Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Особенности курса теоретической физики

С.П.Аллилуев и Ю.М.Белоусов, 1998.

Кафедры теоретической физики существуют во всех университетах. Как правило на этих кафедрах проходят подготовку студенты-дипломники. Это  специальные, выпускающие кафедры. Специфика нашей кафедры состоит прежде всего в том, что она не является специальной кафедрой. Наша кафедра прежде всего обеспечивает фундаментальное физическое образование всех студентов всех факультетов института и представляет неотъемлемую составную часть «системы физтеха». Подготовку физиков-теоретиков на физтехе осуществляют специальные кафедры: кафедра проблем теоретической физики с базой в ИТФ им.Л.Д.Ландау, кафедра проблем физики и астрофизики с базой в ОТФ Физического Института РАН и др. Однако многие сотрудники нашей кафедры  научные руководители студентов и аспирантов.


Именно обучение всех студентов (подавляющее большинство которых составляют все-таки физики-экспериментаторы, а также целый факультет, подготавливающий специалистов в области прикладной математики) требует четкого определения задач, стоящих перед кафедрой, и тщательного подбора материала при составлении программ читаемых курсов.


Прежде всего о задачах. Грамотные и плодотворно работающие физики-экспериментаторы должны уметь разбираться в современной научной литературе, осознавать реальное содержание результатов и выводов, изложенных в статьях, а также понимать, каким образом следует ставить эксперимент, чтобы получить предсказываемый результат или обнаружить эффект. Как правило, без знания основ теоретической физики это просто невозможно. Специалисты в области прикладной математики чаще всего решают задачи, возникающие в результате тех или иных физических исследований. Естественно поэтому, что для осмысления численных результатов просто необходимо понимать, не противоречат ли они тем или иным физическим принципам. Наконец, для специалиста, способного быстро подобрать наиболее уместный подход к задаче, ключевую роль может оказать знакомство с методами теоретической физики, которые позволяют решать весьма широкий круг проблем.


Итак, основная задача нашей кафедры  последовательно изложить студентам методы теоретической физики, показать их необходимость и продемонстрировать работу этих методов при решении различных задач физики. Задача научить применять эти методы для решения конкретных проблем может быть поставлена уже перед специальными кафедрами.


Поскольку теоретическая физика как предмет входит в систему фундаментального образования, ей отводится вполне определенное время и место в учебном процессе. Поэтому программа курса и отбор материала должны учитывать весьма жесткие временные рамки и уровень подготовки студентов. Для большинства физиков курс теоретической физики (его объем и структура) ассоциируется с 10-томным «Курсом теоретической физики» Л.Д.Ландау и Е.М.Лифшица. Однако вместе с тем всем понятно, что в таком объеме общий курс просто не по силам среднему студенту: это удел физиков-теоретиков. Поэтому следует выделить основные, наиболее общие методы и определить тот минимум, без которого предмет теоретической физикой просто нельзя назвать. Ясно, что такой подход не бесспорен, но в жестких временных рамках он на наш взгляд единственный. Определение этого минимума и выделение основных методов наиболее логично проводить на основе общепризнанного курса Л.Д.Ландау и Е.М.Лифшица. На основе многолетнего опыта педагогической работы кафедры у нас сложилась определенная система.


На первое место безусловно следует поставить фундаментальный принцип наименьшего действия. С него начинается по сути дела любой раздел теоретической физики. Не случайно он сформулирован в первом томе курса Л.Д.Ландау и Е.М.Лифшица «Механика». Далее следует поставить методы описания такого важнейшего объекта как электромагнитное поле, поскольку без знания этих методов нельзя перейти к строгому изложению квантовой механики, как метода описания микросистем. Наконец методы квантовой механики просто необходимы для последовательного описания свойств макроскопических систем. Определение такой цепочки вряд ли вызовет возражения. Гораздо труднее выделить те физические объекты и проблемы, которые следует рассмотреть в курсе, на которых следует показать применение перечисленных методов. Нам кажется, что структура курса теоретической физики, преподаваемого нашей кафедрой, содержит оптимальный отбор материала в существующих условиях подготовки студентов в МФТИ.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика