Отдел Физики плазмы

Заведующий отделом-к.ф.м.н. Вячеслав Алексеевич Иванов

Большой вклад в создание и становлении его тематики внесли академик В.И.Векслер и профессор М.С.Рабинович, руководивший отделом до 1982 г.  Работы отдела сосредоточены на решении широкого круга фундаментальных и прикладных проблем физики плазмы таких, как нелинейные процессы в плазме, взаимодействие мощного СВЧ излучения с плазмой, нагрев и удержание высокотемпературной плазмы в магнитных ловушках стеллараторного типа с целью решения проблемы управляемого термоядерного синтеза, создание сверхмощных плазменных СВЧ генераторов и усилителей, физика магнитного пересоединения и образования токовых слоев в плазме, и, наконец, использование различного типа разрядов и  источников плазмы для решения широкого круга плазмохимических и прикладных задач.

Работы сектора теории плазмы посвящены изучению физики нагрева и удержания высокотемпературной плазмы в тороидальных магнитных ловушках стеллараторного типа, взаимодействия электромагнитного излучения с плазмой, развитию теории плазменной турбулентности и нелинейного взаимодействия волн, магнитогидродинамической устойчивости плазмы в стеллараторах , и ряда других актуальных проблем физики плазмы. Сотрудниками сектора был получен ряд существенных результатов в теории турбулентной плазмы и взаимодействия мощного излучения с плазмой и развита нелинейная теория аномального поглощения  электромагнитных  волн в неоднородной плазме и генерации быстрых электронов в области плазменного резонанса. Изучена топологическая устойчивость стеллараторных магнитных полей и открыто явление резонансного расслоения магнитных поверхностей – образование магнитных островов. Это привело к созданию концепции топологических устойчивых стеллараторных конфигураций, принятой практически всеми стеллараторными лабораториями мира. Проведенные исследования МГД – устойчивости привели к коренному пересмотру представлений о максимально достижимых давлениях плазмы в стеллараторах в результате открытого явления самостабилизации. Они показали, в частности, что в стеллараторах возможно достижение давлений, необходимых для термоядерного реактора. Развитие неоклассической теории переноса позволило указать пути оптимизации стеллараторных систем и построить модель переноса, учитывающую аномальные потери и позволяющую проводить сравнение с экспериментом.

Магнитное удержание горячей плазмы и управляемый термоядерный синтез

Экспериментальные исследования по данной проблеме проводятся на стеллараторе Л-2М. Это единственная в Российской Федерации установка подобного типа. Несмотря на успехи, достигнутые по магнитному удержанию плазмы на установках типа токамак, и решение о сооружении международного экспериментального термоядерного реактора-токамака ИТЭР, в последние годы всё большее внимание международного термоядерного сообщества привлекают установки типа стелларатора. Это связано как с успешными экспериментами, проведенными на этих установках, так и с их потенциальными преимуществами по сравнению с токамаками – возможность стационарной работы и отсутствие характерных для токамаках и весьма опасных для работы реактора неустойчивостей срыва. Стелларатор – это тороидальная магнитная ловушка для удержания горячей плазмы, в которой система замкнутых магнитных поверхностей создается токами, расположенными вне плазменного объёма. Схематически конструкция стелларатора Л-2М приведена на рис.1.

токамак.png

Рис.1

Л-2М представляет собой установку с большим радиусом R = 100 см, магнитное поле в которой создается 28 катушками тороидального поля и двухзаходной винтовой обмоткой с 7 шагами вдоль тора. Напряженность магнитного поля на оси тора B0 £ 1,5 Т.

Магнитная конфигурация стелларатора Л-2М характеризуется высокими значениями шира (перекрещенность силовых линий). Угол вращательного преобразования силовых линий на магнитной оси равен 0,2 и, соответственно 0,8 на граничной магнитной поверхности. Средний радиус поперечного сечения плазменного шнура равен 11.5 см.

Водородная плазма создается в металлической вакуумной камере из немагнитной нержавеющей стали 1ХН9Т с толщиною стенок 1.2 мм. Граничная магнитная поверхность со средним радиусом поперечного сечения равным 11.5 см расположена внутри вакуумной камеры и не контактирует с ее стенками. Общий вид установки приведен ниже на фото.

Экспериментальные исследования на стеллараторе проводятся силами четырех лабораторий отдела - это “лаборатория физики и диагностики горячей плазмы”; “лаборатория физико-технических проблем стеллараторов”; “лаборатория нелинейной трасформации электромагнитной энергии в плазме” и лаборатория “Ливень” в сотрудничестве с теоретическим сектором отдела.

Стеллатор.png