Адрес e-mail:

Антропология дороги

Егорова Оксана Вениаминовна, профессор

Аннотация


Антропология дороги – это широкий комплекс исторических, соционормативных, вещественных атрибутов и представлений, духовных составляющих жизни этноса, которые связаны с дорогой, миграциями, путешествием, передвижением. В курсе рассматривается история дорог и транспорта, комплекс представлений и практик, связанных с передвижениями. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и состоит из двух блоков. В первой части будут рассмотрены история формирования дорог и транспорта. Во второй части рассмотрены социо-ритуальные аспекты: принцип организации дорожных взаимодействий, особенности ритуально-мифологических средств их формирования, дорожные формы жизнеобеспечения и общения, структура дорожных сообществ и придорожного пространства.


В ходе изучения рассматриваются важнейшие события, процессы, аспекты из мировой и отечественной истории, антропологии и этнологии.


Курс, рассчитанный на студентов МФТИ (НИУ) как младших, так и старших курсов, предполагает обсуждение ключевых проблем истории России и мира.

 

Цели и задачи

Целью изучения курса «Антропология дороги» является изучение истории и комплекса этнических традиций, включающих в себя нормы поведения, связанных с передвижением, вещественными атрибутами и различными представлениями.

 

Задачами данного курса являются:

·         знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

·         понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;

·         воспитание нравственности, морали, толерантности;

·         понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

·         понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

·         выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации, умения логически мыслить;

·         творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)


Тема 1. Концепт дороги. Движение в первобытном обществе

Концепт дороги. Дорога как текст. Анализ дискурса. Подходы и перспективы. Скорость. Пространство. Время.

Древнейшее расселение народов. Миграция как традиция. Антропологические изменения человека. Приспособление к климатическим условиям. Первые переселения Homo erectus. Использование огня. Первые поселения в Европе. Заселение Передней Азии. Неандерталец. Ассимиляция кроманьонцами. Миграции в палеолите Северной Евразии. Приморская адаптация. Оседлый образ жизни. Причины, стимулирующие развитию первого транспорта. Плоты.

 

Тема 2. Транспорт и путешествия во времена античности и средневековья

Мореплавание в Египте. Строительство трирем. Изобретение катка. Сооружение Суэцкого канала. Тигр и Евфрат – главные транспортные артерии Месопотамии. Искусство судостроения в Финикии. Порт Бомбей в Индии. История Великого канала в Китае. Легенда о боге Паньгу. Роль дорог в развитии цивилизаций стран Востока. Торговля специями.

Транспорт Древней Греции и Рима. Открытие круга. Роль водного и сухопутного транспорта в развитии древних государств. Строительство первых дорог. Первые дорожные службы. Строительство дорог в период правления Константина. «Все дороги ведут в Рим». Первые карты. Итинерарии. Мильные камни. Золотой столб. Традиции строительства римского бульвара, мостов и арок, акведуков. Легенда об Эдипе и Лае. Путешествия по суше. Зарождение индустрии туризма. Гиппал «Плавание вокруг Эритрейского моря». Развитие транспорта в эпоху средневековья. Открытие новых торговых путей и новых стран в XV–XVI вв. Факторы, тормозившие развитие транспорта в средневековый период. Первые дорожные знаки. Проблемы древних почтальонов.

 

Тема 3. Великий шелковый путь

Первые сведения в трудах античных историков и географов. Лазуритовый путь. Нефритовый путь. «Соболья дорога». Лоян – первая столица Великого шелкового пути. Сиань – вторая столица пути. Торговля шелком. «Небесные скакуны». Важнейшие товарные продукты и предметы – чай, фарфор, посуда, ткани. Освоение новых сельскохозяйственных продуктов – фасоль, лук, огурцы и пр. Организация системы перевозок. Верблюд – символ Великого шелкового пути. Сооружение «сардоб». Караван-сараи. Ярмарки.

Роль Великого шелкового пути в развитии экономики на Руси.

 

Тема 4. Дороги в средневековой Европе

Миграции и расселение в эпоху средневековья. Эпоха великого переселения народов. Морская держава - Венеция. Путешествия Марко Поло. Карта Герарда Меркатора. Путешествие на острова пряностей. Северо-Балтийская система коммуникаций. Река Дунай. Рейн – главная торговая магистраль Западной Европы с VI в. Сена и Миас – средоточие западно-европейского обмена и торговли. Формирование торговых центров и торговых путей. Установление торговых связей с северо-восточным побережьем Балтики.

Организация курьерской службы.

 

Тема 5. Новые дорожные традиции в России (IX–XVIII вв.)

Первые поселения на Руси. Способы и формы общения. Грунтовые дороги. Гати. Волоки. Волокуши. Шитик. Укшуй. Основные виды транспорта, используемые на Руси в IX–XVII вв. Торговые пути и транспортные средства восточных славян. Главная дорога Северо-Запада – р. Волхов. Восточно-Европейские водные пути на Восток и в Византию. Балтийско-Волжский путь. Волок Ламский. Волго-Донский путь. Каспийско-Волжский путь. Западнодвинский путь. Днепровский путь. Меридиональные речные пути Восточной Европы в средневековой арабской географии. Черноморские морские маршруты Х века. Строительство монастырей на речных путях.

«Путь из варяг в греки» дорога к сокровищам античной цивилизации, к православию, к письменности и культурам народов.

Сухопутная система коммуникаций. Великий Шелковый путь. Пути купцов-русов. Путь «из немец в хазары». Великий меховой путь. Соляной путь. Янтарный путь.

Основание почтовой службы в XV в. Строительство дорог. Дорога – средство для развития бизнеса. Организация харчевен, трактиров, цирюлен. Рыбный промысел. Селедочный бизнес. Новый тип судна – коч. Ямская служба. Ямской приказ.Путешествие Афаасия Никитина за три моря.

Экспедиции европейцев в Орду. Марко Поло. Плано Карпини. Поход Афанасия Никитина в Индию. Формирование государевой дороги. Географические открытия XVI–XVII вв. Географические открытия и захват новых земель европейскими державами. Торговля с Ганзой. Развитие водного транспорта в эпоху Петра I. Создание военно-морского флота России. Первые искусственные каналы. Строительство и совершенствование почтовых трактов в России в XVI–XVIII в. Тройки. «Русские балы». Организация производства колокольчиков и бубенцов. Организация регулярного почтового сообщения. «Осударева дорога» легендарный путь от Белого моря до Онежского озера. Строительство торцевых мостовых.

 

Тема 6. Средства передвижения и развитие транспортной сети в России в XIX в.

Пути сообщения России в начале XIX в. Роль водных коммуникаций в перевозке грузов. Сеть сухопутных дорог. Дилижансы. Омнибусы. Создание общегосударственных органов управления транспортом. Образование Корпуса и Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге (1809 г.). Становление промышленного рельсового транспорта в России. Загадки дорог Центральной Азии.

Первые асфальтные дороги в Европе в 1830-х гг.

Начальный период железнодорожного строительства в мире и в России. История строительства и эксплуатации Царскосельской железной дороги. Строительство магистрали Петербург – Москва (1842–1851). «Палец» императора. Организация дачи Павловск. Роль инженеров П.П. Мельникова, Н.О. Крафта, мостостроителя Д.И. Журавского в ее проектировании и строительстве.

Сухопутные и водные пути сообщения России в середине XIX в. Кризис железнодорожного строительства в 1855–1864 гг. и его причины. Создание Министерства путей сообщения (1865). Подъем железнодорожного строительства в 1865–1874 гг.

Недостатки строительства и эксплуатации дорог в период «железнодорожной горячки».

Строительство железных дорог в регионах России в 70-80-х гг. XIX в. (Урал, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Украина). Строительство Уральской горнозаводской железной дороги (1874–1878). Ввод в эксплуатацию магистралей Екатеринбург – Тюмень (1885) и Екатеринбург – Челябинск (1896). Влияние железных дорог Урала на развитие экономики, социальное и культурное развитие уральского края.

Переселенческое движение в дореволюционной России: направление, формы и результаты.

Причины активизации железнодорожного строительства в России на рубеже веков. Строительство Транссибирской магистрали и ее значение. Роль С.Ю. Витте. Специфика строительства Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Китайско-Восточной (КВЖД), Уссурийской, Амурской железных дорог.

Создание единого северо-западного пути и соединение Транссиба с Москвой и Петербургом.

Начало развития российского автомобилестроения и самолетостроения на рубеже XIX–XX вв. Самолеты А. Можайского, И. Сикорского.

 

Тема 7. Развитие транспортной системы в России и СССР в 1917 – начале 1940-х гг. 

Достижения и недостатки транспортной системы России к 1917 г. Складывание новой системы управления транспортом. Национализация железнодорожных и подъездных путей, флота. Трудности периода гражданской войны. Создание железнодорожных войск, введение военного положения на дорогах.

Дороги в Западной Европе и Америке. Дорожное движение в США. В. Вильсон – автолюбитель. Трасса 66 – путь беглецов. Умная дорога в Голландии. Монорельсы. Городской транспорт.

НЭП на транспорте. Начало тепловозостроения. Процессы реконструкции транспортной системы страны во второй половине 20-х – 30-х гг. Начало процессов электрификации железных дорог. Новое железнодорожное строительство в 1920–1930 гг.

Развитие речного и морского транспорта, строительство каналов и гидроузлов. Создание отечественной автомобильной промышленности. Выпуск грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов. Дорожное строительство. Создание отечественной авиационной промышленности. Вклад работников транспорта в индустриальное развитие страны в годы трех предвоенных пятилеток.

Подготовка транспорта к обороне в предвоенные годы. Перевод транспорта на военное положение в первые месяцы Великой Отечественной войны. Роль железнодорожного транспорта в подготовке и осуществлении крупнейших боевых операций (битвы под Москвой, Сталинградской, Курской битв и др.). Дорога жизни, Дорога Победы и их роль в осуществлении помощи блокадному Ленинграду. Роль транспорта в перебазировании промышленности и населения в восточные районы страны.

Роль водного транспорта в воинских и эвакуационных перевозках, в боевых операциях. Задачи гражданской авиации в годы войны.

Основные направления и масштабы миграции населения России в советский период.

 

Тема 8. Транспорт СССР и России во второй половине 1940-х – начале XXI в.

Задачи по восстановлению и развитию транспорта в 1946–1985 гг. Строительство новых магистралей: Тюмень – Сургут – Нижневартовск (Свердловская железная дорога), Байкало-Амурской магистрали и др.

Восстановление и реконструкция речного и морского транспорта. Развитие воздушного транспорта. Обновление самолетного парка реактивными пассажирскими лайнерами третьего поколения – ИЛ-86, ЯК-42. Выпуск новых автомобилей ГАЗ-20 («Победа»), Москвич-400, ЗИС-110 и др. Строительство новых автомобильных заводов в 60–80-е гг. в Тольятти и Ижевске, Камского автозавода. Освоение новых моделей и модификаций автомобилей на Волжском автозаводе. Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985 – 1990 гг.).

Развитие транспорта в условиях современных реформ (1990-е – 2010-е гг.). Важнейшие проблемы железнодорожного транспорта на современном этапе. Создание правовой основы для устойчивого функционирования транспортной системы страны.

 

Тема 9. Вещный мир путешественника

Снаряжение. Традиция «присесть на дорожку». Дорожная сумка. Теплообеспечение. Припас. Посох. Плеть, топор и нож. Средства передвижения: водный транспорт, сухопутные средства передвижения (волокуши, сани, дровни), колесный транспорт. Организация предметного мира в дороге.

 

Тема 10. Встречный: статусы путника

Идентификация человека. Приметы. Отторжение человека. Встреча с женщиной, священнослужителем, с домашними животными. Ошибочное узнавание. Дорога – источник заболеваний. Инфекционные заболевания. Встреча с «нечистой силой». Атмосферные и погодные явления. Статус «разбойника» (лихого человека). Старцы и старицы.

 

Тема 11. Дорожные и коммуникативные нормы поведения на дорогах

Реконструкция дорожных норм и стереотипов поведения: витальные (репродуктивные, пищевые, рекреативные и пр.), материальные (предметное поведение, обеспечение и распоряжение материальными ресурсами), коммуникативные. Находка. Дар. Договор и обмен. Обман и грабеж.

Избегание. Агрессия. Управление (манипуляция). Невербальная коммуникация. Метки и клейма. Обереги. Приветствия. Товарищи. Дорожные сообщества. Атаман (неуязвимость и невидимость, знание языков, перемещения, богатство). Матрица материнства.

 

Тема 12. Сакральные места на дорогах

Страшные места. Поворот. Перекресток. Перекрестки и развилки. Мосты и переправы. Лес. Образы страха. Освоение страха. Кресты и часовни. Деревья и рощи. Пещеры и ямы. Камни. Святые источники. Обеты.

 

Тема 13. Дом у дороги: структурирование пространства

Привал. Вода. Питание. Консолидирующие ритуалы. Лесные гости. Обряды у входа. Заброшенные селения. Нежилой дом. Бани и сараи.

 

Тема 14. Адаптация пришельца

Гость. Неузнанный. Приметы о доме. Приметы о госте. Обходы. Гостиницы. Хозяин. Постой. Нищие. Странники-богомольцы. Странствующие святые. Самозванцы. Вестники. Слухи и толки. Пророчества и видения.

 

Тема 15. Культура автомобильности в современном мире

Автомобиль – участник межличностных отношений. Внедрение в массы. Автомобилизация. Женщина за рулем на плакатах и экранах. Советская автомобильная действительности. Автомобиль как средство самовыражения. Гендерные стереотипы. Фотографирование на фоне автомобиля. Уличное пространство как средство борьбы. Пассажирский транспорт как элемент социального государства. Транспортное пространство. Транспортная услуга. Безопасность, доступность. Акторы транспортной сферы. Темпоральность. Время в дороге как ресурс. Автомобиль в культуре современной идентичности.


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)


Основная литература

1.      Тавадов Г. Т. Этнология / Г.Т. Тавадов. - Москва: Дашков и К, 2016. - 408 с. - ISBN 978-5-394-02617-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/352357/reading (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.

2.      Коновалова И.Г. Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций (IX–X вв.) / И.Г. Коновалова, Е.А. Мельникова. - Москва: Весь Мир, 2018. - 280 с. - ISBN 978-5-7777-0739-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/367230/reading (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.

3.      История науки, техники и транспорта: учебник для вузов / В. В. Фортунатов [и др.]; под общей редакцией В. В. Фортунатова.— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12629-7. — URL.:https://urait.ru/bcode/447902.

 

Дополнительная литература

1.      Иванова А.Н. Социокультурные изменения в российской деревне в 1861—1914 гг. на примере Центрально-промышленного района / А.Н. Иванова. - Москва: Прометей, 2018. - 252 с. - ISBN 978-5-907003-85-9. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/359656/reading (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.

2.      Орлов И.Б. Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм, 1955–1991 / И.Б. Орлов, А.Д. Попов. - Москва: ВШЭ, 2016. - 416 с. - ISBN 978-5-7598-1394-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362027/reading (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.

3.      Радкау Й. Природа и власть. Всемирная история окружающей среды / Й. Радкау. - Москва: ВШЭ, 2014. - 472 с. - ISBN 978-5-7598-1109-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/352987/reading (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.

4.      Максимов, С. В. Путь на Амур / С. В. Максимов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 450 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11979-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457212 (дата обращения: 25.11.2020).

5.      Английские путешественники в московском государстве в XVI веке / Х. Уиллоби [и др.]; переводчик Ю.В. Готье. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 283 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05607-5. — URL: https://urait.ru/bcode/454869.


Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1.       http://www.ethnobs.ru/ - сайт Этнографического бюро

2.       http://iea-ras.ru/ - сайт Института этнологии и антропологии РАН

3.       https://www.rgo.ru/ru - сайт Русского географического общества


Перечень типовых (примерных) вопросов, заданий, тем для подготовки к текущему контролю


Вариант 1

Вопрос 1. Николаевская железная дорога в 1851 г. связала города

А) Санкт-Петербург – Варшава

Б) Санкт-Петербург – Москва

В) Москва – Брест

Г) Москва – Варшава


Вопрос 2. Железная дорога европейской колеи, соединившая столицу России с Европой

А) Петербургско-Варшавская

Б) Московско-Брестская

В) Риго-Орловская

Г) Петербургско-Брестская


Вопрос 3. Железнодорожная линия соединяла порты на Балтике с левобережной Украиной

А) Риго-Орловская

Б) Московско-Виндаво-Рыбинская

В) Екатерининская

Г) Любаво-Роменская


Вопрос 4. Железная дорога, построенная в 1880—1891 годах российскими железнодорожными батальонами в Средней Азии

А) Семиреченская

Б) Сызрано-Вяземская

В) Закаспийская

Г) Рязано-Уральская


Вопрос 5. Станция Москва-Ярославская служит началом этой железной дороги. Конечный пункт станция Владивосток

А) Самара-Златоустовская

Б) Рязано-Козловская

В) Сибирская (Транссибирская магистраль)

Г) Риго-Орловская


Вопрос 6. Вторая (после Царскосельской) железная дорога в Российской империи

А) Варшаво-Тереспольская

Б) Варшаво-Венская

В) Московско-Брестская

Г) Петербургско-Варшавская


Вопрос 7. Где появился первый светофор?

а) В Германии

б) в Риме

в) в Англии (в Лондоне)

 

Вопрос 8. Где и кем были впервые введены правила дорожного движения?

а) Юлием Цезарем в Древнем Риме;

б) в Германии с появлением первого автомобиля с бензиновым двигателем;

в) во Франции с появлением первого парового автомобиля.


Вопрос 9. До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в

А) Шампани

Б) Лондоне

В) Новгороде

 

Вариант 2

 

Вопрос 1. Хорошо укреплённые торговые дворы европейских купцов в разных городах

А) флотилии                      Б) фактории                              В) банки

 

Вопрос 2. Что из перечисленного купцы везли в Европу с Востока?

А) лес                         Б) пряности                         В) хлеб

 

Вопрос 3. Какая средневековая пословица относится к купцам?

А) «Вассал моего вассала — не мой вассал»

Б) «Что с возу упало, то пропало»

В) «Городской воздух делает свободным»


Вопрос 4. Почтовых служащих на Руси до реформы 1716 г. называли

А) почтарями

Б) ямщиками

В) гонцами


Вопрос 5. Что означает выражение «дело в шляпе»?

А) гонцы зашивали важную почту под подклад шапки

Б) продажа шляп между гонцами

В) передача шляп от одного гонца другому


Вопрос 6. При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял

А) почтальон

Б) генерал-почтмейстер

В) почтари

 

Вопрос 7. Почтовые марки появились

А) в начале XIX в.

Б) в середине XIX в.

В) в первой половине  XX в.

 

Вопрос 8. Устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей

А) монголов             Б) хазар                    В) булгар


Вопрос 9. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с.

А) 1716 г.      Б)  1851 г.          В) 1905 г.


Контрольная работа (вариант)

1. Прочитайте данное стихотворение. Определите, кому принадлежит это стихотворение, и что вы можете рассказать об истории и традициях на дороге в первой половине XIX в.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…(Пушкин А.С. Зимняя дорога).


2. Прочитайте данное стихотворение. Определите, кому принадлежит это стихотворение, и что вы можете рассказать об истории и традициях на дороге в первой половине XIX в.

И вижу я: навстречу деревушка,

Соломой крыт стоит крестьянский двор,

Стоят скирды. — Знакомая лачужка,

Жива ль она, здорова ли с тех пор?

Вот крытый двор. Покой, привет и ужин

Найдет ямщик под кровлею своей.

А я устал — покой давно мне нужен;

Но нет его… Меняют лошадей.

Ну-ну, живей! Долга моя дорога —

Сырая ночь — ни хаты, ни огня —

Ямщик поет — в душе опять тревога —

Про черный день нет песни у меня (Полонский Яков. Дорога. 1842 г.)


3. О строительстве какой железной дороги речь идет в произведении Н. Некрасова «Железная дорога»? Охарактеризуйте ее значение в истории Российской империи.

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

 

4. Охарактеризуйте развитие железной дороги в начале ХХ в.

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели. (А. Блок «Железная дорога»)


5. Расскажите об истории ямской повинности на Руси.

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке. (Пушкин А.С. Евгений Онегин)

 

6. Опишите русские традиции, связанные с санками.

Вот моя деревня, вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках по горе крутой,

Вот свернулись санки и я набок - хлоп!

Кубарем качуся под гору, в сугроб. (Суриков И. Детство)

 

7. Расскажите об обрядах ухода в дорогу.

Нелегко собираться в дорогу —

Надо сесть и подумать чуток:

Ну, положим, — машину, подводу…

Ну, положим пожитки в мешок.

Все стеклянное — в ящик особый,

Золотое?— ну, этого нет! (Ровицкая Т. Нелегко собираться в дорогу).

 

8. С какими мифологическими существами связывали на Руси погодные и атмосферные явления?

Дорога в дождь — она не сладость.

Дорога в дождь — она беда.

И надо же — какая слякоть, какая долгая вода! (Евтушенко Е. Дорога в непогоду)


Примерные вопросы для дифференцированного зачета по курсу

«Антропология дороги»


1.      Концепт дороги.

2.      История Великого шелкового пути.

3.      Путь из «варяг в греки»

4.      Путешествие Афанасия Никитина в Индию. История почтовой службы.

5.      Единая транспортная система России. Функции транспорта.

6.      Транспорт древних цивилизаций (краткий исторический обзор). Дороги солдат и императоров.

7.      Дорожные боги и дорожные «нечести».

8.      Дороги, идущие по воздуху.

9.      Сухопутный и водный транспорт Древней и Средневековой Руси.

10. Этапы становления промышленного рельсового транспорта.

11. Начало железнодорожного строительства в России. История Царскосельской железной дороги.

12. Строительство Транссибирской магистрали, ее роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.

13. Железные дороги России на рубеже XIX – XX вв.

14. Итоги развития транспорта России к 1917 г.

15. Транспортная политика советского государства в годы революции и гражданской войны.

16. Роль транспорта в индустриализации страны.

17. Перестройка работы транспорта на военный лад. Значение транспорта в победе в Великой Отечественной войне.

18. Железнодорожный транспорт во второй половине XX в., основные тенденции развития и технического перевооружения.

19. Транспорт России в условиях рыночных отношений (1990–2010 гг.).

20. Трансформация вещественного мира путника.

21. Формы передвижения.

22. Сезонные ритмы и пути сообщения.

23. Запретные дни ухода из дома.

24. Места остановки путника

25. Необходимые элементы прощальных обрядов (напутственные молитвы и заговоры), плач, проклятия

26. Обряды сбора в дорогу (хлеб и соль, плетеные изделия и т.д.)

27. Семантика первых встреч (женщина, покойник, животное)

28. Предметный мир путника.


Оценка за каждый вопрос и итоговая оценка выставляется в десятибалльной системе, сводимой к одному из четырех вариантов оценки (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично).


Примерные критерии оценки ответа по данной системе.

Оценивается не только глубина знаний  поставленных вопросов, но и умение изложить письменно.

Критерии оценивания: последовательность, полнота, логичность изложения, анализ различных точек зрения, самостоятельное обобщение материала. Изложение материала без фактических ошибок.


Оценка «отлично» (8-10 баллов) ставится в случае, когда соблюдены все критерии.

Оценка «хорошо» (5-7 баллов) ставится, если обучающийся  твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, знает практическую базу, но допускает несущественные погрешности.

Оценка «удовлетворительно» (3-4 балла) ставится, если обучающийся освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении  материала, затрудняется с ответами, показывает отсутствие должной связи между анализом, аргументацией и выводами.

Оценка «неудовлетворительно» (1-2 балла) ставится, если обучающийся не отвечает на поставленные вопросы.


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2022 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях