Адрес e-mail:

Читаемые курсы

1. Все курсы семестровые.
2. Запись на выбранный гуманитарный курс — у преподавателя выбранного курса.
3. С краткими программами курсов также можно ознакомиться на стенде около УНЦ ГСН (ауд. 226 лк).
4. Форма отчетности — диф. зачет.
5. На занятия приглашаются студенты всех курсов бакалавриата и магистратуры,  аспиранты, а также все желающие

КРАТКИЕ АННОТАЦИИ КУРСОВ
 
1. Лега В.П. Религия и наука: христианская апологетика
Автор - выпускник МФТИ (ФФКЭ) 1978 г., Философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1985) и Богословского факультета ПСТГУ (1996). Имеет ученую степень кандидата богословия.

В рамках курса студенты смогут ознакомиться с проблемами отношения науки и христианства и получить ответы на следующие вопросы:

– какие существуют доказательства бытия Бога (в том числе предложенные великими учеными – Декартом, Ньютоном, Лейбницем, Гёделем и др.)?

– какие существуют доказательства существования души человека?

– какую роль играет христианство в возникновении современной науки?

– за что судили Дж. Бруно и Г.Галилея? (в т.ч. мнение В.Гейзенберга)

– как соотносится библейское учение о шести днях творения с данными современной науки?

– можно ли, оставаясь ученым, верить в чудеса?

– кроме того, рассматриваются и классические вопросы религии - зла и страданий, свободы и предопределения, веры и разума, смысла жизни и др.



2. Бондаренко О.Р. Консультирование в культуре современного общества
Автор курса - кандидат биологических наук (МГУ), психолог (МГУ), психотерапевт (международный сертификат клиентоцентрированного психотерапевта).
Курс проводится в формате психологической группы, основные темы: виды и техники психологического консультирования, эффекты групповой коммуникации, конфликтология, медиация. Участники курса смогут не только узнать полезную психологическую информацию, но и усовершенствовать личные коммуникативные навыки, приобрести новые психологические компетенции, осознать зоны своего личностного развития и научиться преодолевать психологические затруднения.

3. Разумовский И.А. История российско-японских отношений
Цель курса - получение студентами целостного представления об отношениях между Российской Федерацией и Японией, которое позволяет определять проблемы и перспективы их развития.
Достижению этой цели могут способствовать лекции, в ходе которых предполагается знакомство слушателей с такими вопросами как:
- национальный характер японского народа;
- особенность формирования образа России в Японии и образа Японии в России;
- специфика переговорного процесса российских и японских представителей на различных этапах длительного исторического периода;
- проблемы и перспективы российско-японского взаимодействия в политической, торгово-экономической, гуманитарной областях, а также в сфере обороны и безопасности.

4. Скороварова Л.П. Русская языковая культура
Автор курса – выпускница филологического факультета МГУ им.Ломоносова, составитель и  литературный редактор книг об МФТИ: "Я - Физтех" (1996 г.), "Физтех-взгляд в будущее" (2001 г.), "Физтеховский прорыв" (2005 г.).
Программа разработана специально для  физтеховской аудитории, с учетом ее специфики и особенностей восприятия гуманитарных курсов. Запросы и проблемы физтехов хорошо известны и понятны преподавателю, работающему в МФТИ не один десяток лет.
Курс включает лекции,семинары по практической риторике и аудиторные письменные упражнения в разнообразных  жанрах современной словесности.
В ткань семинаров естественно вплетается литературная классика и творчество физтехов, что создает особую атмосферу, где чувствуют себя комфортно как те, в ком физик не убил лирика, так и те физтехи, кто испытывает коммуникативные трудности. Преодоление таких барьеров – необходимая составляющая успешности  современного образованного человека в самых разных сферах жизни.

5. Марченко О.В. Философия в истории европейской культуры

Цель курса — дать представление о   такой специфической форме интеллектуальной и духовной практики, каковой является философия. Особая задача — показать способы и стратегии существования философии в   рамках европейской культуры в   соотнесении с   такими феноменами как миф, религия, искусство, наука и   т. д. Перед слушателями разворачивается серия ярких картин культурной жизни Античности, Средневековья, Нового времени, где философия играет каждый раз свою особую роль. Автор курса лично посещал места, где некогда гремели философские баталии: Акрагант (сицилийский Агридженто), где Эмпедокл впервые сформулировал учение о 4-х первоэлементах, Афины, где беседовал с учениками Сократ, а Платон создал Академию, испанскую Кордову, родину римского стоика Сенеки, в которой тысячелетье спустя арабский философ Ибн Рушд (Аверроэс) комментировал Аристотеля, парижский Латинский квартал, где читали лекции Пьер Абеляр и Фома Аквинский, Флоренцию, в которой Фичино воссоздал Академию, Амстердам, где работали Декарт и Спиноза, Харьков, в коллегиуме которого учил Григорий Сковорода, Марбург, где учились Михаил Ломоносов и Борис Пастернак, Гейдельберг, где преподавали Гегель и Гадамер, Мюнхен, в котором дружески общались Шеллинг и Федор Тютчев, Рим, где Гоголь писал «Мертвые души», а Владимир Эрн и Вячеслав Иванов спорили о православии и католичестве, о судьбах русской философии и культуры...          
     Несколько поколений физтехов (а курс читается без малого 20 лет) с благодарностью вспоминают лекции О.В.Марченко, способствовавшие не только получению ими отличной отметки по обязательным дисциплинам «Философия» и «История, философия и методология естествознания», но и  личностному росту, необходимому для становления высококвалифицированного специалиста.
    

6. Ковревская В.Е. Мифология, наука и культура

Что такое миф? Всего лишь фантазия, плод примитивного мышления? Или нечто сущностно важное? Можно ли говорить о мифологии как о давно отжившем явлении и относить ее только к истории культуры? Факты говорят об обратном. Мифология – одна из форм функционирования современного сознания,  и притом самая фундаментальная.

Чем объясняется универсальность и вневременность мифологических историй, формирующих нашу жизнь? В чем особенности мифологического сознания, обеспечивающие его живучесть? Что обусловливает очевидный параллелизм определенных мифологических сюжетов и образов в мифологиях разных народов?

Цель данного курса – попытаться ответить на эти и другие интересные вопросы, показать законы возникновения и функционирования мифологического сознания, мифологическую структуру бытия, на конкретном мифологическом материале показать универсальные и константные темы, эволюцию и трансформации мифа.


7. Глухова Е.В., проф. Логика

Формальная логика исследует организацию, строение и закономерности функционирования мышления человека. Она является философской наукой и относится к числу важнейших гуманитарных дисциплин, формирующих у студентов способность рассуждать чётко, непротиворечиво, последовательно и аргументировано, что в целом составляет неотъемлемый компонент интеллектуального развития и профессиональной подготовки будущих специалистов. Логика призвана научить студентов самостоятельно анализировать, логически грамотно рассуждать и делать доказательные выводы из имеющихся данных.

Тем самым, логика — это не только «описательная» наука, исследующая процессы человеческого мышления, но и «нормативная» дисциплина, которая предписывает, как надо мыслить, чтобы с необходимостью приходить от истинных посылок к истинным выводам в любых, самых сложных познавательных ситуациях. Логика — прежде всего «техника», «инженерия» правильного, то есть логически последовательного рассуждения. Уяснение основ логического знания, приобретение систематических навыков логического вывода дисциплинируют мышление индивида, делают его более строгим и точным, ясным и лаконичным.

8.  Кобзев А..И. Глобальная культурная альтернатива: Восток-Запад

Из сохранившихся до наших дней древнейших мировых культур наиболее отличные друг от друга западная (европейско-средиземноморская по своему происхождению) и китайская. Их взаимная полярность имеет очень глубокие антропологические, а не только социальные и историко-культурные корни выражаясь в различии психотипов и, возможно, отражая разные варианты саниентации человека в двух разных и достаточно удаленных друг от друга точках Земного шара. Китайский вариант — это предельно развитая культурная позиция здравомыслящего и социализованиого «нормального» человека, западный — парадоксальное отклонение от «нормы», своего рода «извращение ума». Формирование европейской цивилизации было обусловлено рядом уникальных и неповторимых событий («греческое чудо», рождение капитализма, научно-техническая революция) и соответственно самоосмыслялось с помощью линейной концепции времени и признания таких абсолютно уникальных актов исторической драмы, как Боговоплощение или Второе пришествие. Напротив, китайская цивилизация развивалась циклические и самоосмыслялась в терминах теории «вечного возвращения на круги своя».

В европейском мировоззрении будь то платоническая философия, христианская теология или научная теории, происходит удвоение мира в его идеальной конструкции. Для китайского же натурализма мир един и неделим, в нем все имманентно и ничто, включая самые тонкие божественные сущности, не трансцендентно. В идеальном мире западного человека действуют абстрактные логические законы, в натуралистическом мире китайца - классификационные структуры, здесь место логики занимает нумерология, Социальным следствием подобного «здравомыслия» стало то, что в Китае философия всегда была царицей наук и никогда не становилась служанкой богословия.


9. Синицын А.Н. История кино и анализ фильма

Основная задача предлагаемого курса — ввести студентов негуманитарной специальности в контекст развития мировою кинематографа. Одно занятие предполагает лекцию и просмотр фильма. Фильмы при этом не только иллюстрируют материал данной лекции, но и, накапливаясь, дают представление о целостном, едином развитии мирового кинематографа. Существенным ограничением является отсутствие в настоящее время на видеоносителях значимых лент мирового кино не только зарубежного, но и отечественного. В этом случае приходится ограничиваться описанием в литературе, слайдами, фотоматериалами..

Существенное место уделяется знакомству с первыми шагами в развитии кинематографа, так как этим разделом традиционно пренебрегают в классических курсах по истории кино. Однако именно в этот период наиболее явно прослеживается взаимодействие трех основных составляющих, формирующих мировой кинопроцесс: кино - как эстетический феномен, искусство; кино - как значительная и трудоемкая сфера производства в сложнейшем контексте социального, экономического и политического развития общества; кино как средство массовой коммуникации. Фильмы, привлекаемые для иллюстрации, одновременно дают представление об эстетике немого кино 10 — 20-х годов XX века.

В процессе занятий предполагается подготовка студентом курсовой работы. Это может быть рецензия на фильм, книгу по кино, творческий портрет киномастера по выбору студента. Копии фильмов для рецензирования представляются видеотекой кафедры культурологии.





Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-ig soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика