Адрес e-mail:

«Большие данные» на «Больших вызовах»: об интересных кейсах, перспективах участников и проектном катарсисе

Направление «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» сегодня на пике интереса у научного сообщества. Внедрение разработок в этой сфере позволяет оптимизировать большое количество процессов и интегрировать их практически во все сферы нашей жизни. Для бизнеса это экономически выгодно, для пользователей — легко и удобно, а для математиков еще и увлекательно. Математические модели и алгоритмы являются основой искусственного интеллекта и работы с большими данными.

«Математика не потому прекрасна, что у нее есть приложения, а математика прекрасна, и именно поэтому у нее есть очень полезные приложения».

Все продвинутые школьники знают автора этого высказывания Андрея Михайловича Райгородского, директора Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) МФТИ, доктора физико-математических наук и руководителя направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» на конкурсе «Большие вызовы».

Мы побеседовали с Андреем Михайловичем о самом направлении и интересных проектах, над которыми школьники работали в прошлые смены.

Какие современные тренды, интересные и школьникам и молодым ученым, можно выделить в рамках направления?

Науку интересуют в первую очередь фундаментальные вопросы, а это — создание «сильного» ИИ, который не просто умеет анализировать и решать конкретные задачи, а готов к разноплановым задачам, как человеческий мозг.

В современных IT-компаниях есть много практических задач. Возьмем поисковые компании, например, Яндекс. Исследовательский отдел, которым я там руководил, в свое время, частично перешел на ФПМИ в виде и моей лаборатории Продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, и Лаборатории фундаментальных исследований МФТИ-Яндекс.

Наша Физтех-школа находится в тесном контакте с Яндексом. Там одна из важных задач — улучшение качества поиска, усовершенствование формулы ранжирования. Миллиарды материалов в интернете нужно как-то упорядочить, чтобы пользователь получал информацию, максимально релевантную своему запросу, а спам в выборке был как можно дальше.

Есть свои задачи по оптимизации и в ретейле, и в медицине. Активно развиваются различные системы по диагностике, подбору методов лечения, научной литературы для медиков и другие рекомендательные системы для врачей. Наметилась общая тенденция к роботизации и развитию беспилотного транспорта.

Искусственный интеллект в разрезе точных наук, вычислений, высокотехнологических проектов — это уже привычно. А может ли искусственный интеллект применяться в творчестве?

Создавать какую-то музыку и стихи нейросети, конечно, могут. Вопрос в том, где проходит грань между посредственным и действительно серьезным творением. Позволю себе предположить, что ИИ может уже сейчас сделать нечто, что зайдет большому количеству людей. Но разбирающиеся в искусстве люди почувствуют разницу и смогут отличить произведение искусства от творения компьютера.

Насколько на Ваш взгляд сегодня безграничны возможности ИИ?

Да совершенно не безграничны! Наоборот, пока возможности ИИ очень ограничены. Искусственный интеллект — это набор сложных математических алгоритмов, которые оптимизируют сами себя. Становятся «умнее», получая все больше и больше примеров в процессе своей работы.

Конечно, можно алгоритмизировать шахматы и даже Го, разложив их на небольшие алгоритмические кусочки и применив достаточно быстрый счет. Но есть гораздо более сложные стратегические игры и задачи. Например, как человек доказывает сложные математические результаты. Это пока совершенно непонятно.

Непонятно до конца, как работает человеческий мозг, что такое эти когнитивные способности. Поэтому мы даже и представить себе не можем, как эти процессы раскладывать на такие компоненты, чтобы компьютер, даже очень быстрый, их порешал. Человек обучается много лет, и в этом тоже его ключевое преимущество перед машиной.

Ваше направление пользуется большой популярностью и славится интересными проектами. На прошлых сменах были яркие участники или проекты, которые Вам запомнились?

Конечно, на каждой смене есть успешные кейсы. Участие в таких проектах, как «Большие вызовы», в тесном контакте с сильными молодыми учеными, которые сами активно занимаются научной деятельностью, открывает для школьников прекрасную возможность увлечься наукой.

Например, совершенно выдающийся школьник — ​​Пасечнюк Дмитрий, который после участия в смене стал соавтором научной публикации с Гасниковым Александром Владимировичем — одним из ведущих специалистов в области исследования численных методов оптимизации.

На следующую свою смену «Больших вызовов» Дмитрий приехал уже студентом ФПМИ в качестве со-руководителя на проект Гасникова А.В. «Методы онлайн-обучения в задаче восстановления модели цифрового предыскажателя базовой станции», который проводился совместно с компанией HUAWEI.

Онлайн-обучение — это один из методов оптимизации машинного обучения. Полученный результат очень заинтересовал представителей компании, его взяли в промышленную разработку. Сейчас Дмитрий учится на втором курсе, а у него уже более 20 публикаций в авторитетных научных журналах и участие в конференциях.

Вместе с «Яндексом» ребята разрабатывали навык для умной колонки «Алисы», который позволяет брать книги в библиотеке Сириуса. Теперь этим сервисом пользуются школьники, которые приезжают в Образовательный центр «Сириус».

В рамках сотрудничества с фармацевтической компанией «Биокад» школьники придумали и реализовали алгоритм, предсказывающий структуру белка. И, поскольку он работал быстрее и с большей точностью, чем текущий алгоритм, который использовала компания, он был успешно внедрен.

С «Тинькофф» разрабатывали систему автоматизированного распределения встреч. Она легла в основу аналогичной системы, над которой уже работали специалисты банка для оптимизации эффективности собственных представителей. Самое важное, что прототип, который был написан школьниками во время смены, компания запустила в тестовом режиме в двух регионах России. Это позволило ребятам получить не только опыт реализации программного кода, но и обратную связь от реальных пользователей.

Многие крупные партнеры сотрудничают с нашим направлением и предлагают свои задачи и проекты. Сам Физтех, Яндекс, РЖД, Газпромнефть, Тинькофф, ВТБ, Альфа-банк, Банк России.

Помимо перечисленных выше, у Физтех-школы прикладной математики и информатики огромное количество индустриальных партнеров. Мы каждый год оцениваем, кто из них наиболее расположен эффективно работать со школьниками, и предлагаем участвовать в смене.

Смогут ли школьники потом пройти стажировку в этих компаниях?

Школьникам в первую очередь необходимо получить фундаментальное образование, которое закладывается на первых курсах. Очень важно, чтобы в университетах человеку предлагалось именно фундаментальное образование. Когда студенты начинают где-то стажироваться на первых курсах — это в корне неправильно! Они теряют драгоценное время на закладку фундамента.

Если у талантливого школьника правильно сформировать фундамент, то он сам будет создавать эти «Большие вызовы» в будущем и придумывать новые инструменты разработки. А без фундаментального образования, сколько ни стажируйся, останешься на определенном уровне, под потолком, и дальше расти будет очень трудно без достаточно мощных фундаментальных знаний.

Во многих университетах сейчас идет сильный перегиб в трансформации программы в сторону индустрии. На Физтехе мы старательно сохраняем баланс фундаментальных знаний и практических навыков. Конечно, партнериться с индустрией нужно. Более того, индустриальных партнеров на Физтехе больше, чем в других вузах. Но всему свое время. Сначала фундамент, потом базовые кафедры. И вот там уже и образование профильное в рамках отдельных базовых дней, и стажировки.

На ФПМИ 28 базовых кафедр и 25 лабораторий, из которых половина академических, половина индустриальных. Все они созданы при участии партнеров, которые видят высокий уровень образования, тот самый фундамент, и понимают, что наши студенты — это будущая элита. И именно здесь нужно инвестировать в таланты и кадры.

Какие ребята участвуют в проектах по вашему направлению?

В большинстве — это талантливые школьники, которые увлекаются математикой и программированием. При этом проектная деятельность принципиально отличается от столь любимых многими ребятами олимпиад — совсем другой формат.

Проект растянут во времени. Когда ты исследуешь какую-то серьезную проблему или делаешь большой проект, требуется совершить много переходов, поэкспериментировать. Это исследовательская деятельность, приближенная к настоящей науке.

Поэтому важно, чтобы человеку было интересно работать в команде продолжительное время. Хотя наш опыт показывает, что сильные олимпиадники зачастую обладают и хорошими проектными способностями. Такие ребята с удовольствием участвуют и в «Больших вызовах».

На смене над проектом ребята работают всего 3 недели. А есть ли возможность доработать проект после «Больших вызовов»?

Если проект масштабный и перспективный, а компания-партнер, предоставившая проект, готова продолжить разработки или исследования, то, конечно, работа продолжится. Например, совместная работа Дмитрия Пасечнюка и Гасникова А.В., о которой я рассказывал ранее, превратилась в долгосрочное сотрудничество и помогла Дмитрию определить сферу своих интересов, сформировать ориентиры для дальнейших исследований, принять решение, где продолжить учебу после школы.

Что бы вы могли пожелать будущим участникам «Больших вызовов», которые приедут на ваше направление?

Удовольствия от смены, радости от результатов и… катарсиса. Да, я уверен, в проектах он тоже частенько случается. Когда ты работаешь над проектом, пытаешься понять, как лучше справиться с задачей или где может быть применена эта разработка, мучаешься, не понимаешь и вдруг — бах! Вот оно, склеилось! В один прекрасный момент вдруг приходит новое решение, внезапно рождается идея, и это катарсис — то самое озарение.

Поэтому искренне желаю молодым ученым ощутить радость от новых открытий и внезапных озарений!


ID
CODE
NAME
PREVIEW_TEXT
PREVIEW_PICTURE
DETAIL_TEXT
DETAIL_PICTURE
DATE_ACTIVE_FROM
ACTIVE_FROM
IBLOCK_ID
IS_STANDOUT
/Зачем учить математику, если ты не Перельман?
/Первое место среди российских вузов по физическим и компьютерным наукам в рейтинге Times Higher Education
/Красота ума: знание математики как преимущество людей будущего
/Математики сразились в Ярославской специализированной математической школе № 33 им. Карла Маркса
/Все о поступлении на ФПМИ в одном месте!
/«Чистая» математика на ФПМИ с 2022 года станет еще круче
/Математика как фундаментальная основа для развития искусственного интеллекта
/ФПМИ.Карьера — новые возможности для студентов ФПМИ
/Студенты Физтеха за 48 часов разработали сервис, на который у коммерческих программистов ушел бы год
/В Минобрнауки заинтересовались проектом магистранта ФПМИ по подготовке к ЕГЭ по информатике
/18 спортивных программистов из ФПМИ вышли в финал ICPC Северной Евразии
/«Взятие Казани»: студенты ФПМИ заняли первое место на олимпиаде Лобачевского
/Абитуриенты ФПМИ смогут поступить на новую бакалаврскую программу «Анализ данных, экономика и финансы»
/Искусственный интеллект на ФПМИ: образовательные возможности с начального уровня до магистратуры
/Студенты ФПМИ обсудили перспективы развития олимпиадного движения с президентом России Владимиром Путиным
/Stepik помогает обеспечивать качество обучения в онлайн-магистратуре МФТИ
/Премию Правительства Москвы получил молодой ученый лаборатории комбинаторных и геометрических структур ФПМИ
/ИИ-ассистент команды лаборатории нейронных систем и глубокого обучения ФПМИ преодолел мировой технологический барьер
/Аспирант Центра когнитивного моделирования ФПМИ стал призером соревнования NeurIPS: Flatland 3 и AMLD
/Абитуриенты ФПМИ смогут поступить на новую бакалаврскую программу «Искусственный интеллект в математическом и IT-образовании»
/«Большие данные» на «Больших вызовах»: об интересных кейсах, перспективах участников и проектном катарсисе
/Наставник будущих физтехов: как МФТИ помогает регионам растить таланты
/Нужна ли айтишнику математика или главное научиться кнопки «топтать»?
/Выпускники Физтеха совместно с ФПМИ открыли лабораторию Human Activity Recognition
/ФПМИ впервые выступила партнером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике
/Команда ФПМИ вышла в финал чемпионата мира по программированию ICPC
/Альфа-Банк и ФПМИ запускают совместную магистратуру. Для смелых и амбициозных!
/ФПМИ получила две награды за достижения в области технологий больших данных Data Fusion Awards
/Студент ФПМИ выиграл 17-ю Колмогоровскую олимпиаду по теории вероятностей МГУ имени М. В. Ломоносова
/ФПМИ и Лицей «Вторая школа» объединят усилия по развитию талантливых школьников
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2022 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях