Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

(5 курс) Проблема существования и природы общего: подходы и решения

Одним из самых важных вопросов  философии является проблема общего и отдельного. Она является проблемой онтологической, но такой, без разрешения которой абсолютно невозможно дать ответы на кардинальные вопросы теории познания (гносеологии).  Существование отдельного, вещей, явлений признают все философы, хотя толкуют его по разному. По-иному обстоит с  общим. Оно было открыто, когда философы стали  исследовать природу понятий и выяснили, что содержанием понятий в отличие от содержания восприятий  является не отдельное, а общее. И сразу же встал вопрос о том, существует ли общее только в сознании или же они имеет бытие также и вне и независимо от него.  Первым ответ на него дал Платон. Он исходил из  того, что объективное общее в принципе не может быть материальным.   А нематериальное есть не что, как другое обозначение идеального, духовного. Все существующее в мире есть либо материальное, либо идеальное: третьего не дано. Отсюда с неизбежностью следовал вывод, что общее есть идеальное, духовное. Это духовное по своей природе общее существует трояко: (1) образует особый идеальный мир, существующий вне и независимо  от мира  вещей; (2) присутствует в вещах в качестве их сущности; (3) наличествует в сознании человека в виде понятий. Это — крайний реализм. Умеренный реализм,  представленный Аристотелем, также исходит из того, что общее может быть только идельным, но считает, что оно существует только двояко: (1) в вещах как их сущность и (2) в сознании человека в виде понятий. Философы, не желавшие признавать существования в мире объективного общего,  составили  направление, противостоящее обоим видам реализма. Оно также было разделено на два течения. Одно из них — собственно номинализм, или крайний номинализм, —  вообще отрицало существование какого бы то ни было общего. Другое — умеренный номинализм, или концептуализм, — признавало существование общего, но только в  виде человеческих понятий. В трудах по философии повсюду упоминаются только два эти направления в решении проблемы общего: реализм и номинализм. Получается, что никаких других нет и быть не может. А между тем до конца  последовательному материалисту нельзя принять ни то, ни другое. Согласится с первым означает перейти на позиции объективного (абсолютного) идеализма, со вторым — признать, что понятия не имеют объективного содержания, т.е. по сути отказаться от трактовки познания как отражения объективного мира.  Поэтому должно существует и существует и третье — последовательно материалистическое — направление в решении названной проблемы. Нельзя отстаивать материалистическую теорию отражения,  отрицая бытие в объективном мире. Но столь же ясно, что  материалисты не могут согласится с положением о том, что общее существует вне и помимо вещей.  А  принять тезис о существовании общего в вещах и в уме человека они вполне могут. Но только с  существенной поправкой: общее в вещах  не  является идеальным. Оно представляет собой неотъемлемый момент единого материального мира. Такую точку зрения роднит с реализмом и отличает от номинализма признание объективного существования общего. Но назвать ее реализмом нельзя, ибо последний не просто признание объективного бытия общего, а взгляд на него как  на  идеальное.  Общим термином для обозначения всех философских течений, признающих объективное бытие  общего,  могло бы стать слово “универсализм”. Существуют  два качественно отличных вида универсализма: универсализм объективно-идеалистический и универсализм материалистический. Материалистические универсалисты, признавая объективное существования общего,  не могли  считать  его бытие идеальным. Но не могли они рассматривать это бытие  и как материальное. Получалось, что есть такое бытие, которое объективно и в то же время не идеально и не материально.  И как ни парадоксально это положение, но только оно  истинно. Суть дела в том, что общее в отличие от отдельного не существует как нечто самостоятельное, не имеет самостоятельного бытия. Оно существует только в отдельном и через отдельное. Таким образом,  существуют две формы материалистически  понимаемого объективно-реального бытия: (1) самостоятельное бытие — самобытие,  самосуществования и (2) бытие в другом, в ином — въинобытие, или въиносуществование. Только то, что существует в мире  самостоятельно, обладает самобытием,  есть материальное. Материальным является  отдельное. То, что существует в мире не самостоятельно, а только  в ином, в качестве въинобытия,  будучи как и материальное объективно-реальным, в то же время не материально.  Это объективно-реальное, но нематерильное можно было бы назвать объектальным.  Таким образом понятия нематериального и идеального не тождественны. Существуют два качественно отличных вида нематериального: идеальное и объектальное.  Общее принадлежит во второму виду нематериального.  И это объектальное общее существует и может существовать только в материальном отдельном.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика