Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Коцюба В.И. "Христианская антропология как предмет историко-философского исследования"

1. Изучение христианской антропологии оправдано не только в рамках религиоведения, истории и философии религии, но и в области истории философии, в частности, в работах по истории русской философии. Христианство было одним из конституирующих факторов русской и европейской культуры. Через воспитание, нравственные нормы и идеалы, культурные традиции оно влияло на формирование русских мыслителей. Некоторые русские философы прямо рассматривали свое мировоззрение как христианское. Например: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский и др. И даже те мыслители, которые отрицательно относились к религии, в ранний период своей жизни, как правило, имели религиозные устремления. Например: М. Бакунин, А. Герцен, Н. Чернышевский и др. Особенное влияние, на наш взгляд, должны были оказывать христианские представления о человеке, его духовном предназначении, христианские идеалы совершенной человеческой личности. Иными словами, все то, что можно отнести к христианской антропологии и этике. Это связано с тем, что идея человека, формируемая в культуре, становится, как отмечает немецкий исследователь     В. Шюсслер, «содействующим фактором» в жизни людей, влияет на их реальную жизнь[1]

            Важность рассмотрения христианской антропологии связана также с тем, что антропологическая тематика вызывала особенный интерес у русских философов. По словам В.В. Зеньковского, русская философия «больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях»[2]. С. Франк в статье «Сущность и ведущие мотивы русской философии» писал: Излюбленная тема русских размышлений – человек как звено во всеобщей богочеловеческой связи. …Лучше всего она может быть названа религиозной антропологией»[3].

2. В этой связи было бы полезно проанализировать значение и понимание христианской антропологии в антропологии русских мыслителей, прежде всего представителей религиозной философии. Для этой цели требуется реконструкция «картины» христианской антропологии, какой она была в рамках христианской традиции в тот или иной период истории русской философии. В Росси XIX века условно можно выделить три направления религиозной мысли, в которых выражала себя доминирующая в культуре православная христианская традиция, и соответственно отражалась и христианская антропология. Это:

а) наследие религиозных мыслителей – церковных иерархов, по канонам самого православного христианства обязанных сохранять в чистоте учение Христа для своих современников, оберегать его от искажений. Это наследие, как правило, представлено в речах, выступлениях, проповедях, резолюциях, лекциях, трудах по экзегетике, патрологии и т.д. Особенно интересными для исследования могут быть речи и проповеди. В них христианское учение о человеке связывалось с реалиями своего времени, давалась оценка нравов, важных событий, тенденций с позиций христианского мировоззрения. Речи и проповеди имели широкое печатное распространение, обсуждались в обществе, и таким образом через них складывалось восприятие и понимание христианства и у представителей русской философии. Например, выступления архиепископа Иннокентия Борисова, «служили предметом общего внимания почти всей тогдашней прессы», они печатались в «Московитянине», И.В. Киреевский писал на них рецензии[4]. П.Я. Чаадаев общался с митрополитом Филаретом (Дроздовым), слушал его проповеди и похвально отзывался о них[5]. При выборе авторов этого направления предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать тем из них, кто был наиболее известен у образованных современников, получил от них высокую оценку, и вместе с тем, признавался авторитетным в самой православной христианской традиции. В 1-й половине XIX века такими были уже упоминаемые митрополит Московский Филарет (Дроздов) и прозванный русским Златоустом, весьма популярный в обществе, архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов).

б) второе направление – наследие преподавателей Духовных Академий, представителей духовно-академической философии, которые видели свою задачу в построении систематической христианской философии, включающей в себя, явно или неявно, и христианскую антропологию. Ценность изучения данного направления, в профессиональном, качественном знании его представителями европейской философии и западного богословия. Духовно-академическая философия через оценку философских учений, католической и протестантской антропологии неявно показывала особенности отечественной православной традиции понимания человека. Кроме того, духовно-академическая философия оказала влияние на русскую религиозную философию.

в) третьим направлением можно назвать аскетическую литературу, в особенности, эпистолярное наследие христианских подвижников, тематически очень тесно связанные с христианской антропологией.

3) Методология исследования христианской антропологии, на наш взгляд, могла бы включать следующие моменты:

а) рубрикацию основных антропологических тем и вопросов. Здесь несомненную помощь могут оказать темы и основные понятия философской антропологии: понятия о человеческой природе, месте человека в мироздании, о смысле жизни и т.д.

б) анализ ключевых понятий и основных положений христианской антропологии, таких как: «образ Божий» в человеке, первородный грех и т.п. в литературе соответствующего периода.

в) сравнительный анализ русской христианской антропологии с другими религиозными и философскими учениями о человеке.

В перспективе, с позиций общей картины христианской антропологии в России, можно было бы полнее оценить степень влияния христианского православного понимания человека на представителей русской философии, а также оценить особенности их собственных воззрений. Христианская антропология давала бы необходимый для оценки контекст.


[1] Philosophische Anthropologie.  Schüssler W. (Hg.). Freiburg, 2000, S. 13.

[2] Зеньковский В.В. История русской философии. – Ленинград, 1991.Т. 1. Ч. 1. С.16.

[3]  Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки, 1990. С. 90.

[4]  См. Буикевич Т. свящ. Иннокентий Борисов бывший архиепископ Херсонский // Русский Златоуст: Жизнеописание, слова, проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского. Единецко-Бричанская епархия, 2005. С. 346.

[5] См.  П.Я Чаадаев Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 2. – М., 1991. С.625–626.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика