Отдел субмиллиметровой спектроскопии (ОСС)

заведующий доктор физ.-мат. наук, профессор Александр Александрович Волков

Основная деятельность ОСС направлена на проведение фундаментальных спектроскопических исследований конденсированных сред в субмиллиметровом (СБММ) участке спектра электромагнитных волн (частоты ~ 1011 - 1012 Гц, длины волн l ~ 1 мм) и разработке методов и аппаратуры для выполнения радиофизических измерений в этом диапазоне. Важность таких исследований определяется не только богатством физических явлений, проявляемых в данном спектральном диапазоне (мягкие моды в сегнетоэлектриках, энергетическая щель в сверхпроводниках, спиновые возбуждения в магнетиках, процессы делокализации ионов и перенос заряда в суперионных проводниках и др.), но и связана с необходимостью дальнейшего практического освоении этого традиционно трудного для спектроскопии диапазона.

В основе экспериментальной базы ОСС лежат методики и аппаратура, специально разработанные несколькими поколениями исследователей и использующие особые генераторы излучения, т.н. ламп обратной волны (ЛОВы). Они пришли из оборонной промышленности и идеально соответствуют задачам спектроскопии, обладая высокой интенсивностью и монохроматичностью излучения, удобством управления, способностью к перестройке частоты. ЛОВ-аппаратура позволяет быстро и надежно получать большие массивы данных о диэлектрических (магнитных) свойствах веществ и характеристиках устройств в диапазоне частот 2-40 см-1 при температурах 3- 1000 К, которые, как правило, практически недоступны сегодня ни каким другим методам. Именно эти СБММ данные составляют главную научную продукцию ОСС.

За последние годы сотрудниками ОСС опубликованы десятки статей в ведущих научных журналах, посвященных исследованию разнообразных явлений (свойств) в новых экзотических диэлектриках и полупроводниках с переменной валентностью, высокотемпературных сверхпроводниках и спин-лестничных соединениях, антиферромагнетиках и мультиферроиках, высокоспиновых молекулярных нанокластерах и спиновых стеклах, спин-изомерных орто и пара модификаций воды и др. Проводимые исследования поддержаны многими отечественными и зарубежными грантами и выполняются в сотрудничестве с различными российскими и зарубежными научными группами. Другим важным направлением работы ОСС является разработка новых методических подходов, аппаратуры и квазиоптических элементов для проведения измерений на СБММ волнах, которые в настоящее время востребованы многими российскими и зарубежными лабораториями.