Адрес e-mail:

Читаемые курсы

1. Все курсы семестровые.
2. Запись на выбранный гуманитарный курс — у преподавателя выбранного курса.
3. С краткими программами курсов также можно ознакомиться на стенде около УНЦ ГСН (ауд. 226 лк).
4. Форма отчетности — диф. зачет.
5. На занятия приглашаются студенты всех курсов бакалавриата и магистратуры,  аспиранты, а также все желающие

КРАТКИЕ АННОТАЦИИ КУРСОВ
 


1. Бондаренко О.Р. Консультирование в культуре современного общества
Автор курса - кандидат биологических наук (МГУ), психолог (МГУ), психотерапевт (международный сертификат клиентоцентрированного психотерапевта).
Курс проводится в формате психологической группы, основные темы: виды и техники психологического консультирования, эффекты групповой коммуникации, конфликтология, медиация. Участники курса смогут не только узнать полезную психологическую информацию, но и усовершенствовать личные коммуникативные навыки, приобрести новые психологические компетенции, осознать зоны своего личностного развития и научиться преодолевать психологические затруднения.

2. Глухова Е.В. Логика

Формальная логика исследует организацию, строение и закономерности функционирования мышления человека. Она является философской наукой и относится к числу важнейших гуманитарных дисциплин, формирующих у студентов способность рассуждать чётко, непротиворечиво, последовательно и аргументировано, что в целом составляет неотъемлемый компонент интеллектуального развития и профессиональной подготовки будущих специалистов. Логика призвана научить студентов самостоятельно анализировать, логически грамотно рассуждать и делать доказательные выводы из имеющихся данных.

Тем самым, логика — это не только «описательная» наука, исследующая процессы человеческого мышления, но и «нормативная» дисциплина, которая предписывает, как надо мыслить, чтобы с необходимостью приходить от истинных посылок к истинным выводам в любых, самых сложных познавательных ситуациях. Логика — прежде всего «техника», «инженерия» правильного, то есть логически последовательного рассуждения. Уяснение основ логического знания, приобретение систематических навыков логического вывода дисциплинируют мышление индивида, делают его более строгим и точным, ясным и лаконичным.


3. Консон Г.Р.Психология искусства


Курс нацелен на изучение закономерностей воздействия музыкальных и литературных произведений, картин, скульптур и кинофильмов на сознание слушателя/зрителя. Анализируются ключевые концепты: художественный образ и поэтика.

Музыка рассматривается сквозь призму теории Н.А. Гарбузова, а также идей М.Г. Арановского, В.В. Медушевского, О.И. Захаровой и др. Примерами служат интерпретации таких исполнителей, как Maroon 5, Том Джонс, Элвис Пресли, Мэрайя Кэри, Хосе Каррерас, Зара Долуханова, Д.Ф. Ойстрах, Дитрих Фишер-Дискау, Адриано Челентано, Майкл Джексон, Уитни Хьюстон, Тони Брэкстон, Бритни Спирс, Лара Фабиан, Сара Конор, Муслим Магомаев, Земфира (Рамазанова), NILETTO (Данил Прытков), Мохито (Александра Стрельцова и Александр Нехворостный), а также произведения Эмилио де Кавальери, Джакомо Кариссими, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, П.И. Чайковского, Дж. Гершвина, Д.Д. Шостаковича, А.Г. Шнитке и др. В анализе живописи в исследовательскую оптику входит рассмотрение светотени и перспективы. Примерами являются полотна Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Франса Хальса, Яна Стена, Йоста Дрохслота, Адриана ван Остаде и др. В изучении скульптуры в фокусе исследования находятся пластические решения в творческом наследии Микеланджело Буонарроти, Донателло, Жана-Антуана Гужона, Жермена Пилона, Фейта Штосса, Андреа дель Веррокьо, Лука делла Роббиа, Джакомо Манцу, Эрнста Барлах и др. Обсуждение Литературы представлено вербально-образными алгоритмами репрезентации концепции в сочинениях И. В. Гёте, Оноре де Бальзака, Оскара Уайльда, Томаса Манна, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова и др. Киноштудии основаны на постижении особенностей внушения зрителю авторской идеи в концепциях Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна. Отдельное внимание уделено и фаустианско-люциферической теме – фильмам с Киану Ривзом и др.

В итоге формируются навыки научно-обоснованной интерпретации изучаемых явлениях, что дает возможность широкомасштабного применения полученных результатов в дальнейшем.


4. Консон Г.Р. Теория межкультурной коммуникации

Курс посвящен изучению межкультурной коммуникации в контексте массовой культурой и культурологии. Изучаются ключевые концепты рассматриваемого явления, такие как национальная идентичность, толерантность, основные инструменты управления обществом (в частности, инструменты принуждения и принцип мягкой силы).

Исследовательский поиск проводится сквозь призму теорий Эдварда Холла – высоко- и низкоконтекстные культуры, типологию стран и регионов Герта Хофстеде согласно параметрам: индекс дистанции (дистанцированности от) власти, индивидуализм, мужественность (маскулинность), избегание неопределенности, долгосрочная ориентация, допущение (индульгенция / право на счастье), и моделей коммуникации Аристотеля, школы иезуитов, Г. Д. Ласуэлла, Дж. Б. Уотсона, Э. Шеннона, У. Уивера, Ч. Э. Осгуда и У. Л. Шрамма, Э. Ноэль-Нойман и др. Рассматриваются концепции значимых фигур в области организации деятельности общества и развитие межкультурного диалог: М. Лютера, Я. Бёме, Фр. Бэкон, Э. Э. Купера – 3-го графа Шефтсбери, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мида, Г. Лебона, П. Бурдьё, М. Кагана, А. Линкольна, М. Л. Кинга, Дж. и Р. Кеннеди, Н. Манделы, М. и И. Ганди, И. Рабина, О. Хаскли, Дж. Оруэлла, В. Войновича, М. Маклюэна, М. Кастельса, Д. Гавры, Г. Юдина, Г. Шиллера, З. Фрейда, Э. Фромма, У. Джемса, Данте Алигьери, О. де Бальзака, Г. Консона и др. Анализируется взаимодействие языка, мифа и культуры, влияющих на развертывание межкультурной коммуникации, на примере как научных произведений, так и художественных. Ключевыми авторами стали: В. Гумбольдт, Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Ли Уорф, Л. Вайсгербер, А. Ж. Греймас, Вл. Пропп, Ю. Лотман, Б. Успенский, С. Аверинцев, Б. Гаспаров, Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер, Н. Бердяев, Е. Соколов, М. Беннет, М. Булгаков, Л. Фейхтвангер, Г. Манн, Т. Манн, И. Босх, П. Брейгель Старший, Леонардо да Винчи, Э Мунк, Г. Грундиг, О. Дикс, П. Пикассо, М. Шагал, Дж. Манцу, Э. Барлах, К. Кольвиц, А. Бурганов, С. Эйзенштейн, Г. Козинцев, Д. Шостакович, С, Прокофьев, Дж. Р. Р. Толкин, Дж. К. Роулинг.

Результатом такого многоуровневого погружения в рассматриваемое проблемное поле становится не только формирование системного о нем представления, но и возможность использования полученных знаний как в академической деятельности, так и в повседневной жизни.



5. Лега В.П. Религия и наука: христианская апологетика
Автор - выпускник МФТИ (ФФКЭ) 1978 г., Философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1985) и Богословского факультета ПСТГУ (1996). Имеет ученую степень кандидата богословия.
В рамках курса студенты смогут ознакомиться с проблемами отношения науки и христианства и получить ответы на следующие вопросы:

– какие существуют доказательства бытия Бога (в том числе предложенные великими учеными – Декартом, Ньютоном, Лейбницем, Гёделем и др.)?

– какие существуют доказательства существования души человека?

– какую роль играет христианство в возникновении современной науки?

– за что судили Дж. Бруно и Г.Галилея? (в т.ч. мнение В.Гейзенберга)

– как соотносится библейское учение о шести днях творения с данными современной науки?

– можно ли, оставаясь ученым, верить в чудеса?

– кроме того, рассматриваются и классические вопросы религии - зла и страданий, свободы и предопределения, веры и разума, смысла жизни и др.


6. Разумовский И.А. История российско-японских отношений
Цель курса - получение студентами целостного представления об отношениях между Российской Федерацией и Японией, которое позволяет определять проблемы и перспективы их развития.
Достижению этой цели могут способствовать лекции, в ходе которых предполагается знакомство слушателей с такими вопросами как:
- национальный характер японского народа;
- особенность формирования образа России в Японии и образа Японии в России;
- специфика переговорного процесса российских и японских представителей на различных этапах длительного исторического периода;
- проблемы и перспективы российско-японского взаимодействия в политической, торгово-экономической, гуманитарной областях, а также в сфере обороны и безопасности.

7. Синицын А.Н. История кино и анализ фильма

Автор курса выпускник МФТИ (ФОПФ) и ВГИК. Основная задача предлагаемого курса — ввести студентов негуманитарной специальности в контекст развития мировою кинематографа. Одно занятие предполагает лекцию и просмотр фильма. Фильмы при этом не только иллюстрируют материал данной лекции, но и, накапливаясь, дают представление о целостном, едином развитии мирового кинематографа. Существенным ограничением является отсутствие в настоящее время на видеоносителях значимых лент мирового кино не только зарубежного, но и отечественного. В этом случае приходится ограничиваться описанием в литературе, слайдами, фотоматериалами..

Существенное место уделяется знакомству с первыми шагами в развитии кинематографа, так как этим разделом традиционно пренебрегают в классических курсах по истории кино. Однако именно в этот период наиболее явно прослеживается взаимодействие трех основных составляющих, формирующих мировой кинопроцесс: кино - как эстетический феномен, искусство; кино - как значительная и трудоемкая сфера производства в сложнейшем контексте социального, экономического и политического развития общества; кино как средство массовой коммуникации. Фильмы, привлекаемые для иллюстрации, одновременно дают представление об эстетике немого кино 10 — 20-х годов XX века.

В процессе занятий предполагается подготовка студентом курсовой работы. Это может быть рецензия на фильм, книгу по кино, творческий портрет киномастера по выбору студента. Копии фильмов для рецензирования представляются видеотекой кафедры культурологии.


8. Скороварова Л.П. Русская языковая культура
Автор курса – выпускница филологического факультета МГУ им.Ломоносова, составитель и  литературный редактор книг об МФТИ: "Я - Физтех" (1996 г.), "Физтех-взгляд в будущее" (2001 г.), "Физтеховский прорыв" (2005 г.).
Программа разработана специально для  физтеховской аудитории, с учетом ее специфики и особенностей восприятия гуманитарных курсов. Запросы и проблемы физтехов хорошо известны и понятны преподавателю, работающему в МФТИ не один десяток лет.
Курс включает лекции,семинары по практической риторике и аудиторные письменные упражнения в разнообразных  жанрах современной словесности.
В ткань семинаров естественно вплетается литературная классика и творчество физтехов, что создает особую атмосферу, где чувствуют себя комфортно как те, в ком физик не убил лирика, так и те физтехи, кто испытывает коммуникативные трудности. Преодоление таких барьеров – необходимая составляющая успешности  современного образованного человека в самых разных сферах жизни.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях