Адрес e-mail:

Теория социокультурных общностей

В предлагаемых статьях, используя пару понятий «сообщество - культурное ядро» уточняются понятия цивилизационной, национальной и этнической общностей.

В первой главе брошюры (1) ««Духовное» и «политическое» «ядра» «локальной цивилизации» и их столкновение в истории России» (2012) (вошедшую затем в сборник «Россия как цивилизация: материалы к размышлению») уточняется понятия «локальной цивилизации» и «субцивилизации», а также «процесса этической индивидуализации», в котором показывается этическое основание «осевого времени» (К.Ясперс), рождающего «мировые религии» и вводится очень важное для понимания современных процессов представление о коллективистском и различных формах индивидуализированного сообщества. Здесь же рассмотрена сложившаяся в 10-12 вв. европейская «локальная цивилизация» как пример многокомпонентной полиядерной цивилизации. В последнем параграфе этой главы вводится еще одно очень важное различение: «приказные» и «договорные» институциональные типы, определяющие типы политических и экономических институтов (они коррелируют с X- и Y-матрицами С.Г.Кирдиной).

Следующая группа понятий возникает вокруг уточнения понятия «нации», чему посвящена работа (2) «К вопросу о понятиях "национальной общности" и национального "культурного ядра"». Там же обсуждается понятие «национализма».

В статье (3)«Определение понятия этнос: методологический анализ» (2014) уточняется понятие «этнической общности» или «этноса» как дополнительного к понятиям цивилизационной и национальной общностей.

Краткое изложение всей системы понятий дано в статье (4) «К определению понятий этнос, народ, нация и национальное государство» (2015) (чуть расширенная версия)

Эта система понятий далее применяется в нескольких областях.

А) Анализ современной мультикультурности в условиях глобализации и связанных с этим проблем проводится в ряде моих работ: в статье (5a) «К эволюции мультикультурных обществ. (Межцивилизационные аспекты в условиях глобализации)» (2011) более подробно описана старая моноцивилизационная (1960-1980) «мультикультурность I»; в статье ()  «Типы мультикультурности в современном мире» (2013) дается пять типов мультикультурности и подробнее рассматривается открытость государств в современном мире. Наибольшее внимание в обеих работах уделено возникшей в Европе новой полицивилизационной «мультикультурности II», которая плохо различима через «оптику мультикультурализма». Сегодняшние потоки беженцев лишь усугубляют выделенные в этих работах проблемы, не требуя принципиально новой схемы.

Б) В работах () и (6b) «Субцивилизационная специфика США» 1 и 2 сделана попытка анализа североамериканской субцивилизации и ее «культурного» ядра.

В) Целый ряд работ посвящен анализу российской субцивилизационной специфики и ее проявлении в истории России последних трех веков (т.е. императорской, советской и (чуть-чуть) постсоветской), с характерными циклами реформ и контрреформ. Этому посвящена вторая часть уже указанной работы (1), в более кратком и концентрированном виде это изложено в статье (7)« Россия между несовременными «приказными» институтами и современной демократической культурой» (2012), отдельно рассмотрен внутрироссийский смысл «Октября 1917» в статье (8)«Место «Октября 1917»  в истории России: революция или бунт?» (2017) и суть (9) «Оттепели» в статье «О месте «шестидесятников» и «оттепели» в истории России» (2008).

В отдельной работе (10) «Россия между нацией и субцивилизацией. Сравнение с Францией» рассматривается процесс формирования нации в России и его сознательной незаконченности и в досоветский и в постсоветский период, ибо законченность чревата развалом.


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика