Лаборатория теории полупроводниковых наноструктур отдела колебаний

Заведующий лабораторией доктор физико-математических наук, профессор

Преподаватель кафедры «Лазерные системы и структурированные материалы» МФТИ Сергей Григорьевич Тиходеев

Профессор Тиходеев С.Г., его ученики и сотрудники.png

А. Л. Яблонский2, С. Г. Тиходеев1, Г. А. Копелевич3, Н. А. Гиппиус1,4, Е. А. Муляров1

1 Институт общей физики РАН им. А. М. Прохорова

2 закончил аспирантуру ИОФ РАН в 2000г.,  в наст. время Заместитель генерального директора ВО "Станкоимпорт"

3 закончил аспирантуру ИОФ РАН в 2000г.,  в наст. время Директор представительства Howard Hughes Medical Institute в РФ

4  Заведующий Почетной  кафедрой, Университет им. Б. Паскаля, Франция (French National Chair of Excellence, LASMEA, Universite Blaise Pascal, Aubiere, France)

Область деятельности и история лаборатории

Лаборатория занимается теоретическими исследованиями физики наноструктур. Это одно из самых быстро развивающихся направлений в физике твердого тела (и в физике в целом), закладывающее основы современных нанотехнологий. Основная задача, стоящая перед учеными в нашей области –  понять фундаментальные законы, управляющие свойствами мельчайших твердотельных объектов и предложить новые физические принципы для компьютерных и информационных систем будущего, когда возможности миниатюризации обычных  микроэлектронных схем будут исчерпаны. Мы изучаем электронные и оптические свойства так называемых квантовых точек, нитей, сверхрешеток, а также сделанные из них резонансные структуры для света –  полупроводниковые микрорезонаторы и фотонные кристаллы с металлическими и/или полупроводниковыми наноструктурами. Другое направление нашей работы – теоретическое исследование методов спектроскопии и манипуляции единичными молекулами на поверхности твердых тел при помощи сканирующего туннельного микроскопа.   В нашей работе мы используем современные аналитические методы теоретической физики и компьютерное моделирование.

Основатель нашей научной школы –  академик Л.В. Келдыш. Лаборатория была организована в 1997 г., на основе существовавшей с 1987 теоретической группы С. Г. Тиходеева. Нами опубликовано более 100 статей в ведущих реферируемых физических журналах, в том числе в Physical Review Letters, Physical Review B, Applied Physics Letters (это основные иностранные журналы в нашей области), в Журнале Экспериментальной и Теоретической Физики (ЖЭТФ)  и Письмах в ЖЭТФ.

Теоретические исследования в нашей области могут быть успешными только если они проводятся в тесном сотрудничестве с современным экспериментом. Наша лаборатория проводит совместные исследования со многими очень известными экспериментальными лабораториями в России и других странах: в Институте физики твердого тела РАН (г. Черноголовка), в Институте физических и химических исследований (г. Вако, Япония), на Физико-техническом факультете Университета г. Вюрцбург (Германия), в Институте физики твердого тела им. Макса Планка, г. Штуттгарт (Германия), на Физическом факультете у-та г. Буффало, шт. Нью-Йорк (США) и многих других.  Мы сотрудничаем также с ведущими теоретическими исследовательскими коллективами во многих странах мира:    теоротделом ФИАН, физфаком МГУ, университетом им. Б. Паскаля (Клермон-Ферран, Франция), университетом им. А. Гумбольда (Берлин, Германия), университетом Тоямы (Япония), Naval Research Lab (США).