Адрес e-mail:

Проведение устного экзамена в режиме видеоконференции с прокторингом

Система lms.mipt.ru содержит удобный инструмент для очного общения преподавателя с группой студентов в режиме видеоконференции. Платформой для видеоконференций является система BigBlueButton (ВВВ). Достоинствами этой системы являются простота ее использования, современные технологии, работающие во всех распространённых настольных и мобильных операционных системах, простая интеграция с системами дистанционного обучения, и то, что это – открытое программное обеспечение, устанавливаемое на мощностях МФТИ, что избавляет нас от проблем с его сертификацией. А еще ВВВ-конференция успешно работает даже на слабых каналах, для ее работы достаточно скорости канала студента 0,5‑0,8 Мбит/сек.

Важно также, что ВВВ-конференция настраивается инструментами платформы и позволяет без ограничений по времени записывать два видеопотока от студента: с камеры и с экрана его компьютера, причем эта запись не редактируется. Все это позволяет проводить экзамен в режиме прокторинга. Экзамен с прокторингом предполагает, что осуществляется предэкзаменационная идентификация личности студента, ведется контроль ответа студента и запись всего процесса.

Конечно, прокторинг вовсе не гарантирует того, что студент не воспользуется книжками, мобильными телефонами, дополнительными компьютерами и группой поддержки, уютно расположившимися вне поля зрения камеры. Опять же, трансляция экрана его машины не гарантирует того, что транслируется именно тот экран, который стоит перед студентом (у компьютера может быть несколько мониторов, включая виртуальные). Но все же опытный преподаватель понимает, что взгляд вбок с выражением глубокой задумчивости бывает не просто так. Тут нужно не стесняться и просить студента смотреть прямо в камеру. Также бывает полезно включить в ВВВ режим рисования, – пусть студент рисует по чистому листу презентации с помощью мыши. Направление его взгляда должно быть в этот момент под наблюдением. Конечно, тут велика вероятность, что студент растеряется и сдаст экзамен хуже, чем мог бы. Все-таки не только преподавателям приходится ломать свои привычки, студентам тоже непросто. Но, увы, хороших решений в текущей ситуации быть не может. Рекомендуем организовать для студентов репетицию экзамена, чтобы они понимали, с чем придется столкнуться.

Рекомендуется приглашать на устный экзамен студентов по 10-12 человек. Один отвечает, остальные слушают. Вопросы следует задавать в режиме «блиц»: преподаватель задает вопрос, студент немедленно, без особой подготовки отвечает. Если дать время на подготовку, то у студента будет масса возможностей использовать конспекты, книги, поисковые машины или «помощь друга». Конечно, такое изменение хода экзамена непривычно как для преподавателя, так и для студента. Преподавателю следует «сделать скидку» на то, что из-за такой формы ответы студентов будут менее качественными чем то, к которым он привык. О режиме «блиц» студентов обязательно нужно предупреждать заранее.

Рекомендуется экзамен в группе начинать с добровольцев, затем опрашивать отличников, и затем – всех остальных. Студент должен обязательно включить камеру и перед началом своего ответа показать в камеру свой паспорт таким образом, чтобы в кадре крупным планом оказалось его лицо и страница паспорта с фотографией. Это обеспечит идентификацию личности. После можно приступать к ответам на вопросы.  В процессе экзамена, как уже говорилось, студент должен по возможности смотреть в камеру. Можно включить рисование по странице презентации или демонстрацию экрана компьютера (это возможно не во всех операционных системах). С одной стороны это позволяет студенту использовать экран как демонстрационное средство, например, рисуя мышью в редакторе изображений Paint, с другой стороны это позволяет контролировать экран, видя, что там нет ничего лишнего: подсказок от других студентов, поисковых машин и т.п. 

Требования к технике: для участия в экзамене, студент должен иметь компьютер (или мобильное устройство), способный подключиться к BBB-конференции. Компьютер должен быть оснащен камерой и микрофоном (желательно использовать гарнитуру), которые обеспечивают удовлетворительное качество картинки и звука. Рекомендуется использовать браузер Google Chrome, поскольку именно для него разрабатывался ВВВ[1]. Перед экзаменом все стороны должны убедиться в том, что их техника совместима с системой видеоконференций ВВВ. Это делается с помощью тестового подключения https://test.bigbluebutton.org (после ввода любого имени система пускает в конференцию). Что именно следует проверить студенту: во-первых, факт запуска конференции; во-вторых, работоспособность микрофона (тест микрофона проводится в момент входа в конференцию), колонок или наушников; в-третьих, - камеры; и, наконец, способность транслировать экран. 

Итак, устный экзамен проводится в группах. Для его организации можно использовать стандартные группы, но можно создать специальные экзаменационные группы. Если Вы намерены пойти по первому пути, переходите на шаг 14. Рассмотрим алгоритм создания специальной экзаменационной группы, в которую запишем имеющихся на курсе студентов.

  1. Чтобы создать специальную группу, то следует нажать на кнопку меню настроек курса - «шестеренку». Если группу создавать не нужно, переходите на п. 16.

  2. В открывшемся меню следует выбрать пункт «Группы»

  3. 4-01.png
  4. В открывшейся странице управления группами нажимаем кнопку «Создать группу».

  5. 4-02.png
  6. Откроется страница создания группы, на которой нужно ввести название группы, можно также ввести описание группы (это необязательно).

  7. По умолчанию при создании переключатель групповых сообщений находится в положении «Да». Рекомендуем так и оставить, иначе с группой нельзя будет общаться с помощью чата.

  8. Для завершения нажмите кнопку «Сохранить». Вы вернетесь к управлению группами.

  9. 4-03.png
  10. Чтобы наполнить группу учениками, нужно выбрать ее в списке групп. При выборе группы, в фрейме справа Вы увидите ее состав. Преподаватель уже имеется в списке группы. Не удаляйте себя из группы, иначе Вы потеряете над ней контроль. Нажмите на кнопку «Добавить/удалить участников».

  11. 4-04.png
  12. Откроется страница изменения состава групп. В левом поле «Участники группы» Вы видите текущих участников группы. Вы можете убирать имеющихся участников, выделяя их и нажимая кнопку «Удалить».

  13. В правом поле Вы видите список претендентов - «Возможные участники», которых можно включить в группу. Обычно этот список слишком велик, чтобы он поместился в поле, для поиска нужного студента необходимо набрать первые несколько букв его фамилии в поле «Поиск». Например, если набрать “ивано”, то в списке появятся всевозможные Ивановы. Ориентируйтесь на имя, отчество и e-mail студента для поиска нужного.

  14. Если выбрать в списке какого-либо студента, то система покажет, в каких группах участвует выбранный студент. Удерживая на клавиатуре CTRL, можно выбрать несколько фамилий.

  15. Чтобы добавить выбранного студента в группу, нажмите кнопку «Добавить».

  16. После того, как Вы завершили комплектовать группу, нажмите кнопку «Назад к группам».

  17. 4-05.png
  18. Если это необходимо, для формирования экзаменационных групп случайного состава на основе какого-либо потока, можно воспользоваться процедурой автосоздания групп, которая уже была описана в параграфе 3, п.01-17.

  19. Далее будет описана процедура создания элемента «видеоконференция BigBlueButton». Это описание касается только уникальных настроек этого элемента. Настройки доступа, выполнения, видимости уже были рассмотрены в параграфе 1 (где речь шла о «Задании»).

  20. Включаем режим редактирования курса («карандашик»).

  21. Выбираем студенческие группы, у которых пройдет экзамен. Выберем созданную в п.1-13 группу «Экзаменационная группа». Если нужно выбрать несколько групп, то, удерживая клавишу CTRL, кликаем на нужные группы. Если никакие группы не выбраны, то по умолчанию выбираются все Ваши группы.

  22. Для создания элемента видеоконференции нажимаем «Добавить элемент или ресурс».

  23. 4-06.png
  24. В открывшемся меню выберите «Видеоконференция BigBlueButton».

  25. Нажмите «Добавить».

      1. 4-07.png
  26. Откроется страница настройки видеоконференции. Значение выпадающего списка «Тип конференции» оставьте без изменения: «Комната/мероприятие с записями». Это значит, что в момент входа в конференцию любого участника начинается ее запись.

  27. В поле «Название» введите название конференции: «Экзамен…».

  28. В поле «Описание» внесите подробные инструкции для студентов: условия проведения экзамена, требования к технике, инструкции для ее проверки. Это поле снабжено редактором, позволяющим форматировать текст, вставлять картинки, таблицы, формулы в разметке TeX, аудио и видео-вставки и т.д. Более подробное описание редактора смотрите в пункте 7 параграфа 1 настоящего руководства.

  29. Не рекомендуется устанавливать переключатель для показа описания на странице курса, поскольку оно может быть громоздким (по умолчанию переключатель выключен).

  30. Описание рассылается студентам, имеющим отношение к видеоконференции, почтой при условии включения переключателя «Отправить уведомление» (по умолчанию включен).

  31. Если предполагается экзаменовать несколько групп и распределить их по экзаменаторам, то рекомендуем разделить группы, В этом случае для каждой группы будет создана отдельная комната, и экзамен можно будет проводить в параллельном режиме. Разумеется, для этого в каждой комнате должен находится собственный экзаменатор.

  32. В разделе «Время проведения конференции» активируйте настройки времени начала и окончания экзамена.

  33. Введите дату и время начала и окончания экзамена с помощью соответствующих выпадающих списков.

  34. В разделе «Оценка» введите максимальную оценку, которую может получить студент.

  35. Для завершения настройки видеоконференции нажмите «Завершить и вернуться к курсу».

  36. 4-08.png
  37. Процесс создания конференции после нажатия этой кнопки может занять несколько секунд, поскольку в этот момент идет рассылка писем студентам с описаниями условий экзамена. Если участников экзамена много, то рассылка занимает некоторое время.

  38. Обратите внимание на подробный текст описания конференции. Приведем его здесь для возможности копирования в свои видеоконференции:

    «Уважаемые студенты!


    29 мая в 10:00 пройдет экзамен по философии. Экзамен пройдет в формате устного собеседования в режиме прокторинга в конференции BigBlueButton. Процесс экзамена будет записан. Вам нужно иметь при себе оригинал паспорта. Вы должны быть готовы показать в камеру свой паспорт таким образом, чтобы в кадре крупным планом оказалось Ваше лицо и страница паспорта с фотографией. В процессе экзамена студенты будут общаться с экзаменатором по очереди. Вопросы будут задаваться в режиме «блиц»: экзаменатор задает вопрос, будьте готовы ответить на него "с ходу", без особой подготовки. Для участия в экзамене, Вам понадобится компьютер (или мобильное устройство), подключенный к интернету со скоростью не меньше, чем 1 Мбит/сек, компьютер должен быть снабжен камерой и микрофоном (использование встроенного микрофона ноутбука не рекомендуется, рекомендуем использовать гарнитуру).

    Для участия в конференции рекомендуется браузер Chrome. Чтобы проверить Вашу технику и софт на совместимость с конференцией ВВВ, заранее перейдите на тестовый сервер https://test.bigbluebutton.org/. Вы должны убедиться, что конференция у Вас успешно запускается;(работают микрофон, наушники, камера, транслируется экран) в систему идет звук с Вашего микрофона (тест микрофона проводится в момент входа в конференцию), воспроизводится звук в Ваших колонках или наушниках; в систему идет изображение с Вашей камеры; и, наконец, у Вас получается транслировать свой экран (за исключениям мобильных операционных систем).

    Чтобы поучаствовать в экзамене, войдите в систему lms.mipt.ru, пройдите в лекционную вкладку курса "Философия". Там есть тема "Аудиозаписи курса лекций Храмова О.С.", а в ней - "Экзамен по философии 29 мая". В назначенный час внутри этого элемента появится кнопка "Подключиться к сеансу".

    Желаем Вам успеха!»

    Чтобы поучаствовать в экзамене, войдите в систему lms.mipt.ru, пройдите в лекционную вкладку курса "Философия". Там есть тема "Аудиозаписи курса лекций Храмова О.С.", а в ней - "Экзамен по философии 29 мая". В назначенный час внутри этого элемента появится кнопка "Подключиться к сеансу".

    Желаем Вам успеха!»


  39. Конечно, модуль видеоконференции имеет больше настроек, выше было дано описание разумного минимума настроек. Кроме того, некоторые общие для всех модулей настройки, такие как параметры доступа, выполнения, видимости уже были рассмотрены в параграфе 1 в пунктах 1.16-1.26.

  40. Если экзамен будут принимать несколько преподавателей, то нужно позаботиться, чтобы у них не было проблем с получением доступа к элементу видеоконференции. Например, элемент может быть создан во вкладке семинаров в теме, которая имеет ограничение только на группы преподавателя-создателя конференции. Система не показывает такие темы другим преподавателям. Поэтому следует либо создавать элемент конференции во вкладке лекций (где настройки приватности мягче), либо включать других преподавателей в экзаменационные группы. Хорошим индикатором доступа преподавателей к экзамену является появление экзамена в их списках событий курса.

  41. Далее речь пойдет об управлении процессом экзамена в режиме видеоконференции.

  42. Видеоконференция запускается в момент, указанный в настройках конференции: «Подключение открывается». В этот момент в элементе появляется кнопка "Подключиться к сеансу". Рядом с кнопкой показано, сколько участников уже находится в комнате.

  43. Нажатие на нее запускает открытие новой вкладки браузера, на которой, в первую очередь, Вы увидите иконки настройки микрофона. Можно выбрать микрофон или только подключение в режиме слушания. Последнее не подходит ни преподавателю, ни студенту. Нажмите на значок «микрофона». Браузер подключиться к микрофону, который прописан в операционной системе по умолчанию. Поменять его можно в настройках микрофона и веб-камеры браузера (значок камеры в правой части адресной строчки браузера).

      1. 4-09.png
  44. Если в этот момент Вы видите ошибку, то установите на компьютер свежий Google Chrome.

  45. Далее система сообщает «Это тестирование звука, его слышите только вы. Скажите несколько слов в микрофон. Слышите ли вы себя?». Если все в порядке, нажмите «Да».

  46. Вы войдете в конференцию. Осторожно, в этот момент звук с микрофона уже идет в конференцию. Вы увидите следующую страницу:

  47. 4-10.png
  48. Рекомендуем загрузить презентацию, содержащую титульный заголовок, например, «Экзамен по философии 28 мая, группа 5» и достаточное количество пустых страничек, минимум две на каждого студента. Студенты попеременно будут получать от экзаменатора статус ведущего, странички презентации помогут им с помощью пометок иллюстрировать свой ответ. Для загрузки презентации нажмите на значок «плюсика» в левом нижнем углу главного окна конференции и выберите «Загрузить презентацию».
    4-11.png

  49. Откроется интерфейс загрузки презентации. Нажмите на «облачко» (или перетащите на него файл с презентацией). Система воспринимает документы MS Office, PDF, картинки. Можно выбрать для загрузки несколько файлов. 
  50. Нажмите кнопку «Загрузить» для загрузки выбранных файлов.

  51. Из загруженных презентаций, устанавливая на нее галочку, можно выбирать ту, которую в данный момент нужно демонстрировать, далее следует нажать кнопку «Подтвердить».

  52. Кроме демонстрации презентации, можно показывать экран компьютера или окошко какой-либо программы. Для этого нужно нажать на кнопку с иконкой «экрана». Откроется окно с выбором экранов, окон или вкладок браузера. Студент должен выбрать нужный экран и нажать «поделиться». Настаивайте, чтобы студент показывал именно экран компьютера, а не окно, поскольку иначе он, демонстрируя Вам какое-нибудь окно, сможет незаметно для Вас подсматривать в шпаргалку или принимать помощь от других студентов с помощью приватного чата. То, что Вам показывают именно экран, а не окно, можно определить по присутствию в картинке элементов управления операционной системой: например, панели задач и кнопки «Пуск» (для OS ‘Windows’). От демонстрации экрана к презентации и обратно можно быстро переключаться. 4-12.png

  53. Чтобы включить камеру, нужно нажать кнопку с иконкой «камеры». Откроется интерфейс выбора камеры и качества картинки. Если канал слабый (порядка 1 Мбит/сек и ниже), то рекомендуем использовать качество не выше «Medium quality». Выбрав камеру и качество, нажмите «Начать трансляцию с веб-камеры».

  54. Чтобы студент мог показывать свой экран и рисовать на презентации, ему нужно дать права «ведущего». Для этого нужно в списке студентов нажать на его имя. В открывшемся меню нажмите «Сделать ведущим».  

  55. После загрузки презентации и включения камер, и предоставления студенту права быть ведущим его картинка будет такой:4-13.png

  56. Здесь помимо прочего показан открытый инструментарий рисования отметок на презентации. Он позволяет оставлять текстовый комментарий, рисовать, чертить линиями или основными фигурами. После начала рисования появляется выбрать свой цвет и толщину линии. Нижняя кнопка дает доступ к инструментарию всем студентам (в этом случае каждому следует выбрать свой цвет). Также можно убрать пометки со страницы.

  57. Также здесь показан открытым инструментарий голосования. Это опция очень удобна на занятиях, а на экзамене ее можно использовать для быстрого тестирования группы. Для этого на одной из страниц презентации готовят вопрос, например, предполагающий ответ «Да» или «Нет» или выбор одного из четырех вариантов. Далее нужно нажать на кнопку с соответствующим типом голосования «Да/Нет» или «А / B / C / D», а после завершения голосования – опубликовать его. Результат голосования показывается прямо на странице презентации в ее нижнем правом углу.

  58. В формате экзамена, когда каждому из студентов по очереди предоставляют право ведущего есть одна проблема: остальные студенты слышат его ответ. С одной стороны, они не скучают и узнают что-то новое, с другой – у них есть возможность подсказывать отвечающему коллеге с помощью приватного чата или мессенджера. Чат еще можно контролировать с помощью демонстрации экрана, мессенджер - невозможно никак.

  59. Единственный вариант – изолировать отвечающего от остальной группы. Для этого можно на непродолжительное время создать изолированную комнату. Проблема в том, что система делает запись только того, что происходит в общей комнате, но не того, что происходит в изолированных. То есть нарушается полные условия прокторинга. Можно, конечно, записывать экран вручную с помощью специального программного обеспечения, но это – дополнительная нагрузка на экзаменатора. Итак, для создания изолированной комнаты нажмите на значок «шестеренки» напротив заголовка «Пользователи».

  60. В открывшемся меню нажмите «Создать комнаты для групповой работы».

  61. Открывается страница создания комнат. Их можно сделать много и распределить по ним студентов и преподавателей. В простейшем случае «перетащим» преподавателя и одного из студентов в «комнату 1».

  62. Далее зададим время «уединения». Допустим, считается, что приемлемое время – 15 минут. Выставляем его кнопками «+» и «–».

  63. Для завершения нажимаем «Создать». Студенту и преподавателю отправляется запрос, на который нужно нажать «Присоединиться к комнате 1». Возможно, некоторые студенты в силу своей стеснительности сами попросятся в изолированную комнату.

  64. 4-14.png
  65. По истечении установленного времени, изолированная комната закроется сама собой. За минуту до закрытия она предупредит участников, что их время истекает.

  66. К сожалению, помимо невозможности записи, отметки в презентации, сделанные в изолированной комнате, тоже не сохраняются. Поэтому их нужно сохранить нажатием на клавиатуре клавиши PRINT SCRN (сохранить изображение экрана в буфере обмена).

  67. Запись процесса экзамена преподаватель может ставить на паузу и запускать вновь. Студенту эта возможность недоступна, в том числе и тогда, когда он является ведущим.

  68. Записи можно увидеть, войдя в элемент «видеоконференция ВВВ». Запись появляется в элементе примерно через 15-20 минут после окончания конференции. Если конференция открывалась несколько раз, и каждый раз велась запись, то записей тоже будет несколько.

  69. Чтобы посмотреть запись, нажмите кнопку «Открыть».

  70. Также запись можно удалить, нажав на значок «Корзины» или закрыть к ней доступ студентам, нажав значок «Глаз», чтобы он стал перечеркнутым.

  71. Оценки за экзамен можно проставить, войдя в элемент «видеоконференция ВВВ» и нажав кнопку «Оценка» в нижней его части под записями.

  72. 4-15.png
  73. Откроется страница оценивания за соответствующий элемент (наш экзамен). Выставьте оценку и напишите отзыв в соответствующих полях «Оценка» и «Отзыв».

  74. Нажмите кнопку «Сохранить». Появится сообщение о «Оценки заданы для N элементов», где N — количество введенных оценок. Нажмите «Продолжить». Таблица с оценками вновь откроется для редактирования.

  75. Все оценки доступны в отчете «Оценки», который можно открыть разными путями. Например, можно нажать на кнопку «Оценки» вызвав меню личных настроек.

  76. Далее нужно выбрать нужный курс и найти нужный экзамен в выпадающем списке «Выбрать оцениваемый элемент».
  77. 4-16.png

    ----------------------------------------------------------------------------------------


    Так, в, общих чертах, можно использовать систему lms.mipt.ru для проведения аттестации.

    Пожалуйста, по всем вопросам использования системы обращайтесь по адресу технической и методической поддержки центра развития электронного и дистанционно обучения МФТИ:

    learning@mipt.ru



    1 — Яндекс-браузер, Opera работают на старом ядре Chromium и с ВВВ не работают, Internet Explorer также некорректно работает с ВВВ. Из других браузеров нормально работает Safari, но он не может транслировать экран.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2020 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях