Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Центр независимых оборонных исследований: Исполнилось 10 лет Академии военных наук

 

Структурная схема Академии военных наук.Предоставлена АВН
Структурная схема Академии военных наук.
Предоставлена АВН

20 февраля 1995 года указом президента РФ # 173 была учреждена Академия военных наук. Какими же обстоятельствами определялась объективная необходимость ее создания, что удалось сделать АВН за 10 лет своего существования?

ОТВЕТ ПО СУЩЕСТВУ

Во-первых, с одной стороны, в связи с коренным изменением геополитической обстановки Российской Федерации потребовалось научно прорабатывать и решать многие новые проблемы организации обороны, конверсии оборонной промышленности; с другой - некоторые научно-исследовательские учреждения распались (в ряде стран СНГ их вообще нет), из ОПК и Вооруженных сил уходило все большее количество военных ученых и специалистов, в целом снижался научный и военно-технический потенциал России. По существу, любой вопрос в оборонной сфере надо было заново обдумывать и разрабатывать. После 1991 года свыше 85% докторов наук оказались уволенными из Вооруженных сил, покинули ОПК. И для того, чтобы не потерять этот научный потенциал, надо было их как-то объединять и привлечь к научной деятельности.

Во-вторых, до сих пор военно-научная и военно-техническая деятельность осуществлялась в основном по линии государственных учреждений; монопольное положение не стимулировало конкуренцию, научное соревнование с целью более эффективного решения научно-технических задач. Развитие и поддержка военно-научной и научно-технической деятельности на общественных началах (наряду с государственной) оказалась более экономичной, а по результатам более эффективной.

В-третьих, ненормальным является то, что военные науки, несмотря на их исключительно большую роль в обороне страны, по существу отлучены от науки фундаментальной, академической. Поэтому научные исследования по оборонной тематике до сих пор нередко ведутся разрозненно и в масштабе страны никем не координируются. Создание АВН позволило организовать системные исследования с охватом всего комплекса военных знаний, включая общие основы учения о войне и оборонной безопасности, военную науку и военную проблематику общественных, естественных и технических наук. Академия военных наук способствует становлению и развитию независимых от ведомств научных школ и демократизации военно-научной деятельности.

Деятельность АВН осуществляется на основе самофинансирования за счет выполнения работ по контрактам с государственными, общественными и международными организациями, в том числе и в интересах стран СНГ.

С учреждением Академии военных наук, действующей на общественных началах, Министерство обороны РФ получило возможность более полно использовать опыт и научный потенциал ведущих военных ученых, находящихся в отставке, запасе, поручая им при необходимости вырабатывать независимые, альтернативные варианты решения важнейших оборонных проблем. К нам уже сейчас по ряду вопросов в АВН обращаются за консультациями некоторые главные штабы армий СНГ.

Большинство научных институтов, исследовательских центров РФ поддержали создание нашей академии. Ее учредителями выступили: Российский институт стратегических исследований, Комитет ученых за глобальную безопасность, Лига содействия оборонным отраслям промышленности, межотраслевой научно-технологический центр "Наука" Госкомитета РФ по высшему образованию, Российско-американский университет, Российский союз промышленников и предпринимателей, Фонд социально-экономических и политических исследований, Ассоциация военно-политических и военно-исторических исследований, Центр международных и военно-стратегических исследований и др.

Но кое-кто весьма негативно воспринял появление новой академии. Подобную обеспокоенность в какой-то мере можно понять, ибо нарушилось монопольное положение некоторых научных организаций, иные из них просто оказались не готовы к работе в условиях конкуренции и борьбы научных идей. Есть ведомства, которые опасаются альтернативных научных проектов. В условиях единомыслия легче отстаивать любые взгляды. Но мы знаем, к чему это приводило в прошлом.

СТРУКТУРА И СТАТУС

В настоящее время АВН состоит из шести отделений: первое (руководитель Ю.Я. Киршин) - военно-политических и социологических исследований; второе (руководитель В.А. Сапожинский) - проблем теории военного искусства; третье (руководитель В.В. Коробушин) - оборонного строительства; четвертое (руководитель В.А. Куликов) - военно-историческое; пятое (руководитель А.А. Прохожев) - национальной безопасности; шестое (руководитель И.М. Капитанец) - военно-морское.

У Академии военных наук имеются региональные отделения(см. схему).

Будучи учрежденной указом президента РФ, академия имеет определенный государственный статус научной организации, но функционирует на общественных началах, объединяя ведущих ученых Вооруженных сил, МВД, ПС ФСБ, МЧС, других силовых ведомств и ОПК. Ее деятельность позволяет расширить и углубить фронт оборонных исследований, привлечь к военно-научной работе дополнительный отряд военных ученых, ветеранов и военачальников, решать исследовательские задачи более экономно, без специального государственного субсидирования, а также создает возможность выражать объективные, независимые суждения и вырабатывать альтернативные предложения по актуальным оборонным проблемам. Причем по некоторым аспектам оборонных исследований АВН занимает нишу, в которой сегодня ни один другой научный орган не в состоянии полноценно заниматься научными исследованиями.

АВН, как и другие общественные академии, решает также некоторые социальные проблемы. Многие ученые на договорных основах выполняют задания Госдумы, Совета Федерации, других органов власти и, не получая никаких денежных средств от государства, приносят ему доход в виде налогов и отчислений в различные фонды. Привлечение к научной работе наиболее опытных и подготовленных ученых дает возможность более эффективно решать научные задачи.

В настоящее время в АВН состоят: 584 действительных членов, 270 членов-корреспондентов, 38 почетных членов и 1254 профессоров, из них 70% генералы, адмиралы и офицеры в отставке и запасе, 30% - военные ученые, находящиеся на кадровой военной службе.

ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ - ОСТРЕЙШИМ ПРОБЛЕМАМ

За последние 6 лет деятельности академии по заданиям Совета безопасности, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства РФ, Министерства обороны и других силовых ведомств выполнено 120 крупных научно-исследовательских работ, разработано и издано 65 теоретических трудов и более 250 других научных работ. Произведены экспертные оценки и даны развернутые заключения и предложения по 75 законопроектам.

Члены академии принимали активное участие в парламентских слушаниях и научных конференциях по вопросам оборонной безопасности.

Особенно большую научную и практическую работу в интересах Министерства обороны выполняет коллектив 3-го отделения во главе с первым вице-президентом генерал-полковником В.В. Коробушиным. Основные усилия сосредоточиваются на анализе угроз, возникающих для России, в том числе в случае дальнейшего расширения НАТО, исследовании путей предотвращения войн и вооруженных конфликтов, проблемах национальной безопасности, прогнозировании перспектив развития оружия, военной техники, путей более экономного и эффективного решения оборонных задач, характера вооруженной борьбы, на разработке теоретических основ военной доктрины и военной реформы.

Нам также предстоит и дальше думать над такими фундаментальными вопросами, как сущность войны в современную эпоху, характер вооруженной борьбы с учетом крупных геополитических и социально-экономических, технологических изменений, которые происходят в мире. В последнее время справедливо подчеркивается, что войну нельзя сводить лишь к вооруженной борьбе. Все мы видим возросшую роль политических и экономических факторов информационной борьбы, роли "непрямых стратегических действий". Однако невоенные формы обеспечения оборонной безопасности пока недооцениваются и слабо координируются в государственном масштабе.

В разработке военной доктрины и других концептуальных документов мы добиваемся большей открытости и внесения более радикальных уточнений их положений с учетом не только специфических угроз применительно к России, но и сопряжения, согласования и уточнения военных доктрин ведущих государств с целью совместного противостояния общим угрозам для этих стран, возникающим в современных условиях. Исторический опыт показывает, что военная доктрина, как и военная реформа, приживается в обществе и Вооруженных силах, становится жизненной, если она не просто навязывается сверху, а подготавливается и внутренне принимается теми, кто ее будет осуществлять.

В области теории военного искусства кое-кем делаются попытки рассматривать новые явления вооруженной борьбы в отрыве от других вопросов стратегии, оперативного искусства и тактики. Скажем, в последнее время справедливо подчеркивается возросшее значение информационной борьбы, но тут же поговаривают о том, что для изучения этих проблем нужны новые науки, новые органы управления и т.д. Да, эти новые явления со временем могут приобретать относительно самостоятельный характер. Но прежде всего важно понять, что с учетом изменений характера вооруженной борьбы не может не изменяться содержание военной науки и военного искусства, в том числе стратегии, оперативного искусства, тактики. Они должны обогащаться новыми идеями и положениями. В соответствии с этим должны меняться также содержание работы, функции Генштаба и других органов управления с тем, чтобы они охватывали новые явления и вопросы, в том числе информационной борьбы.

Много и других проблем, где требуется преемственность прежнего опыта и новых творческих озарений, ориентированных на будущее.

ИСТОРИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Большое внимание уделяется военно-историческим аспектам и прежде всего исследованию величия и уникальности полководческого искусства выдающихся военачальников, уроков и выводов из их военного наследия для современных условий.

Особо необходимо отметить активную разработку членами академии военно-исторических вопросов. Они выступили с рядом статей по темам, связанным с Великой Отечественной войной, настойчиво противодействовали различного рода фальсификациям ее истории. В этом году по инициативе АВН совместно с руководящим составом Вооруженных сил проведена военно-научная конференция, посвященная 60-летию Великой Победы, где рассматривалось значение опыта предвоенных лет, кампаний 1941-1945 годов для современных условий.

Создан 3-серийный фильм "Пролог Великой Отечественной войны. Мифы и факты", фильм "Дневник памяти". Подготовлен и издан ряд военно-исторических трудов. Среди них: "Государство Российское и его история" В.В. Рыбникова, "На страже границ Отечества. Пограничные войска в войнах и вооруженных конфликтах" В.Н. Боярского, В.П. Семина, В.В. Черепанова; "Разгром фашизма" Л.И. Ольштынского; "Подвиг и подлог" Г.А. Куманева, "История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней" В.А. Куликова, "Моряки-балтийцы в боях за Родину" под редакцией адмирала В.Г. Егорова, "Очерки из истории Балтийского флота" в пяти томах, авторским коллективом под его же руководством, "Власть и общество. Российская провинция в 1917-1980 гг.", в 3 томах, авторы С.В. Устинкин, В.И. Белоусов, "Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах внутренних войск МВД России" И.В. Шевченко. Этот перечень может быть значительно, на порядок, расширен.

По военно-историческим вопросам АВН тесно сотрудничает с Институтом военной истории, Институтом всеобщей истории РАН, где наиболее активно вместе с нами работают полковник А.А. Кольтюков, академик Г.Н. Севостьянов, профессор О.А. Ржешевский, М.Б. Мягков, а также с Институтом российской истории РАН.

Многими десятками исчисляются труды ученых - членов академии по военной, технической, правовой, медицинской, воспитательной и образовательной, экологической проблемам.

НЕ ЧИСЛОМ, А ПРЕСТИЖЕМ

Порой высказывается сомнение: не слишком ли много становится академий и академиков? Не приведет ли это к определенной девальвации самого звания "академик"?

Данные вопросы возникают потому, что в некоторых общественных академиях зачисляют в академики кандидатов наук, доцентов и даже людей, не имеющих ученых степеней. Нередко так делается не по научным, а по коммерческим и другим соображениям. Что, конечно, ненормально.

Хотя какие-либо нормы в столь деликатной области, видимо, невозможно установить, разумный предел рационального должен соблюдаться. Нужна определенная строгость и требовательность. Вот почему согласно Уставу АВН действительными членами и членами-корреспондентами академии могут быть доктора наук, имеющие крупные научные достижения. Академия военных наук твердо придерживается этого. Вместе с тем совершенно очевидно, что в конечном счете лицо и престиж любой академии, в том числе и Академии военных наук, отношение к ним будут определяться эффективностью их работы и конкретными творческими результатами.

Во всяком новом явлении бывает такое, когда девальвируется и дискредитируется сама идея в целом нужного и рационального дела. Но это не дает оснований для шельмования и "запрещения" самой идеи создания общественных научных учреждений.

Следовательно, вместо "запрещения" и гонений общественных научных учреждений нужно создать такие правовые нормы их регистрации и функционирования, которые сделали бы невозможными различного рода злоупотребления и дискредитацию установленных научных званий и степеней, в том числе высокого звания "академик".

Мы считаем необходимым, чтобы Министерство юстиции вместе с РАН и представителями общественных академий выработали некоторые общие требования к статусу таких научных объединений, как "академии". Целесообразно в Государственной Думе РФ наряду корректировкой Закона об общественных организациях рассмотреть и принять федеральный закон об общественных научных организациях (академиях), в котором наряду с другими положениями установить порядок, согласно которому в качестве общественных академий регистрировались бы только общественные организации, занимающиеся научной деятельностью. Определить, что статус "Академия" устанавливается для общественных научных организаций, уставом которых предусматривается прием в члены академии докторов наук, утвержденных ВАК РФ. В связи с этим произвести перерегистрацию всех общественных организаций, имеющих статус "Академия".

Как и установлено в настоящее время, правом присвоения ученых степеней "кандидат", "доктор" должны обладать только диссертационные советы, учрежденные ВАК РФ. Наименование "действительный член", "член-корреспондент", "профессор" соответствующей общественной академии должно обязательно употребляться с добавлением названия академии. Например, "действительный член РАЕН" и т.д.

С целью объединения усилий общественных академий в 2003 г. создан Российский союз общественных академий наук. Однако, на наш взгляд, надо идти дальше и для наиболее полного использования научного потенциала академий, функционирующих на общественных началах, и научной координации их деятельности указом президента РФ или постановлением правительства учредить Совет академий под председательством президента РАН, включив в его состав президентов ведущих академий, функционирующих на общественных началах. Вообще нужно отходить от кастовости и замкнутости некоторых элитных научных учреждений и создавать в России более широкие и открытые демократические научные сообщества, ориентированные на сотрудничество и взаимное обогащение различных научных организаций страны.

Можно было бы принять и некоторые другие меры, направленные на то, чтобы снять негативные веяния вокруг деятельности общественных научных учреждений, расширить фронт научной деятельности и полнее использовать весь научно-технический потенциал в интересах российского общества и государства, дополняя тем самым деятельность РАН и других государственных научных учреждений.

 

Центр независимых оборонных исследований: Исполнилось 10 лет Академии военных наук

2005-12-09 / Махмут Ахметович Гареев - президент Академии военных наук, генерал армии.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика