Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.
МФТИ является одним из ведущих технических вузов России. Институт по праву занимает лидирующее место по качественному приему абитуриентов и квалифицированной подготовке выпускников. Студенты и выпускники МФТИ являются представителями узкого круга лиц, которые, благодаря окружающим их возможностям междисциплинарного научного образования, могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Уникальная «Система обучения Физтеха» является одним из лучших подходов к образованию, что доказывает ее существование почти в неизменном виде уже более 60 лет. Получение фундаментального образования в области математики и физики, предварительное знакомство с избранной специализацией наряду с приобретением навыков самостоятельной работы уже на 4м курсе обеспечивают каждого студента объемом знаний и опыта полноценного ученого. Таким образом, к окончанию обучения студенты уже имеют значительные достижения в избранном ими направлении деятельности.
Исследования в МФТИ охватывают широкий круг областей теоретической и экспериментальной физики, энергетики и биомедицины, химии и прикладной математики. Поддержка ряда государственных и частных научных и инвестиционных фондов позволяет нашим ученым каждый день вести разработки на переднем крае науки, чтобы сделать мир более совершенным, удобным и безопасным.
Лекция №1 "Кристаллические структуры твердых тел" от 08 февраля 2019 г.
Содержание лекции: История физики твердого тела. Классификация кристаллических решеток Бравэ. Параметры ячейки Бравэ. Вектора трансляции. Примитивная ячейка. Примитивная ячейка Вигнера-Зейтца. Примитивная ячейка ГЦК. Примитивная ячейка ОЦК. Индексы Миллера. [Обозначение направления с помощью индексов Миллера - частично отсутствует из-за технических неполадок!]. Динамика кристаллической решетки. Связи в кристаллических решетках. Ван-дер-Ваальсовы силы. Потенциал Леннарда-Джонса. Ионная связь. Ковалентная связь. Металлическая связь. Уравнение движения в кристаллической решетке. Закон дисперсии звуковой волны. Зона Бриллюэна.
Лекция №2 "Частные случаи кристаллических структур" от 15 февраля 2019 г.
Содержание лекции: Задача влияния ближайших соседей. Зона Бриллюэна. Рассмотрение продольных и поперечных колебаний. Цепочка из разных атомов. Колебания в фазе и противофазе. Упругое рассеяние нейтронов и рентгеновских квантов в кристаллах. Условие Брэгга-Вульфа. w(K_x, K_y, K_z).
Лекция №3 "Кристаллические решетки" от 22 февраля 2019 г.
Содержание лекции: Теплоёмкость кристаллической решётки. Модель Дебая. Фононы, их импульс и энергия. Квазиимпульс. Сфера с дебаевским радиусом. Приближение при низких температурах. Приближение при высоких температурах. Модель Эйнштейна. Задача о концентрации фононов. Средняя энергия фононов. Средний импульс фононов w(K_x, K_y, K_z).
Лекция №4 "Теплопроводность" от 1 марта 2019 г.
Содержание лекции: теплопроводность, коэффициент теплопроводности. Дополнение модели Дебая (учёт ангармонизма). Нормальные столкновения фононов (без переброса) и U-процессы (с перебросом) Зависимость коэффициента теплопроводности от температуры. Механическая модель колебаний атомов в кристалле. Потенциальные ямы в металлах. Предельная частота фононов. Предельная скорость движения атомов в кристалле. Распределение Ферми.
Лекция №5 "Теплоёмкость электронного газа" от 15 марта 2019 г.
Содержание лекции: Распределение Ферми. Химический потенциал и его зависимость от температуры. Теплоёмкость электронного газа. Рассеяние электронов на узлах кристаллической решётки. Задача о движении электрона в периодическом поле кристалла. Групповая скорость. Эффективная масса.
Лекция №6 "Электропроводность, теплопроводность" от 22 марта 2019 г.
Содержание лекции: Закон дисперсии электронов. Электропроводность. Плотность электрического тока. Формула Друде. Правило Маттисена. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Закон Грюнайзена-Блоха. Теплопроводность. Закон Видемона-Франца. Полупроводники.
Лекция №7 "Полупроводники" от 29 марта 2019 г.
Содержание лекции: Концентрация электронов и дырок. Электронный газ. Условие электронейтральности. Химический потенциал. Чистый полупроводник. Полупроводники n- и p-типа. Электропроводность и подвижность носителей в металлах и полупроводниках.
Лекция №8 "Полупроводники, сверхпроводники" от 5 апреля 2019 г.
Содержание лекции: Подвижность электронов. Проводимость. Обсуждение ситуаций для высоких и низких температур. Контактные явления. Прямое и обратное включение диода. Сверхпроводимость. Открытие сверхпроводников. Сверхпроводники и магнитное поле. Куперовские пары электронов. Изотопический эффект.
Лекция №9 "Сверхпроводники" от 12 апреля 2019 г.
Содержание лекции: Куперовские пары. Энергетическая щель в различных веществах. Длина когерентности куперовской пары. Лондоновская глубина проникновения магнитного поля в Сверхпроводник. Сверхпроводники 1 рода. Сверхпроводники 2 рода. Квантование магнитного потока. Сверхтекучесть.
Лекция №10 "Сверхтекучесть, Низкоразмерные системы" от 19 апреля 2019 г.
Содержание лекции: Немного о сверхтекучести. Гелий-2. Критическая скорость. Ротоны. Зависимость теплоёмкости от температуры в сверхтекучем состоянии. Низкоразмерные системы. Эффект Ааронова-Бома. Квантовые явления в низкоразмерных системах. Полевой транзистор. Классический эффект Холла. Квантование Ландау.
Лекция №11 "Магнетизм" от 26 апреля 2019 г.
Содержание лекции: Уровни Ландау. Квант магнитного потока. Количество квантов магнитного потока на 1 см^2. Квантовый целочисленный эффект Холла. Определение электрического сопротивления. Магнитные свойства вещества. Классификация магнетиков. Диамагнетизм. Парамагнетизм.
Лекция №12 "Магнетизм (продолжение)" от 10 мая 2019 г.
Содержание лекции: Повторение материала прошедших лекций. Парамагнетизм Паули. Диамагнетизм Ландау. Ферромагнетизм. Поле Кюри-Вейсса. Антиферромагнетизм. Магнон. Закон Блоха (закон трёх вторых).
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.