Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Примечания и литература

(*1)  Эскиз культурологического анализа возникновения марксизма смотрите, например, в работах /Бердяев/,/Буртин/.

(*2) Оговорки классиков марксизма об обратном воздействии "надстройки" на "базис" и т.п. не меняют сути дела.

(*3) В лоне истории естественных наук, литературоведения, искуствоведения, истории древних и средневековых культур, семиотики, востоковедения в нашей стране формировалась одна из сильнейших культурно-исторических школ, корни которой уходят в Х1Х век (не в последнюю очередь это связано с поставленной в середине прошлого столетия проблемой о месте России в мировой истории, о ее отношении к Европе).

(*4) Хотя в наше время процессы взаимодействия в сфере экономики, политики, а посредством средств массовой коммуникации и информации и в культуре принимают планетарные масштабы, выделение цивилизаций является целесообразным и сегодня. Дело в том, что эта глобализация, по крайней мере пока, происходит главным образом как воздействие одной цивилизации - западноевропейской - на весь остальной мир (этот процесс получил название "модернизации"). И хотя до недавнего времени он шел на уровне отдельных стран, понять происходящие в них культурные процессы невозможно без анализа соответствующих цивилизаций. Сегодня эти "идеалистические" процессы выходят в "прагматическую" сферу в виде политической консолидации в рамках соответствующих цивилизаций (мусульманской, африканской, латиноамериканской,...).

(*5) Имеется путаница и в самом названии этих культурно-исторических единиц. Данилевыский называл их "культурно-историческими типами", Шпенглер - культурами, Тойнби "цивилизациями"(множ. число) (при этом он использует термина "цивилизация" (ед.число) для обозначения более высокой, чем варварство ступени развития общества). Мы будем придерживаться терминологии последнего.

(*6) Он выделяет соответствующий ареал тесно связанных в своей истории народов и территорий, исследуя происхождение какого-либо существенного феномена современной культуры.

(*7) Рассмотрим пример древнего Египта. Одним из важнейших факторов заставлявших вновь и вновь объединяться не только относительно небольшие "номы" (административные единицы), но и Верхний и Нижний Египет имел четкую "материальную" основу - Нил (поддержание оросительной системы Нила). Эту функцию "большого общества" обеспечивало в первую очередь сословие жрецов, руководившее аграрно-мелиоративным циклом и идеологией (центральной фигурой которой был фараон).

Место реки (оросительной системы) может занимать торговый путь. Так целостность Киевской Руси была тесно связана с функционированием торгового пути "из Варяг в Греки". Его обеспечивали княжеский род и княжеские дружины, сначала собиравшие и сопровождавшие торговые караваны, а позже защищавшие торговые города и пути, а заодно и южных хлебопашцев, поставлявших товар, от набегов кочевников (последняя задача решалась и была в основном решена Святославом, Владимиром и его сыном Ярославом Мудрым).

Распад Киевской Руси к н.ХIII в. на Новгородско-Псковскую, Владимиро-Суздальскую, Галицко-Волынскую, Черниговскую и Киевскую части в значительной, если не в основной, степени обусловливался "материальными" процессами - изменением направлением мировой торговли. С установлением прямых торговых связей Зап. Европы с Малой Азией через Средиземное море, минуя Киев и Византию (Царь-град - Константинополь), последние с сер. ХII в. теряют роль посредников в торговле между Востоком и Западом, а после взятия и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 г. древний торговый путь "из Варяг в Греки", и без того подорванный хозяйничаньем половцев-кипчаков в степях, окончательно заглох. Процесс ослабления торговли через Киев сопровождается увеличением значения торговли его наследников: Новгорода, Смоленска, Полоцка с Западом, Владимира на Клязьме (и Чернигова) с камскими болгарами и далее югом Кавказа, а также торговля Владимира на Клязьме со Смоленском, Чернигорвом и Галичем / Рыбаков . Гл.: Торговля и торговые пути. В кн.: История культуры древней Руси.АН СССР. М.-Л.,1948/.

(*8)Это убедительно прослеживается на примере объяснения дикаря, утверждающего, " что если кто-либо отнимет у него жену, это будет дурно, но если он возьмет себе чью-нибудь жену, это будет хорошо" / Тайлор, с.430,431/.

(*8б)"Первобытные люди,- пишет известный исследователь первобытного мышления Л.Леви-Брюль,- смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы....Они чувствуют себя окруженными со всех сторон духовными силами, которые представляются им сосредоточенными в предметах, к которым их внимание привлечено повседневными нуждами....В в целом континууме...духовных сил они дифференцировали с весьма различной степенью определенности множество духовных агентов" /Леви-Брюль,с.25,68/. "Первобытное мышление конкретно, нерасчлененно и образно.....- пишет другой известный ученый О.М.Фрейденберг.- Основная черта так называемых тотемических представлений - слитность в них внешней природы и человеческого общества, с одной стороны, и с другой - слитность в них единичности со множественностью. Эти две черты являются результатом особенностей сознания, в котором субёект и объект еще не расчленены. Человек, принадлежащий безличному коллективу, не имел еще предпосылок для выделения понятий о единичности"/Фрейденберг,сс. 19, 24/.

(*9)Наряду с этим широко были распространены индивидуальные отношения с более мелкими богами. Но в этих отношениях фигурировали просьбы, замаливание грехов, магия. К вопросу "о назначении жизни" человека они прямого отношения не имели, хотя очень важны при изучении психологии и мироощущения людей того времени.

(*10)"Понятие эпической "чести" раскрывается и реализуется как бы в двух плоскостях: духовной и материальной,- пишет И.В. Шталь, - Духовная честь - слава в потомстве, материальная - дары" /Шталь,с. 133/, а также наделение "местом почетным и брашном, и полной на пиршествах чашей" (Ил. Х11, 311, пер. Н.И.Гнедича)." Честь осмысляетсяэпосом как признание заслуг героя перед обществом, своеобразная плата за многие и тяжкие труды"/Там же с. 137, 132/.

(*11)Из проделанного анализа вытекает, что религиозные системы прошлого можно подразделить на "племенные", "государственные" и "мировые". Первые и вторые задают в "идеалистической" сфере единство соответственно социально однородного и гетерогенного коллектива. Последние - единство индивидуальной жизни с точки зрения этической проблемы "добра" и "зла". Для первых характерно отношение слияния с богами, для вторых - служение богам для третьих - любовь к Богу. Такое различение позволяет расклеить различные понимания "атеизма": 1) как неоязычества в коммунистическом или фашистском исполнении (вспомним ницшевское "Бог умер!"), 2) как светскую культуру, которая может быть как "идеалистической", так и "прагматической", 3) как "прагматическую" ориентацию.

(*12) До их появления развитие орудий труда и самого процесса труда,носившего в основном условно-рефлекторный характер, шло темпами соизмеримыми с темпами биологической эволюции.

(*13) Если вместо неадекватного для первобытной культуры членения на "реальное" и "фантастическое" /Токарев/ воспользоваться расчленением "праздник" - "будни", то аргументы спорящих сторон перестают противоречить друг другу. Тогда окажется, что пралогическое" или "мифологическое" мышление Л. Леви-Брюля /Леви-Брюль/ относится к сфере праздника", а в /Токарев/ и /Артемова/ говорят о сфере "будней", в которой, конечно же, охотник не путает себя с дичью. Но для первобытного человека эти две сферы существуют как две отдельные реальности, он живет в каждой из них по очереди.

(*14) Существовала и другая линия этизации, которую демонстрируют зороастризм и манихейство ( роль этой линии в русской культуре подробно анализируется в /Ахиезер/). Индо-иранские древние верования, где представлена космическая борьба двух сил, олицетворяющих благодатные дожди и вредоносную засуху, получают в зороастризме коллективно-этическое переосмысление как космическая борьба сил добра и зла. По сути, в зороастризме - государственной религии древнего Ирана с 1 в. до н.э. по У11 в. н.э. этизация происходит на более древней основе, чем рассматривалось выше. Здесь люди не слуги, ублажающие "бессмертных" "блаженных" богов,, а часть космоса, помогающая "бессмертным", "обладающим силой" богам поддерживать миропорядок.

Здесь проблема справедливости возникает не внутри общества на индивидуальном уровне, а между обществами: одна сторона - воинственные кочевники, совершающие набеги на мирные селения - другую сторону. Степень индивидуализации здесь относительно низка, о чем свидетельствует отсутствие темы необратимости смерти ("во веки веков"). По-видимому в силу этой общинности и заземленности подобные учения берутся на вооружение крестьянскими антифеодальными движениями, где субъектом выступает ни индивид, а социальное движение (слой). Соответственно место личнгостных идеалов занимает социальная утопия - образ безконфликтного "золотого века" в начале и конце истории.

(*15) Пример Египта, Индии, Китая, показывает, что один и тот же тип производства рождает разные цивилизации. Широкий спектр политических систем в рамках одной цивилизации(скажем,западноевропейской цивилизации в разное время) говорит о том, что и этот критерий вряд ли можно класть как основопологающий. Более серьезными конкурентами являются шпеглеровский "стиль" культуры /Шпенглер/ или тип теоретической рефлексии /Романов/, который,по-видимому, тоже достаточно однозначно специфицирует цивилизации.

(*16) Этот идеал возник в ходе внутриполитической борьбы на ранних этапах формирования римского общества.

 

Источники и литература.

 

Абрамян А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983.

Аверинцев С.С. Византия и Русь. Два типа духовности.// Новый

мир, 1989, N8.

Аврелий Марк. Размышления. (Пер. А.К.Гавриловой. - Л., 1985. Андреев Ю.В. Греция в архаический период и создание классического полиса.//История древнего мира. Кн.2. Расцвет древних обществ. - М., 1982.

Арнольдов А.И., Батунский Н.А., Межуев В.Н.. Культура.// Философский энциклопедический словарь. - М."СЭ, 1983.

Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. - М., 1987.

Ахиезер Ф.С. Росссия: критика исторического опыта. Т.1 -3,М.1971.

Баткин Л.Н. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.:Наука, 1989.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века.//О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.:Наука, 1990.

Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969.

Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. Буртин Ю.Г.Ахиллесова пята исторической теории

Маркса./Октябрь, 1989, N 11, 12. Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс,1990 Восленский М. Номенклатура //Октябрь, 1990, N 12. Геллнер Э. Нация и национализм. //Вопросы филосо

фии, 1989, N 7. Гесиод. Труды и дни. //Эллинские поэты. Пер. В. Вересаева. - М., 1963. Гомер. Илиада. (Пер. Н.И. Гнедича. М., 1975.

Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. - М., 1986. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IIII. - Изд-во ЛГУ, 1979. Дьяконов И.М. Сирия, Финикия и Палестина в III-II

тыс. до н.э.// История древнего мира. Кн. I. Ранняя древность. - М., 1984.

Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XIVвв.) Л.: Наука

Иванов В.В. Древние культурные связи южнобалканского, эгейского и малоазийского (анатолийского) ареалов.//Балканский лингвистический сборник. М., 1977, с.3; он же: Древняя литература Малой Азии.//Луна, упавшая с неба. М., 1977.

Иванов В.В. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния. Структура текста. - М., 1988.

ИВЛ. История всемирной литературы. Т.I. М., 1983.

ИДВ. История Дрeвнего Востока...Месопотамия. Ч.I М., 1983.

Исаев И.А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство /Тоталитаризм, с.203-222/.

ИППУ. История политических и правовых учений. Древний мир. - М., 1985.

 Камю А. Бунтующий человек. М71990.

Кант И. Соч. Т.4, ч.2 - М., 1965.

Кечекьян Ф. Всеобщая история государства и права.Ч.I

Древний мир. Вып. I. Древний Вавилон и Древняя Греция. - М., 1944.

Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М.1977.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилона: человек, судьба, время. - М.: Наука, 1983. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа.//Исторические портреты. - М.: Правда, 1984.

Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. - Декорат. иск-во СССР. 1985, N 1, с. 39.

Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. - М.: Наука, 1981.

Коран. Пер. Ю.А. Крачковского. - М.: Наука, 1986.

Коростовцев М.А. Литература Древнего Египта. - ИВЛ, 1983.

Крамер С.Н. Мифология Шумера и Аккада. Мифология древнего мира. - М.: Наука, 1977.

 Ксенофонт. Афинская полития. Аристотель. Афинская полития./Пер. Лурье. - М.-Л., 1936.

 Кудинов В.М., Кудинова М.В. Сумка кенгуру. - М., 1987.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М., 1930.

 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона.//Платон. М., 1968.

Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.

 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. 1979. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.61968.

 Межуев В.Н., Толстых. Производство как общественный процеcс. М., 1986, гл. I, II. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность. Философский энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1983.

 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Вопр.филос., 1989, N 3-4.

 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. - М.: Прогресс, 1987.

Платон Сочинения в 3-х тт. М.1968.

Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.

Померанц Г.С. Парадоксы модернизации. // Человек, 1990, N 1. 49.

Поэзия и проза Древнего Востока. - М.,1973.

Прохоров Г.М. Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ, т. 34, 1979.

Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с философией вообще. Т.I. - СПб, 1889.

Розин В.М. Музыкальное произведение как социо-культурный и психологический феномен. Опыт гуманитарной реконструкции становления классической музыки. В кн.:Музыкальные произведения в системе художественной коммуникации. Красноярск, ИКУ,1989.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М.,ГРВЛ,1991.

РС. Размышления о судьбах Европы. Западная литература 80-х годов.М., ИНИОН,1988.

Саллюстий. Гай Крисп. Соч. - М.: Наука, 1981.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977.

Серегин А. Рождение нации (становление народа Республики Кыргызстан).//"Век ХХ и мир",1992, N 2, с.24-31.

Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

Тацит Корнелий. Соч. в 2 т.т. Т.I - Л.: Наука, 1969.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. - М.: Мысль, 1974.

Тойнби А.Дж. Постижэение истории. М.1991.

Токарев С.А. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. - М.: Наука, 1986. Т. 2, гл. 6, п.I.

Топоров В.Н. Праздник. Космогонические мифы. Древо мира.// Мифы народов мира. - М.; СЭ. ТТ.I, II. 1982.

Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989. Уколова В.И. Культура Зап.Европы. Зрелое средневековье (XI-XIIIвв.). В кн.: История Европы. Т.2.Средневековая Европа. М.,Наука,1992.

Федотов Г.П. Россия и свобода.//Знамя, 1989, N 12. ФЭС. Философский энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1984.

Фильштинский И.М. Арабская литература. - ИВЛ. Т.2. 1984.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. - М.: Наука, 1984. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Фрейденберг О.М. Происхождение греческой лирики. - ВЛ, 1973, N 11, с. 101-123. Хайек Ф.А. Дорога к рабству.// Вопросы философии. 190, NN 10-12.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.,Наука,1988.

Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. - М., 1980.

Цицерон. Избр. соч. / Пер. М. Гаспаров. - М., 1975. Чернышев Б.С. Софисты. - М., 1929.

Чупрынин С.И./Составитель/ Оттепель 1952 - 1956. Страницы русской советской литературы. М.: Советский рабочий, 1989-1990.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.,Прогресс,1992.

 Шпенглер О. Закат Европы. Пг.,1923.

Штайерман Е.М. От гражданина к подданному.//Культура Древнего Рима. Т. I. - М.: Наука, 1985.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М.: Наука, 1983.

ЭВО. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984. Эпиктет. Беседы Эпиктета. (Пер. с древнегреческого Г.А. Тароняна.- ВДИ, 1975, N 2-4; 1976 - N 2).

Янов А. Русская идея и 2000-й год. - Нью-Йорк, 1989.(С сокращениями// Нева, 1990). Ярхо В.Н. Греческая литература архаического периода.// История всемирной литературы. Т.I. - М.: Наука, 1983.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.,ИНИОН,1991.

Adkins A.W.H. Merit and responsibility, Oxf., 1960. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. n.y., 1976.

Brandon S.G.F. Man and his Destiny in the Great Religions, Oxf., 1962. Nash M. The athnic cauldron of the modern World. Chicago, 1989.

Rustov D.A. "Nation" International Encyclopedia of the Social Sciences. Mcmillan and Free Press, Cop. 1968.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика