Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

План лекционно-лабораторных занятий

План лекционно-лабораторных занятий

по курсу "ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ"

на 3-м курсе факультета общей и прикладной физики (ФОПФ),

группы 321, 322, 323, 324, 325, 326;

осенний семестр 2005/2006 учебного года

Дополнительные занятия* в субботу с 10.45 до 15.20 в лаб. 17

ведет Евгений Валентинович ВОРОНОВ.

 

1 – 7 сентября 2005 года

а. Предмет курса. Датчики электрических сигналов в физическом эксперименте. Усилители на биполярных транзисторах: минимальные сведения о транзисторе; принцип усиления; токи и напряжения в электронной схеме; нестабилизированная схема; определение и физический смысл U вых.макс, Ku , Ke , R вх, f н, f в; теорема об эквивалентном генераторе.

б. Первоначальное ознакомление с программной средой Micro-Cap V, версия 7.0.

в. Лабораторная работа № 28: выполнение пп. 1–3 задания путем моделирования на компьютере (здесь и далее имеется в виду работа в среде Micro-Cap V, версия 7.0).

8 – 14 сентября 2005 года

а. Зависимость R вх, Ku и K e от свойств транзистора и величины нагрузки; их ожидаемые значения в лабораторном эксперименте. Физическая П-образная эквивалентная схема транзистора в области нижних и средних частот. h-параметры.

б. Лабораторная работа № 28: выполнение пп. 4, 5 и 7 задания путем моделирования на компьютере.

 15 – 21 сентября 2005 года

а. Задача о прохождении сигнала через линейный четырехполюсник спектральный и временной подходы, их взаимные соответствия. Поведение усилителя на биполярном транзисторе в области нижних и верхних частот, в том числе уточнение физической эквивалентной схемы транзистора для области верхних частот.

б. Лабораторная работа № 28: выполнение пп. 1–3 задания путем собирания схем на макетной плате и непосредственных измерений.

22 – 28 сентября 2005 года

а. Стабилизация постоянной составляющей эмиттерного тока транзистора; сравнение характеристик и свойств стабилизированной и нестабилизированной схем усилителя на биполярном транзисторе.

б. Лабораторная работа № 28: выполнение пп. 4, 5 и 7 задания путем собирания схем на макетной плате и непосредственных измерений.

29 сентября – 5 октября 2005 года

а. Многокаскадный усилитель: R вх, U вых.макс, К u , Ке , перемножение частотных характеристик.

б. Лабораторная работа № 28: выполнение п. 6 задания путем собирания схемы на макетной плате и непосредственных измерений, а также путем моделирования на компьютере; изучение частотной характеристики двухкаскадного усилителя, состоящего из одинаковых каскадов, путем моделирования на компьютере.

6 – 12 октября 2005 года

Обсуждение результатов лабораторной работы № 28.

13 – 19 октября 2005 года

а. Обратные связи в схемах усилителей: виды обратных связей; коэффициент усиления, входное и выходное сопротивления усилителей с последовательной и параллельной обратной связью по напряжению и по току; примеры схем с обратной связью на полевых и биполярных транзисторах.

б.  Объявление о домашнем задании.

в. Лабораторная работа № 78: выполнение пп. 1.1, 1.2 и 1.4 задания путем собирания схемы на макетной плате и непосредственных измерений.

20 – 26 октября 2005 года

а. Полезные эффекты отрицательной обратной связи. Частотные характеристики усилителей с отрицательной на средних частотах обратной связью: однокаскадный усилитель; многокаскадный усилитель; устойчивость усилителей с обратной связью, критерий Найквиста.

б. Лабораторная работа № 78: выполнение п. 1.5 задания путем собирания схемы на макетной плате и непосредственных измерений, а также п. 1.3 задания путем моделирования на компьютере.

27 октября – 2 ноября 2005 год а

а. Лабораторная работа № 78: выполнение одного из пп. 2.1, 2.2 и 2.3 задания путем собирания схемы на макетной плате и непосредственных измерений; выполнение другого из указанных пунктов задания путем моделирования на компьютере.

б. Консультация по домашнему заданию.

3 – 9 ноября 2005 года

Обсуждение результатов лабораторной работы № 78. Сдача домашнего задания.

10 – 16 ноября 2005 года

а. Операционные усилители (ОУ): основные понятия и определения. Применения операционных усилителей: схемы на основе идеального ОУ (принцип мнимой земли, инвертирующий и неинвертирующий усилители, схемы для выполнения арифметических действий над сигналами, в том числе для логарифмирования и потенцирования, интегратор и дифференциатор, инвертор сопротивления, источник тока в заземленную нагрузку); примеры расчетов для случая, когда коэффициент усиления и/или входное сопротивление ОУ не равны бесконечности.

б. Лабораторная работа № 77: выполнение пп. 1, 3 (только измерение К 0 при конечном R 2/R 1 на средних частотах), 4 (только измерение К 0 и R вх на средних частотах), 5 (включая определение фазы выходного сигнала по отношению ко входным сигналам с помощью осциллографа), 7.1 (схема на рис. 13) и 7.2.

17 – 23 ноября 2005 года

а. Частотные характеристики схем на основе ОУ: диаграммы Боде (определение, примеры простейших схем с частотно-зависимой обратной связью на основе идеального ОУ); характеристики усилителей на основе ОУ (случай, когда ОУ ведет себя как однокаскадный усилитель; частотная характеристика реального ОУ, необходимость ее коррекции; пример коррекции); частотные характеристики интегратора и дифференциатора, в том числе с учетом свойств реального ОУ.

б. Лабораторная работа № 77: выполнение п. 2; в п. 3 или в п. 4 снятие частотной характеристики и ее построение в координатах диаграммы Боде; выполнение пп. 10 и 11, включая наблюдение результатов прохождения несинусоидальных колебаний, получаемых с помощью мультивибратора из п. 9 (без изучения принципа действия мультивибратора на этом занятии, см. ниже).

24 – 30 ноября 2005 года

а. Применения ОУ (продолжение): узкополосный фильтр с двойным Т-образным мостом; активные RC-фильтры, их принцип действия и значение как элементарных звеньев для осуществления требуемой фильтрации в общем случае; RC-генератор синусоидальных колебаний (схема, условие самовозбуждения, баланс фаз и баланс амплитуд в установившемся режиме).

б. Лабораторная работа № 77: изучение свойств одного из активных фильтров в п. 13 путем собирания схемы на макетной плате и непосредственных измерений, а также выполнение пп. 12 и 14 путем моделирования на компьютере.

1 – 7 декабря 2005 года

а. Применения ОУ (окончание): формирователи и генераторы импульсных сигналов, в том числе триггер Шмитта, самовозбуждающийся и ждущий мультивибраторы; генерирование линейно-изменяющегося напряжения, в частности, схема для работы в ждущем режиме. Принцип действия электронного осциллографа. Применение ОУ в схемах выборки и хранения.

б. Лабораторная работа № 77: выполнение п. 8 (схема на рис. 16 или схема с параллельным сложением сигналов), пп. 15 и 16.

8 – 14 декабря 2005 года

Обсуждение результатов лабораторной работы № 77. Зачет.

 

Составил доцент Е.В. ВОРОНОВ.

               Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 30.08.05.

 

* Дополнительные занятия предназначены для студентов, пропустивших занятия по расписанию по уважительным причинам. Этим студентам необходимо заранее самостоятельно изучить соответствующую часть теоретического материала.

 

 

                          
 

 

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика