Адрес e-mail:

Социология образования и карьеры (Дымарская О.Я.)

Департамент социо-политических наук


представляет

 

гуманитарный курс по выбору


кандидата социологических наук Ольги Яковлевны Дымарской


  "Социология образования и карьеры"

Презентация курса:


Презентация курса (файл pdf)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:


 Объем: 34 часа

 

 

Тема 1. Социология образования как отрасль социологической науки (2)

 

1.1. Социологическое изучение образования (1)

Междисциплинарность изучения образования и место социологии образования в структуре знания. Объект и задачи социологии образования. Органическая и экономическая «большие» метафоры образования. Общесоциологические и специальные отраслевые теории, прикладная социология образования. Макро- и микросоциология, процессы их взаимодействия и дифференциации. Социальные проблемы образования и подходы к их изучению: образование «черный ящик» и возможности анализа внутренних процессов.

 

1.2. Образование как социальный институт (1)

Понятие и основные признаки образования как социального института. Структурный анализ системы образования. Функции образования: обучение, формирования и воспроизводство навыков, трансляция и распространение культуры и ценностей, общественное воспроизводство, социализация, социальные и культурные изменения, социальный контроль, дифференциация и селекция, запускающая функция и др. Явные и латентные функции по Р. Мертону (Э. Гидденс). Неравенство как центральная проблема социологии образования.

 

 

Тема 2. Теоретические подходы к социологическому анализу образования (6)

 

2.1. Структурно-функциональный подход (2)

Функционализм Э. Дюркгейма: репродуктивная и селективная функции образования. «О разделении общественного труда» (1893). «Социология образования» (1922). Структурно-функциональная теория Т. Парсонса: образование и дифференциация в обществе. «Школьный класс как социальная система» (1959). Социальная стратификация П. Сорокина: образование как социальный лифт. Концепция К. Дэвиса и У. Мура. «Некоторые принципы стратификации» (1945). Критика функционализма и возможность меритократии.

 

2.2. Теории капитала (2)

Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Образование и человеческий капитал (Т. Шульц, Г. Беккер). Концепция социального капитала Дж. Коулмена: эффективность образования и социальное происхождение. «Социальный капитал в производстве человеческого капитала» (1988). Культурный капитал, семья и социальное воспроизводство П. Бурдье. «Воспроизводство: элементы теории системы образования» (1970). Способности и влияние среды на развитие: nature vs nurture.

 

2.3. Теории школьного образования (1)

Р. Уиллис: школьная контркультура и культура рабочего класса. Б. Бернстайн и др.: неравенство в образовании и языковые коды. С.Боулз и Г.Гинтис: образование и воспроизводство общественной иерархии. Наследие индустриального общества и кризис образования. Массовизация образования и «эффект лифта» П. Бергера. «Скрытый учебный план» (П. Джексон, И. Иллич). «Новая» социология образования (М. Янг, М.Эппл).

 

2.4. Абсолютизация роли образования (1)

Э. Тоффлер «Третья волна» (1980) и трансформация общественной структуры. Общество знаний. Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество» (1999). «Класс интеллектуалов», информационные и информациональные работники М. Кастельса. Р. Флорида «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (2002). Новые социальные неравенства и плюрализация жизненных стилей.

 

 

Тема 3. Образование и социальная динамика (6)

 

3.1. Трансформация образовательных систем (2)

Роль образования в социальных и культурных изменениях. Демография и «обратная связь» образования. Гендерная специфика образования. Особые потребности и их реализация в образовании. Этнические и региональные особенности. Формальное, неформальное и информальное образование. Непрерывность как ориентир модернизации образования.

 

3.2. Образование и рынок труда (2)

Образование как институт для формирования навыков, необходимых для рабочей силы. Рынок труда как «заказчик» для сферы образования: возможности и ограничения. Ожидания работодателей и ответ системы образования. Заказ на кадры vs саморегуляция рынка труда. Перекосы образования и отказ работать «по профессии». Новые профессии и подходы к подготовке кадров: международный и российский опыт. Перспективы развития рынка труда и прогнозы потребностей в профессионалах.

 

3.3. Актуальные вызовы для высшего образования (2)

Процессы глобализации и интернационализации образования. Развитие рынка образовательных услуг, массовизация и коммерциализация образования. Альтернативы высшему образованию и новые образовательные маршруты. Технологизация образование и её последствия для сферы образования. Креденциализм и роль высшего образования в экономике, основанной на знаниях.

 

 

Тема 4. Образование и социальная структура (4)

 

4.1. Доступность и шансы в сфере образования (2)

Селекция в сфере образования. Образование и мобильность: их взаимосвязь в различных обществах и эволюция доступа к образованию. Спонсируемая и конкурсная мобильность в сфере образования (Р. Тёрнер). Понятия эффективности и качества образования. Проблема равенства возможностей и справедливости в получении образования. Капиталы и природные задатки. Принятие решений и неравенство шансов в сфере образования (Р. Будон) и способы их выравнивания: теоретические подходы и опыт образовательных систем.

 

4.2. «Запускающая» роль образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры (2)

Социальный статус и факторы его достижение: общество, институты, индивидуальные особенности. Взаимосвязь социального статуса и профессии. Ориентации профессиональные и социальные. «Пирамида профессиональных ориентаций». Образовательные устремления и возможности их реализации. Переходы между уровнями образования. Доступность к образованию разного качества и динамика дифференциации в сфере образования. Явные и скрытые конфликты, социальные последствия.

           

 

Тема 5. Образовательно-профессиональные карьеры как предмет социологического изучения (8)

 

5.1. Карьерное развитие в современном мире (4)

Общественные трансформации и современные измерения карьерной мобильности. Глобальное vs локальное и «новая парадигма мобильности» Дж. Урри. Новые векторы профессионального развития. Предпосылки карьерного успеха и принятие карьерных решений. Типологии карьерного развития. Вертикальные и флуктуирующие карьеры. Множественность выборов, «карьера без границ» и поливариативная карьера (“protean career”) как актуальные модели карьерного развития. Фриланс и дауншифтинг как варианты карьерного развития. Гендерные различия при построении карьеры.

Практическое занятие: Индивидуальная профдиагностика и управление карьерным развитием.

Определение жизненных ценностей, профессиональной мотивации, склонностей, способностей и интересов. Диагностика типа личности применительно к профессиональной деятельности (по типологии Майерс-Бриггс). Определение подходящих видов деятельности и способов организации карьеры. Подходы к планированию карьеры и возможности самопозиционирования на рынке труда.

 

5.2. Подходы к изучению образовательно-профессиональных карьер (2)

Социологическая логика анализа жизненного пути: последовательность значимых событий в социально-историческом контексте. Лонгитюдные исследования образовательно-профессиональных карьер: зарубежный и отечественный опыт. Проект «Пути поколения» М.Х. Титмы. Новосибирское исследование В.Н. Шубкина и Д.Л. Константиновского. От анализа последовательных – образовательного и профессионального – этапов к анализу непрерывных и взаимосвязанных траекторий (проект ТрОП НИУ ВШЭ). Карьерные выборы поколения Z.

 

5.3. Жизненные карьеры выпускников физико-математических школ (на материалах лонгитюдного исследования) (2)

Институционализация развития индивидуальных способностей: специализированные школы в СССР и России. Физико-математическое образование как основа карьеры. Модель исследования: точки выбора. Веер карьерных выборов. Академическая и научная карьеры. Карьеры в ИТ. Карьеры в экономике и финансах. Инженерия и технологии. Управленческие карьеры. Предпринимательство. Творчество, спорт. Мобильность в традиционных и поливариативных карьерах. Межстрановая мобильность. Предикторы карьерного успеха.

 

 

Тема 6. Проведение социологического исследования (на примере образования) (8)

 

6.1. Подготовительный этап исследования (4)

Предварительный анализ контекста и проблемы исследования. Определение теоретико-методологической основы и концепции исследования. Постановка проблемы, целей, задач и гипотез исследование. Определение объекта / предмета исследования. Определение целевая категории исследования и формирование выборочной совокупности исследования (типы выборок, источники данных). Операционализация понятий и выбор показателей. Количественные и качественные методы, определение и описание методов реализации исследования. Разработка методического инструментария исследования. Примеры подготовки программы и инструментария исследования. Возможные проблемы реализации подготовительного этапа исследования.

Практическое занятие: Проектирование программы и разработка инструментария исследования. Определение исследовательской проблемы, целей, задач и гипотез исследования, объекта / предмета исследования. Определение целевой категории исследования. Выбор рабочих понятий и методов исследования. Разработка методического инструментария (анкеты и гайда интервью).

 

6.2. Полевой этап исследования (2)

Проведение пилотажа методического инструментария. Реализация выборочной совокупности исследования и организация полевого этапа исследования. Сбор и обработка данных. Примеры реализации полевого этапа исследования (для разных методов и целевых категорий). Возможные проблемы реализации полевого этапа исследования.

 

6.3. Аналитический этап исследования (2)

Подходы к анализу и интерпретации полученных данных. Выводы исследования и их использование. Подготовка практических рекомендаций и способы воздействия. Определение ограничений исследования и задач для последующего изучения. Презентация и обсуждение результатов исследования. Примеры аналитических отчетов по результатам исследования. Возможные проблемы реализации аналитического этапа исследования.


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях