Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Баксанский Олег Евгеньевич

Год и место рождения

19 ноября 1966г., г.Москва


Образование

  • 1993–1996гг. — Психологический факультет МГУ им.Ломоносова по специальности «Психология» (специализация: социальная психология).
  • 1984–1991гг. — Физический факультет Московского педагогического государственного университета по специальности «Физика».

 

Дополнительное образование

  • 2000–2002гг. — Социологический факультет МГУ им.Ломоносова по специальности «Социология» (специализация: экономическая социология).
  • 2000–2004гг. — Сертификационные социально-когнитивные и социально-бихевиоральные тренинг-программы; квалификация (сертификаты) — Мастер НЛП, Тренер специализированных программ.
  • Участник сертификационных курсов ряда зарубежных тренеров, в частности, Д.Гриндера, Дж.ДеЛозье, Р.Дилтса, Д.Гордона, Б.ван дер Хорста, М.Холла.

 

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1993, Москва («Философский анализ оснований взаимоотношения между физикой и математикой»), специальность 09.00.08 — философия науки и техники.
  • Доктор философских наук, 2000, Москва («Единство научных и социальных репрезентаций познания»), специальность 09.00.01 — онтология и теория познания.


Ученые звания

  • Доцент (1995г.), профессор (2002г.).
  • Профессор по кафедре психологии (2002г.).

 

Сфера научных интересов

  • философия и методология науки;
  • философия естествознания;
  • когнитивная наука и когнитивные дисциплины;
  • методология познания;
  • философия науки и техники;
  • научные репрезентации познания;
  • естественнонаучное познание.

 

Профессиональная деятельность

  • Ведущий научный сотрудник ИФ РАН, профессор МПГУ, МГУ им.М.В.Ломоносова, РЭУ им.Г.В.Плеханова.
  • Являюсь проректором по научной работе Государственной Классической Академии им.Маймонида (Рамбама).
  • Организую и провожу работу с аспирантами, читаю курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму.
  • В настоящее время работаю профессором:
    • Российского экономического университета им.Г.В.Плеханова (кафедра политологии, социологии и психологии),
    • Государственного академического университета гуманитарных наук (кафедра философии),
    • Московского педагогического государственного университета (кафедра психологии, зав. кафедрой),
    • Московского физико-технического университета на кафедре инфокоммуникации.
  • Учебно-методическую работу начинал с работы в школе:
    • 1992–2001гг. — Экспериментальный комплекс социальной помощи детям и подросткам Московского департамента (комитета) образования.
      • Директор Информационно-аналитического Центра.
      • Разработка концепции, организация функционирования, создание Информационно-аналитического центра и Психологической службы Центра и Восточного административного округа, подбор персонала, обучение сотрудников.
      • Организация Центра дополнительного образования (направление – информатика).
    • 1997–1998гг. — Специальная коррекционная общеобразовательная школа №112 (открытого типа) (территориально — г.Лобня Московской области). 
      • Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
      • Разработка концепции, организация функционирования, подбор персонала, выстраивание взаимодействия со структурами правительства Московской области, регистрация, лицензирование, аккредитация.
      • Создание Психологической коррекционной службы,подбор персонала, обучение психологов, переподготовка преподавательского состава.
    • 1998–2000гг. — Медико-психолого-педагогический Центр «Исток» Восточного административного округа. 
      • Заместитель директора Центра. 
      • Разработка концепции, организация функционирования, подбор персонала, выстраивание взаимодействия со структурами Восточного управления образования Московского комитета образования.
    • 2000–2002гг. — Преображенский кадетский корпус. 
      • Заместитель директора по новым информационным технологиям.
      • Разработка концепции, организация функционирования, создание Информационно-аналитического центра, организация функционирования образовательного процесса.
      • Создание и утверждение учебных планов согласно существовавшему в то время Государственному образовательному стандарту.
      • Преподаваемые дисциплины в школе: физика, астрономия, математика, алгебра, геометрия, информатика, социология, философия, обществоведение, психология.
    • 1989г. — по н.вр. — профессор кафедры методики преподавания физики, теория и методике обучения физике, психологии Московского педагогического государственного университета.
      • Организация комплекса работа по взаимодействию с базовыми школами г.Москва, организация педагогической и психологической практики студентов, трудоустройство выпускников, аспирантов и студентов, профориентация и профтестирование.
    • 1996г. — по настоящее время — профессор кафедры психологии и социологии Российского Экономического Университета им.Г.В.Плеханова.
      • Организация образовательного процесса по профильным дисциплинам, проведение практики студентов, формирование концепции и структуры дистанционного образования.


Исследовательские проекты

  1. «Новые идеи в методологии биологии», 1997г.,
  2. «Модернизация общества и экология», 2000г.,
  3. «Методология когнитивной науки», 2002г.,
  4. «Когнитивные технологии воздействия на общественное сознание», 2004г.,
  5. «Современные когнитивная наука и когнитивные дисциплины», 2005г.
  6. «Философия природы сегодня», 2007г.,
  7. «Когнитивизм и конструктивизм: основания и взаимодействие», 2009г.,
  8. «Когнитививный подход в философии и философия образования», 2010г.,
  9. «Методология современного образования: основы и инновации», 2011г.

Научные публикации

Имею более 250 научных работ общим объемом более 200п.л., в т.ч. 15 монографий, среди них:

  • Монографии
    • Коэволюционные репрезентации современной направленности познания, 1999.
    • Моделирование и когнитивные репрезентации, 2000 (соавт.Б.А.Глинский).
    • Образ мира: когнитивный подход, 2000 (соавт.Е.Н.Кучер).
    • Методология науки: когнитивный анализ, 2001, (соавт.Б.А.Глинский).
    • Репрезентирование реальности: когнитивный подход, 2001 (соавт.Е.Н.Кучер).
    • Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция). — М.: Едиториал УРСС, 2001.
    • Репрезентирование реальности: когнитивный подход, М., 2002.
    • Методология познания: когнитивный анализ, М., 2003.
    • Когнитивные науки: междисциплинарный подход, 2003, (соавт.Е.Н.Кучер).
    • Когнитивные науки: от познания к действию, 2005, (соавт.Е.Н.Кучер).
    • Когнитивные науки, М., 2005.
    • Естествознание: современные когнитивные концепции, М., 2007.
    • Когнитивные репрезентации: обыденные социальные научные. – М.: Либроком, 2009.
    • Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения: Методология современного естествознания. – М.: Либроком, 2009.
    • Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования. — М.: КАНОН+, 2010 (соавт.Е.Н.Кучер).
    • Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию. — М.: Красанд, 2010 (соавт.Е.Н.Кучер).
    • Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста. — М.: Либроком, 2010 (соавт.Е.Н.Кучер, Е.Н.Гнатик).
    • Когнитивное конструирование реальности: Философия образования. М.: URSS, 2012. 256с. (соавт.Е.Н.Кучер)
    • Проблема понимания и принятия естественнонаучного объяснения природы. Научное познание и здравый смысл. Обыденные, научные и социальные репрезентации познания. — LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrücken, Germany, 2012, 233p.
  • Учебные издания
    • Социология: Учебн. пособие. М.: ФГБОУ ВПО РЭУ им.Г.В.Плеханова, 2012. 186с. (3,25а.л.) (отв.редактор: Е.В.Александрова).
    • О.Е.Баксанский. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза: Метод. рекомендации. М.: Изд-во 1-го МГМУ им.И.М.Сеченова, 2012. С.17–22.
    • Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Кн.1. 2013. 280с. ISBN 978-5-397-03626-9 (соавт.В.М.Самойлова).
    • Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 2: СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ. Кн.2. 2013. 320с. ISBN 978-5-397-03676-4 (соавт.В.М.Самойлова).
    •  Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Кн.3. 2013. 368с. ISBN 978-5-397-03889-8 (соавт.В.М.Самойлова).
    • Компетентностный подход в преподавании психологии. Актуальные вопросы психологии. Психолого-дидактические основания высшего образования, М., URSS, 2013. ISBN 978-5-9710-0667-1.
  • Статьи, разделы в книгах и другие публикации
    • Sources and Foundation of Pragmatic Knowledge // Journal of Communications Technology and Electronics. 2012. Vol.57. №8. August. P.868–882 (O.E.Backsanskiy).
    • Информация как базовая категория современной фундаментальной науки // Современные технологии: философско-методол.пробл. М., 2012. С.59–111.
    • История и современное состояние когнитивного подхода // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Иваново, 2012. С.39–43.
    • Конвергентный подход к философии образования // Педагогика и просвещение. 2012. №1(5). С.10–16.
    • Психологические основания педагогической деятельности // Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза: Метод. рекомендации. М., 2012. С.7–22 (отв.редактор: Н.Е.Важеевская).
    • Философия образования: конвергентный подход // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия. М., 2012. С.11–17.
    • Философия, образование и философия образования // Педагогика и просвещение. 2012. №2(6). С.6–19.
    • Биофилософия (ИФ РАН, 1997).
    • Жизнь как ценность (ИФ РАН, 2000).
    • Дискурсы эзотерики (философский анализ), М., 2001.
    • О.Е.Баксанский. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности. — М.: ИФ РАН, 2002.
    • Биология и культура. — М.: Канон+, 2004.
    • Системный подход в современной науке. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.
    • Модернизация общества и экология. Ч.I / Отв.ред.О.Е.Баксанский. — М.: ИФ РАН, 2006.
    • Философия науки. Вып.13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук / Отв.ред.: И.К.Лисеев, Е.Н.Гнатик. — М.; ИФ РАН, 2008.
    • Философия природы сегодня. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009.
    • Феномен глобализации в контексте диалога культур. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
    • Россия. Многообразие культур и глобализация. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
    • Науки о жизни и современная философия. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
    • Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия / Отв.ред.: Ю.В.Хен. — М.: ИФРАН, 2010.
    • Философия физики: Актуальные проблемы: Материалы научной конференции 17–18 июня 2010 года. 3, 2010, URSS, 400с.
    • Дискурсы эзотерики. Философский анализ / Под ред. Л.В.Фесенковой — М.: Едиториал УРСС, 2011.
    • Идея эволюции в биологии и культуре. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011.
    • Р.А.Аронов. Физическая реальность и познание. Логико-гносеологические патологии познания. Теория относительности и квантовая механика. Наследие А.Эйнштейна, Н.Бора, А.Пуанкаре / Отв.ред.: О.Е.Баксанский – М.: Красанд, 2011.
    • Filozofia Przyrody Dzis. Philosophy of nature today/ Redacja W.Lugowski & I.L.Lisiejew. — Warszawa, 2010, IFIS, 206p.
    • Истоки и основания прагматического знания // Информационные процессы (Information Processes), Электронный научный журнал, ISSN: 1819-5822, 2011, том 11, 4, c.428–447.
    • Sources and Foundation of Pragmatic Knowledge,
    • ISSN 1064-2269. Journal of Communications Technology and Electronics, 2012, Vol.57, №8. pp.868–881. © Pleiades Publishing, Inc.,2012.
    • Original Russian Text © N.A.Kuznetsov, O.E.Baksanskii, S.Yu.Zholkov, 2012, published in Informatsionnye Protsessy, 2011, Vol.11, N№4, pp.428–447.
    • Руководство процессом познания: Knowledge Managment. — Философия и культура, №3 (63), 2013, с.366–381. — 10.7256/1999-2793.2013.03.10.
    • Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс. — Педагогика и просвещение, М., №1 (09), 2013, с.7–18. — 10.7256/2306-434Х.2013.01.2.
    • Коэволюционное мышление в контексте конвергентных технологий: от биологии к культуре\\ Философия и культура, №9 (69), 2013, с.1307–1313.
  • Доклады, тезисы, выступления
    • Варианты организационно-методического сопровождения преподавателей медицинского вуза в дополнительном профессиональном обучении // Итоговая международн.конф.по проекту Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов». Иркутск, 2012. С.19–28.
    • Информационные технологии как фактор глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: Материалы Бакин.форума, посвящ.памяти Г.Алиева. М., 2012. С.536–541.
    • Когнитивная наука и проблемное поле философии образования // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос.филос.конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012г.): В 3т. Т. II. Н.Новгород, 2012. С.163.
    • Материалы научно-практической конференции, посвящённой 65-летию Поликлиники №1 Российской академии наук, Москва. — М.: Наука, 2011. — 456с. — ISBN 978-5-02-037615-1/ О.Е.Баксанский. Философия образования, с.169–174.
    • Диалог культур в условиях глобализации/ Материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева// Под общ.ред.Н.М.Мамедова, А.Н.Чумакова. Отв.ред.А.А.Гезалов, И.Р.Мамед-заде. — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012. — 616с.
    • Философские проблемы биологии и медицины: итоги и перспективы: сборник статей. — М.: изд-во «Принтберри», 2011. — 300с.
  • Лекционные курсы
    • Методология науки, когнитивная психология, менеджмент организации, социология организации, управление персоналом, оценка персонала.
    • Публичные лекции по философии науки 16–17 марта 2012г. ИГХТУ. Лектор: О.Е.Баксанский, вед.научн.сотр.Института философии РАН.
    • Публичные лекции по философии науки 16–17 марта 2012г. ИГХТУ. Лектор: О.Е.Баксанский, вед.научн.сотр.Института философии РАН.
    • Презентации по истории и философии науки.
    • Презентации по когнитивной науке.
    • Презентации по когнитивной науке и когнитивным технологиям.
    • Публичные лекции по философии науки 16–17 марта 2012г. ИГХТУ. Лектор: О.Е.Баксанский, вед.научн.сотр.Института философии РАН.
    • История становления когнитивной науки: драма людей и драма идей.

Научное руководство

  • 12 аспирантов, 3 защищенных диссертации, 2 докторанта, 1 защищенная диссертация.
  • Руководство работой аспирантов и докторантов, работа Центра дистантного образования РЭУ им.Г.В.Плеханова.

 

Учебные и учебно-методические разработки 

Комплекс материалов для студентов вузов по когнитивной психологии (2000), социологии (2001), методологии науки (1996, 1998, 2002).

 

Научно-организационная работа 

  • Руководство работой аспирантов и докторантов, работа Центра дистантного образования РЭУ им.Г.В.Плеханова.
  • Член диссертационных советов по психологии и философии.

 

Организационная работа

Обладаю опытом руководящей работы в сфере управления персоналом в производственных и финансовых (лизинговых) компаниях с распределенной филиальной региональной сетью, владею современными средствами и методами организации всего комплекса работы с персоналом — обучение и развитие, оценка и мотивация, функционирование ассессмент-центра, подбор и оформление персонала применительно к компаниям с разветвленной региональной филиальной сетью.


Владею методологией составления штатного расписания и бюджетирования расходов на персонал, организации программ обучения (включая Корпоративный университет) и взаимодействия с провайдерами образовательных услуг, создания кадрового резерва, обеспечения кадрового аудита, взаимодействия с государственными контролирующими инстанциями по охране труда, диагностикой и оптимизацией организационной структуры и штатного расписания, а также реализации концепции корпоративного развития, обучения и оценки персонала, создания и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе.


Неоднократно реализовывал программу открытия новых региональных подразделений с точки зрения подбора, обучения, мотивации, оценки и аттестации персонала, командообразования и создания корпоративных стандартов, корпоративной культуры, внутрикорпоративной коммуникации, корпоративных информационных материалов.


Разрабатывал систему обучения и развития, оценки и мотивации персонала, систему обучающих и тренинговых программ, курировал взаимодействие с провайдерами образовательных услуг, занимался подготовкой штатных расписаний, бюджета затрат на персонал.


Имею многолетний опыт разработки и проведения тренингов различной тематики в разных компаниях, а также подготовки тренеров (обучение, наставничество, тренинги тренеров, коучинг).


Предпочитаю принимать на себя ответственность за реализуемые решения, коммуникабелен, гибок, самостоятелен, обладаю структурированным мышлением, инициативен, стрессоустойчив, нацелен на результат, умею работать как в команде, так и индивидуально, постоянно повышаю профессиональный уровень.


2010 – по н.вр. — руководитель отделения «Биоинженерии и биоинформатики» Первого Московского государственного медицинского университета им.И.М.Сеченова.


Основные обязанности: организация и обеспечение функционирования отделение, организация учебного процесса, подбор профессорско-преподавательского состава, формирование учебных планов, налаживание связей с научными и образовательными учреждениями страны и за рубежом, сертификация системы менеджмента качества образования ISO 9001:2008.


2007–2009 — Заместитель Генерального директора по персоналу ЗАО «ФармФирма «Сотекс».


Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, организация региональных подразделений, формирование корпоративной культуры, создание Учебного Производственного Центра, организация системы наставничества на производстве, обучение и сертификация производственного персонала согласно стандартам ISO, развитие региональных дистрибьюторских подразделений, формирование корпоративной культуры.


Создан Учебный Производственный Центр (г.Сергиев-Посад) на заводском производстве, организовано обучение сотрудников производства (180чел.) для сертификации и получения допуска к работе, реорганизовано и оптимизировано функционирование службы персонала Компании.


2005–2006гг. — Директор департамента по работе с персоналом ООО «Каркаде лизинг».


Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, организация новых региональных подразделений, формирование корпоративной культуры.


Организовано обучение 12 новых региональных представительств и 17 ранее функционирующих, а также обучение 11 Департаментов Центрального офиса, внедрена новая система мотивации менеджеров Компании, текучесть кадров снижена на 30%.


2004–2005г. — Директор службы персонала ООО «Холдинговая компания «Союзэнерго».


Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, ассессмент персонала, аффилиация и командообразование, формирование корпоративной этики и лояльности персонала.


Внедрены программы материальной и нематериальной мотивации во всех 12 региональных подразделениях, создан Корпоративный университет и Центр бизнес-образования, ассессмент-центр, разработаны многочисленные программы обучения (менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент), заполнены все существующие вакансии и организовано закрытие вновь открывающихся вакансий, текучесть кадров снижена на 80%.


2002–2004г. — Заместитель директора службы персонала ООО «Холдинговая компания «Союзэнерго».


Основные обязанности: подбор персонала, обучение и развитие персонала, управление персоналом, командообразование, мотивация персонала, разрешение конфликтных ситуаций, навыки лидерства, корпоративная этика, креативные подходы.


2000–2002г. — Профессор кафедры социологии и психологии Российского Экономического Университета им.Г.В.Плеханова.


Основные обязанности: создание и организация работы Центра дистантного образования РЭУ.


Организация центров дистантного обучения в 7 городах России, 6 подразделений центра в г.Москва.


1996–2000г. — Доцент кафедры психологии Московского педагогического государственного университета.


Основные обязанности: организация и проведение производственной практики; разработка и проведение авторских спецкурсов и тренингов по тематике эффективной коммуникации, управлению психологическими состояниями, самопрезентации.


Обучено порядка 700 студентов, организовано 50 тренинговых групп, создано 18 авторских учебных курсов, проведено около 100 тренингов.

 

Работа по совместительству

  • 2002 – по н.вр. — Проректор по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама).
  • Организация всего комплекса работ аспирантуры, учебная работа с аспирантами, курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму.
  • 1996–2002гг. — Независимый бизнес-тренер и психолог-консультант.
  • Разработка и проведение коммуникативных и бизнес-тренингов (ООО «Энко электроникс», ООО «Битстрим», ООО «Интертрейд Инвест», ООО «Олторг», ЗАО «Политика бизнеса», кадровое агентство «Стафф Капитал», фонд «Национальный кадровый резерв»). Преобразование запроса клиента в готовый тренинг-продукт (включая разработку методических материалов), проведение тренингов, оценка результатов обучения. Основная тематика тренингов: эффективная коммуникация, продажи, управление персоналом, мотивация персонала.
  • Персональное психологическое консультирование (включая персональный тренинг).
  • Проведено порядка 114 тренингов различной тематики (технологии продаж, менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент, работа с возражениями, презентация, самопрезентация, работа с аудиторией, выход из стрессовых состояний, тренинги уверенности в себе), проконсультировано порядка 170 руководителей различного уровня.

 

Профессиональные навыки

  • Подбор персонала для реализации конкретных проектов и функциональных задач, управление персоналом, командообразование, мотивация персонала, предотвращение конфликтных ситуаций и их разрешение, обеспечение лояльности персонала.
  • Кадровый аудит (оценка состояния кадров, анализ социально-психологического климата, состояние внешнего и внутреннего кадрового резерва).
  • Анализ потребностей в обучении персонала и диагностика его эффективности.
  • Разработка и проведение тренинг-программ, отвечающих конкретному запросу и специфике группы (работа по стандартным программам, адаптация шаблона под специфику задачи, разработка оригинальных продуктов).
  • Ведение переговоров, коммуникация и противостояние манипуляции, обеспечение информационной безопасности.
  • Навыки устной и письменной коммуникации (подготовка и проведение презентаций, написание статей, разработка внутренних регламентов и положений).
  • ПК: опытный пользователь (Word, Excel, Internet).
  • Языки: английский — разговорный.

 

Личные качества

  • энергичность; 
  • ответственность; 
  • обучаемость; 
  • инициативность; 
  • умение работать как в команде, так и индивидуально.

 

Ключевые компетенции

  • профессионализм, 
  • нацеленность на результат, 
  • коммуникабельность, 
  • амбициозность, 
  • умение признавать собственные ошибки, 
  • постоянное повышение уровня своей компетентности, 
  • стремление к саморазвитию, 
  • творческий подход к решению поставленных задач, 
  • избегание шаблонов и стереотипов.

 

Учебно-методическая и организационная работа    

  • Являюсь проректором по научной работе Государственной Классической Академии им.Маймонида (Рамбама).
  • Организую и провожу работу с аспирантами, читаю курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму.
  • В настоящее время работаю профессором:
    • Российского экономического Университета им.Г.В.Плеханова (кафедра социологии),
    • Государственного академического университета гуманитарных наук (кафедра философии),
    • Московского педагогического государственного университета (кафедра психологии, зав. кафедрой),
    • Московского физико-технического университета на кафедре инфокоммуникации.

Основные научные результаты

В своих работах исхожу из следующих концептуальных идей:

  • основной факт функционирования человеческой психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях;
  • опыт определяет человеческое познание через врожденные структуры познания; эти врожденные структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т.е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюционного развития, т.е. филогенетически апостериорными;
  • познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они должны быть достаточно адекватны миру;
  • когнитивной нишей человека, в которой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является «мезокосм» (Г.Фоллмер), соответствующий миру средних размерностей.

Основное направление научно-исследовательской работы — всесторонний системный анализ «социального конструирования реальности» (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый исходя из методологии гипотетического реализма (Д.Кэмпбелл, К.Лоренц, Г.Фоллмер). Это достигается путем исследования онтологических, методологических, аксиологических и праксиологических аспектов теории социальных представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж.А.Келли, построенной на базе философии альтернативного конструктивизма. В данном контексте рассматриваются фиолос.рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемологического статуса когнитологии; проблема смены научно-иссл.парадигмы (переход от классич.познавательной модели к информационной).


Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении современной когнитивной науки, которая изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом сознании, прежде всего, механизмы, с помощью которых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания, обеспечивающие специфическое для человека взаимодействие с другими людьми и окружающим миром в целом в направление его со-бытия с природой.


Награды, премии

  • Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997г.
  • Медаль Министерства образования РФ, 1999г.
  • Грант Президента РФ молодым докторам наук, 2002, 2003, 2004, 2005.
  • Грант Фонда содействия отечественной науке, 2003, 2004, 2005, 2006.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика