Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Организация работы секции бокса

Секция бокса создается прежде всего там, где есть условия для ее организации, имеется место для занятий, необходимый спортивный инвентарь, где есть квалифицированные тренерские кадры. Если все эти условия налицо, следует выявить желающих заниматься боксом и записать в секцию лишь тех, кто прошел медицинский осмотр и кого допустил к занятиям врач. После этого совет коллектива физической культуры и тренер собирают записавшихся, проводят с ними организационное собрание и беседу. На собрании временно назначают или выбирают старосту секции.

Староста следит за дисциплиной занимающихся, за их внешним видом, назначает дежурных и совместно с ними подготавливает место и спортивный инвентарь для занятий. Кроме того, в каждом уроке староста обязан построить в зале группу и отдать рапорт тренеру перед началом занятия, предварительно выяснив причины пропуска у тех, кто не был на предыдущем уроке.

Занятия в секции проводятся 2—3 раза в неделю в течение всего года, за исключением месяца перерыва в летнее время.

Специальную подготовку боксеров в течение всего года необходимо сочетать с подготовкой к сдаче нормативов комплекса ГТО. В воскресные и некоторые другие дни следует организовывать лыжные и легкоатлетические кроссы, а также занятия другими видами спорта.

После 1—2 месяцев занятий боксеры избирают бюро секции, которое совместно с тренером ведет воспитательную работу, помогает ему организовывать учебно-тренировочные занятия, следит за дисциплиной и порядком во время их проведения.

Бюро секции бокса под руководством совета коллектива и тренера организует показательные выступления и состязания внутри и вне секции, следит за подготовкой ее членов к этим состязаниям.

Бюро секции помогает подготавливать занимающихся боксом к сдаче норм ГТО и ведет учет, как они сдают их. Бюро учитывает также спортивные достижения членов секции, составляя на каждого выступающего в состязаниях «боевой список».

Результаты соревнований доводятся до сведения всех занимающихся: таблицы вывешиваются на видном месте.

Бюро секции вместе с тренером составляет план работы, исходя из особенностей коллектива, программы и спортивного календаря.

В первый год организации секции все боксеры занимаются вместе и проходят один и тот же программный материал. Однако через год среди них начинают выделяться наиболее способные, а также отстающие. Часть боксеров отсеивается, а на их место поступают новые. Состав секции по уровню подготовленности занимающихся становится неровным: некоторые уже выступают в соревнованиях по боксу на «открытом ринге», а другие еще должны долго готовиться к ним. Поэтому к членам секции нужно подходить индивидуально, не нарушая однако, хода всего учебного процесса.

Занятия по-прежнему следует проводить в форме группового урока, давая отдельным боксерам специальные, более сложные упражнения в парах, на снарядах и лапах.

В группе с разной подготовленностью обучаемых следует организовать помощь лучших боксеров отстающим. Такая взаимопомощь воспитывает у занимающихся чувство коллективизма и приучает их анализировать усвоенный материал.

Если по своему составу секция значительно увеличится и спортивная подготовка ее членов станет неровной, боксеров следует разделить на две подгруппы и организовать занятия в каждой из них по специальной программе. В некоторых случаях члены секции различной спортивной квалификации могут заниматься вместе. Тогда тренер проводит подготовительную и заключительную части уроков со всей группой, а в основной части урока сильнейшим дает индивидуальные задания, разбивая их на пары. Эти боксеры занимаются самостоятельно, а тренер продолжает руководить всей группой.

Для повышения качества учебно-тренировочных занятий по боксу очень важно, чтобы обучаемые участвовали в соревнованиях. Часть соревнований по боксу (в особенности первые) нужно организовать лишь для членов секции.

Такие соревнования, по существу, будут проверочными, контрольными испытаниями, которые позволят оценить, как усвоен пройденный материал, и выяснить, готовы ли обучаемые к участию в соревнованиях на «открытом ринге».

Периодическая проверка технико-тактической и физической подготовленности боксеров проводится в форме контрольных упражнений. О дне выполнения контрольных упражнений занимающихся извещают заранее, чтобы они могли к ним подготовиться.

Оценивая успеваемость боксеров, необходимо учитывать их общее физическое развитие и конституционные особенности (рост, вес, телосложение).

К менее успевающим следует снизить требования. Наиболее успевающим необходимо давать задания повышенной трудности, чтобы у спортсменов постоянно возникало желание совершенствоваться.

Выполнение упражнений на правильность освоения отдельных технических приемов (передвижения, удары, защиты) оценивается по пятибалльной системе. Для каждого упражнения преподаватель устанавливает норматив. За посредственное выполнение упражнения ставится оценка «3», за хорошее — «4», за отличное — «5».

Сопоставляя физическое развитие боксеров и качество выполнения упражнения, тренер выставляет отметку за данное контрольное упражнение. За сильные удары и плохую защиту оценка снижается.

Контрольные уроки, внутрисекционные соревнования, спортивные встречи на «открытом ринге» и другие соревнования, а также показательные выступления предусматриваются заранее, сроки их проведения записываются в календарный план спортивных мероприятий.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задачи воспитательной работы в боксе определяются, с одной стороны, общими требованиями, предъявляемыми к нравственному, волевому и эстетическому воспитанию советских спортсменов, а с другой — спецификой бокса как вида единоборства.

Определяя направление воспитательной работы, преподавателю следует принять за основу слова В. И. Ленина, сказанные им в речи на III съезде РКСМ в 1920г.: «Надо,— говорил Владимир Ильич,— чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было бы воспитанием в пей коммунистической морали».

Конкретные задачи нравственного воспитания спортсменов должны быть поставлены исходя из принципов морального кодекса строителя коммунизма, сформулированных в Программе КПСС.

К числу задач, которые определяются нравственными принципами морального кодекса и могут решаться в процессе учебно-спортивной работы по боксу, относятся:

1) воспитание преданности делу коммунизма, мира и свободы народов, социалистической Родине, странам социализма; чувства дружбы с трудящимися всех стран, братской солидарности со всеми народами; непримиримости к врагам коммунизма, к национальной и расовой неприязни;

2) воспитание высокого сознания общественного долга, нетерпимости к нарушениям общественных интересов и в тесной связи с этим воспитание:

а) любви к труду, трудоспособности, нетерпимого отношения к тунеядцам; б) социалистического отношения к общественной собственности; в) сознательной дисциплины;

3)    воспитание чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи;

4)    воспитание честности и правдивости, простоты и скромности.

Воспитательная работа с боксерами не ограничивается воспитанием у них нравственных качеств и норм поведения. Она должна быть направлена на развитие у них воли, без которой спортсмены не могут преодолеть трудности, возникающие в ходе тренировки и соревнований.

Для того чтобы успешно обучать искусному боксу, необходимо, чтобы у спортсменов был выработан «вкус» к динамичному, красивому бою, в котором боксеры легко передвигаются и маневрируют, применяя ложные действия, точно и быстро наносят удары, ловко избегают ударов противника, корректно и благородно относятся к своим соперникам на ринге и т. д. Понимание боксерами красоты искусного боксирования может быть привито лишь воспитанием эстетических вкусов. Поэтому эстетическое воспитание боксера является важной задачей воспитательной работы тренера.

Вся воспитательная работа с боксерами осуществляется преподавателем:

а) во время учебно-тренировочных занятий — в процессе изучения и совершенствования техники и тактики, общей и специальной физической подготовки;

б) во время подготовки к выступлениям на ринге;

в) в процессе боев на соревнованиях и показательных выступлений;

г) в ходе обсуждения итогов выступлений в соревнованиях;

д) в специальных беседах, проводимых тренером по методике и технике бокса, его истории; по вопросам коммунистической морали, спортивной этики; по правилам соревнований и т. д.;

е) в процессе различных общественных мероприятий: встреч с мастерами спорта, писателями, во время экскурсий, посещений лекций, музеев, соревнований и т. д.;

ж) в общении тренера с учениками вне занятий: в свободное время, во время поездок на сборы и соревнования, в домашней обстановке и г. д.

В центре воспитательной работы в спортивной секции должно находиться идейное воспитание обучаемых, успех которого во многом определяет эффективность нравственного, волевого и эстетического воспитания.

Тренер, воспитывая боксеров, должен исходить из того, что преданность делу коммунизма — это прежде всего стремление всеми силами помочь построению коммунистического общества, которое должно проявляться во всем: в трудовой деятельности, в образе жизни и поведении, во взглядах и высказываниях спортсменов и т.д.

Общаясь с учениками, беседуя с ними во время занятий и в свободное время, преподаватель обязан использовать любой удобный случай, чтобы воздействовать на мировоззрение боксеров, укрепить их идейную убежденность.

Весьма важным разделом воспитательной работы является воспитание преданности делу мира, чувства дружбы с народами других стран.

Необходимо рекомендовать боксерам литературу, кинофильмы, в которых осуждаются милитаристские тенденции, расовая дискриминация, национальный антагонизм. Надо подчеркивать, какое большое значение для укрепления контакта с народами других стран имеют международные встречи, которые проходят в теплой дружеской обстановке и имеют цель улучшить спортивные связи. Следует рассказать об исключительно корректном и товарищеском поведении на международных соревнованиях наших лучших боксеров. Такие рассказы всегда вызывают симпатию окружающих, создают правильное представление об этичном поведении советских спортсменов и, несомненно, помогают создать хорошие отношения с ними.

Тренер должен использовать все педагогические средства, которые будут способствовать укреплению и развитию у боксеров чувства советского патриотизма.

Необходимо, чтобы преподаватель во время бесед, пояснений и указаний находил возможность широко знакомить занимающихся с преимуществом советского строя над капиталистическим, с превосходством социалистической культуры над западной, воспитывал спортсменов в духе уважения к народам всех стран и непримиримости к противникам укрепления мира. Очень важно также, чтобы тренер систематически развивал у занимающихся чувство советского патриотизма. Надо убедить начинающего боксера, что успех в спорте — это патриотический и общественный долг каждого советского спортсмена.

Следует рассказывать обучаемым о жизненном и спортивном пути наших лучших мастеров ринга, об их успехах в международных состязаниях, о патриотических подвигах боксеров — мастеров и чемпионов Союза во время Великой Отечественной войны, о достоинстве стиля советских боксеров и методики обучения и тренировки, применяемой в СССР, о неспортивном духе профессионального бокса и т. д.

Необходимо добиться того, чтобы начинающие боксеры были в курсе всех международных спортивных событий, в которых участвуют спортсмены СССР.

Тренер должен иметь в виду, что нравственное воспитание спортсмена может успешно проводиться лишь в том случае, если боксер сознательно относится к своему общественному долгу.

Сознание общественного долга прежде всего проявляется в социалистическом отношении к труду. Тренеру следует постоянно воспитывать у обучаемых добросовестное отношение к учебе в школе и к работе и прививать прочную привычку регулярно совершенствовать спортивные навыки и качества.

Ученики должны понять, что спортивная деятельность и развитие физических качеств есть упорный труд, сопровождающийся нередко преодолением неприятных ощущений. Только настойчивость и ежедневная работа над собой могут привести спортсмена к высоким достижениям.

Надо добиваться того, чтобы привычка самостоятельно работать над совершенствованием техники и тактики и заниматься физической подготовкой превратилась у спортсмена в жизненно необходимую потребность. Этого можно достигнуть, если постоянно повышать у боксера интерес к занятиям.

Следует чаще устраивать беседы с обучаемыми о значении трудолюбия для совершенствования спортсмена, постоянно выделять наиболее упорно и прилежно тренирующихся членов секции, ставя их в пример остальным.

Очень важно воспитывать у боксеров социалистическое отношение к общественной собственности — к оборудованию зала и инвентарю. Такое отношение способствует выработке аккуратности и внутренне дисциплинирует учеников.

Следует всячески поощрять стремление обучаемых поддерживать чистоту в зале, принимать участие в ремонте инвентаря, в изготовлении оборудования. Надо строго бороться со случаями расхищения общественного имущества.

Воспитание у боксера сознательной дисциплины способствует формированию важных черт характера, проявляющихся в умении управлять своим поведением в различных жизненных ситуациях.

Ученики должны осознать необходимость быть дисциплинированными на занятиях, выполнять указания преподавателя, исполнять свои обязанности, соблюдать нормы поведения на работе и в быту.

Необходимое условие воспитания дисциплинированности — интересное содержание, увлекательное построение занятий, отсутствие шаблона в подборе общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, разнообразие заданий в упражнениях в перчатках.

Необходимо, чтобы ученики четко представляли себе смысл и принципы искусного бокса, понимали цель и содержание занятий и задачи каждого упражнения и ясно осознавали, какими навыками и качествами им следует овладеть.

Очень важно, чтобы боксеры осознали, какое большое значение для успехов в боксе имеет правильный режим, который должен сделаться привычным для спортсмена.

Во время урока тренер обязан тщательно следить за тем, как выполняются поставленные задания, и внимательно относиться к каждому обучаемому.

Следует вести решительную борьбу с пропусками занятий и опозданиями на них без уважительных причин, с расхлябанностью и нетактичностью в поведении, небрежностью во внешнем виде, грубыми выражениями и т. д.

Большое значение для воспитания дисциплинированности имеет исполнительность, привычка выполнять приказы и указания преподавателя, аккуратность в выполнении различных заданий и общественных поручений.

Особое внимание преподавателю секции бокса следует уделить воспитанию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи. Для создания сплоченного коллектива надо добиться общности интересов всех обучаемых, которая появляется на основе растущего интереса к боксу, совместного обучения и участия в соревнованиях.

Большое значение имеет создание определенных традиций в коллективе: чествование выдающихся боксеров, проведение собраний, посвященных итогам выступлений в состязаниях, выполнению разрядных нормативов, выпуск срочных стенных фотобюллетеней, выезды в летнее время за город, совместные посещения соревнований, лекций, музеев, кинотеатров и т. д.

Очень важно, чтобы во время тренировочных боев боксеры не стремились превращать упражнения в драку, не пытались «наказать» партнера сильным ударом, а доверяли и постоянно оказывали друг другу взаимную помощь.

Необходимо бороться с нетактичностью по отношению к товарищам, индивидуализмом, зазнайством, нежеланием считаться с мнением коллектива и т. д.

Очень важно приучить занимающихся говорить правду, не скрывать своих поступков от коллектива, бороться с лицемерием, лживостью, двурушничеством. Боксеры должны осознавать и открыто признавать свои недостатки в технике и тактике, в физической и морально-волевой подготовленности. Преподавателю следует требовать от боксера, чтобы он всегда выполнял данное им слово, вел себя скромно, без хвастовства и кичливости, не относился пренебрежительно к менее опытным и неподготовленным спортсменам. Случаи нескромного поведения, зазнайства, недисциплинированности и т. д. необходимо обсуждать на заседаниях бюро секции или на общем собрании коллектива, широко использовать критику и самокритику. В беседах с обучаемыми надо чаще приводить примеры скромного поведения выдающихся государственных деятелей, ученых и спортсменов, достойные подражания. Нужно добиваться того, чтобы поведение боксеров основывалось на уважении к другим людям и проявлялось в вежливости, внимательности и чуткости к окружающим, в умении культурно вести себя в общественных местах и т. д.

Сам тренер должен постоянно показывать пример дисциплины, безукоризненного поведения и вежливости.

Одна из важнейших воспитательных задач, которая должна решаться тренером в процессе занятий,— это воспитание воли спортсмена.

К числу волевых качеств, которые необходимо развивать у боксера, относятся: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, смелость и самообладание.

Успех в волевом воспитании боксера требует прежде всего, чтобы он ясно представлял себе цель, к которой должен стремиться. Эта цель может состоять в выполнении разрядных нормативов, в получении звания мастера спорта, в овладении тонкостями техники и тактики, во всестороннем физическом развитии и т. д. Только имея перед собой ясную цель в спортивной деятельности, боксер будет сознательно стремиться преодолевать различные трудности в тренировке и в соблюдении режима. А ведь в процессе преодоления трудностей проявляются и формируются волевые качества спортсмена.

К числу трудностей, наиболее характерных для бокса, следует отнести трудности жесткого спортивного режима боксера, связанные с необходимостью строго выполнять определенный распорядок дня, сохранять весовой режим, придерживаться установленного рациона питания; трудности, связанные с необходимостью преодолевать сопротивление противника, выполнять упражнения с высокой интенсивностью и быстротой, преодолевать болевые ощущения, соблюдать спокойствие перед выступлениями в состязаниях, проходящих в обстановке большого нервного напряжения и т. д.

Умело применяя педагогические приемы в ходе преодоления различных трудностей во время тренировок и соревнований, преподаватель может с успехом содействовать развитию волевых черт характера боксеров при условии, что они ясно осознают значение качеств воли для достижения тех целей, которые они поставили перед собой.

Например, вырабатывая у спортсмена интерес к тренировке, желание активно и регулярно тренироваться и соблюдать режим, участвовать в соревнованиях и повышать свою спортивную квалификацию, тренер будет способствовать развитию у боксеров целеустремленности.

Заставляя обучаемого постоянно преодолевать трудности во время выполнения общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, условных и вольных боев и т. д., преподаватель помогает боксеру развивать настойчивость.

Для развития инициативности следует предлагать боксерам выполнять самостоятельно индивидуальную разминку. Тренер должен также чаще включать в занятия различные игровые упражнения, в условном бою давать задания атаковать партнера разными способами с применением финтов и развивать атаки сериями ударов.

Для ведения вольного боя рекомендуется подбирать партнеров, придерживающихся различных тактик и т. д.

Для воспитания у боксера решительности следует в условных боях предлагать ему такие упражнения, в которых требуется быстрый и внезапный переход от защиты к контратаке или выбор между двумя вариантами атаки. Кроме того, с развитием контратаки боксеры должны применять встречные удары, использовать внезапный выход из углов ринга и т. д. Если нерешительность связана с отсутствием уверенности, тренер обязан заставить боксера поверить в свои силы, убедить, что его технико-тактическая подготовленность, качество ударов и защит всегда позволит ему успешно вести бой с любыми противниками той же квалификации и веса.

Для того, чтобы развить у боксера смелость, необходимо все время заставлять его преодолевать боязнь и инертность в вольном бою и в соревнованиях, добиваться, чтобы боксер не зажмуривал глаза, не поворачивался к партнеру спиной, не уходил от него назад, а чаще применял ответные и встречные контратаки и сам переходил в наступление, не стремился подбирать себе более слабых партнеров для условного и вольного боев.

Заставляя боксера систематически отрабатывать в различных боевых ситуациях защиты от всевозможных ударов и их сочетаний, особенно от «шквальных» и прямолинейных серийных атак, тренер воспитывает у него самообладание. Боксер должен постоянно сдерживать себя от неорганизованных атак и беспорядочного обмена ударами, спокойно наблюдать за положением рук, туловища и ног партнера, применять комбинированные за< щиты от ударов, следить за дистанцией и т. д.

Тренер должен стремиться, чтобы боксеры в условных боях применяли разнообразные упражнения: например, один из партнеров ставится в более трудные условия, выполняет один прямой левой в ответ на атаку партнера сериями прямых ударов. Такие упражнения развивают выдержку и самообладание.

Преодоление постепенно увеличивающихся трудностей в тренировках и боях способствует укреплению воли занимающихся и придает им уверенность в силах. Эстетическое воспитание в боксе должно проводиться с первых же дней занятий. Следует сразу объяснить занимающимся, в чем «красота» содержания искусного бокса. Слаженная координация движений, правильное распределение веса тела, легкое свободное передвижение, своевременное избегание ударов партнера, быстрое и точное попадание в цель, филигранная техника, корректное поведение на ринге, вежливое отношение к противнику — должны всегда вызывать у боксеров удовлетворение. И наоборот, прямолинейное ведение боя, грязно и неточно наносимые удары, пренебрежение защитами, обмен ударами, развязное, нескромное поведение на ринге, грубость по отношению к партнеру должны вызывать у спортсменов самые отрицательные ощущения. Преподавателю следует постоянно воспитывать у обучаемых чувство красивого в процессе выполнения физических упражнений, во время разучивания приемов техники в условных и вольных боях.

Исключительно благоприятное влияние на спортсменов оказывает обстановка, в которой проходят тренировочные занятия. Чистый, хорошо оборудованный зал настраивает спортсмена на то, чтобы быть аккуратным и подтянутым.

Боксерский инвентарь также должен отвечать эстетическим запросам обучаемых и вызывать у них желание тренироваться. Следует добиваться, чтобы ученики следили за своим внешним видом и стремились к опрятности и чистоте.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ

В боксе, как и в других видах спорта, различают следующие виды планирования: перспективное — на несколько лет; текущее — на один год; оперативное — на месяц, неделю и более короткий срок.

Планирование учебно-тренировочного процесса в пособии произведено в соответствии с примерным учебным планом (1го и 2го годов обучения) и годовыми графиками расчета учебных часов, изложенными в программе по боксу для спортивных секций коллективов физической культуры.

При текущем планировании (на год) годичный цикл делится на три периода: подготовительный, основной и переходный.

В подготовительном периоде ставятся задачи: достигнуть разносторонней физической подготовленности, развить быстроту, ловкость, силу, повысить общую тренированность; развить общую и специальную координацию движений — изучить и совершенствовать технику и тактику бокса; участвовать в контрольных соревнованиях по общей и специальной физической, а также технико-тактической подготовке.

В основном периоде решаются задачи: дальнейшего изучения и совершенствования техники и тактики бокса, развития физических и волевых качеств (уверенности, инициативности и др.); достижения высокого уровня тренированности; подготовки к соревнованиям и участия в них.

В этом периоде учебно-тренировочный процесс (2й год занятий) состоит из ряда этапов — подготовки к соревнованиям и участия в них и непродолжительного активного отдыха с некоторым снижением нагрузки после выступлений.

В переходном периоде снижается специальная нагрузка; увеличиваются занятия по общей физической подготовке, сдаются нормы комплекса ГТО.

За основу секция бокса должна взять планы, утвержденные советом коллектива физкультуры.

Составляются следующие планы:

1.   Общий план работы, охватывающий организационные вопросы: комплектование групп, выборы старост групп, собрания членов секции, агитация и пропаганда, организация врачебных осмотров, обеспечение занятий необходимым инвентарем и оборудованием, ведение учебной документации и другие вопросы (см. пособие Н. А. Макарцева «Организация работы физкультурного коллектива», ФиС, 1964).

2.   Учебный план и планы графика занятий на 1й и2й годы занятий.

3.   План спортивных мероприятий на год.

Учебный план — это основной документ секции. С него следует начинать разработку документов планирования на учебный год. При его составлении за основу берется типовой учебный план (см. табл. 1), содержащийся в программе для секций бокса. Учебный план секции составляется из расчета 2—3разовых занятий в неделю со средней продолжительностью 2 часа.

В приведенном ниже примерном учебном плане материал делится на две основные части — теоретическую (8 часов) и практическую: при двух занятиях в неделю 184 часа и при трех занятиях — 288 часов. Время, отводимое на уроки, выражено в астрономических часах.

Типовой учебный план должен использоваться секциями творчески, с учетом уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся и условий проведения занятий.

Планы графики разрабатываются на основании учебного плана на один год обучения. В них дается распределение видов занятий по месяцам, начиная с сентября. Однако это не значит, что нельзя начинать занятия в январе или в каком либо другом месяце.

Таблица 1: Примерный учебный план для новичков (групп 1ого и 2ого года обучения)

Содержание занятий

Количество часов для групп

1ого года обучения

2ого года обучения

Теория

 

 

1

Физическая культура и спорт в СССР

1/1

1/1

2

Краткий обзор развития бокса в СССР

1/1

1/1

3

Гигиенические знания и навыки

1/1

1/1

4

Основные техники и тактики бокса

2/2

2/2

5

Правила соревнований, их организация

1/1

1/1

6

Установка боксерам и секундантам, разбор прошедших боев

1/1

1/1

7

Оборудование, инвентарь и уход за ним

1/1

1/1

Итого:

8/8

8/8

Практические занятия

(учебно-тренировочные занятия)

 

 

1

Общая физическая подготовка

90/132

48/68

2

Специальная физическая подготовка

34/55

46/68

3

Изучение и совершенствование техники и тактики

52/85

80/136

4

Участие в состязаниях:

а) учебно-контрольных (по пройденному материалу)

б) официальных типа «открытый ринг»

 

8/8

 

8/8

По календарному плану спортивных соревнований

Итого:

184/280

184/280

 

 

Всего :

192/288

192/288

В числителе указано количество часов при двух занятиях в неделю, а в знаменателе – при трех.

В табл. 2 и 3 приведены примерные планы графика на 1й и 2й годы обучения в соответствии с учебным планом, разработанным в табл. 1. 

Таблица 2: Примерный годовой график распределения учебных часов для групп новичков 1ого года обучения

Таблица 3: Примерный годовой график распределения учебных часов для групп новичков 2-го года обучения  

План спортивных мероприятий в секции бокса составляется исходя в первую очередь из необходимости обеспечить высокий уровень выполнения требований комплекса ГТО на 1м году занятий. Для контролирования продуктивности учебно-тренировочного процесса и учета спортивного роста занимающихся целесообразно периодически проводить контрольные уроки, учитывая в них освоение занимающимися техники и тактики бокса.

Оценка технико-тактического мастерства обучаемых осуществляется посредством выполнения занимающимися нормативов, установленных тренером по прохождении определенного раздела курса бокса:

1.  Основные положения боксера (положения кулака при ударе, боевая стойка, передвижение);

2.  Прямые удары, контрудары и защиты от них;

3.  Удары снизу, контрудары и защиты от них;

4.  Боковые удары, контрудары и защиты от них.

Искусство вести бой учитывается сначала в контрольных уроках, в которых занимающиеся проводят специальные проверочные бои, а в дальнейшем — в соревнованиях.

Контрольные уроки планируются в дни занятий секции, а соревнования — в свободные от занятий дни.

В качестве примера ниже приводится план контрольных уроков и соревнований по физической подготовке на 1й год обучения. Показатели контрольных уроков и соревнований, как и данные врачебных осмотров, используются для характеристики результатов, достигнутых за прошедший период занятий.

Примерный план контрольных уроков и соревнований по комплексу ГТО

Сентябрь: 1—3 — проверка физической подготовленности принятых в секцию бокса.

Ноябрь: 20—30 — проверка успеваемости (прямые удары левой рукой и защиты от них).

Декабрь: 10—15 — гимнастика: а) вольные упражнения на 16 тактов, б) переход из виса в упор переворотом или подтягивание или лазание, в) опорный прыжок (козел, конь).

Январь: 25—30 — проверка успеваемости (прямые удары правой рукой и защиты от них).

Февраль: 20—25 — проверка физической подготовленности занимающихся в секции.

Март: 1—5 — лыжные гонки на зачетную по комплексу ГТО дистанцию; 25—30 — проверка успеваемости (двойные прямые удары и защиты от них).

Май: 5—10 — легкоатлетический кросс на зачетную дистанцию; 25—30 — проверка успеваемости (серийные прямые удары и защиты от них).

Июнь: 20—25 — соревнования по бегу, прыжкам и метаниям.

Июль: 25—30 — плавание на зачетные дистанции.

Учет результатов работы секции, ведущийся в журнале учета учебной работы, включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения о занимающихся (год рождения, место работы, место жительства, данные первичного врачебного осмотра, определяющие состояние здоровья занимающихся и их физическое развитие).

2.   Сведения о посещаемости уроков (учет посещаемости занятий), характеризующие качество работы тренера, активность и интерес занимающихся к боксу.

3.   Данные о прохождении программы занятий (краткое изложение материала основной части урока с замечаниями тренера), помогающие тренеру систематично и целенаправленно осуществлять свою педагогическую работу.

4.   Учет сдачи норм комплекса ГТО.

5.   Учет успеваемости занимающихся, ведущийся на последних страницах журнала.

Тренер оценивает успеваемость каждого члена секции в зависимости от его общей подготовленности и умения пользоваться техникой и тактикой бокса в вольном бою.

К оценке успеваемости боксера тренер подходит субъективно. Форма учета успеваемости произвольная: отмечая достоинства и недостатки занимающихся, тренер указывает, в каком направлении следует вести с ними дальнейшую учебно-тренировочную работу.

6. Учет командных результатов в соревнованиях. Для учета личных спортивных достижений боксеров составляются боевые списки, которые должны быть заведены на каждого боксера с момента его участия в соревнованиях. В список записывают отдельные встречи (дата боя, место соревнований, сведения о противнике и исход боя).

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА

Занятия боксом связаны с большой физической нагрузкой, поэтому посещать их могут вполне здоровые люди, имеющие нормальное физическое развитие. Ни один человек не имеет права начинать заниматься боксом без предварительного медицинского осмотра и врачебного заключения.

Тренер должен поддерживать тесную связь с врачом, чтобы знать его мнение о состоянии здоровья боксеров.

Боксеров, получивших травмы, перенесших заболевания и операции, а также имевших длительные перерывы в занятиях, можно допускать к занятиям только с разрешения врача.

Тренер обязан подбирать и распределять упражнения в уроке, учитывая подготовленность занимающихся на основе врачебных данных и собственных наблюдений за состоянием здоровья боксеров.

Перед уроком преподавателю необходимо выяснить, как себя чувствуют обучаемые, здоровы ли они? Боксеры, у которых есть признаки какого-либо заболевания, к занятиям не допускаются, их необходимо тут же направить к врачу.

Тренер обязан проверить обувь и костюмы боксеров (в частности, выяснить, есть ли у боксера бандаж или плавки), а также требовать, чтобы а костюмах занимающихся не было предметов, которые могут вызвать повреждения (металлические пряжки, булавки и т. п.).

Во время занятий преподаватель внимательно наблюдает за тем, как переносят учебно-тренировочные нагрузки занимающиеся. Заметив у кого-либо из обучаемых вялость, бледность, одышку, тренер обязан снизить нагрузку в уроке, а в случае необходимости направить боксера к врачу для медицинского заключения о состоянии здоровья.

Значение врачебного контроля велико. Однако всем новичкам с первого дня занятий следует рекомендовать самим постоянно следить за состоянием своего здоровья и физического развития. Самоконтроль является важным дополнением к врачебному контролю. Проведение самоконтроля способствует тому, что боксеры начинают более сознательно относиться к занятиям физическими упражнениями, лучше выполняют правила личной гигиены.

Данные самоконтроля, сопоставленные с данными врачебного контроля, помогают врачу и тренеру точно определить физическое состояние боксера.

Каждому боксеру рекомендуется завести специальный дневник самоконтроля, в который следует записывать следующие показатели: 1) рост; 2) вес; 3) окружность грудной клетки в спокойном состоянии при вдохе и при выдохе; 4) жизненную емкость легких: 5) частоту пульса,

Рост боксера можно измерить, поставив его вплотную спиной к стене. Пятки, ягодицы, лопатки и голова должны быть прижаты к стене. Затем, положив на голову ребром вплотную к стене книгу, заметить место, к которому прижата книга. После этого измеряют высоту от пола до отметки — она будет равна росту спортсмена.

Вес боксера определяется на любых выверенных весах. Средняя норма веса спортсменов вычисляется по формуле: вес = рост — (105—100). Например, если рост у боксера 170 см, то его вес должен быть равен 170 — (105—100) = 65—70 кг. Возможны и некоторые отклонения, но они зависят от конституции (строения) человека и его возраста.

Вес — один из наиболее важных показателей состояния здоровья и тренированности боксера. С нарастанием тренированности вес стабилизуется и уменьшение его за каждое занятие бывает примерно одинаковым.

Молодым спортсменам ни в коем случае нельзя разрешать искусственно сгонять вес. Боксеров нужно приучать правильно, не в ущерб здоровью использовать свои физические данные. Ускоренное снижение веса перед соревнованиями с помощью парной бани, голодной диеты и чрезмерного ограничения в приеме жидкости может вызвать расстройство сердечнососудистой и нервной системы, органов пищеварения и привести к различным заболеваниям.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой три раза: 1) при максимальном вдохе; 2) при максимальном выдохе; 3) в спокойном состоянии. При измерении лента накладывается сзади под лопатками, а спереди над сосками. Показателем подвижности (экскурсии) грудной клетки служит разность между окружностью грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Хорошая экскурсия характеризуется числом более 8 см.

Жизненную емкость легких проверяют при помощи спирометра. В среднем жизненная емкость легких спортсменов равна 4500—6000 см3. Можно оценить жизненную емкость легких в зависимости от веса: на 1 кг веса приходится в среднем 60 см3 воздуха.

Частота пульса — один из показателей того, как организм справляется с физической нагрузкой. Для подсчета пульса пальцы накладываются на висок или запястье и после того, как будет нащупан пульсовой толчок, подсчитывается пульс в течение 20 сек. Затем полученное число умножают на три, произведение дает число сердечных сокращений в минуту.

Пульс здорового натренированного мужчины в состоянии покоя равен 65—75 ударам в минуту. У тренированных спортсменов пульс в состоянии покоя реже и составляет иногда 32—40 ударов в минуту.

Во время физической нагрузки пульс боксера увеличивается до 180 ударов в минуту и больше. Однако через 8—12 мин. после занятия он становится нормальным. Чем здоровее и тренированнее спортсмен, тем быстрее пульс возвращается к исходной величине. По тому, насколько учащается пульс и как скоро он восстанавливается после окончания урока, судят о состоянии сердечнососудистой системы занимающихся и о нагрузке в уроке. Большое учащение пульса и продолжительное восстановление указывают на то, что нагрузка была слишком велика для всей группы занимающихся и для отдельных боксеров. Поэтому тренер время от времени должен проверить у обучаемых пульс в начале и конце урока.

Для лучшего самоконтроля занимающимся рекомендуется учитывать и самочувствие. Для этого им необходимо систематически наблюдать за своим сном, аппетитом, учитывать желание тренироваться, настроение во время и после тренировки и т. д. и данные наблюдений записывать в дневник.

Травматизм в боксе невелик. Большая часть повреждений — это травмы кисти и пальцев, особенно большого пальца правой руки. Причина их прежде всего в неправильном положении кулака в момент удара и неумелом бинтовании рук. Чтобы предохранить занимающихся от частых повреждений рук, тренеру следует:

1) показать обучаемым, как нужно правильно бинтовать руки, и требовать, чтобы боксеры обязательно бинтовали их перед условными и вольными боями, а также перед упражнениями с боксерскими снарядами (мешком, грушей, лапой);

2) следить за правильным положением кулака в момент удара;

3) следить за исправностью снарядов и перчаток;

4) обязывать обучаемых своевременно лечить травмы кистей и пальцев, как бы незначительны они ни были;

5) исключать из урока ударные упражнения для поврежденной руки, чтобы не травмировать ее еще больше.

Повреждение кожи в области надбровных дуг обычно происходит из-за того, что боксеры нарушают правила. Кожу может повредить удар головой, локтем или внутренней частью перчатки (шнуровкой). За подобные действия боксера строго наказывают, вплоть до дисквалификации.

Чтобы предохранить брови спортсмена от повреждений, следует:

1) научить боксера точно рассчитывать боевую дистанцию, чтобы, атакуя, контратакуя и защищаясь, он не допускал так называемого опасного движения головой, запрещенного правилами;

2) применять на уроках маску, защищающую брови от случайного или небрежного удара головой;

3) смазывать вазелином надбровные дуги, чтобы избежать ссадин.

Зубы и слизистую оболочку рта предохраняет от повреждений во время уроков и состязания специальный назубник из каучука или пластмассы.

Повреждение лица и кровотечение из носа чаще бывает у соревнующихся боксеров-новичков, еще не овладевших защитой.

Для профилактики травматизма в боксе особенно важно предупреждать у боксеров нокауты.

Нокаут бывает после ударов в нижнюю челюсть, под ложечку (в область солнечного сплетения), правое и левое подреберье. Очень часто нокаут не вызывает никаких последствий. После любого нокаута спортсмен обязан явиться к врачу. Если после боя, в котором боксер получил тяжелые удары в голову, он почувствует головокружение, тошноту или у него начнется рвота, он должен немедленно обратиться к врачу. Если же головокружение и тошнота появились через несколько часов после боя, необходимо тут же вызвать на дом «Скорую помощь».

Боксеру, получившему нокаут, правилами бокса запрещается тренироваться в течение 3 месяцев и участвовать в соревнованиях по боксу не менее одного года со дня нокаута.

Начинать тренироваться после любого нокаута можно только с разрешения врача.

Чтобы избежать нокаута, боксер должен овладеть совершенной техникой, научиться быстро передвигаться и маневрировать на ринге, применять разнообразные защитные приемы.

Тренер обязан воспитывать искусных боксеров, владеющих разнообразной техникой, умело защищающихся и избегающих ударов. Боксеры должны уметь тактически правильно строить бой и обыгрывать противника. Необходимо воспитывать боксеров так, чтобы они были корректны и уважали друг друга. Преподавателю надо следить за тем, чтобы боксеры внимательно выполняли все заданные упражнения, не горячились в учебном бою, не боксировали излишне резко с более слабыми партнерами.

Для предупреждения травм в тренировке полезно давать боксерам для упражнений тяжелые перчатки весом 350—400 г; составлять пары из учеников, равных по весу, силе и технической подготовленности; требовать, чтобы боксеры внимательно относились к выполняемым упражнениям; немедленно останавливать бой, если один из боксеров или оба применяют запрещенные и грубые действия.

Боксер обязан выступать в состязаниях хорошо подготовленным. Нельзя участвовать в боях, если организм боксера ослаблен форсированным снижением веса, если нарушался режим или был перерыв в тренировках. Ни в коем случае нельзя боксировать в болезненном состоянии.

На уроках по боксу занимающиеся значительную часть времени находятся в состоянии боксерской стойки, зачастую и вне зала они продолжают подражать боевой позе «опытного боксера».

Однообразная, систематически повторяемая искусственная поза начинает приобретать привычный характер и вредно отражается на нормальной осанке обучаемых. Однако если методически правильно проводить занятия, то можно избежать отрицательного влияния боксерской стойки на осанку занимающихся. Для этого упражнения в боксерской стойке чередуют с корригирующими упражнениями, которые предупреждают появление сутулости и исправляют искривления позвоночника.

От внимания не только тренеров, но и врачей часто ускользает уплощение стопы или плоскостопие спортсменов. Между тем этот дефект достаточно распространен и приводит к серьезным последствиям. Плоскостопие может значительно снизить боевые достоинства занимающихся боксом, так как при деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода и боксеру становится трудно передвигаться по рингу.

Упражнения для профилактики и устранения плоскостопия, как и выработка правильной осанки, должны применяться на протяжении всего периода занятий, но наибольшее внимание им следует уделять на 1м году обучения боксу.

Устраняя недостатки в организации и методике занятий, которые могут привести к травматизму, тренер обязан следить за пригодностью ринга, перчаток для боя, снарядов и т. п.

Необходимо, чтобы ринг строго отвечал требованиям правил бокса. Мешки и насыпные груши не должны быть слишком твердыми, а перчатки старыми и иметь сбитую в комки набивку.

Очень важно следить за выполнением основных санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к месту занятий.

Заниматься в помещении с каменным и цементным полом категорически запрещается.

Помещение следует убирать и проветривать перед каждым уроком. Пол в зале нужно мыть, а не натирать воском или мастикой, чтобы не сделать его скользким. Температура в помещении должна быть 14—16 °С. Если уроки проводятся на летней спортивной площадке, то ее следует убирать и поливать водой.

После уроков все занимающиеся должны иметь возможность принять душ или вымыться теплой водой, чтобы очистить кожу от пота и грязи.

Правильно поставленный медицинский контроль, организация и методика занятий, требовательность тренера к выполнению правил бокса, отличное состояние оборудования и инвентаря, гигиенические условия для занятий значительно уменьшают количество спортивных травм у боксеров.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика