Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Рязанов Д.Ю. "Приёмы Дхвани рассы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»"

Древнеиндийская традиция Дхвани рассы, особого искусства построения художественных текстов, уже в течение шестнадцати веков привлекает к себе пристальное внимание специалистов. Слово «дхвани» в переводе с санскрита означает «скрытый», слово «расса» переводится как «поэтическое настроение», соответственно суть теории Дхвани рассы состоит построении художественного произведения с двумя слоями. Первый слой – внешний сюжет, ра­циональный, обладающий занимательностью, второй – архетипический код, не воспринимаемый осознанно [1, 2].

Таким образом, используя архетипические символы и сценарии при создании литературного произведения, Дхвани расса позволяет сформировать у читателя или слушателя один из десяти видов эмоциональных переживаний, «поэтических настроений» [2].

Отметим, что в силу своей архетипичности большинство приёмов Дхвани рассы могут быть использованы талантливыми писателями и поэтами неосознанно, в порыве творческого вдохновения. Продемонстрируем этот факт на примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Разработанная автором база данных по архетипам Дхвани рассы позволила сделать следующий вывод: роман «Мастер и Маргарита» построен по технологии классической древнеиндийской поэтической традиции Дхвани, с соответствующим эмоциональным переживанием «изумление, откровение» [3].

Согласно теории Дхвани рассы внушение этого настроения производится путём описания целой гаммы переживаний героя, начиная с ощущения беспокойства, неустроенности до прихода, в конце концов – через радость, возбуждение и самое изумление, откровение – к удовлетворённости. «Доминирующий цвет» настроения – жёлтый [2].

Начнём с главного героя романа Мастера. Первое знакомство читателя с ним происходит в стенах психиатрической клиники. Естественно, Мастер находится в состоянии сильного беспокойства и неустроенности, причём слово беспокойство неоднократно звучит из его уст. Затем, уже возвращённый Воландом в свою прежнюю каморку, Мастер испытывает чувство радости, пусть и очень зыбкое. После, выпив отравленное вино и «воскреснув», он приходит к осознанию сути происходящего, т.е. переживает откровение. И, наконец, в заключение романа Мастер обретает дарованную Воландом удовлетворённость на веки.

Маргарита претерпевает психические метаморфозы гораздо более выражено. Начиная с неустроенной жизни у законного мужа и беспокойства по поводу исчезновения Мастера, она испытывает безумную радость, став ведьмой и летя над городом, более того, эта радость переходит во всё большее возбуждение от новых впечатлений. Бал у сатаны становится для неё моментом величайшего изумления и глубокого откровения. И в итоге вместе с Мастером Маргарита получает возможность вечного удовлетворения.

Теперь рассмотрим роман Мастера о Понтии Пилате, который также проходит через всю соответствующую внушаемому настроению гамму переживаний. Сильная головная боль, от которой невозможно избавиться, вызывает у Пилата беспокойство. Однако приход Иешуа Га-Ноцри вылечивает его, что в совокупности с радужными мечтами о приятных совместных беседах, вызывает неподдельную радость римского прокуратора. Но «преступления» Иешуа и настойчивость первосвященника не дали реализоваться желаниям Понтия Пилата. Придя в состояние возбуждения, он ссорится с первосвященником и приказывает убить Иуду. Затем приходит и откровение в виде осознания своей трусости и подлинного величия Иешуа. И, наконец, слово Мастера освобождает Пилата и даёт ему удовлетворённость.

Что касается цветовой символики, то жёлтый цвет упоминается в романе более ста раз как явно, вспомним, например, знаменитые жёлтые цветы Маргариты, так и через ассоциативные ряды.

Таким образом, все условия Дхвани рассы, предписываемые для формирования у читателя переживания изумления, откровения выполнены Булгаковым самым тщательным образом. Кроме того, за счёт фрактальности романа, вложенных сюжетных линий, происходит многократное усиление внушаемого поэтического настроения [2].     

 

Литература

1. Анандавардхана Дхваньялока (Свет Дхвани). — М.: Наука, 1974.

2. Галинская И.Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986.

3. Рязанов Д.Ю. Моделирование структур архетипической информации, Сборник научных трудов «Моделирование процессов обработки информации». — Москва, 2007, с. 231–241.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика