Адрес e-mail:

Управленческая психология

Зернова Людмила Павловна, кандидат философских наук, доцент


Курс «Управленческая психология» (34 часа) представлен следующими основными разделами и темами, которые имеют базовую философскую и социально-психологическую основу.


Тема 1. Введение в управленческую психологию. Специфические функции и задачи

1.1 Основные принципы и методы психологии

Предметом психологии являются психика, психические процессы, психические свойства, психические состояния и психологические образования личности. Для правильного понимания психологии управления выделяют ещё психические процессы – регулятивные и коммуникативные, так как именно они обеспечивают регуляцию деятельности человека и взаимодействие между людьми.

1.2. Понятие универсальности управления

Управление поведением – необходимое условие жизни. Любая организованная и целенаправленная активность предполагает наличие управления. Работа организма и поведение человека всегда управление. Природа человека и функции мозга. Мозг человека, как главный управитель. Управление собой – основа для успешного управления другими. Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

Основные понятия:

- Психология, психика, механизмы психики

- Управленческая психология

- Социальное управление

- Психологические аспекты управления

- Управление деятельностью

- Управление людьми


Тема 2. Закономерности внутренней психической деятельности. Индивидуально-психологические особенности личности

2.1 Психологические методы исследования личности

Современная психодиагностика использует основные виды тестов:

1) тесты интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);

2) тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);

3) личностные тесты (с целью изучения характеристик личности, ее психологических качеств);

4) проективные тесты (названные тесты используют в случае, если исследованию поддаются свойства и характеристики, в существовании которых человек полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя, например, отрицательные черты, мотивы.

Обычно, тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно выйти или принять окончательное решение;

5) тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей). Относительно формы, то за этим признаком тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные.

2.2 Психоэмоциональная и волевая структура личности.

Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных процессов. Виды чувств. Влияние эмоциональной и чувственной сферы на отношение к труду и межличностные отношения. Индивидуальные различия в области эмоций и чувств. Влияние эмоциональных состояний на эффективность деятельности. Настроения, аффекты, стресс, фрустрация.

Факторы эмоционального воздействия в управлении. Групповые эмоциональные состояния и их влияние на личность. Воля и волевые действия. Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции.

2.3 Понятие личности и ее структура

Понятие о личности в психологии. Свойства личности. Психологическая структура личности. Некоторые психологические школы изучения личности: психоаналитические, бихевиористские, гуманистические, когнитивные. Общественно-исторический и деятельностный подход в русской психологической школе. Способности и направленность личности. Практика определения самооценки личности.

2.4 Индивидуально-типологические особенности личности

Биологический фундамент личности. Темперамент. Типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Система тестовых методик на определение темперамента.

Общее понятие о характере и его природе. Структура характера. Акцентуированные личности. Понятие о способностях. Структура способностей. Способности и их развитие. Диагностика способностей. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Влияние свойств личности на адаптацию в коллективе. Психологическая и этическая культура.

Основные понятия:

- Человек. Индивид. Личность

- Психические состояния и процессы

- Психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг)

- Теория научения (Д. Уотсон, Ф. Скиннер)

- Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

- Темперамент

- Характер

- Самооценка


Тема 3. Межличностные коммуникации и психология общения

3.1 Коммуникация: определение и описание процесса

Психологические явления в процессе коммуникации. Общение как обмен информацией. Формальные и неформальные способы общения. Модели коммуникации в организациях. Коммуникация как процесс, элементы и этапы. Виды коммуникации, барьеры общения. Методы, увеличивающие эффективность общения. Особенности психологии делового общения.

3.2 Вербальная и невербальная коммуникации в управленческом общении

Психологические аспекты вербальной коммуникации. Индивидуальные различия в общении. Деловое общение. Средства общения: язык и невербальные средства общения.

Профессиональное поведение и этика взаимоотношений в коллективе. Управленческие технологии. Восприятие и понимание людей. Факторы взаимопонимания. Межличностные взаимоотношения - ролевая структура общения. Психология принятия управленческих решений. Роль мотивационных установок личности. Влияние мотивации на деятельность.

3.3 Управление массовой аудиторией

Умение слушать как критерий коммуникабельности человека. Виды и техники слушания. Понятие публичного выступления. Выстраивание речи в соответствии с законами восприятия. Характеристика речевого канала общения. Подготовка к выступлению. Начало выступления. Основная часть выступления. Как удержать внимание аудитории. Завершение выступления.

Основные понятия:

- Общение и его виды.

- Коммуникации и их функции

- Вербальное и невербальное общение

- Законы восприятия

- Деловое общение

- Ролевая структура общения

- Этика взаимоотношений в группе

- Технология публичного выступления


Тема 4. Психология группового поведения в организации

Определение и классификация организаций и групп. Факторы, определяющие поведение рабочих групп (на примере студенческой группы). Структура группы и численность группы. Сильные и слабые стороны группового принятия решений. Командные принципы организации работы. Оценка эффективности группы. Динамика развития команды. Управление сплочённостью группы. Личностные факторы в принятии решений.

Основные понятия:

- Формальные и неформальные группы

- Стадии развития группы

- Ресурсы группы

- Сплочённость группы

- Рабочая группа и команда

- Особенности формирования команды

- Групповое мышление


Тема 5. Психологические аспекты организационного лидерства

5.1 Теории эффективного управления

Групповая динамика и руководство. Формальные и неформальные организации. Проблемы управления, связанные с неформальной организацией. Психологические аспекты связующих процессов в организации.

Психология принятия решения. Подготовка решений. Индивидуальные различия в принятии решений. Принятие группового решения. Психологическая сущность инновации. Психологические механизмы реализации нововведений. Факторы готовности к инновациям. Типы психологических барьеров.

5.2 Лидерство как социально-психологический феномен

Сущность лидерства. Лидеры и менеджеры, ключевое различие. Лидерские черты и поведение. Стили руководства. Руководство и лидерство как социально-психологические феномены. Лидеры и исполнители. Модель взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды. Теория компетентности. Психологические аспекты лидерства и руководства. Способы определения лидерских качеств личности. Теории черт, харизма. Поведенческий подход: автократическое и демократичное руководство.

Основные понятия:

- Психология группового поведения

- Теория ситуационного руководства

- Психология принятия решений

- Типы руководства

- Лидер, диктатор, менеджер

- Теории черт лидера

- Харизма

- Психологическая сущность инновационного лидерства


Тема 6. Психология мотивации и потребности людей в организации

6.1 Понятие мотивации. Первичные и вторичные потребности

Определение мотивации как процесса. Мотивация профессиональной деятельности. Влияние мотивации на деятельность и общение. Основные теории мотивации профессиональной деятельности. Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности.

6.2 Теории мотивации

Современные теории мотивации. Теории ожидания. Разработка заданий для повышения уровня мотивации (расширение обязанностей и обогащение работы). Теория постановки целей. Психодиагностические тесты на определение личностной мотивации поведения.

Основные понятия:

- Потребности как источник активности человека.

- Мотивация. Определение мотивации как функции управления.

- Мотивация власти

- Пирамида потребностей А. Маслоу

- Теория «Х» и «У» МакГрегора

- Теория ERG

- Двухфакторная теория Ф. Герцберга

- Теория ожидания

- Воспитание уверенности в себе


Тема 7. Конфликты и способы их разрешения. Искусство управлять людьми

7.1 Понятие конфликта. Типы конфликтов

Возможные причины конфликтов. Функции конфликта. Управление конфликтной ситуацией, структурные методы разрешения конфликта, межличностные стили разрешения конфликта. Переговоры как способ урегулирования взаимодействия. Понятие стресса. Причины возникновения стресса у руководителей: организационные и личностные факторы. Возможности диагностики стрессовых состояний. Возможности снижения уровня стресса.

7.2 Психологические аспекты управления людьми

Понятие методов управления. Реализация законов и принципов управления происходит благодаря применению различных методов управления. Методы управления. По содержанию, назначению и возможностям, методы управления классифицируются на группы: Административные. Организационные. Экономические. Социальные. Социально-психологические. Психологические.

7.3 Организационная культура

Организационная культура и процесс её формирования. Типы организационных структур. Национальные особенности организационной культуры. Личностная культура. Стили руководства. Понятие управление собой. Формирование позитивного мышления, основные принципы самообладания. Управление и самоуправление на уровне личности руководителя. НЛП – искусство управления людьми.

Основные понятия:

- Конфликт

- Типы межличностных конфликтов и их развитие

- Способы разрешения конфликтов

- Личностные и групповые особенности протекания конфликтов

- Развитие навыков эффективного взаимодействия

- Внутриличностный конфликт, межличностный и социальный конфликт.

- НЛП

- Имидж и его влияние на окружающих.


После каждой темы, представленной в лекционной форме, проводится коллоквиум, с целью проверки качества усвоения понятий и содержательных характеристик изложенного материала (письменно на 15-20 мин). Для допуска к зачету студент должен накопить необходимое количество баллов за счет участия в различных формах самостоятельной работы (подготовка устных сообщений, участие в дискуссиях, деловых играх и выполнение текущего тестирования, написание реферата или творческого эссе).


Итоговой формой контроля, предусмотренной учебным планом является дифференцированный зачёт.


Условия накопления баллов и критерии оценки:

- посещение лекций – 1 балл за лекцию (2 часа).

- подготовка сообщения – 5 баллов.

- участие в дискуссиях – 1 балл.

- промежуточное тестирование (10 тестов) – в зависимости от результата 1 балл (от 50 до 70% правильных ответов), 2 балла (от 80 до 100 % ответов).


В случае отсутствия студент должен выполнить тесты по пройденным темам – не менее 5 тестов.


Текущая аттестация студентов основана на контроле знаний теории по рекомендуемым источникам, лекционном материале и самостоятельной работой дома по темам, не входящим в курс лекций, написанию рефератов и других творческих работ. Основные формы контроля – коллоквиумы и тестовые-карты контроля.


Пример тестовых карт контроля по теме «Специфика управленческой психологии».

Вопросы

Ответы

1. Что изучает дисциплина управленческая психология?

  • Особенности психологической и этической культуры руководителя
  • Основные психологические закономерности управленческого процесса
  • Социально-психологические особенности руководителя
  • Все вышеперечисленное

2. Цель управленческой психологии?

  • одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы общения и взаимодействия людей в различных социальных условиях
  • получение комплексного и объективного знания о закономерностях функционирования системы управления
  • непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах

3. Отметьте законы управления, которые проявляются в межличностных отношениях и в групповом поведении:

  • закон неопределенности реакции
  • закон перехода количества в качество
  • закон изменения мнения
  • закон неадекватности взаимного восприятия
  • закон неадекватности самооценки
  • закон дополнения
  • закон искажения информации
  • закон эмоционального кружения и закон самосохранения
  • закон компенсации

4. Сложный многоплановый процесс, протекающий в технических, биологических и социальных системах, обеспечивающий сохранение их структуры и определённый режим деятельности, называется?

  • Систематизация
  • Управление
  • Завоевание
  • Архивирование


Темы рефератов:

  1. Биоэнергетика имиджа.
  2. Психология характера.
  3. Акцентуация и творчество
  4. Вера, как черта характера.
  5. Возрастные особенности поведения личности.
  6. Личность в современной психологии.
  7. Феномен Диссонанса после принятия трудного решения.
  8. Место и роль самоанализа в управленческой практике.
  9. Общение и корпоративная культура.
  10. Мужчины и женщины – самореализация в бизнесе.
  11. Самооценка личности и жизненный успех.
  12. Современные проблемы российского менеджмента (персоналии).
  13. Технологии личного обаяния.
  14. Конгруэнтное общение и способы его достижения.
  15. Поведение человека в контексте западно-европейских теорий личности.
  16. Эгоизм и альтруизм (психология феномена).
  17. Э. Фромм. Нравственно-этические проблемы взаимоотношения людей.
  18. Конфликт как социально-психологический феномен.
  19. Управленческие способности (критерии диагностики).
  20. Соционика как инструмент выявления закономерностей человеческого общения.
  21. Современная психология личности (актуальные проблемы современности).


Контрольные вопросы для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Определение процесса управления, функции управления. Цель управленческой деятельности.

2. В чем состоит особенность предмета психологии управления?

3. Перечислите универсальные принципы управления, разработанные представителем административной школы управления А. Файолем?

4. Какой из научных подходов к управлению утверждает, что главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих её частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.

5. Подход к управлению как к процессу, системный и ситуационный подход. Вклад каждого подхода в развитие науки об управлении.

6. Организация как функция управления, ее психологические аспекты.

7. Общая характеристика мотивации как функции управления.

8. Теории мотивации: содержательные теории.

9. Теории мотивации: процессуальные теории.

10. Назовите факторы, влияющие на поведение человека в организации.

11. Охарактеризуйте основные стили поведения человека с высокой потребностью в достижении.

12. Дайте характеристику основных типов руководителей по критерию различия в принятии решений?

13. Коммуникация. Коммуникация как процесс, элементы и этапы.

14. Лидерство и руководство. Поведенческий подход.

15. Лидерство и руководство. Ситуационный подход.

16. Почему нет однозначного понимания феномена лидерства?

17. При каких условиях эффективный лидер может мешать формальной организации?

18. Каковы признаки зрелого психологического климата и пути его формирования?

19. Формальные и неформальные организации. Проблемы управления, связанные с существованием неформальных организаций.

20. Конфликт. Типы и функции конфликта. Возможные причины конфликтов и возможности их анализа.

21. Роли руководителя. Ожидания и ролевой конфликт. Индивидуальные особенности исполнения ролей.

22. Управление конфликтом. Методы разрешения конфликта.

23. Переговоры и их психологические аспекты.

24. Стресс. Причины возникновения стресса у руководителей. Возможности снижения уровня стресса.

25. Объект и предмет психологии. Душа и психика.

26. Физиологические механизмы психики. Основные функции психики.

27. Психология в системе наук о человеке.

28. Человек. Индивид. Личность.

29. Понятие «развитие личности» в основных концепциях персонологов.

30. Структура психики личности (основные концепции).

31. Активность личности. (Фрейдистский и неофрейдистский подходы). Потребность как источник активности.

32. Понятие «социализации» и её этапы.

33. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, воля, способности).

34. Основные направления развития западно-европейской персонологии (общая схема).

35. Общение как социально-психологический феномен, роль общения в психическом развитии человека.

36. Эгоизм и эгоцентризм. Поясните различия.

37. Основные компоненты коммуникативной эффективности.

38. Конформизм и нонконформизм.

39. Классический психоанализ (концепция З. Фрейда).

40. А. Адлер (концепция развития личности и её отличительные особенности).

41. К. Юнг (аналитическая психология, основные концептуальные принципы).

42. Самость как феномен и цель развития личности.

43. Эго-психология. Э. Эриксон и К. Хорни, общие принципы и концептуальные особенности.

44. Психология личности Э. Эриксона, этапы развития возрастных кризисов.

45. Принципы гуманистической психологии (на примере концепции одного из известных Вам персонологов).

46. Э. Фромм об основных экзистенциальных потребностях личности.

47. Э. Фромм в контексте рыночной экономики.

48. Взгляды А. Маслоу в системе отношений мотивационно-потребностной сферы личности.

49. Общение как личностная потребность, виды и способы общения.

50. Психоэмоциональная сфера личности, общее представление.

51. Эмоции, как психическое явление, функции и структура эмоций.

52. Человек воли и человек привычки».

53. Особенности управленческого общения (официальное общение).

54. Психология конгруэнтного общения.

55. Имидж как составная часть культуры общения.

56. Соционика, основные принципы и понятия.

57. Соционика, как интегральный инструмент эффективного общения.

58. НЛП – техника моделирования поведения.

59. Закономерности сознания и восприятия человека.

60. Комплексы и их трактовка известными психологами.

61. Когнитивные теории личности, эвристическая ценность.

62. Акцентуации характера, характеристика подходов.

63. Возрастные кризисы личности.

64. Конфликт (внутриличностный и социальный).

65. Понятие локус-контроля личности и способы его определения.

66. Психотипы личности (понятие, способы определения, известные концепции).

67. Какие существуют подходы к обоснованию типов коммуникации?

68. Каковы способы воздействия в межличностной коммуникации.

69. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенными в межличностной коммуникации?

70. В каком случае ситуация становится конфликтной?

71. Как предупредить конфликт?

72. Ваш способ выхода из конфликта?

73. В терминологии К. Юнга имидж можно трактовать как следствие актуализации Персоны, одного из архетипов, относительно автономного образования в структуре личности и, безусловно, не исчерпывающего ее (личность) своим содержанием. Поясните это определение.

74. Как вы объясните технологии создания имиджа.

75. В чем секрет личного обаяния?


Основная литература

  1. Коваленко В.А.Управленческая психология. – М.: 2015, 368 с.
  2. Шикун А.Ф., Филимонова И.М. Управленческая психология: учебн. для вузов, 2014, 336с.
  3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник.- М.: 2013. 352 с.
  4. Морозов А. В. Управленческая психология: учебник для вузов, 2013, 288 с.
  5. Самыгин С.И., Колесникова Г.И. и др. Социология и психология управления. Учебное пособие, 2012, 256 с.
  6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – Москва: Высш. школа, 2000.


Дополнительная литература

1. Антонова Н.В. Психология управления: учебное пособие, 2010, 269 с.

2. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2013

3. Брэдбери Э. Развитие НЛП навыков. – М., 2014.

4. Кови С. 7 привычек высокоэффективных людей. – М.: 2015.

5. Шостром Э. «Анти-Карнеги» или человек-манипулятор. – Минск: 2004.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005.

7. Управленец-менеджер ХХI века. Проект: выявление и развитие управленческих способностей, 2003, 152 с.

8. Трамп Дональд, Кийосаки Роберт. Дар Мидаса. Почему кто-то богатеет, а кто-то нет. 2013, 336 с.


Интернет-ресурсы

Электронная библиотека ИД

Научная электронная библиотека

Университетская библиотека online Библиоклуб.Ру

Российская государственная библиотека

Psyarticles.ru: Учебные статьи по психологии

Журнал Вопросы психологии

Психологические упражнения для тренингов

Psychology OnLine.Net
koob.ru

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-ig soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика