Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Предисловие

Задачи 1-го года обучения указаны в программе для секции бокса. Это — привитие интереса к занятиям по боксу и воспитание спортивного трудолюбия; всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, подготовка и сдача норм комплекса ГТО; изучение теоретических основ бокса; изучение техники и тактики бокса на дальней дистанции.

Осуществляя подготовку боксеров-новичков, тренер должен руководствоваться этими задачами.

Физическая подготовка боксера-новичка является одной из наиболее важных задач 1-го года обучения и рассматривается в практике бокса как фундамент, необходимый для спортивных достижений.

На занятиях по боксу используются различного рода упражнения для укрепления здоровья и развития основных физических качеств: ловкости, быстроты, силы и выносливости.

Первые месяцы обучения боксера-новичка — подготовительные. Они рассчитаны на постепенное втягивание занимающихся в систематические занятия. Поэтому в это время наиболее целесообразны эмоциональные и несложные уроки с акцентом на общую физическую подготовку, содержащие разнообразные общеразвивающие упражнения (гимнастику, подвижные и спортивные игры) и упражнения для изучения техники и тактики бокса.

Занятие строится по принципу постепенного усложнения и повышения физической нагрузки. Упражнения подбираются с расчетом всестороннего их воздействия на организм занимающегося. Они должны быть направлены на «проработку» всех основных мышечных групп, опорно-связочного аппарата и усиление функций внутренних органов. Кроме того, упражнения должны способствовать выработке основных умений и навыков в боксе.

Урок по общей физической подготовке может быть, например, полностью посвящен одному из видов спорта, спортивной игре, легкой атлетике и т. д. либо быть комбинированным, где различные упражнения чередуются в определенной последовательности.

Ниже даются примерные уроки на развитие качества быстроты (2728) и ловкости (2930). Уроки на развитие качества силы и выносливости применяются на 2-м году обучения . Используя конспекты уроков в течение года в практике своей работы, тренеру следует вносить в них изменения, исходя из текущих задач обучения. Еженедельно один из уроков обязательно посвящают физической подготовке.

Техническая подготовка боксера-новичка базируется на средствах типовой техники бокса, под которой понимаются наиболее целесообразные движения боксера, позволяющие переходить к особенностям индивидуальной техники.

В период начальной подготовки (1-й год обучения) боксер-новичок из очень большого многообразия технических средств бокса должен овладеть боевыми действиями на дальней дистанции при помощи прямых ударов и защит от них. Этому посвящены 15 уроков (3—17).

В течение учебного года тренер использует уроки в зависимости от успеваемости обучаемых. Материал в уроках расположен в той последовательности, в которой он используется в практике бокса.

Тактическая подготовка. Тактическое воспитание боксера-новичка взаимосвязано с обучением технике. Изучая каждый удар, защиту, контрудар, новичок должен знать, как ими пользоваться в бою и для какой цели. Последовательное взаимосвязанное овладение новичками техникой и тактикой приведут боксера к сознательным приемам борьбы на ринге, к активному преодолению препятствий, стоящих перед ним в бою.

Основным средством тактики боксера-новичка является типовая техника и ложные действия. Ложные действия (финты) — неотъемлемый элемент искусного боксирования. При помощи их боксер маневрирует по рингу, вводит в заблуждение и сковывает противника, разгадывает его намерения, усыпляет бдительность или «щекочет» нервы партнера, держа его в напряжении, подготавливает атаку или контратаку, навязывает противнику невыгодные и неудобные боевые положения.

Большое значение в развитии боевого мышления и находчивости имеют подвижные и спортивные игры. В игре раскрываются способности боксеров к тактическому мышлению. Поэтому играм отводится постоянное место при подготовке боксера-новичка.

Уроки 25 и 26 посвящены тактической подготовке боксера-новичка. Их можно использовать на протяжении 1-го года занятий боксом, несколько изменяя их содержание.

Волевая подготовка боксера-новичка неотъемлема от общевоспитательной работы тренера в процессе занятий на протяжении всего текущего года.

Тренер руководствуется основными педагогическими принципами и воспитывает в процессе занятий боксом такие необходимые будущему боксеру волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность, уверенность, смелость и др.

Чтобы быть боксером-спортсменом, надо соблюдать строгий режим, настойчиво изучать технику и тактику бокса, тщательно заниматься общей физической подготовкой и т. д. На все это нужны волевые усилия, и только правильный подход тренера к решению проблемы «слабых мест» в характерах занимающихся даст возможность достигнуть определенного спортивного результата.

Чтобы успешно воспитывать новичков, тренер обязан хорошо знать их. Он должен интересоваться не только физической подготовкой боксеров, уровнем овладения ими техникой и тактикой бокса, но и хорошо знать о другой стороне их жизни — бытовых условиях, поведении дома и в общественных местах, склонностях и т. д.

В главе «Воспитательная работа в секции бокса» (см. стр. 18) тренер найдет ответы на основные вопросы о морально-волевой подготовке спортсмена.

Процесс обучения новичков в течение учебного года должен быть организован и распланирован в определенной последовательности на основе учебного плана (табл. 1) и графика (табл. 2 или 3).

Ниже приводятся таблицы распределения уроков в течение 1-го года обучения боксу.

В табл. 5 дается примерное распределение уроков различной последовательности в каждом месяце занятий боксом. В табл. 6 уроки планируются из расчета 12 занятий в месяц, т. е. 3 урока в неделю.

Таблица 6: Примерная последовательность использования уроков на 1-м году обучения боксу (при трех занятиях в неделю)

Месяцы

Уроки

   1  

   2  

   3  

   4  

   5  

   6  

   7  

   8  

   9  

   10  

   11  

   12   

Сентябрь

1

2

28

3

3

28

4

5

28

6

25

28

Октябрь

4

25

28

6

7

28

26

8

28

9

26

30

Ноябрь

7

25

27

10

11

29

26

18

27

19

20

29

Декабрь

13

25

27

18

14

29

26

11

27

14

26

29

Январь

15

25

27

12

18

29

26

14

27

19

20

29

Февраль

16

22

27

11

18

29

26

16

27

1

26

29

Март

17

25

27

17

18

29

26

17

27

19

20

29

Апрель

21

25

27

23

17

29

26

14

27

18

26

29

Май

22

25

28

17

18

30

26

24

28

19

20

30

Июнь

21

25

28

17

18

30

26

23

28

1

26

30

Июль

17

25

28

14

22

30

26

24

28

18

26

30

Август

Перерыв

Еженедельно на протяжении учебного года один из уроков (3, 6, 9, 12-й) посвящен физической подготовке. При настоящем планировании использованы лишь 4 конспекта уроков (27, 28, 29, 30-го), но это не значит, что тренер должен все время строго придерживаться содержания конспектов пособия по физической подготовке. Тренер по своему усмотрению может широко использовать и другие средства, способствующие всестороннему физическому развитию обучаемых. Важно, чтобы занятия были насыщены различными физическими упражнениями, разносторонне воздействующими на организм занимающегося. Наиболее полезны в этом отношении комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из различных видов спорта и бокса.

В распределение уроков по технико-тактической подготовке положен принцип систематичности и последовательности усвоения боевых действий, перехода от простых приемов к более сложным и постепенности обобщения их в боевой практике при помощи прямых ударов. Однако тренер, если в группе хорошая успеваемость, может уже и на 1-м году обучения перейти к изучению учебного материала 2-го года (удары снизу, боковые удары), но не в ущерб физической подготовке занимающихся.

Предлагаемая очередность изучения техники бокса, когда вначале изучаются боковые удары, а затем удары снизу, продиктована научными исследованиями, показавшими целесообразность данной последовательности.

Таблица7: Примерная последовательность использования уроков в 1-м году обучения (при двух занятиях в неделю)

Месяцы

Уроки

   1  

   2  

   3  

   4  

   5  

   6  

   7  

   8  

Сентябрь

1

2

28

3

3

4

28

5

Октябрь

6

25

28

7

5

7

30

26

Ноябрь

8

18

27

25

19

20

29

26

Декабрь

9

10

27

25

11

12

29

26

Январь

13

18

27

25

19

20

29

26

Февраль

14

15

27

25

16

1

29

26

Март

17

18

27

25

19

20

29

26

Апрель

17

21

27

25

23

18

29

26

Май

22

18

28

25

19

20

30

26

Июнь

17

18

28

25

24

1

30

26

Июль

21

23

28

25

17

18

30

26

Август

Перерыв

Конспект-график (табл. 8) наглядно отображает весь учебный процесс в течение месяца, что позволяет тренеру быстро ориентироваться в распределении учебного материала и в выборе правильного методического пути при решении педагогических задач в дальнейшем.

Предполагаемое для выполнения упражнение рекомендуется отмечать карандашом, чтобы в дальнейшем фактически проведенную работу отметить чернилами, а невыполненное задание стереть резинкой.

Таблица 8. Конспект-график. Примерное распределение учебного материала на сентябрь в 1-м году обучения.

Содержание урока

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 11

 12

1

2

28

3

3

28

4

5

28

6

25

28

Построение. Рапорт. При­ветствие. Перекличка. Объяснение задачи и содержания урока

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Беседа

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строевые упражнения

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

Ходьба, бег (в переменном темпе, с ускорением)

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

Общеразвивающие упражнения при ходьбе и беге

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Общеразвивающие упражнения (на месте, в строю)

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Специальные упражнения при ходьбе и передвижении

 

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

Специальные упражнения на месте, в строю

 

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

Упражнения со скакалкой

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

Игры. «Чехарда»

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

Упражнения в ударах, защитах, передвижениях (без перчаток)

 

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

Упражнения в перчатках (приемы)

 

 

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

Условный бой

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

Бой с тенью

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

 

Упражнения со снарядами

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

 

Упражнения со скакалкой

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

Упражнения с набивными мячами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Корригирующие упражнения

 

 

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

Общеразвивающие упражнения (сидя, стоя, лежа)

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

+

Контрольные упражнения

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

Спортивные игры

+

+

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

Ходьба. Упражнения на расслабление

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замечания об итогах урока

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Задание на дом

 

 

 

+

+

 

 

+

 

 

+

 

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика