Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Альтернатива нефти?

Оригинал статьи опубликован на сайте издания "Интернет против телеэкрана"

Беседовала Юлия Нетесова, ИА «Росбалт. Москва

Цены на нефть продолжают расти, распределение углеводородного сырья сопровождается политическими кризисами, подобно тому, который произошел в российско-украинских отношениях в канун 2006 года. Мировое сообщество все более настойчиво говорит о внедрении альтернативных источников энергии. О том, что такое водородные технологии, и какое место они занимают в современной энергетике, «Росбалту» рассказывает вице-президент Курчатовского института, академик РАН, профессор Николай Пономарев-Степной.

- Тема альтернативных источников чрезвычайно популярна сегодня. Чем это вызвано?

- В современном мире постоянно растет напряженность, и одной из причин этого является изменение ситуации на рынке энергетических ресурсов, где раньше фактически был один продавец — Ближний Восток, и фактически один могучий покупатель — США. Сейчас состав импортеров меняется: на рынок вышел Китай, за ним идет Индия, причем Китай может покупать нефть по цене более высокой, чем Европа и Америка. Есть риск, что в какой-то момент цена станет настолько высокой, что Европа и США ограничат свои покупки, и тогда Китай станет основным импортером нефти. Такая ситуация связана с большой напряженностью, которую надо как-то снимать.

- Как именно?

- Надо найти источник топлива, который смог бы заменить нефть. Что содержится в нефти? Водород и углерод, которые вступают в соединение с кислородом и дают энергию. Если взять использование углеводородов на транспорте, то можно предположить, что водород можно было бы просто ввести в двигатель, сжечь его с кислородом из воздуха и получить энергию для передвижения. Но есть вариант лучше: использование водорода в электрохимических генераторах (топливных элементах) для получения электричества, причем КПД будет существенно выше, чем у двигателей внутреннего сгорания, — 70%, а для двигателя — всего 30%.

- Откуда можно взять водород?

- Его можно взять из той же нефти или из природного газа-метана, но при этом вы снова зависите от углеводородов, поэтому лучше брать воду. В каждой молекуле воды содержится два атома водорода и один атом кислорода, поэтому, если бы мы могли отсоединить кислород и получить водород, то дальше водород можно использовать для получения электричества.

Как разорвать связь в молекуле воды и выделить водород, чтобы потом снова соединить его с кислородом? Это можно сделать с помощью атомного ядерного реактора. Идея о том, что атомная энергетика может давать не только электричество, но и водород возникла в самом начале 70-х годов в Курчатовском институте. Но поскольку это направление требовало значительного финансирования, которого уже в 80-х годах не было, работа остановилось. Сейчас пришла обратная волна из Америки. Сейчас в США говорят, что надо развивать атомно-водородную энергетику.

- А что же Россия?

- У России есть свои энергетические ресурсы, которые она продает и одновременно обеспечивает внутренний рынок. Здесь важным моментом является разница между внутренними и внешними ценами — было бы более благоразумно продавать больше, а внутри компенсировать это за счет атомной энергетики. Полученные средства надо вкладывать в интеллектуальное развитие, надо спасать тот интеллектуальный потенциал, который удалось сохранить за эти годы, потому что он не может развиваться сам по себе. И в этом уникальность России — у нас есть энергоресурсы, которые мы можем продавать, и есть интеллектуальный потенциал, в который эти деньги можно вкладывать.

Наши политики это поняли, и поэтому вопрос о международной энергетической безопасности был поставлен в рамках G8. Что под этим подразумевается? Можно разрабатывать новые месторождения, но это временные меры. Надо развивать водородную энергетику. Когда мы говорили об этом еще 5 лет назад, это казалось выдумкой, но за последний год произошли колоссальные изменения. Американцы изменили свои требования к атомной энергетике: они настроены на активное развитие атомной энергетики. В настоящее время они оценивают наращивание атомных мощностей в мире к 2030 году величиной 600 Гвт. Поэтому необходимо решение — развивать атомную энергетику, причем не только в виде строительства электростанций, но и для обеспечения топливом автомобильного транспорта. Для американцев это основная головная боль, потому что на автомобили тратится более 70% ввозимой нефти. И уже происходит внедрение водородных технологий в производство автомобилей.

- Кто производит такие автомобили?

- За рубежом разработкой таких автомобилей заняты практически все автомобильные гиганты. «ДаймлерКрайслер», «Дженерал Моторс», «Тойота», «Форд» и другие — все они работают над электрическими двигателями, которые используют водород в качестве топлива.

- Как это выглядит на практике? Как заправляется этот автомобиль?

- Нужна автомобильная заправка на водороде. И здесь два варианта: либо привозится баллон с водородом оттуда, где он централизованно производится, либо он производится непосредственно на автозаправке. Это, естественно, требует использования высоких технологий, но эта проблема вполне решаема.

- Насколько это безопасно?

- Приведу пример. Проводили опыт, что происходит с автомобилями, работающими на бензине и на водороде, после сильной аварии. Автомобиль на бензине после удара горит, пока не сгорит полностью. Что происходит с автомобилем на водороде? После удара происходит разрыв бака с водородом, водород, который является очень легким элементом, поднимается и горит, как факел над автомобилем, который не сгорает.

Но я не хочу рисовать безоблачную картину. На самом деле, даже само производство водорода требует соблюдения соответствующих технических норм. Смесь водорода и кислорода — это взрывоопасная смесь, поэтому должны соблюдаться правила по концентрации водорода. Однако эти вещи в нашей стране освоены. Почему у нас лучшие ракеты? Потому что они работают на водороде — для них производство водорода и использование в двигателях было освоено в очень больших объемах. У нас даже самолет летал на водородных двигателях. Американцы сейчас называют это водородной экономикой. Это то, что нас ждет завтра — водород войдет во все сферы жизни.

- Однако разговоры о нехватке воды тоже сейчас ведутся. Не перепрыгнем ли мы из одного кризиса в другой?

- Воды на земле больше всего, и водород — наиболее распространенный на земле элемент. Другое дело, что на земле мало пресной воды, и надо заниматься опреснением морской воды. И для того, чтобы обеспечить людей в неограниченном количестве пресной водой, тоже можно использовать ядерный реактор, причем соль, которая будет выделяться в процессе, тоже может быть утилизирована. То есть ядерный реактор мог бы делать тройную работу, причем очень полезную для человечества: получение электричества, получение водорода, опреснение воды. Но это очень высокие технологии, которые требуют больших инвестиций.

- Кто является основными игроками в российской атомной водородной энергетике?

- Есть Роснаука, но она берет на себя только одну часть, связанную с использованием водорода. Однако даже если у нас будут очень хорошие автомобили на водороде, то водород все равно необходимо производить в очень больших масштабах, а этим пока никто не занимается. Мы надеемся, что эту роль на себя возьмет Росатом, что он станет крепким хозяином в сфере атомного производства водорода.

Есть Международное партнерство по водородной экономике, в которое входит около 20 стран. Этот форум был создан по инициативе американцев, когда те поняли важность водородных технологий. Есть в России Национальная Ассоциация водородной энергетики, которая является своего рода любительским клубом. Инициатором ее создания выступил депутат ГД РФ Петр Щелищ, чей отец в блокадном Ленинграде в 1942 году первый раз использовал водород в автомобильном двигателе. И этот факт является международно-признанным.

- Если бы вам предложили выступить с инициативой и предложить проект по водородным технологиям в рамках G8, чтобы аы выдвинули?

- Я бы предложил построить ряд высокотемпературных реакторов. Для того, чтобы получить водород, нужны высокие температуры — до 1000 градусов. Этот реактор одновременно производил бы и электричество, и водород. Такой проект мог бы быть нужным для всех стран. Сейчас мы его делаем вместе с американцами, но можно было бы и своими силами. Тем не менее, это глобальный проект: нужны заводы, которые будут делать машиностроительную часть, в том числе, технологическое оборудование для производства водорода, нужны заводы, которые будут делать ядерное топливо, и т.д. - Энергетическая безопасность — это одно из трех направлений работы G8. Есть еще и вопросы образования, и борьба с инфекционными заболеваниями. Не перекроют ли они проблемы энергетики?

- Я думаю, что нет, потому что сейчас все осознают важность решения проблем энергетической безопасности, причем на международном уровне. К тому же эти проблемы даже пересекаются. Например, образование в ядерной отрасли продолжает иметь огромное значение.

Я преподаю в двух ВУЗах — МФТИ и МАИ, там студенты получают хорошие теоретические знания, но, к сожалению, не получают навыков практической работы. Поэтому возникла идея построить учебный реактор в Сибири, который работал бы при высокой температуре, рядом с которым были бы установки для производства водорода. В этом реакторе получали бы практический опыт студенты из Томска, Красноярска, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска. Между прочим, в США аналогичный проект уже запущен — такой реактор предполагают строить в Техасском университете, так что прецедент уже есть. Сейчас все понимают, что при таком бурном развитии атомной энергетики нужно обязательно подтянуть образование, потому что работать с атомной энергией неквалифицированными руками нельзя.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика