Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

3."Идеалистическая", "прагматическая" и "стереотипическая" сферы культуры.

Итак, "мировые религии" (в указанном выше смысле) решают этическую дилемму "счастье"-"добродетель" (справедливость) за счет различия двух миров как "мира земного" и "мира небесного" и их соотнесения как низшего и высшего по отношению к индивидуальной жизни человека ("смертного тела" и "бессмертной божественной души").

Вообще, деление на подобные две сферы, по-видимому, столь же древне, как и язык и наряду с последним выделяет HOMO SAPIENS из животного мира (с точностью до замены "праздника" на "игру" этот тезис совпадает с утверждением Й.Хэйзинга его "Homo ludens") (*12). В первобытном обществе им сответствует деление на "праздник" и "будни". При этом первобытный праздник (в который вкрапливались и "прагматические" магические элементы) по времени занимал до половины годового цикла жизни племени /Абрамян/ и отнюдь не был явлением типа отдыха или развлечением после "трудовых будней". "Праздник в архаической мифопоэтической и религиозной традиции, - пишет известный культуролог В.Н. Топоров, - временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институционализированое действо. Праздник противопоставляется обычным непраздничным дням - будням... Противопоставление праздник - будни является ключевым и определяющим" /Топоров , Т.2, с. 229-231/(*13).

Само по себе деление на две сферы в этике широко распространено (в марксизме это - "царство свободы" и "царство необходимости", "всеобщего" и "совместного" труда). Но в разных учениях оно конституциируется разными понятиями. В религиозных учениях это Бог, в марксизме это "труд", у Канта - "долг", у нас - "смысл жизни". Исходя из этого нами выделяется "идеалистическая" сфера, в которой располагаются основные смыслы и идеалы человеческой жизни, ценные сами по себе, и "прагматическая", где воспроизводятся условия существования общества и человека, включая общественные отношения в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

При таком делении юридические, политические, идеологические и прочие "надстройки", образцы анализа которых даны К.Марксом, попадают в "прагматическую" сферу, поскольку оказываюся ценными не сами по себе. Между этими сферами существуют определенные отношения, которые не сводятся к отражению или порождению одной сферы другой. При этом обозначенное здесь деление не совпадает с делением на "материальную" и "духовную" культуры, выводимые из "материального" и "духовного" производства /Арнольдов/. Оно не имет отношения и к разделению физического и умственного труда.

В первоначальном доиндивидуальном и доморальном состоянии эти две сферы образуют разные миры, в каждом из которых индивид живет независимо. И лишь в ходе описанного сложного и длительного процесса этической индивидуализации индивид превращается в арену борьбы прагматических интересов и "оторванных от жизни" идеалов. При этом связанные с "идеалами" в "идеалистической сфере" "добродетели" обобщаются до понятия "добра", в основе которого лежит альтруистическое стремление принести пользу другому, пусть во вред себе. Одновременно формируется представление о "зле" как стремлении отнимать у другого в эгоистических интересах, т. е., в отличие от первобытного состояния (*8), центр, относительно которого определяется Добро и Зло, смещается от "меня" к "другому".

Наряду с "прагматической" и "идеалистической" (представляющих для нас главный интерес) сферами, сферами осознанных "пользы" и "высших целей" существует сфера неосознаваемых традиционных форм поведения, являющиеся основными в первобытных обществах. Их мы выделяем в "стереотипическую сферу". Если мы обратимся к психологии личности, то там мы найдем аналогичные сферы, описываемые, скажем, "вершинной "психологией В.Франкла и "глубинной" психологией З. Фрейда.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика