Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Университет национальной обороны США

Полковник И. Попов

Университет национальной обороны (УНО) является высшим военным учебным заведением США, специфика которого заключается в том, что в нем проходят подготовку не только военнослужащие, но и представители государственного департамента, министерства финансов, ЦРУ, агентства национальной безопасности, информационного агентства, других министерств и ведомств, а также сотрудники крупнейших негосударственных промышленных компаний, активно выполняющих заказы Пентагона. УНО расположен в центре г. Вашингтон недалеко от Капитолийского холма на территории форта, который носит имя генерал-лейтенанта Лэсли Дж. Макнейра. Доступ в него, как на любой военный объект, осуществляется по пропускам-карточкам, которые носят на груди все преподаватели и слушатели, а в служебные помещения университета - по специальным магнитным карточкам.

Университет национальной обороны создан в январе 1976 года в результате объединения индустриального колледжа вооруженных сил и национального военного колледжа с целью «достижения успехов в профессиональном военном обучении и подготовке военных и гражданских специалистов для высших политических, командных и штабных должностей». Основой концепции создания университета и его девизом стало высказывание генерала Маршалла, который считал, что «в настоящее время мир во всем мире может обеспечить только сильный». В 1977 году состоялась торжественная церемония открытия нового учебного заведения, на которой присутствовал и выступил с речью президент США Дж. Форд.

По существующим правилам президентом УНО назначается генерал одного из видов вооруженных сил США, вице-президентом -дипломат высшего ранга, который определяется госдепартаментом. Первым президентом университета был вице-адмирал М. Бэйн.

В настоящее время университет национальной обороны организационно включает четыре военных колледжа и институт национальных стратегических исследований (см. цветную вклейку).

Национальный военный колледж (ежегодно в нем обучается 150 - 200 человек) занимается подготовкой кадров для высшего руководящего состава вооруженных сил США и правительственных органов. Индустриальный колледж вооруженных сил (250 - 300 офицеров и государственных чиновников) готовит кадры в сфере управления национальными ресурсами для системы национальной безопасности США. Колледж менеджмента (управления) информационными ресурсами выпускает специалистов в области современных информационных технологий и информационной войны. Штабной колледж вооруженных сил осуществляет подготовку офицеров высшего штабного звена. Это единственное подразделение университета, которое расположено не в г. Вашингтон, а в г. Норфолк на побережье Атлантики. Институт национальных стратегических исследований представляет собой научно-исследовательский центр вооруженных сил, занимающийся научными разработками в области международных отношений, военной политики и стратегии.

Основной контингент слушателей УНО -подполковники и полковники всех видов и родов войск вооруженных сил США или гражданские чиновники соответствующего ранга. Средний возраст 38 - 48 лет.

Главная задача университета - подготовка «стратегических лидеров» сегодняшнего и завтрашнего дня. За год обучения слушатели приобретают знания в области военной политики и стратегии, мобилизации и управления национальными ресурсами в мирное и военное время. Большое внимание при этом уделяется проблемам анализа и оценки военно-политической обстановки в различных регионах мира и на глобальном уровне в целом, нахождению наиболее рациональных путей решения международных проблем, военных и политических кризисов всех уровней как с использованием военной силы, так и без ее применения. Руководство УНО и его профессорско-преподавательский состав делают все возможное для создания в учебном заведении творческой атмосферы, прививают слушателям навыки нетрадиционного «раскрепощенного» мышления, помогают им преодолеть стереотипы в оценках и взглядах по широкому спектру международных и национальных проблем.

Одна из важнейших задач университета -формирование у своих питомцев «чувства команды», то есть установление между ними тесных личных корпоративных отношений, которые должны помочь выпускникам - будущим военным и политическим лидерам США - успешно взаимодействовать в предстоящей служебной деятельности. Так, занимая высокие посты в ведомствах, они смогут успешно решать сложные вопросы, требующие координации на межведомственном уровне. В частности, в ситуациях, подобных операции «Буря в пустыне», руководителям различных ведомств будет легче координировать свою деятельность с руководством вооруженных сил на основе личных связей, приобретенных в период обучения в УНО.

В национальном военном колледже и индустриальном колледже вооруженных сил уже много лет осуществляется подготовка высших офицеров из зарубежных стран. С 1993 года в рамках этой программы Россия отправляет в университет представителей Министерства обороны и Федеральной пограничной службы. В УНО обучаются также военнослужащие из других государств СНГ и Восточной Европы.

Офицеры, прибывшие в США на учебу (в среднем около 30 человек ежегодно), занимаются вместе с американскими слушателями. Как правило, в семинарскую группу из 15-17 американских слушателей входит один иностранец, который посещает вместе со всеми лекции и семинары, за исключением некоторых закрытых курсов и дисциплин. Руководство университета считает, что такое совместное обучение способствует «раскрепощению сознания» американцев, помогает им взглянуть на международные проблемы глазами представителей других государств и наций, расширяет кругозор и эрудицию будущих американских политиков. Учитывается и то, что иностранные офицеры высшего звена по окончании УНО, как правило, занимают высокие посты в национальных вооруженных силах стран - союзниц США и государств Азии, Африки и Латинской Америки. Выпускники УНО также успешно работают в руководящих органах НАТО, привлекаются для организации и проведения операций многонациональных сил в «горячих точках» планеты и выполнения других задач, которые требуют координации и согласования усилий национальных вооруженных сил в интересах достижения единой цели.

Учебная программа состоит из нескольких базовых (обязательных) и факультативных курсов. Базовые курсы включают стратегию, военную политику, методику выработки стратегических решений, военную историю и военную экономику. В конце каждого семестра организуются практические занятия по методу деловых игр или КШУ По всем изучаемым предметам слушатели представляют письменную работу - реферат объемом пять - десять страниц.

Факультативные курсы, рассчитанные на один или два семестра, обучаемые выбирают по желанию из предлагаемого списка. Их тематика разнообразна: политическое устройство и история США, разведка, этнонациональные кризисы и конфликты и пути их разрешения, военная стратегия, использование военной силы. Одни факультативные курсы открытые, в том числе для иностранных офицеров, другие предполагают наличие допуска к секретным материалам. Имеющим склонность к исследовательской работе предоставляется возможность вместо изучения одного из факультативных курсов разработать в течение года самостоятельную тему под руководством одного из профессоров университета. Объем работы в среднем 50 страниц.

В индустриальном колледже вооруженных сил в первом семестре обязательным является страноведческий курс, причем слушатели имеют возможность выбрать в качестве объекта изучения один из регионов: Россию, Китай, Европу, Латинскую Америку. Во втором семестре предусмотрено изучение одного из элементов экономического потенциала государств, таких, как: топливно-энергетический комплекс; авиационная промышленность; судостроение; промышленные фирмы, выпускающие вооружение; финансовая система; информационные технологии; биотехнологии; экология.

Кроме лекций, семинаров и деловых игр, в процессе обучения организуется посещение различных организаций и учреждений. Особое внимание обращается на самостоятельную работу с первоисточниками и учебной литературой, выработку у слушателей независимого и нестандартного мышления. На семинарских занятиях создается обстановка, благоприятная для свободного обмена мнениями без учета званий, титулов и научных званий, поощряются диспуты. На всех лекциях и семинарских занятиях прямо или косвенно проводится идея морального и экономического превосходства над остальным миром в политической, военной и экономической сферах. Профессорско-преподавательский состав прививает слушателям чувство гордости за свою страну, ее историю, политические и моральные ценности.

Согласно правилам во время учебы никаких отметок слушателям не ставят. В конце каждого семестра своеобразно оцениваются только письменные работы. После их проверки преподаватель дает письменное заключение: «прекрасно», «десятка лучших», «превзошел ожидаемое», «хорошо» и т. п. В конце семестра каждый слушатель получает по персональному компьютерному каналу оценку-характеристику, в которой преподаватели отмечают его сильные и слабые стороны, дают конкретные рекомендации и высказывают пожелания. При этом учитываются результаты психологического теста, предлагаемого в начале учебного года. В соответствии с ним каждый слушатель получает возможность глубже узнать свои возможности и черты характера. Например, тип личности (их насчитывается 16) зашифровывается четырьмя буквами, которые становятся своеобразной «визитной карточкой» слушателя. Зная этот шифр, можно выработать стратегию использования личности: в роли лидера, хорошего исполнителя, для работы с людьми или решения творческих задач.

Воинские ритуалы и церемонии занимают немаловажное место в повседневной деятельности университета, как и вооруженных сил США в целом. Ежедневно в 8.00 и 17.00 в Форт-Макнейр под звуки государственного гимна происходит соответственно церемония подъема и спуска национального флага Соединенных Штатов. На несколько минут все находящиеся вне помещения военнослужащие замирают по стойке «смирно» с отданием воинской чести. Традиционно отмечаются годовщины создания видов вооруженных сил и родов войск, национальные праздники.

Выступление с лекциями в УНО считается большой честью для высших политических и государственных деятелей США. Для этих целей приглашаются сенаторы и конгрессмены, министры и командующие видами вооруженных сил и объединенными командованиями. Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США лично отвечает за деятельность УНО и в ходе регулярных посещений выступает с лекциями или докладами на симпозиумах и конференциях. Перед слушателями прежде всего военного колледжа выступают послы и высокопоставленные представители многих государств мира, включая Россию, регулярно проводятся встречи обучаемых с военными делегациями разных стран во главе с министрами обороны национальных вооруженных сил или другими военными чиновниками высокого ранга. Их сообщения затем подробно обсуждаются на семинарских занятиях в группах.

Техническое обеспечение учебного процесса находится на высоком уровне. На весь период обучения слушатели получают в личное пользование персональные компьютеры, которые активно применяются при решении различных ситуационных задач, требующих согласованных действий в масштабе курса, факультета, университета. При проведении деловых игр создаются временные информационные сети, имитирующие высшие органы военно-политического руководства США.

Информационное обеспечение достигается путем компьютеризации многих процессов поиска и обработки информации, применения информационной сети УНО, включаясь в которую слушатели получают доступ к необходимой учебной и справочной информации различного характера. Каждый преподаватель и слушатель имеет право работать в сети INTERNET через многоканальный телефонный выход университета.

В УНО функционирует своя кабельная телевизионная сеть, которая транслирует некоторые информационные программы Пентагона и организует собственное вещание. В частности, все лекции транслируются студией кабельного телевидения на телеприемники в классах и записываются на видеомагнитофоны. При необходимости слушатели могут получить видеокопию прочитанной лекции по заинтересовавшей их тематике.

Университет располагает научной и справочной библиотекой, фонды которой открыты для всех слушателей и преподавателей. Процесс поиска информации компьютеризован: все данные об изданиях и авторах систематизированы и заложены в справочные базы компьютеров. В результате за считанные минуты можно получить отпечатанный на принтере полный библиографический список книг и статей по интересующей вас проблеме. Как в библиотеке, так и в учебных корпусах имеется достаточное количество множительных аппаратов, что позволяет слушателям при необходимости быстро сделать копии отдельных статей или фрагментов книг. Система электронного учета изданий дает возможность воспрепятствовать их несанкционированному выносу. Благодаря этому слушатели могут работать в библиотеке в любое время суток, независимо от рабочего дня библиотечных сотрудников.

Библиотека УНО имеет связи с 9 тыс. других библиотек и выход на 500 банков информационных данных различных компьютерных сетей. Общее количество единиц хранения составляет 500 тыс. экземпляров (включая и электронные копии). Университет выписывает 1300 периодических изданий, в том числе и иностранные.

Учебный процесс дополняется спортивными мероприятиями и различными формами внеучебной деятельности, а также общением на семейных вечеринках, пикниках, экскурсиях. Все это служит установлению между слушателями тесных личных отношений.

В целом учебный процесс в университете национальной обороны позволяет готовить высококвалифицированные военные и гражданские кадры для американского военного ведомства и органов политического управления США. По мнению специалистов, в УНО найдена эффективная модель соединения теории с практикой реальной жизни. Опыт военного строительства и использования американских вооруженных сил в войнах и конфликтах последних лет свидетельствует, что совершенствованию системы высшего военного образования в США и в дальнейшем будет уделяться большое внимание.

Зарубежное военное обозрение №8 1998 С.7-9

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика