь преподавателя и студента: для этого в ней имеется чат, форумы, сервис почтовых рассылок и сервис видеоконференций;

В-третьих, она позволяет принимать от студентов и удобно проверять различные типы заданий.

Также система снабжена средствами административного контроля над деятельностью студентов и преподавателей уровня кафедры, учебного управления и ректората.

Система построена на глубоко модернизированной платформе Moodle. С исходной платформой сохранена совместимость на уровне дисциплин (курсов) и плагинов.

Функции системы:


1.    Организация учебного процесса:

a.    Учебные дисциплины: учебный процесс организован на основе системы дисциплин (курсов), на каждый из которых может быть записано любое количество студентов и преподавателей. На курсе возможно внутреннее распределение пользователей по группам, причем студент может быть членом любой группы. Это распределение доступно преподавателю.

b.    Учебное пространство на курсе: на курсе организованы зоны лекционных, семинарских и лабораторных материалов, причем в последних двух обеспечено разграничение деятельности преподавателей (чтобы они не могли мешать друг другу).

c.     Учетные записи пользователей и их роли: в системе имеются учетные записи для всех студентов института, учетные записи для большинства преподавателей института. В системе имеются следующие роли пользователей, различающихся по функционалу: студент, староста, ассистент преподавателя, преподаватель, управляющий дисциплины, методист кафедры, руководитель кафедры, сотрудник учебного управления, сотрудник ректората, сотрудник техподдержки, системный администратор. Для всех ролей проработаны различные сценарии взаимодействия с системой.

d.    Учебные группы и подразделения: система воспроизводит структуру институтских подразделений: школ, факультетов, кафедр, департаментов, а также учебных групп и их подгрупп (с привязкой к базовым кафедрам).

e.    Автоматическое распределение групп по учебным дисциплинам: в системе работает механизм автоматической записи студентов именно на те дисциплины, которые им предназначены. Для этого в настройках дисциплины указано, в какой семестр и каким группам (подгруппам или факультетам или школам) предназначена эта дисциплина. Студенты этих групп записываются на учебную дисциплину и распределяются по внутренним ее группам автоматически.

f.     Связь преподавателя с учебной группой: внутри дисциплины преподаватель приписывается к одной или нескольким группам. В каждой из них он может выполнять роль лектора или семинариста или методиста лабораторных работ (или несколько ролей одновременно). У каждой группы может быть несколько преподавателей различных ролей.

g.    Индивидуальный план студента: система внутридисциплинарных (локальных) групп - очень гибкая. Преподаватель или администратор курса может записать любого студента в различные локальные группы, при этом его принадлежность к глобальной группе не страдает. Это позволяет реализовать сценарий индивидуального плана обучения как на уровне общей программы обучения, так и на уровне дисциплины.

h.    Корректная отработка восстановления из академического отпуска: механизм локальных групп позволяет корректно отработать сценарий восстановления студента из академического отпуска. Ему будут доступны материалы как тех дисциплин, которые он изучал до ухода в отпуск так и тех дисциплин, которые он изучает после восстановления из отпуска. Принадлежность к правильным группам сохраняется.

i.      Интеграция с институтскими базами данных: система поддерживает автоматический импорт данных из баз 1С: списки дисциплин, студентов, преподавателей, групп, кафедр и других данных. Возможен также ручной и табличный ввод этих данных.


2.    Расписание занятий:

a.    Показ расписания занятий: система демонстрирует индивидуальное расписание занятий студентам и преподавателям. Можно вывести расписание на любую дату. Формат расписания соответствует принятым в институте правилам. Студенту отображается список курсов, номера аудиторий, имена преподавателей. Преподавателю отображаются его предметы и номера учебных групп.

b.    Вариабельность расписания: расписание можно составлять как для отдельных групп, так и для их подгрупп и даже для отдельных студентов (что позволяет отображать расписание их индивидуальных планов). Поддерживаются вариации для четной/нечетной недели.

c.     Показ кафедрального расписания: для методистов и руководителей кафедр система показывает групповое кафедральное (а также мультикафедральное) расписание. Демонстрируется расписание всех преподавателей данной кафедры.

d.    Показ общеинститутского расписания: для сотрудников учебного управления и предусмотрен инструмент, позволяющий работать с общеинститутским расписанием в различном отображении: по учебным группам и по занятости аудиторий. Имеется возможность импортировать его в формат xls, распечатать расписание в принятом в МФТИ виде, также можно вывести список свободных аудиторий на заданный момент времени.

e.    Редактирование расписания: для операторов системы и сотрудников учебного управления создан административный интерфейс, позволяющий в удобной графической форме формировать расписание для заданной группы.

f.     Инструмент для подачи заявок на свободную аудиторию предназначен для резервирования аудиторий преподавателями. Инструмент представляет собой таблицу, в которой в удобной графической форме представлена диаграмма занятости учебных аудиторий. Прямо в диаграмме можно создать заявку на свободное «временное окно» определенной аудитории. Аудитории в таблице можно группировать по этажам учебных корпусов (по умолчанию), по типу, по принадлежности к определенной кафедре и по наличию в аудитории средств записи и трансляции занятий.


3.    Виды учебных материалов и управление доступом к ним:

a.    Устройство страницы дисциплины: учебные материалы распределяются по зонам: «лекции», «семинары», «лабораторные работы», «глоссарий» и «форум». Эти зоны можно включать и отключать. «Глоссарий» может редактироваться как преподавателями, так и студентами. Остальные зоны редактируются преподавателями. Материалы располагаются в свободно добавляемых разделах (называемых «темами»), количество которых не ограничено.

b.    Виды учебных материалов: в разделах (темах) возможно размещение следующих учебных материалов:

     i.    текст с иллюстрациями и формулами (введенными в формате TeX);

     ii.    книга со страницами из текстов (см.предыдущий пункт);

     iii.    PDF-файлы;

     iv.    внешние ссылки (url);

     v.    подключение внешнего веб-сервиса с передачей тому авторизационных данных по протоколу LTI;

     vi.    аудиофайлы распространенных форматов (воспроизводятся во встроенных в систему плейерах);

     vii.    видеофайлы распространенных форматов (воспроизводятся во встроенных в систему плейерах);

     viii.    интерактивное видео, позволяющее встроить в него тестовые вопросы, титры, иллюстрации;

     ix.    интерактивные материалы в формате SCORM;

     x.    глоссарии и настраиваемые базы данных;

     xi.    средства анкетирования и организации обратной связи;

     xii.    общекурсовой и тематический форум, в том числе и оцениваемый;

     xiii.    автоматически сделанные записи видеоконференций;

     xiv.    и многое другое.

c.     Управление доступом к учебным материалам: можно предоставлять доступ к разделам, отдельным материалам и элементам курса в соответствии с различными критериями:

     i.    свободный доступ всем участникам курса;

     ii.    принадлежность к группе (группам),

     iii.    доступ с определенного момента времени,

     iv.    доступ по факту изучения предыдущего материала,

     v.    доступ по факту получения определенного балла при изучении предыдущего материала,

     vi.    комбинированный критерий, собранный из вышеуказанных.

По умолчанию, доступ к вновь создаваемому материалу ограничен группами, к которым приписан преподаватель. В свою очередь, студенту доступны материалы только его учебной группы (или свободные).

d.    Инструмент «селектор групп»: селектор групп позволяет преподавателю очень удобно управлять групповым доступом к материалам. «Зажатие кнопки» с названием группы включает фильтр: дисциплина отображается так, как его видит эта группа. Можно «зажать» несколько таких кнопок (удерживая клавишу Ctrl). Если создать раздел (тему) или любой учебный элемент, то доступ к нему получат только те группы, кнопки которых «зажаты» на селекторе. У управляющего или методиста селектор включает все группы данной дисциплины.

e.    Разграничение преподавателей внутри дисциплины: политика доступа и видимости материалов позволяет комфортно работать большому количеству преподавателей и групп студентов одновременно. Преподаватель имеет доступ ко всем лекционным материалам, но в зонах «семинары» и «лабораторные работы» материалы других преподавателей ему не видны. Преподавателям запрещено удаление и изменение материалов других преподавателей. Управляющим и методистам дисциплины видны все материалы, управляющие к тому же могут их редактировать. Такая политика позволяет сохранить управляемость дисциплины, но при этом не перегружать преподавателей «лишними» учебными элементами.

f.     Библиотека дисциплины: удачным материалам можно дать статус рекомендованных и поместить в «Библиотеку». Каждый преподаватель может «перетащить мышью» библиотечный материал в свой раздел (тему).

g.    Селектор учебного года: у каждого преподавателя в момент запуска следующего учебного года все его разделы (темы), материалы и прочие учебные элементы переходят в статус архивных, а содержание текущего нового учебного года обнуляется. Это не касается тех материалов, которые помечены как «переносимые на следующий год» (см.ниже). Архивные материалы можно увидеть (и пометить как «переносимые»), переключая учебный год на специальном селекторе.

h.    Перенос учебных элементов на следующий учебный год: любые учебные элементы можно пометить как «переносимые на следующий год». Тогда они автоматически возникнут в текущем учебном году. По умолчанию, при создании учебных материалов, большинство из них уже имеют статус «переносимых».

i.      Импорт, экспорт учебных элементов, резервное копирование: любые учебные элементы могут импортироваться из имеющихся в системе курсов. Также учебные элементы, так и курсы целиком можно переносить из иных внешних систем, построенных на платформе Moodle. После переноса элементы курса требуют распределения по зонам (лекции, семинары и т.п.) и настройки доступа. Также и во внешние системы на платформе Moodle можно переносить элементы и курсы из lms.mipt.ru. Для этого в системе существует интерфейс резервного копирования, доступный рядовым преподавателям. Восстанавливать дисциплину из резервной копии могут лишь управляющие.


4.    Коммуникация студентов и преподавателей

a.    Многокритериальные рассылки по электронной почте: рассылки электронных писем доступны как администраторам системы, так и пользователям: методистам и руководителям кафедр, а также преподавателям дисциплин. Административный интерфейс более функциональный и более сложный: возможна рассылка по множеству параметров. Обычные пользователи из числа преподавателей и администрации кафедр тоже могут делать рассылки студентам своих курсов. Интерфейс рассылок удобен и функционален, возможна рассылка обычного и форматированного текста, а также файлов.

b.    Мессенджер с разделением диалогов по группам: мессенджер – средство оперативного обмена текстовыми сообщениями для студентов и преподавателей. Возможен обмен как индивидуальными, так и групповыми сообщениями, причем преподавателям списки их учебных групп уже загружены, так же, как и студентам – их преподаватели. Интерфейс мессенджера аналогичен интерфейсу других программ обмена мгновенными сообщениями: цепочка сообщений формирует диалог.

c.     Календарь событий с уведомлениями: календарь системы – это многофункциональное средство. С его помощью можно выводить расписание занятий на каждый день, в календарь автоматически вносятся дедлайны по заданиям, запланированные видеоконференции и прочие события. Кроме того, события можно заносить в ручном режиме с помощью планировщика событий. Планировщик событий доступен всем пользователям, но в разной степени. Студент может планировать личные события; староста группы, кроме того, может еще назначать события для своей группы; преподаватель, - для себя и для своих учебных групп, администратор кафедры – для всех групп кафедральных курсов; сотрудник ректората, учебного отдела, а также администраторы системы могут назначать события для всех пользователей системы. События могут быть однократными или регулярными. Оповещения о событиях могут отправляться на почту причастным к событию пользователей.

d.    Форумы в каждой дисциплине: в каждой дисциплине имеется центральный форум, в котором могут общаться все участники учебного процесса на этой дисциплине. Кроме центрального форума можно создать любое количество тематических форумов, в том числе и доступных только ограниченному числу групп. Обычно форум строится по классическому древовидному принципу, когда каждый участник может в любой момент поучаствовать в любой дискуссии или начать новую. Но тип форума можно поменять: имеются форумы разных типов:

     i.    упомянутый классический форум;

     ii.    простое обсуждение – задана единственная тема, которую предлагается обсудить, новые ветки не допускаются;

     iii.    «вопрос-ответ» – просмотр ответов других студентов на вопрос преподавателя возможен лишь после отправки собственного ответа;

     iv.    одна ветка дискуссии для каждого участника, когда каждый студент может начать только одну тему;

     v.    блог – вид стандартного форума, оптимизированный под показ заглавного сообщения каждой темы.

На темы форума можно подписаться (в том числе и принудительно). За участие в форуме можно ставить оценки. Все это превращает форум в мощное средство групповой работы, особенно актуальное для гуманитарных дисциплин.

e.    Видеоконференции: система lms.mipt.ru интегрирована с платформой видеоконференций BigBlueButton (BBB). Как и Moodle, BBB – платформа, имеющая открытый код и работающая на серверах МФТИ, что обеспечивает лучшую сохранность данность и конфиденциальность учебного процесса. Модуль интеграции Moodle и BBB очень прост в использовании (чтобы запланировать видеоконференцию для своих учебных групп, нужно выбрать их на селекторе групп, ввести название, время проведения занятия и добавить небольшую аннотацию. В назначенный срок в системе появится кнопка для перехода к конференции). Функционал видеоконференции очень широк:

     i.    Прием голоса и видео от всех участников;

     ii.    Демонстрация презентации с возможностью всем участникам оставлять пометки на ней;

     iii.    Демонстрация рабочего стола;

     iv.    Текстовый общий и приватные чаты;

     v.    Отдельные комнаты для работы в малых группах;

     vi.    Форма быстрого голосования;

     vii.    Форма для совместной работы над текстом;

     viii.    Запись семинара и автоматическая передача записи в lms.mipt.ru.

В целом, функционал видеоконференции BigBlueButton заметно превышает возможности Zoom и находится на уровне лучших веб-приложений для видеосвязи от Adobe и Cisco. Это позволяет использовать ВВВ для самых разнообразных целей: от проведения семинаров до устных экзаменов. BigBlueButton способна запускаться на любых современных компьютерах, в том числе, работающих под управлением мобильных операционных систем.


5.    Прием и проверка заданий, аттестация в системе

a.    Всего система содержит 18 различных типов заданий и форм для обратной связи. Самые важные их них следующие:

     i.    Задания с приемом текста или файлов различных типов и конвертацией присланных ответов в pdf-файлы с возможностью для преподавателя оставлять них пометки и комментарии (технология - аннотированный pdf);

     ii.    Групповые задания, когда над текстом работает группа студентов;

     iii.    Автоматически проверяемые тестовые задания с 24 типами вопросов, такими как:

  • множественный/одинарный выбор,

  • простой текстовый ответ,

  • соответствие,

  • правильный порядок,

  • вложенные ответы,

  • численный ответ – вычисляемый и невычисляемый,

  • проверка программного кода,

  • перетаскивание «булавки» на изображение,

  • запись аудио/видео,

  • и многое другое…

     iv.    Тестовые вопросы в интерактивном видео по ходу воспроизведения видеоматериала;

     v.    Возможность организации приема заданий со взаимной проверкой, когда студенты проверяют работы друг друга;

     vi.    Загрузка в систему интерактивных учебных материалов с заданиями в формате SCORM;

     vii.    Подключение внешних проверяющих систем по протоколу LTI.

b.    Задания (п. 5.a.i) позволяют проводить прием письменных работ, в том числе: рукописей с решенными задачами, рефератов, контрольных работ. Возможно проведение многовариантных контрольных работ.

c.     Функционал видеоконференций, позволяет проводить устные экзамены и собеседования, в том числе:

     i.    индивидуальный или групповой устный опрос, в том числе, с применением тестовых вопросов;

     ii.    экзамен с индивидуальным прокторингом (аттестация с идентификацией личности и видеофиксацией процесса: запись данных с камеры и с экрана компьютера студента). Групповой прокторинг не поддерживается;

     iii.    экзамен с привлечением нескольких экзаменационных комиссий.

d.    Адаптивные учебные материалы: функционал тестов, интерактивных видеолекций и ветвящихся интерактивных книг позволяют встроить проверку непосредственно в учебные материалы, стирая грань между обучением и аттестацией, причем учебный материал может демонстрировать содержание различной степени детализации или сложности в зависимости от ответов студента. Конечно, разработка такого сложного материала требует экспертных навыков и значительных усилий, но результатом будем максимально эффективное использование временных ресурсов как преподавателей, так и студентов.

e.    Отчеты о аттестации: некоторые проверочные материалы, например, SCORM-пакеты, - отправляют в систему подробный отчет о том, как студент, отвечал на контрольные или тестовые вопросы. Преподаватель может увидеть массу деталей: например, сколько времени студент размышлял над заданием или даже над конкретным вопросом. Анализ этих отчетов позволяет выявить злоупотребления со стороны студента.


6.    Кафедральный инструментарий

a.    Для руководителей и методистов кафедр в системе имеются инструменты для аналитики и контроля происходящего на кафедральных дисциплинах:

     i.    Расписание занятий для этих ролей выводится по всем дисциплинам и по всем преподавателям данной кафедры.

     ii.    В календаре отображаются все события по всем кафедральным дисциплинам.

     iii.    Также имеются отчеты о деятельности преподавателей на кафедральных дисциплинах. В этих отчетах демонстрируются показатели активности преподавателей по параметрам: количество событий, связанных с созданием учебных материалов и количество просмотров ответов студентов в заданиях и формах для обратной связи.

     iv.    Также имеются отчеты о деятельности студентов на кафедральных дисциплинах. В этих отчетах демонстрируются показатели активности студентов по параметрам: количество просмотров учебных материалов и число действий в заданиях и формах для обратной связи, общая успеваемость (уровень оценок), объемы изученного в системе материала. Возможна фильтрация по дисциплинам, потокам и группам, а также сортировка списка студентов по активности и успеваемости.

Отличие роли руководителя от методиста кафедры заключается в том, что руководитель кафедры имеет права просмотра и изменения всех учебных материалов, а методисту позволено только просматривать эти материалы. Формирование и коррекция учебных групп доступны обеим ролям в одинаковой степени.

b.    Для преподавателей кафедр в системе имеются сервисы для совместной работы:

     i.    Кафедральный форум,

     ii.    Кафедральная виртуальная комната для видеоконференций,

     iii.    Кафедральная библиотека и хранилище данных.

Следует отметить, что пользоваться этим инструментарием очень просто: например, вход в кафедральную комнату для видеоконференций осуществляется нажатием всего одной кнопки.


7.    Инструментарий для управления учебным процессом (инструментарий реализован частично)

a.    Для руководителей вуза (роль – «сотрудник ректората») имеются инструменты для аналитики и контроля происходящего в системе в целом:

     i.    Отчет о деятельности кафедр в системе, в котором демонстрируются показатели активности на кафедральных дисциплинах, включая:

  • количество событий календаря в данной дисциплине,

  • количество учебных материалов на дисциплинах,

  • количество проведенных видеоконференций на дисциплине,

  • количество заданий и форм для обратной связи на дисциплинах,

  • общее количество преподавателей в дисциплине их доля, активно использующих систему,

  • общее количество студентов их доля, активно использующих систему.

     ii.    Отчет о деятельности преподавателей, в котором демонстрируются показатели активности в системе по параметрам, аналогичным отчетам для руководителей кафедры: количества просмотров и действий конкретного преподавателя. Возможна фильтрация по кафедрам, а также сортировка списка преподавателей по активности.

     iii.    Отчет о деятельности студентов, в котором демонстрируются показатели активности в системе по параметрам, аналогичным отчетам для руководителей кафедры: количества просмотров и действий конкретного студента. Возможна фильтрация дисциплинам, потокам и группам, а также сортировка списка студентов по активности и успеваемости.

     iv.    Форма для создания событий на уровнях: пользователь, группа, поток, дисциплина, вуз.

     v.    Форма для рассылок почтовых сообщений, аналогичная по функционалу таковой для администраторов системы.

b.    Для сотрудников учебного управления имеются инструменты для работы над составлением расписания и связи с кафедрами и отдельными преподавателями:

     i.    Редактор расписания представляет собой административный интерфейс, позволяющий в удобной графической форме формировать расписание для заданной группы. Расписание вводится по группам с детализацией по подгруппам и отдельным студентам. В редакторе расписание можно отобразить в форме, принятой в МФТИ и экспортировать его в xls-файл.

     ii.    Редактор аудиторий позволяет управлять списком аудиторий, указывать их тип (потоковая/ семинарская/лаборатория), вместимость, местонахождение, принадлежность к кафедре, наличие в аудитории средств записи и трансляции занятий.

     iii.    «Шахматка» занятости аудиторий выводит таблицу, в которой в удобной графической форме представлена диаграмма занятости учебных аудиторий. Диаграмма показывает, какая дисциплина, какой вид занятий, какой преподаватель и какая группа занимает эту аудиторию на определенный момент времени. Также на диаграмме видны заявки на «свободные временные окна» от преподавателей. Прямо в диаграмме можно открыть подробности такой заявки и удовлетворить ее или отклонить. Неудовлетворенные заявки на аудитории отображаются для роли «сотрудник учебного управления» на стартовой странице системы. Аудитории в таблице можно группировать по этажам учебных корпусов (по умолчанию), по типу, по принадлежности к определенной кафедре и по наличию в аудитории средств записи и трансляции занятий.

     iv.    Инструмент «показать свободную аудиторию» позволяет вывести список свободных аудиторий на заданный момент времени. Инструмент позволяет сортировать аудитории по типам (потоковая/ семинарская/лаборатория), по местоположению и по принадлежности к кафедре.

     v.    Связь с кафедрами осуществляется в специальном форуме. В качестве тем форума выступают названия кафедр. Эти же темы доступны из соответствующих кафедральных форумов. В них эта тема называется «Связь с учебным управлением».


8.    Реализация внешних интерфейсов

a.    Система бронирования студий самозаписи МФТИ предназначена для отображения занятости студий, подачи заявок с декларацией времени записи, ФИО, кафедры и комментария. Оператор может просмотреть заявку и утвердить ее. Форма заявки в виде фрейма показывается на сайте mipt.ru.

b.    Интерактивное расписание занятий предназначено для отображения занятий с указанием времени их проведения, названием предмета, ФИО преподавателя, номера аудитории или ссылки на его дистанционную версию. Расписание снабжено формой декларации своих занятий. Расписание в виде фрейма показывается на сайте mipt.ru.

c.     Система бронирования лицензий Zoom предназначена для отображения занятости лицензий Zoom, подачи заявок на лицензии с декларацией времени занятия, ФИО преподавателя, кафедры и комментария. Также указывается название предмета и учебная группа (группы). Эта информация используется для проведения автоматических рассылок для студентов о проведения занятия с указанием атрибутов занятия и ссылки на подключения к нему. Оператор может просмотреть заявку и утвердить ее. Форма заявки в виде фрейма показывается на сайте mipt.ru.


9.    Обмен учебными материалами со внешними системами (функционал еще не реализован).

a.    Система lms.mipt.ru является прототипом платформы, создаваемой с расчетом на построение децентрализованной сети систем дистанционного обучения, каждая из которых будет относится к определенному вузу.

b.    В качестве основы для организации такой сети предлагается отработанный и поддерживаемый многими платформами протокол LTI (Learning Tools Interoperability – совместимость образовательных инструментов).

c.     В Moodle уже имеется поддержка LTI, но планируется переделать этот модуль с целью упрощения его использования.

d.    Также планируется создать каталог учебных ресурсов для организации их информационной поддержки.

e.    По достижению зрелости этой системы, учебные учреждения смогут обмениваться своими образовательными ресурсами для обучения своих студентов. Юридической основой для такого обмена может явиться сетевая форма реализации учебных программ.

f.     При этом, каждое отдельное учебное учреждение внутри этой сети сохранит свою независимость.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях