Адрес e-mail:

Психология общения

Зернова Людмила Павловна, кандидат философских наук, доцент

Курс «Психология общения» (34 часа) представлен следующими основными разделами и темами, которые имеют базовую философскую и социально-психологическую основу.


Тема 1. Общение как социально-психологический феномен

1.1 Психологическая природа общения

Общение как психологическое явление. Связь со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

Общение как психологический феномен определяется: общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи; этнопсихическими особенностями нации; социально-психологическими особенностями социальной группы; индивидуальными психологическими особенностями личности.

1.2 Характеристика и содержание общения

Механизмы воздействия во время общения. Функции, виды общения.

Разнообразные подходы к понятию «общение». Составляющие элементы категории общения. Функции общения. Типы и виды межличностного общения. Уровни общения. Общение и общительность. Характеристики личности, способствующие успешности общения.


Тема 2. Многоплановый характер общения

2.1 Общение как обмен информацией (коммуникация)

Коммуникативные барьеры и причины непонимания. Авторитарная и диалогическая коммуникация. Вербальная коммуникация. Речь. Виды невербальных средств общения. Особенности публичного общения.

2.2 Общение как взаимодействие (интеракция)

Природа и структура взаимодействия. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия. Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления. Теории социального взаимодействия: Дж. Хоманса, Э. Гоффмана, Дж. Мида. Транзактный анализ Э. Берна. Конфликт как особая форма взаимодействия. Конфликтные отношения.

2.3 Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Субъективные факторы, влияющие на формирование модели партнёра по общению.


Тема 3. Психология личности и общение

3.1 Личность в системе взаимоотношений с другими людьми

Социальная и психологическая природа общения. Рассматривая психологическую природу общения необходимо учитывать, что:

1) общение является формой психической деятельности;

2) общение является формой поведения человека;

3) общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;

4) в общении проявляются психологические свойства личности, её темперамент и другие психолого-типологические характеристики;

5) личность человека формируется в процессе общения.

Детерминация поведения. Особенности индивидуального и группового поведения. Понятие макросреда и микросреда. Базовые психологические установки нашего «Я». Установки по отношению к окружающим. Адаптивное и неадаптивное поведение.

3.2 – 3.3 Особенности человеческой психики

Представление о поведении человека в современной психологии личности.

Структура личности, критерии и уровни её развития. Строение психики человека и её функции. Познавательный аспект (Гальтон, Оллпорт, Мейли). Бихевиоризм, как наука о поведении, психоанализ – учение о бессознательной части психики человека.

Гештальтпсихология – о целостности психических явлений: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, Ф. Перлз. Гуманистическое направление в изучении психологии человека.

3.4 Психологические типы людей

Личностная типология: темперамент и доминирующий инстинкт. Акцентуации характера. Экстраверсия и интроверсия. Характеристики психосоциотипов. Соционика как наука о закономерностях человеческого общения. Психические процессы и асимметрия полушарий головного мозга человека. Информационное поле и психические функции. Соционические типы. Социотип и темперамент. Практическая работа по определению сициотипов.


Тема 4. Роли и ролевые ожидания

4.1 Влияние социальной роли на развитие личности

Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей. Т. Парсонс о характеристике социальной роли. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт. Ролевая игра как разновидность коммуникации. Практическая работа по освоению ролевой игры на стили общения.


Тема 5. Психология и этика общения

Правила установления контакта. Людям наиболее интересны беседы о них самих, как главный секрет успешного общения. Умение слушать и слышать собеседника. Проявление интереса к человеку, его делам, семье, здоровью, работе, детям, сопереживание и восхищение в нужных моментах беседы.

Умение уходить от споров. Уважение мнения собеседника, нахождение компромиссов при столкновении интересов. Умение правильно завершать контакт.

Язык телодвижений и его роль в сигналах общения. Знание элементарных сигналов лжи, закрытости, откровенности или нежелания поддерживать тему беседы. Правила этикета в деловых отношениях и переговорах. Светский этикет общения.


Тема 6. Технологии делового общения

6.1 Деловая беседа и специфика деловых переговоров

Функции деловой беседы и структура. Основные методы убедительного общения с партнёром. Специфические особенности деловых переговоров. Тактика ведения переговоров в случае, когда партнёр не настроен на конструктивный диалог. Правила ведения дискуссии в рамках деловых отношений. Правила убеждения собеседника (правило Гомера). Национальные особенности переговоров. Культура общения по телефону. Особенности делового стиля переписки.

6.2 Искусство управления собой

Психотехнологии формирования позитивного мышления. Знание своих личностных психоэмоциональных ресурсов, уровень самооценки. Правила успешного управления собой. Технологии выработки эмоциональной устойчивости. Механизмы преодоления стрессовых ситуаций. Совершенствование коммуникативных способностей. Практическое занятие на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы.


Тема 7. Общение и конфликты. Стратегии поведения по урегулированию конфликта

7.1 Понятие конфликта. Типы конфликтов

Типологии конфликтов. Реалистические и нереалистические конфликты. Возможные причины конфликтов. Конфликтные личности. Функции конфликта. Динамика конфликтов. Управление конфликтной ситуацией, структурные методы разрешения конфликта, межличностные стили разрешения конфликта. Практическая работа на исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации.

7.2 Конфликты в студенческой среде

Психологические особенности студенческого возраста. Особенности протекания конфликтов в студенческой группе. Психологические особенности студенческого возраста. Особенности протекания конфликтов в студенческой группе. Описание программы профилактики конфликтов в студенческой группе. Практическая самостоятельная работа по профилактике конфликтов.


Методика преподавания психологии общения предполагает чтение лекций информативного характера и проведение практических занятий. Практические занятия включают в себя элементы тренинга общения. Социально-перцептивные, ситуационные, моделирующие и ролевые игры; упражнения, предполагающие обратную связь; техники, формирующие навыки ведения дискуссии, позитивного диалога, принципы работы в группе («здесь и теперь», «искренность и открытость», «принцип конструктивной обратной связи», «конфиденциальность») позволяют студентам осознать особенности своего поведения в общении, взаимоотношений с другими.


В течение всего курса студенты ведут дневниковые записи, в которых осмысливают то, что происходило с ними на занятиях. Это помогает им выйти на рефлексивный уровень осознания своих личностных особенностей, проявляющихся при общении, привычных стереотипных паттернов поведения, возможного неадекватного оценивания себя и других в коммуникативном процессе. Результаты самостоятельной работы студенты оформляют в виде самоотчета, который можно представить как «психологическое портфолио», в котором отражаются результаты анализа своего поведения. Факты, приводящие к неконструктивному взаимодействию, собственные личностные особенности, способствующие или препятствующие эффективному общению, также отражаются в дневнике. Описываются приобретенные умения и навыки общения, механизмы конструктивного взаимодействия, оценивается собственный уровень коммуникативной компетентности в начале прохождения курса и в конце. Результаты анализа оформляются как контрольная работа в виде бланка самоотчета. Форма бланка самоотчёта (психологическое портфолио) студента прилагается к программе. Студенты защищают контрольную работу по итогам семинаров, отвечают на вопросы тестовых карт контроля.


Анкетирование студентов на первом занятии

Почему Вы решили пойти именно на этот курс?


Что Вы надеетесь узнать, чему научиться?


Что Вы ожидаете от занятий?




Психологическое портфолио студента по результатам спецкурса «Психология общения».

ФИО, номер группы

Индивидуально-психологические особенности личности

Первичные представления о себе (Какой\какая «Я»)

Рефлексия после прослушивания курса


Темперамент

Анализ результатов по тесту Г. Айзенка

Акцентуации характера

Анализ результатов по тесту К. Леонгарда Смишека

Уровень общительности

Ваш уровень общительности по тесту В.Ф. Ряховского.


Коммуникативные и организаторские способности

Результат проверки своих коммуникативных и организаторских способностей по тесту КОС.

Уровень эмпатии

Результаты определения уровня личностной эмпатии

Ваше умение слушать

Результаты определения ведущей системы восприятия с помощью теста «Один раз увидеть или услышать». Результаты вашего умения слушать с помощью теста «Умение слушать»

Уровень личностной конфликтности

Результаты теста К. Томаса на личностную конфликтность

Уровень самооценки

Результаты теста на уровень самооценки личности

Уровень субъективного контроля

Результаты анализа теста (УСК) на определение локус-контроля


Ваш соционический тип

Результаты анализа дихотомического теста С. Накрохиной

Выводы: Какой «Я» по моему представлению


Выводы по суммарным результатам самообследования: Какой «Я» ?







Обратная связь по итогам курса

Узнали ли вы что-то новое о себе?

Да

Нет

Удовлетворены ли вы новыми представлениями о себе?

Да

Нет

Если нет, то почему?

В какой степени, Вы удовлетворены курсом? (от 0 до 10, напишите ваш балл)

Что в спецкурсе Вам, понравилось / что не понравилось и почему?








Для оценки достижений студентов в ходе изучения учебной дисциплины «Психология общения» применяется балльно-рейтинговая система. Суммарный рейтинг студента в баллах за семестр складывается из оценки его деятельности в течение семестра и знаний, продемонстрированных на зачете, в соотношении 80:20. Максимальный балл, который может набрать студент за один семестр и в ходе изучения дисциплины в целом, равен 100. Максимальный балл проставляется за качественное и своевременное выполнение работ и требований к ним по всем видам деятельности студента.

Вид работы

Дата проведения

Количество баллов

min

max

Аудиторная работа

Посещение лекций

В течение семестра

1

7

Работа на практических занятиях

В течение семестра

2

4

Самостоятельная работа

Реферат по выбранной теме

Написание реферата

12-я неделя

5

10


Защита реферата и выступление

14-я неделя

5

10

Рефлексивный отчет по семинарским занятиям

15-я неделя

5

10

Анализ психодиагностического теста

10-я неделя

6

10

Контрольные и проверочные работы

Проверочные работы

по темам

Общение как предмет научного знания

7-я неделя

3

7

Основные составляющие общения

13-я неделя

3

7

Итоговая контрольная работа

16-я неделя

10

15

ИТОГО


40

80

ЗАЧЕТ


10

20

ИТОГО


50

100








Критерии получения дополнительных баллов

Выполнение работы в срок добавляет студенту к основному количеству баллов за данную работу 1 балл.

Активная работа на семинаре, задавание вопросов по сообщениям, участие в дискуссиях позволит студенту получать от 1 до 2 баллов.


Оценка видов учебной деятельности студентов в период итоговой аттестации

Студент допускается к зачету при наличии не менее 40 баллов в течение семестра. Зачет сдается в устной форме по типу «собеседование по билетам». Студент отвечает на 2 вопроса. За каждый вопрос он может получить от 0 до 10 баллов в зависимости от степени раскрытия поставленного вопроса, уровня понимания и качества даваемых определений. Таким образом, качественные ответы на два вопроса позволяют студенту получить 20 баллов.


Min балл за семестр (40б) + min балл за зачет (10б) = Е

Таблица перевода баллов в таблицу ECTS и традиционные оценки

98 – 100

А +

отлично

94 – 97

А

отлично

90 – 93

А -

отлично

87 – 89

В +

отлично

84 – 86

В

хорошо

80 – 83

В -

хорошо

77 – 79

С +

хорошо

74 – 76

С

хорошо

70 – 73

С -

удовлетворительно

67 – 69

D +

удовлетворительно

64 – 66

D

удовлетворительно

60 – 63

D -

удовлетворительно

50 – 59

E

удовлетворительно

25 – 49

FX

неудовлетворительно

0 - 24

F

неудовлетворительно


Оценка качества усвоения учебного материала

Задания – коллоквиум для самопроверки после каждого раздела лекционной темы, а также контроль самостоятельной работы с содержанием теоретического материала, не входящего в тематику лекционного курса (КСР), который закрепляется в процессе семинарских занятий.


Чтение лекций, практических занятий проводится в интерактивной форме. После каждой темы курса проводится коллоквиум, с целью проверки качества усвоения понятий и содержательных характеристик изложенного материала (на 20-30 мин).


Для усвоения знаний по теме №2 «Виды общения» используются учебные видеофильмы, запись фрагментов собственных занятий с последующим разбором ситуаций.


Для допуска к зачету студент должен накопить необходимое количество баллов за счет участия в различных формах самостоятельной работы (подготовка устных сообщений, электронных презентаций, активность в участии деловых игр, кейс-ситуаций, тестовых заданий). Подготовить итоговую контрольную работу «Психологическое портфолио» по самоанализу, регулярно заполняя бланк самоотчёта в течение семестра.


Итоговой формой контроля, предусмотренной учебным планом в конце семестра является дифзачёт. В случае отсутствия на семинаре студент должен выполнить тесты по пройденным темам – не менее 5 тестов.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие и сущность общения.
  2. Общение как полифункциональный процесс
  3. Коммуникативная компетентность.
  4. Коммуникативные способности, умения.
  5. Социальная перцепция в общении.
  6. Эмпатия как механизм социальной перцепции в общении.
  7. Аттракция как механизм социальной перцепции в общении.
  8. Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции в общении.
  9. Идентификация как механизм социальной перцепции в общении.
  10. Социальная рефлексия как механизм социальной перцепции в общении.
  11. Стереотипы и социальные установки в общении.
  12. Интерактивный аспект общения.
  13. Сущность интеракции.
  14. Функциональные единицы взаимодействия в общении.
  15. Стратегии, тактики, виды общения.
  16. Основные стили общения.
  17. Общение в конфликте.
  18. Коммуникативный аспект общения.
  19. Понятие коммуникации.
  20. Коммуникативные барьеры в общении.
  21. Феномены межличностного влияния в общении.
  22. Модели общения в современной психологической науке и практике.
  23. Синтоническая модель общения.
  24. Технология коммуникации.
  25. Специфика общения в семье.
  26. Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения.
  27. Барьеры отношений в общении
  28. Психологическая обратная связь в коммуникации
  29. Основные позиции трансактного анализа в общении Э. Берна.
  30. Преодоление стереотипов как условие социальной адаптации.
  31. Социальная установка как результат процесса стереотипизации.
  32. Ассертивность как альтернативная стратегия в общении.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (Оформляется в форме электронных презентаций)

http://mirppt.ru/psihologiya/111-obschenie.html - образец для оформления

1. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности.

2. Взгляды Б.Г. Ананьева на общение как вид деятельности.

3. Вклад К.С. Станиславского в развитие представлений об общении.

4. Аналитические модели межличностного общения.

5. Понятие манипулятивного общения и виды общения.

6. Роль индивидуально-личностных характеристик в общении.

7. Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении.

8. Виды коммуникативных воздействий.

9. Особенности коммуникации, центрированной на партнере.

10. Критерии успешной - неуспешной коммуникации.

11. Способы речевого выражения отношения к партнеру.

12. Представление об эталонах и стереотипах в психологии социального познания.

13. Понятие о взаимодействии. Виды взаимодействия. Теории "диадического взаимодействия".

14. Подход к взаимодействию в трансактном анализе (Э. Берн).

15. Понятие о затрудненном общении и его причинах.

16. Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.

17. Основные характеристики интерактивной стороны общения.

18. Особенности поведения на этапах ведения переговоров (4-х шаговый метод).

19. Психологические требования к организации и проведению дискуссии.

20. Механизмы межличностного познания.

21. Развитие экспрессивного «Я» личности.

22. Факторы адекватного первого впечатления.

23. Особенности понимания и интерпретации в межличностном общении.

24. Особенности невербальной коммуникации стран Востока.

25. Что общего, и в чем заключается различие между понятиями «власть», «лидерство» и «личное влияние»?

26. Особенности мужского и женского стиля общения.

27. Трансактный анализ общения.

28. Пути повышения компетентности в межличностном общении.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пси­хо­ло­ги­че­ская струк­ту­ра об­ще­ния. Функ­ции об­ще­ния.

2. Сред­ст­ва об­ще­ния и их использование для передачи ложной информации.

3. Ин­фор­ма­ци­он­ная функ­ция об­ще­ния. Проблемы искажения и потерь ин­фор­ма­ци­и при вер­баль­ном об­ще­нии.

4. Об­ще­ние как процесс вос­при­ятия людь­ми друг дру­га.

5. Сущ­ность и ти­пы взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей в про­цес­се со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти. Пси­хо­ло­ги­че­ские спо­со­бы взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей.

6. Ти­пич­ные ошиб­ки об­ще­ния и их кор­рек­ция.

7. Понятие и цель социального влияния.

8. Проблема социального контроля индивидуального и коллективного поведения.

9. Психологические модели социального влияния.

10. Односторонние и двусторонние методы социального влияния.

11. Комплексное использование эмоционального и интеллектуального воздействия.

12. Организация психологической среды влияния.

13.Влияние на эффект взаимодействия дистанции между позициями коммуникатора и слушателя

14. Воздействие социального влияния на сознание человека.

15.Влияние межличностных отношений на формирование установок к различным явлениям.

16. Роль социальной среды в формировании убеждения

17. Влияние групповой активности на взгляды людей.

18. Имитация эмоций (фальшивая эмоция) как способ сокрытия переживаемых чувств, не испытываемых на самом деле.

19. Вербальные возможности сообщения ложной информации.

20. Наиболее распространенные голосовые признаки обмана.

21. Типы телодвижений, которые могут быть признаками обмана (эмблемы и иллюстрации).

22. Лицо как непроизвольная эмоциональ­но-сигнальная система и ценный источник информации для верификатора.

23. Двойная роль лица в отражении произвольных и непроизвольных мимических реакций.

24. Информационные возможности лица по передаче различных оттенков эмоциональных пе­реживаний.

25. Простота имитации некоторых изменений, вызываемых вегетативной нервной системой.


Темы для самостоятельного изучения

1. Основные психологические теории, описывающие процесс общения.

2. История развития психологии общения

3. Технологии делового общения.

4. Коммуникативная культура и способы её формирования.

5. Манипулятивное общение, способы психологической защиты от манипуляций.

6. Эрик Берн, понятие трансактного анализа.

7. Психологическая сущность игр, в которые играют люди.

8. Соционика. Основные закономерности общения.

9. Способы определения соционических типов.

10. НЛП. Общая характеристика и основные понятия.

11. Психологические состояния и эмоциональная свобода в НЛП.

12. Понятие и способы определения репрезентативной системы личности.

13. Как достичь согласия в конфликтной ситуации, используя паттерны НЛП?


Тестовые карты контроля на примере темы №1

Общение как социально-психологический феномен

Вопросы

Ответы

1. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности называется:

А) коммуникация;

Б) общение;

В) деятельность.

2. Какая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности:

А) подтверждающая;

Б) прагматическая;

В) формирующая.

3.Какой вид общения выделяют в зависимости от содержания общения:

А) социальное;

Б) опосредованное;

В) кондиционное.

4. Структура общения, по мнению Г.М. Андреевой, включает в себя:

А) коммуникацию;

Б) конфронтацию;

В) перцепцию;

Г) интеракцию.

5. Особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства, называется:

А) эмпатия;

Б) аттракция;

В) идентификация.

6. Эффект восприятия, заключающийся в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости о полученной информации, называют:

А) эффект стереотипизации;

Б) эффект проекции;

В) эффект ореола.

7. При несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния слушающего возникают:

А) стилистические барьеры;

Б) семантические барьеры;

В) логические барьеры.


Список основной литературы по курсу

1. Панфилова А.В., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник для бакалавров. Серия: Бакалавр. Базовый курс, М.: Юрайт, 2016, 487 с.

2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров. М.:, Юрайт, 2015

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник - М.:, 2013. - 192 c.

6. Ефимова Н.С. Психология общения, практикум по психологии. М.:, 2012.

7. Соснин В.А. , Красникова Е. Социальная психология. Учебник. М.: Инфра, 2010, 336 с.


Дополнительная литература

1. Чалдини Роберт, Мартин Стив, Гольдштейн Ноа. Психология убеждения. 2016 г. 224 с.

2. Саймон Дж. Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора / М.: Альпина Паблишер, 2015.- 190 с.

3. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты / Сост. Л. Филиппов. – СПб: Terra Fantastica, 2010.

4. Филатова Е. Соционика для Вас. – СПб.: АО Питер, 1994.

5. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2012.

6. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М.: АСТ, 2010.

7. Суховершина Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Мир, 2009.

8. Фексус, Хенрик Искусство манипуляции.- Москва.: 2015. -320с.

9. Чалдини Роберт. Психология влияния. – М.: Эксмо, 2012.

10. Чиксентмихейи М. Поток. Психология оптимального переживания. – М., 2011.


Интернет-ресурсы:

1. Андреева Г.М. http://www.koob.pro/andreeva_g_m/

2. http://azps.ru/training/training_communicat.html

3. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю.. Психогимнастические упражнения содержательного плана URL.: http://psyfactor.org/traning8.htm

4. http://azps.ru/training/130.html

5. Чалдини Роберт http://www.influenceatwork.com/

6. Шостром Э. http://www.klex.ru/mr

7. http://grebennikon.ru/ Электронная библиотека ИД

8. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека

9.http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека online

10. http://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека

11. Соционические тесты: http://www.all-tests.ru/117

12.Красовский Ю.Д. Организационное поведение http://www.knigafund.ru/authors/5441

13. Образец электронной презентации http://mirppt.ru/psihologiya/111-obschenie.html


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-ig soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика