Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

История философии Нового и Новейшего времени в контексте науки и культуры

Программа для студентов V курса

Составитель: докт. филос. наук СОКУЛЕР З.А.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ

Значение изучения философии для современного образованного человека.

Особенности философского знания: философия существует в своей истории.

Особенности философии изучаемого периода: неразрывная связь с проблемами научного познания.

Рекомендуемая литература:

Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 43-110. Гейзенберг В. О соотношении гуманитарного образования, естествознания и западной культуры // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 23-33. Койре А. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 12-26.

Лекция 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVI - XVII вв.

Геоцентрическая картина мира Аристотеля. Иерархия и глубокое качественное различие "надлунного" и "подлунного" миров. Учение об элементах и их взаимопревращениях. Аристотелевское учение о движении: виды движения; естественное и насильственное движение. Естественные движения, присущие каждому из элементов. Утверждение Аристотеля о невозможности движения в пустоте. Конечность мира. Аристотель о невозможности существования бесконечно большого тела. Различение актуальной и потенциальной бесконечности. Представление о слабых возможностях математики в познании природы.

Неоплатонизм эпохи Возрождения: представления о божественном единстве всего живущего; пантеизм; гилозоизм. Тождество макрокосма и микрокосма. Ренессансная концепция человека.

Признание важного значения математики платонистической и неоплатонистической традициями. Н. Кузанский: "учение незнание"; Бог как Единое, Бесконечное, Абсолютный Максимум и Абсолютный Минимум. Непостижимость бесконечности для человеческого интеллекта. Совпадение противоположностей в бесконечном. Все во всем. Вселенная как Относительный максимум. Тезис, что Вселенная не имеет ни границы, ни центра. Отрицание оппозиции подвижных небесных сфер и неподвижной Земли.

Роль герметической традиции, алхимии и магии в эпоху Возрождения. Идея единства всего сущего; связей и симпатий, пронизывающих всю Вселенную; влияния высшего на низшее, духовного на материальное. Понятие "естественного мага".

Неоплатонизм и пифагореизм в мировоззрении Н. Коперника и И. Кеплера.

Учение Дж. Бруно: единство всего сущего; монада как единство духовного и материального; влияние астральных сил в мире; всеобщая одушевленность; Земля как подвижное живое существо; человек как микрокосм; божественная сущность человеческого разума; назначение искусства памяти; "героический энтузиазм".

Галилео Галилей как представитель возрожденческого гуманизма. Опровержение противоположности "надлунного" и "подлунного" миров и защита достоинства земли. Обращение Галилея к идеям Платона: теории припоминания, учению о роли математики в сотворении и познании мира. Обсуждение проблем бесконечности.

Рекомендуемая литература:

Гайденко П.П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея // Рациональность на перепутье. Кн. 2. М., 1999. С. 29-64. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С. 290-332; 507-549. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII вв.). М., 1987. С. 5-138. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. М., 1995. С. 195-197; 212-222; 233-244. Йейтс Фр. Искусство памяти. СПб., 1997. Гл. 9, 11, 13. Койре А. Галилей и Платон // Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 128-153. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. - 623 с. Плутарх.Какой смысл вложил Платон в утверждение, что Бог всегда остается геометром // Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 138-141; СПб., 1996. С. 3-9, 16-27, 43-80, 86-134. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. СПб., 1995 С. 226-236; 249-273. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. Сокулер З.А. "Книга Природы написана на языке математики" // Научные традиции в истории и современности. Вып. 1. М., 1997. С. 25-55. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 61-93.

Лекция 3. РЕФОРМАЦИЯ. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИЗНАНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

М. Лютер и его деятельность. Критика папизма. Критика спекулятивной философии и теологии. Отрицание необходимости в посредниках между Богом и человеком. Право каждого самостоятельно толковать Писание. Спасение не делами, верой.

Противопоставление веры и разума. Непознаваемость Бога и полная компетентность разума в мирской сфере. Самостоятельное значение мирского. "Мирская аскеза".

Признание значения познания природы в протестантизме. Интерес к технической и экспериментальной деятельности. Критика католического ритуала и понимание природы как косной инертной субстанции. Отрицание иерархии высшего и низшего в природе. Влияние этих идей на философскую мысль в католических странах.

Рекомендуемая литература:

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. С. 41-68, 87-104, 151-164, 182-200, 279-310, 345-358. Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произведения 1520 - 1526 гг. Харьков, 1994. - 349 с. Соловьев Э.Ю. Парадоксы Реформации: От независимой веры к независимой мысли // История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. М., 1996. С. 43-67.

Лекция 4. ФРЭНСИС БЭКОН И СТАНОВЛЕНИЕ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ"

Учение Бэкона об "идолах", препятствующих правильному познанию вещей.

Эмпиризм Бэкона: единственный надежный источник познания - опыт. Критика бесплодной схоластической учености.

Эмпирический метод Бэкона - учение об индукции. Таблицы примеров.

Назначение наук: увеличивать могущество человека над природой; наделять человеческую жизнь новыми благами. Влияние кальвинизма на мировоззрение Бэкона.

Утопия "Новая Атлантида". Идея науки как коллективной деятельности, поддерживаемой государством. Влияние этой идеи. Движение любителей "экспериментальной философии". Возникновение первых научных академий.

Рекомендуемая литература:

Бэкон Фр. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1971. С. 63-84, 294-326; Т. 2. М., 1972. С. 12-36, 45-46, 53-54, 61-72, 91-142, 487-524. Визгин Вик. П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. 1995, ¹ 3. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. М., 1996. С. 00-111. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

Лекция 5. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА

Р. Декарт и его учение о рациональном методе. Процедура рационального сомнения и ее итог. Смысл утверждения: "Мыслю, следовательно, существую". Проблема достоверного знания: понятие ясных и отчетливых идей. Понятие "врожденных идей". Интеллектуальная интуиция и дедукция как основные элементы декартовского метода.

Дуализм Декарта: учение о двух субстанциях - мыслящей и протяженной.

Законы движения, формулируемые Декартом, и их метафизически-теологическое обоснование.

Механистическая картина мира. Отказ от "конечных причин". Отсутствие сил и стремлений у материи. Безграничность и однородность пространства. Программа объяснения всех явлений с помощью удара и толчка.

Рекомендуемая литература:

Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1989. С. 78-153, 180-206, 252-262, 268-273, 367-373. Гайденко П.П. Философские и религиозные истоки классической механики // Социокультурный контекст науки. М., 1998. С. 84-100. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII вв.). М., 1987. С. 139-200. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993. Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987. - 342 с.

 

Лекция 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МЕТОД И. НЬЮТОНА

Теологические и метафизические предпосылки закона всемирного тяготения: Кембриджский платонизм и его влияние на И. Ньютона. Теологические изыскания Ньютона. Метод Ньютона: действительно ли он "не измышлял гипотез"? Гипотезы в "Математических началах натуральной философии" и в "Оптике".Споры вокруг природы силы тяготения. Ньютон о непосредственном присутствии Бога в мире.Отличие метода И. Ньютона от эмпиристского и рационалистического методов.

Рекомендуемая литература:

Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. 1996, ¹ 5. Гайденко П.П. Философские и религиозные истоки классической механики // Социокультурный контекст науки. М., 1998. С. 84-100. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII вв.). М., 1987. С. 240-301. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. М., 1999. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. 1991, ¹ 6. Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987. - 342 с. Койре А. Гипотеза и эксперимент у Ньютона. Ньютон и Декарт // Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 175-266. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Пер. с лат. и комм. А.Н. Крылова. М., 1989. С. 30-37, 502-504, 658-662.

Лекция 7. ПАРАДОКСЫ ЭМПИРИЗМА

Понятия эмпиризма (единственный источник достоверного познания - опыт) и сенсуализма (единственный источник достоверного познания - чувственные восприятия).

Эмпиризм Т. Гоббса, его механистическая философия. Учение Гоббса о знаках и о природе математики.

Критика Дж. Локком учения о врожденном знании. Понятие tabularasa (чистой дощечки) как состояния души до всякого опыта. Локк об идеях простых и сложных, идеях внешнего опыта и рефлексии, об идеях первичных и вторичных качеств.

Дж. Беркли: отрицание сходства между идеями и тем, чем они вызваны в душе, отрицание объективности первичных качеств и существования материальной субстанции. Тезис Беркли: "Существовать - значит, воспринимать или быть воспринимаемым". Учение о знаковой природе общих понятий. Критика математического анализа.

Д. Юм и его критика причинности. Скептицизм. Юм и философия Просвещения.

Рекомендуемая литература:

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. С. 249-360, 395-442. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1. М., 1965. С. 51-217. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 154-184, 206-219. Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т. 1. М., 1985. С. 91-135, 154-181, 231-255, 459-477. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 301-398. Юм Д. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1966. С. 168-179, 198-219, 289-390.

Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII в.

Понимание "человеческой природы" и "естественного права" у Гоббса, Спинозы, Локка. Представление о принципиальном равенстве всех людей. Гоббс и Локк о "естественном законе", Спиноза о "божественном законе".

Понятие "естественного состояния" и роль этого понятия Учение об "общественном договоре" как источнике легитимности государственной власти. Функции государства: охрана безопасности человека и его собственности.

Учение Локка о разделении властей.

Пределы государственной власти. Спиноза о свободе совести.

Рекомендуемая литература:

Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1. М., 1965. С. 298-410. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 161-163, 177-184. Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая. // Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т. 3. М., 1988. С. 262-405. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 255-260, 313-320, 340-343.

Лекция 9. РАЦИОНАЛИЗМ Б. СПИНОЗЫ И Г.В. ЛЕЙБНИЦА

Б. Спиноза: понятие субстанции как причины самой себя; субстанция, модусы и атрибуты. Пантеизм. "Природа творящая" и "природа сотворенная". Критика телеологии. Необходимость и свобода. Механистический детерминизм. Теория познания, учение о недостоверном и достоверном знании. Интерпретация интуитивного знания. Смысл утверждения: "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей". Учение об аффектах, человеческом рабстве и его преодолении. Соотношение человеческой души и божественного интеллекта. Учение об "интеллектуальной любви к Богу".

Г.В. Лейбниц и его учение о монадах как неделимых, бестелесных, деятельных субстанциях. Деятельность монад - представление. Иерархия монад. Монады и исчисление бесконечно малых. Принцип непрерывности: "Природа не делает скачков".

Предустановленная гармония. Теодицея (оправдание Бога за наличие зла в мире) Лейбница.Теория познания: проблема врожденных идей и учение об "истинах разума" и "истинах факта". Основные принципы познания: тождества и достаточного основания.

Представления о пространстве, времени, материи. Критика концепции Ньютона.

Рекомендуемая литература:

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 141-153, 194-205. Лейбниц Г.В. Монадология // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М., 1982. С. 413-429. Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М., 1982. С. 430-528. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 231-300.

Лекция 10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основные философские идеи эпохи Просвещения (XVIII в.). Светское воззрение на общество, человека, искусство и науку. Защита свободомыслия и веротерпимости; идея "естественной религии". Сенсуализм; критика теологии и метафизики. Критика феодальных общественных институтов с позиций разума; теории общественного договора. Вера в прогресс человечества, основанный на разуме и науке. Понятие единой, разумной человеческой природы; особое внимание к проблемам воспитания.

Отличительные черты английского (Дж. Локк, Д. Юм), французского ("Энциклопедия", Д'Аламбер, Д. Дидро, Э. Кондильяк, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, Ф.М. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Русо) , немецкого (Хр. Вольф, А. Баумгартен, М. Мендельсон, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер) Просвещения. Лессинг о границах живописи и поэзии; о роли религии и Откровения в истории человеческого рода. Понимание человека и человеческой истории у И.Г. Гердера.

Работа И. Канта: "Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?" Кант: "Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине". Кант о праве каждого человека пользоваться собственным умом, в том числе в вопросах религии и политики.

Рекомендуемая литература:

Вольтер Ф.М. Эстетика. М., 1974. Вольтер М. Философские повести. М., 1953. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. - 703 с. Дидро Д. Сочинения в 2-х тт. М., 1986. Длугач Т.Б. Дидро. М., 1975. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Л., 1978. - 311 с. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 220-300. Кант И. Ответ на вопрос: "Что такое Просвещение?" // Кант И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 6. С. 25-36. Кант И. Рецензия на книгу И.Г. Гердера: "Идеи философии истории человечества". Ч. 1. // Кант И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 6. С. 37-52. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 455-493, 502-511, 560-570, 581-597, 605-609. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 94-285.

Лекция 11. ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА

"Коперниканский переворот", осуществленный Кантом в представлениях о познании. Понятие синтетических суждений априори. Три уровня синтеза, продуцирующих три типа синтетических суждений априори. Ответ Канта на вопрос: "Как возможна математика?": пространство и время как априорные формы созерцания. Различение "явления" и "вещи-самой-по-себе".

Ответ на вопрос: "Как возможно чистое естествознание?" Природа как объект возможного опыта. Учение об априорных категориях рассудка. Продуктивный синтез воображения - активная роль рассудка в познании. Неразрывная связь рассудка и чувственного познания.

Ответ на вопрос "Как возможна метафизика?" и критика притязаний разума. Указание на границы разума, учение о конститутивном и регулятивном применении разума. Антиномии чистого разума.

Учение Канта о долге, трансцендентальной свободе, об автономии морали и категорическом императиве. Кант о невозможности теоретического доказательства бытия Бога. Постулаты практического разума. Право практического разума на выход за пределы мира опыта.

Эстетика Канта. Априорное основоположение способности суждения. Трактовка вкуса, особенности эстетического суждения вкуса; антиномия вкуса; понимание прекрасного и возвышенного.

Рекомендуемая литература:

Виндельбанд В. История философии. В одном или в двух тт. Раздел о Канте. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 343-388. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. М., 1995. (Или том 4 (1) Собрания сочинений в 6-ти тт.). Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., 1997. С. 7-39, 103-198, 211-244. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 633-667.

Лекция 12. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ КАНТА

И.Г. Фихте: критика философии И. Канта, тезис о примате практического разума над теоретическим, идеалистическая диалектика "Я" и "не-Я".

Ф.В. Шеллинг: философия тождества. Развитие (потенцирование) абсолюта по законам диалектики. Представления о природе и об искусстве. Философия и искусство.

Система и диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Понятия абсолютной идеи, абсолютного духа, субъекта-субстанции. Идея развития: противоречие как движущая сила развития, понятия "своего другого", отчуждения и снятия. Пример гегелевской диалектики: диалектика количества и качества. Представления Гегеля об историческом процессе, "хитрости мирового разума", цели истории, месте искусства, религии и философии в историческом развитии. Трактовка государства. Диалектика формы и содержания в искусстве. Представление об истории философии как едином процессе, решающем одну и ту же основную проблему (о соотношении духа и материи).

Л. Фейербах и его трактовка отчуждения. Антропология как сущность христианства.

Рекомендуемая литература:

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979. - 288 с. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х тт. Т. 1. С. 35-100. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. С. 57-125, 420-455. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х тт. Т. 1. С. 209-218 (фрагмент: "Отношение философии к религии вообще"). Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 1. М., 1968. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 407-481. Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965. - 414 с. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: Попытка принудить читателей к пониманию. М., Тетра, 1993. - 120 с.

Лекция 13. К. МАРКС И ЕГО ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Идея непреложных законов истории и материалистического объяснения истории, диалектика производительных сил и производственных отношений, необходимые стадии исторического развития. Классовая борьба как закон развития антагонистических обществ.

Отчуждение труда в обществе, основанном на частной собственности и разделении труда.

Характеристика капитализма, положение пролетариата, "резервная армия" рабочей силы, закон "абсолютного и относительного обнищания пролетариата" при капитализме, обобществление производства.

Историческая роль пролетариата, неизбежность наступления коммунизма как бесклассового общества, в котором нет товарно-денежных отношений и частной собственности. Окончательное преодоление отчуждения при коммунизме. Необходимость диктатуры пролетариата в переходный период.

Понятие идеологии и "превращенных форм сознания". "Товарный фетишизм". Объяснение природы религии.

Рекомендуемая литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 152-212. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 482-494. Маркс К. Отчужденный труд // Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 559-572. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23. М., 1960. С. 80-93. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. С. 6-8. Рик¸р П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. С. 230-235.

Лекция 14. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Предтеча "философии жизни" А. Шопенгауэр. Смысл его утверждения, что "мир есть мое представление" - неразрывность субъекта и объекта. Трактовка пространства и времени как форм представления. "Мир как воля": "вещь -сама - по себе" в смысле Канта и "воля" по Шопенгауэру. Предел научного познания. Единство мировой воли. "Ступени объективации воли". Искусство как отражений объективаций воли. Этические выводы из учения о единстве мировой воли: "квиетив воли". Познание как чистое, пассивное, безвольное зеркало мировой воли.

Понимание "жизни" в философии жизни: цельность, неделимость, свобода, творчество, историчность. Неадекватность методов точного естествознания для постижения жизни. Неспособность рассудка постичь жизнь. Познавательные средства, пригодные для познания жизни: интуиция, чувствование, озарение, непосредственное переживание и пр.

Фр. Ницше: учение о "воли к власти (Macht - власть, могущество, сила)" как основном проявлении жизни на всех ее уровнях. Внеморальный характер жизни. Значение страдания в жизни.

Диагноз современной культуры по Ницше: пессимизм, нигилизм, декаданс. Критика фальши и лицемерия современной морали. Требование "переоценки всех ценностей". Переоценка христианства, философии и морали как "враждебных жизни". Ницшевское объяснение происхождение христианства и морали. Учение о "злобной зависти" слабых как движущем побудительном мотиве христианства и морали. Пророчество о "сверхчеловеке". Тема "вечного возвращения".

А. Бергсон и его понимание жизни и времени. Противопоставление пространства и времени. Понятия длительности, жизненного порыва. Творческая эволюция. Противопоставление интеллекта и интуиции.

В. Дильтей: жизнь как основной предмет "наук о духе". Различие методов наук о природе и наук о духе. Категории, пригодные для описания жизни: значение, смысл, ценность и т. п. Жизнь как переживание. Задача наук о духе - воссоздание жизни прошлого в переживании. История как "описательная психология". Самоценность различных культур прошлого.

О. Шпенглер: отрицание прогресса и законов истории. Критика универсальной исторической схемы: "Древность - Средние века - Новое время"; критика идеи всемирной истории. Учение о "душе" культуры. Связь души культуры с ландшафтом. Продуктивная роль "мирового страха". Архетипы различных культур. Характеристика "апполонической" и "фаустовской" культур. Стадии жизни и судьба культуры. Различение культуры и цивилизации. Обреченность современной западно-европейской культуры.

Рекомендуемая литература:

Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. С. 160-315. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995, ¹ 10. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998. С. 8-11, 23-35, 132-150, 156-166. Ницше Фр. Антихрист. По ту сторону добра и зла. Происхождение морали. Рождение трагедии из духа музыки. Так говорил Заратустра // Ницше Фр. Сочинения в 2-х тт. М., 1990 (Под ред. Свасьяна К.А.).Или: Ницше Фр. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1990. С. 17-93. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1997. С. 143-151, 265-277, 286-295. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990 (воспроизведение издания: СПб., 1914). - 230 с. Шопенгауэр А. Собрание сочинений. Т. 1. Мир как воля и представление. М., 1992. - 395 с. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. - 667 с.; Т. 2. М., 1998. - 607 с. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. - 114 с.

Лекция 15. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО МЕСТО В ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА

Значение психоанализа для философии ХХ в. З. Фрейд. Понятие бессознательного. Трехуровневая концепция личности: "Оно", "Я", "Сверх-Я". Динамика сознательного и подсознательного: понятия цензуры, вытеснения и сублимации. Объяснение явлений психической жизни и культуры как имеющих символическое значение.

Фрейд о сущности культуры. Интерпретация явлений культуры. Эрос и Танатос. Роль переживания вины для поддержания запретов культуры. Возвращение вытесненного.

Фрейд о происхождении религии. Понятие иллюзии.

К.Г. Юнг: понятие "коллективного бессознательного"; архетипы бессознательного; сущность религии; искусство и творчество.

Г. Башляр: психоанализ некоторых представлений (огня, воды) как "эпистемологических препятствий" на пути объективного знания.

Рекомендуемая литература:

Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: Итоги и перспективы // Вопросы философии. 1997, ¹ 7. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. - 148 c. Башляр Г. Вода и грезы. Очерк о воображении материи. М., 1998. - 268 с. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998. С. 190-211. Рик¸р П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. С. 152-325. Фрейд З. Автобиография Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 91-148. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. 1988, ¹ 8. C. 132-160 (или: Сумерки богов. М., 1990. С. 94-142). Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 143-221. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. - 415 с. Цвейг Ст. Зигмунд Фрейд // Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 3-90. Юнг К.Г. Конфликты детской души М., 1995. С. 225-330. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. - 314 с.

Лекция 16. РОЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Жизненная драма С. Кьеркегора. Стиль его произведений. Псевдонимы. Ирония.

Критика гегелевской философии. Идея экзистенциальной философии и экзистенциальной истины.

Эстетическая и этическая формы жизни. Выбор, ответственность.

Противоречие между верой и разумом. Парадоксальность веры. Абсурд. "Рыцарь веры". Понятие страха: исток человеческой греховности и свободы.

Рекомендуемая литература:

Быховский Б.Э. Кьеркегор. М., 1972. - 237 с. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970. Киркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Киркегор С. Дневник обольстителя. М., 1999. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1997. С. 152-163.

Лекция 17. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ХХ ВЕКА

М. Хайдеггер. Аналитика человеческого существования. Человеческое существование как "бытие-в-мире". Критика солипсизма. Мир как "подручное". Идея экзистенциальной герменевтики: человеческое существование как понимание. Время, ничто и человек. Подлинное и неподлинное существование. Подлинное экзистенциальное время. Свобода, забота, тревога, ответственность. Человеческое существование как "бытие-к-смерти".

Новое понимание метафизики, предложенное Хайдеггером. Вопрос о бытии существующего. Человек как "пастух бытия". Язык как "дом бытия". Истолкование истории западно-европейской культуры как истории "забвения бытия". Понимание истины. Отношение к философской традиции и к искусству.

Хайдеггер о сущности техники.

К. Ясперс. Человек и история. Понятие "ситуации"; пограничная ситуация. Экзистенция и коммуникация; экзистенция и трансценденция. Понятие "осевого времени".

Ж.-П. Сартр. Тезис, что у человека "существование предшествует сущности". "Человек как проект". Смысл утверждения Сартра, что "человек обречен быть свободным". Свобода, выбор, ответственность. Тема "другого" в творчестве Сартра. ("Так вот что такое ад! Ад - это другие).

А. Камю. Экзистенциалистские мотивы в его эссе и художественном творчестве. "Основной вопрос философии - это вопрос о самоубийстве". Миф о Сизифе как притча об абсурде и смысле человеческого существования.

М. Бубер. Человеческое существование в двух фундаментальных отношениях: "Я - Ты" и "Я - Оно". Основные сферы отношения "Я-Ты": природы, другой человек, Бог. История цивилизации как расширение сферы "Оно". "Затмение Бога" в современной культуре.

Рекомендуемая литература:

Арендт Х. Хайдеггеру - 80 лет // Вопросы философии. 1998, ¹ 1. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 15-91, 157-233, 341-418. Гадамер Г.-Г. Введение к "Истоку художественного творения" // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 120-132. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4. М., 1998. С. 3-86. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990. С. 22-318. Камю А. Посторонний (роман). (Любое издание). Камю А. Чума (роман). (Любое издание). Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999. - 133 с. Сартр Ж.-П. Дороги свободы (трилогия). (Любое издание). Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М., 1992. Сартр Ж.-П. Тошнота (роман). (Любое издание). Сартр Ж.П. Философские пьесы. М., Канон, 1996. Сартр Ж.-П. Фрейд: Сценарий. Первый вариант 1959 г. М., Новости, 1992. - 302 с. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 316-326. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 221-237. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 47-119. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 8-27. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 16-40.

Лекция 18. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Г. Фреге: Поиск абсолютно надежного и ясного основания математики. Идея освобождения мышления от власти языковых форм. Зависимость логики от языка. Построение в работах Фреге принципиально новой логики. Принципы анализа языка у Фреге (членение языкового выражения на функтор и его аргументы).

Дж. Э. Мур: понимание анализа, анализ "чувственного опыта", защита здравого смысла и опровержение идеализма путем анализа смысла идеалистических высказываний.

Б. Рассел: понимание анализа; развитие математической логики; соединение методов логического анализа с эмпиризмом учение о знании по непосредственному знакомству и знании по описанию.

Отношение к философской традиции в аналитической философии: идея революции в философии; требование строгости и точности философских высказываний; стремление освободиться от метафизических допущений; критика традиционных философских концепций как основанных на логической путанице. Теория дескрипций Б. Рассела.

Рекомендуемая литература:

Айер А. Д. Язык, истина и логика // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 50-65. Аналитическая философия: Избранные тексты. М., МГУ, 1993. - 181 с. Аналитическая философия: Становление и развитие (Антология). М., "Дом интеллектуальной книги", 1998. - 540 с. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998. С. 3-231. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999. - 237 с. Малколм Н. Мур и обыденный язык // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., МГУ, 1993. С. 84-99. Мур Д.Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., МГУ, 1993. С 66-84. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. - 325 с. Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., МГУ, 1993. С. 11-28. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1998. - 240 с. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999. - 480 с. Рассел Б. Философия логического анализа // Рассел Б. История западной философии. М., 1993. С. 750-756. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957. Фреге Г. Избранные работы. М., 1998. - 160 с.

Лекция 19. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Л. ВИТГЕНШТЕЙН

Жизненный путь Л. Витгенштейна. Основные идеи "Логико-философского трактата": логический каркас мира и языка; язык как образ реальности; логическая структура как условие возможности того, что образ указывает на то, образом чего он является. Различение того, что может быть и что не может быть выражено в суждениях. Природа большинства философских проблем. Трактовка предложений математики и естественных наук. Смысл утверждения, что "границы моего языка означают границы моего мира". Понятие "метафизического субъекта" и проблема солипсизма в "Логико-философском трактате". Учение о том, что невыразимо в языке. Воля, ценности и предложения этики. Смысл тезиса: "Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно о чем невозможно говорить, о том следует молчать".

"Поздняя" философия Витгенштейна. От философии логического анализа к анализу естественного языка. Понятие о "языковых играх", значении как употреблении, о следовании правилу и о ловушках языка. Анализ остенсивных определений. Холизм в трактовке языка и анализ "видения в аспекте". Тезис о невозможности "персонального языка": чувственные данные не являются основой функционирования языка. Анализ фраз и глаголов, относящихся к внутренним состояниям индивида. Языковые болезни и философская деятельность как терапия.

Дальнейшее развитие аналитической философии. Утрата антиметафизического пафоса. Проблема сознания в аналитической философии.

Рекомендуемая литература:

Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник-89. М., 1989. С. 238-245 Витгенштейн Л. Заметки о "Золотой ветви" Дж. Фрэзера // Историко-философский ежегодник-89. М., 1989. С. 251-263. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994. С. 3-11, 18-21, 24-25, 56-57, 64-67, 69-73, 77-258, 415-419, 438, 440-443. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998. С. 231-245; Кн. 4. М., 1999. С. 374-391. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996. С. 40-60. Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. М., 1993. С. 9-136. Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. М., 1987. С. 135-161. Остин Дж. Значение слова // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 105-120. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000. Сокулер З.А. Л. Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный, 1994. - 172 с. Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 159-174. Чизолм Р. Философы и обыденный язык // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 100-105.

Лекция 20. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ПОЗИТИВИЗМ И ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Основные постулаты позитивизма: наука не имеет ничего общего с метафизикой; наука отвечает только на вопрос "как?", но отказывается от вопроса "почему?"; наука описывает регулярные повторяемости наблюдаемых событий, но не лежащие в их основе сущности и процессы; математическая физика лежит в основе всех наук; биология основывается на физике; социология основывается на биологии; существует один единственный научный метод для всех наук. Эмпиризм и индуктивизм.

Трактовка научной теории и теоретических (постулируемых теорией ненаблюдаемых) объектов: попытка сведения теоретических терминов к терминам наблюдения. Неудача этих попыток.

Основные принципы постпозитивизма. Тезис о зависимости языка наблюдения от теоретического языка. Конвенциональный характер эмпирического базиса. Значение метафизических представлений для развития науки. Связь философии науки с историей и социологией науки.

Проблема сравнения конкурирующих теорий. Рассмотрение научных революций.

Рекомендуемая литература:

Кун Т. Объективные, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996. С. 40-60. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. - 288 с. Лаудан Л. Наука и ценности //Современная философия науки. М., 1996. С. 295-342. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. - 344 с. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. - 605 с. Поппер К. Реализм и цель науки (фрагменты) // Современная философия науки. М., 1996. С. 92-106. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. - 327 с. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. - 543 с. Фейерабенд П. Ответ на критику // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 419-470. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996, ¹ 9.

Лекция 21. СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ

Основные идеи структурализма: примат означающего над обозначаемым, структуры над элементом.

Распространение структурализма на область социальных и гуманитарных наук. К. Леви-Стросс и его трактовка мифа.

Постструктурализм и постмодернизм: Ж. Деррида, Ж. Лакан.

М. Фуко: понятие об "эпистемах" или "играх истины". Идея "археологии" знаний о человеке. Фуко о формировании представлений о человеке в гуманитарном познании XIX - XX вв. Фуко о рождении клиники, тюрьмы, психиатрической лечебницы. Роль отношений власти в становлении современных знаний о человеке. Понятие "власти-знания".

Критика общества "модерна" в современной западной философской литературе и постмодернизм.

Рекомендуемая литература:

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. Жак Деррида в Москве. М., 1993. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4. М., 1998. С. 298-349, 402-420. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 33-52, 118-146, 183-215. Леви-Стросс К. Сырое и приготовленное. СПб., Университетская книга, 2000. Маньковская Н.Б. "Париж со змеями": Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1997. С. 590-597. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. - 54 с. Фуко М. История сексуальности. Т. 1. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1977. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. - 308 с. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977. - 487 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 Физика и космология Аристотеля. Культурно-исторический контекст научной революции XVI - XVII вв. Формирование бесконечного универсума науки Нового времени. Неоплатонизм и пифагореизм в мировоззрении Н. Коперника и И. Кеплера. Возрожденческий платонизм и гуманизм в мировоззрении Галилея. Философско-теологический контекст формирования механистической картины мира. Философия и мистика в учении Дж. Бруно. Особенности неоплатонизма эпохи Возрождения. Учение Н. Кузанского. Фр. Бэкон и становление "экспериментальной философии". Метафизическое учение Р. Декарта и механистическая картина мира. Мировоззрение И. Ньютона и закон всемирного тяготения. Рационализм и эмпиризм в философии XVII в. Какое из предлагавшихся этими философскими направлениями объяснение человеческого познания представляется вам более убедительным и почему? Теории общественного договора. С каким пониманием государства несовместимы такие теории? Учение Дж. Локка о разделении властей. Монадология и теодицея Г.В. Лейбница. Философия И. Канта. Как вы понимаете утверждение И. Канта, что "хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта"? Сопоставьте учение Канта с учениями рационализма и эмпиризма. Этическое учение и эстетика И. Канта. Проинтерпретируйте утверждение И. Канта: "Разумное существо должно ... рассматривать себя как мыслящее существо (следовательно, не со стороны своих низших сил), как принадлежащее не к чувственно воспринимаемому, а к умопостигаемому миру; стало быть, у него две точки зрения, с которых оно может рассматривать себя...". Трактовка причинности у Д. Юма и И. Канта. Как вы понимаете тезис Дж. Беркли: "Существовать - значит воспринимать или быть воспринимаемым". Немецкая классическая идеалистическая философия: И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель. Как вы понимаете утверждение Г.В.Ф. Гегеля: "Лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно выясниться, что ее ход был разумен, что она являлась разумным, необходимым обнаружением мирового духа". Основные философские идеи эпохи Просвещения. Сопоставьте ответ И. Канта на вопрос: "Как возможна метафизика?" и отношение к метафизике в аналитической философии. Сравните понимание исторического процесса у Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и О. Шпенглера. Маркс об отчуждении труда и превращенных формах сознания. Философия жизни: общая характеристика. А. Бергсон и его понимание жизни и времени. Проинтерпретируйте высказывание Шопенгауэра: "Кроме представления и воли, мы не знаем и не можем помыслить более ничего". Фр. Ницше о воле к власти и формах ее проявления в человеческом обществе. Диагноз современной культуры у Фр. Ницше, О. Шпенглера и М. Хайдеггера. Сравните отношение к христианству у Фр. Ницше и трактовку религии у З. Фрейда. Как вы понимаете утверждение З. Фрейда, что религиозные представления "выдавая себя за знание, ... не являются подытоживанием опыта или конечным результатом мысли, это иллюзии,реализации самых древних, самых сильных, самых настойчивых желаний человечества; тайна их силы кроется в силе этих желаний"? Дильтей. Категории жизни и метод "наук о духе". Концепция личности в психоанализе. Сравните учение о врожденных идеях и концепцию "коллективного бессознательного". Экзистенциальная философия С. Киркегора. Человек и окружающий мир в философии экзистенциализма. Хайдеггер и его экзистенциальная герменевтика. Кому принадлежит высказывание: "Человек не господин сущего. Человек - пастух бытия". Как вы его понимаете? Как вы понимаете утверждение М. Бубера: "Нет Я самого по себе, есть только Я основного слова Я-Ты и Я основного слова Я-Оно" Проинтерпретируйте высказывание Витгенштейна: "Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно; о чем невозможно говорить, о том следует молчать". Что именно может быть сказано ясно? О чем невозможно говорить? Аналитическая философия. Понимание анализа, его цели. Теория дескрипций Б. Рассела. Понимание языка в ранней и поздней концепциях Л. Витгенштейна. Витгенштейн о характере философских теорий и задачах философии. Соотношение философии и науки согласно позитивизму и постпозитивизму. Понимание опыта в философии эмпиризма, в позитивизме и в постпозитивизме. Структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Сравните оценку современной европейской культуры у Ницше и в постмодернизме.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика