Адрес e-mail:

Программа для студентов 5 курса ФУПМ

Доц. Лаврова А.А.


История, философия и методология естествознания


Программа для студентов V курса


ТЕМА 1. Философские предпосылки возникновения современной науки в эпоху Возрождения и формирование технократического образа научного знания в философии Нового времени.

Раннебуржуазная светская культура. Историко-культурное содержание гуманизма. Реформация и ее роль в подрыве духовного авториторизма церкви.

Формирование теоретических и мировоззренческих предпосылок новоевропейской культуры. Антисхоластические тенденции в философии. Идеи пантеизма, антропоцентризма и натурализма (М. Фичино, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци). Проблема Бога и мира у Николая Кузанского (1401-1464). Его учение о “совпадении противоположностей”.

Философское и общекультурное значение открытия Н. Коперника (1473-1543). Учение Дж. Бруно (1548-1600) о бесконечности Вселенной. Развитие экспериментального и математического естествознания Леонардо да Винчи (1452-1519), Г. Галилеем (1564-1642), И. Кеплером (1570-1631) и значение их работ для истории философии и науки.

Социально-политические взгляды Н. Макиавелли (1469-1527) как выражение исторической тенденции к формированию светского национального государства. Идеи утопического социализма в сочинениях Т. Мюнцера (1490-1525), Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).

Историко-культурные предпосылки философии эпохи Нового времени.

Ф. Бэкон (1561-1626) и принципы эмпиризма как одного из основных течений философии Нового времени.

Критика Ф. Бэконом схоластики и программа «Великого восстановления наук». Критика «идолов». Учение о формах и «натурах». Суть индуктивного метода и его значение для развития естествознания. Бэконовская классификация наук и ее особенности.

Технократическая утопия Ф. Бэкона в работе «Новая Атлантида».


ТЕМА 2. Разработка научного метода в рационализме 17 – 18 веков.

Развитие логико-математического знания и становление рационалистического метода.

Р. Декарт (1596-1650) и принципы рационализма. Критика схоластики и определение новых задач философии. Основные правила метода. Учение об интеллектуальной интуиции. Метафизика Декарта: методическое сомнение, принцип cogito, рационалистический критерий истины, «врожденные идеи». Дуализм духовной и телесной субстанции. Психофизическая проблема. Окказионализм. Физика Декарта.

Монистическая философия Б. Спинозы (1632-1677) как попытка преодоления картезианского дуализма. Учение о субстанции, атрибутах и модусах. Теория познания и «геометрический метод». Проблема детерминизма, фатализма и свободы. Этика Спинозы.

Философская система Г.В. Лейбница (1646-1716). Монадология и учение о предустановленной гармонии. Учение о методе и познании. Полемика с сенсуализмом. Концепция Универсальной науки. Лейбниц и И. Ньютон (1642-1727).


ТЕМА 3. Становление механистической методологии европейского естествознания и британский эмпиризм 17 – 18 веков.

Развитие механики, математики и естествознания в период от Галилея до Ньютона.

Материализм и номинализм Т. Гоббса (1588-1679). Учение о “телах” как основа философской система Гоббса. Основные части и разделы системы. Гоббс о человеческой природе, “естественном” и “гражданском” состояниях, правах человека. Теория “общественного договора” и обоснование необходимости политической диктатуры. Отношение Гоббса к религии.

Сенсуалистическая философия Дж. Локка (1632-1704) и ее основные принципы. Критика учения о “врожденных идеях”. Учение о внутреннем и внешнем опыте, видах идей и их происхождении. Локковская (классическая) теория образования общих понятий. Типология знания. Проблема “первичных” и “вторичных” качеств и ее решение Локком.

Дж. Локк как политический мыслитель. Доктрина либерализма и ее главные принципы.

Имматериализм Дж. Беркли (1685-1753). Особенности его сенсуализма (отношение к Локку, проблема качеств). Критика абстракций, материальной субстанции. Идеалистический номинализм Беркли. Проблема существования. Понятие духовной субстанции. Отношение Беркли к науке.

Феноменализм Д. Юма (1711-1776). Учение о структуре опыта (перцепции, впечатления, идеи). Принцип ассоциации, виды ассоциаций. Проблема причинности. Критика Юмом понятия субстанции. Роль веры и привычки в познании. Проблема “личного тождества”. Учение об аффективной природе человека.


ТЕМА 4. Философия французского Просвещения и распространение идеологии европейского естествознания.

“Знание”, “разум”, “прогресс” как символы эпохи Просвещения. Идеология Просвещения и Великая французская революция.

Теоретико-познавательный скептицизм Вольтера (1694-1778), его критика учения о свободной воле и лейбницевского оптимизма. Концепция всемирной истории. Деизм и свободомыслие Вольтера.

Учение Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) о “естественном состоянии” человека и “человеческой природе”. Руссо об отчуждении и противоречивости общественного прогресса. Теория “общественного договора”.

Социально-политические теории. Учение Ш.Л. Монтескье (1689-1755) о “духе законов”. Политическая доктрина разделения властей. Концепции общественного прогресса в трудах Ж.А. Тюрго (1727-1781) и Ж.А. Кондорсе (1743-1794).

Д. Дидро (1713-1784), Ж. Д’Аламбер (1717-1783) и создание “Энциклопедии наук, искусств и ремесел”.

Учение французских материалистов о человеке, материи и движении. Концепция “человека-машины” в философии Ж.О. Ламетри (1709-1751). Идея “системы природы” в философии П.А. Гольбаха (1723-1789). Учение К.А. Гельвеция (1715-1771) об интересе и пользе.

Особенности сенсуализма Э.Б. де Кондильяка (1715-1780).


ТЕМА 5. Разработка диалектики в немецком идеализме конца 18 – первой трети 19 веков.

Обоснование экспериментально-математического естествознания в трансцендентальной философии И. Канта (1724-1804).

Философия и естествознание в докритическом учении И. Канта. “Коперниканский переворот”, совершенный Кантом в философии.
Теоретическая философия Канта. Смысл и задачи критицизма. Различение аналитических и синтетических суждений. Трансцендентальная аналитика. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Трансцендентальная логика, учение о рассудке, система категорий. Трансцендентальная диалектика как учение о разуме. Антиномии “космогонической идеи”. Кантовская критика философской метафизики.
Практическая философия Канта. Автономность этики и проблема ее обоснования. Соотношение долга и склонности. Различение моральных и легальных поступков. Категорический императив. Постулаты “практического разума”. Взаимозависимость теоретической и практической философии Канта. Антропологические идеи позднего Канта. Учение о “вечном мире”.
Философия И.Г. Фихте (1762-1814). Отношение к кантианству. Понимание им философии как “наукоучения”. Идеалистическая диалектика “Я” и “не-Я” и дедукция категорий. Соотношение “чистого” и эмпирического “Я”, знания и деятельности, свободы и необходимости.
Идеал-реализм Ф.В. Шеллинга (1775-1854). Особенности диалектики в его натурфилософии и “трансцендентальном идеализме”. Последующее философское развитие Шеллинга. “Философия тождества”. Философия и искусство, их роль в познании “Абсолюта”. “Философия откровения” и политические взгляды позднего Шеллинга.
Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Гегелевское понимание философии. Принцип тождества мышления и бытия. Интерпретация тезиса “все действительное разумно, все разумное действительно”. Диалектический метод и основные категории. Основные части философской системы Гегеля: логика, философия природы и философия духа. Учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Философия права и концепция всемирной истории. Проблема критерия исторического прогресса. Самодостаточность системы Гегеля и закат спекулятивного философствования.

 

ТЕМА 6. Развитие эмпирической науки и становление неклассической философии. Новая антропология и философия истории в европейской философии 19 века.

Развитие эмпирической науки и критика эссенциализма философии Нового времени. Пересмотр задач и характера философствования.

Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872) и критика им религиозного сознания.

Исторический материализм К. Маркса (1818-1883). Концепция отчуждения и его преодоления. Экономический детерминизм. Закономерности исторического процесса и роль личности в истории. Цели коммунистического движения.

Религиозный предэкзистенциализм С. Кьеркегора (1813-1855). Поворот к субъективности. Понятие “человеческого существования” (экзистенции). Фундаментальное значение свободы выбора. Учение о стадиях на жизненном пути.

Волюнтаризм А. Шопенгауэра (1788-1860). Учение о мире как “представлении” и “воле”. Два аспекта понимания субъекта. Истолкование познавательной и художественной деятельности. Пессимистическая этика Шопенгауэра.

Концепция “трагической эпохи” в ранней философии Ф. Ницше (1844-1900). Критика им историцизма. “Генеалогический” метод Ницше и его применение к познанию и морали. Концепция “европейского нигилизма”. Антихристианство Ницше. Волюнтаризм и перспективизм в поздней философии Ницше.

 

ТЕМА 7. Позитивизм и философия науки.

Ранний позитивизм. О. Конт (1798-1857) о предмете “позитивной философии” и “позитивном методе”. Закон трех стадий. Д.Ст. Милль (1806-1873) и позитивистские идеи в логике и методологии науки. Индуктивизм, психологическая трактовка оснований логики. Понятие научной истины. Идея эволюции в философии Г. Спенсера (1820-1903), его классификация наук. Редукционизм. Понятие о “Непознаваемом”.

Особенности “второго позитивизма”, или эмпириокритицизма. Борьба Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1896) против “дуализма”, критика “интроекции”. Мах о принципе “экономии мышления” и его роли в образовании понятий. Концепция “чистого опыта” и “нейтральных элементов”.

Основные этапы развития аналитической философии. Идея логического анализа языка. Проблема “чувственных данных” и “физических объектов”.

Обоснование логического атомизма и плюралистической онтологии Б. Расселом (1872-1970).

Проблема соотношения мышления, языка и реальности в ранней философии Л. Витгенштейна (1889-1951). Предложения как образы (модели) фактов. Суть аналитической деятельности. “Мистическое” как предел “мира фактов”. Позднее учение Л. Витгенштейна. “Языковые игры” как “формы жизни”. Социоцентристская трактовка языка и знания. Лингвистическая философия.

Логический позитивизм Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). Антиметафизическая платформа. Принцип верификации. Дискуссия о “протокольных предложениях”.

Кризис логического позитивизма. Переход от анализа структуры научного знания к анализу его развития. Постпозитивистская философия науки.

Методологическая концепция К. Поппера (1902-1994). Принцип фальсификации. Фаллибилизм и «перманентная революция» в науке. Содержание и правдоподобие теорий. Условия роста знания. Модель развития науки. Идея «третьего мира».

Социально-политические взгляды Поппера. Концепция «открытого общества».

Антикумулятивизм Т. Куна (1922-1995). Понятия «парадигмы» и «научного сообщества». От «нормальной науки» к научной революции. Структура научной революции. Влияние социально-исторических факторов на развитие науки.

Методология исследовательских программ в концепции научного знания И. Лакатоса (1922-1974). «Ядро» программы и его защитные слои. Сопротивление аномальным фактам. Возникновение соперничающей исследовательской программы с большей предсказательной способностью.

«Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда (1924-1994).


ТЕМА 8. Методология социо-гуманитарного познания в современной (неклассической) философии.

О. Шпенглер (1880-1936) и осмысление им кризиса западной цивилизации в книге “Закат Европы”. Понимание им исторического процесса. Критика европоцентризма. Исторический скептицизм. Трактовка культуры как организма. Основные антиномии концепции Шпенглера: природа и культура, морфология и физиогномика, причинность и судьба, культура и цивилизация и др. Теория общественного круговорота. Пессимистический активизм и “философия техники” позднего Шпенглера.

Психоанализ как философско-антропологическая концепция и как методология социального познания.

З. Фрейд (1856-1939) и формирование психоанализа. Учение о структуре личности (Я, Оно, Сверх-Я), биологических и социальных факторах неврозов. Подавление и сублимация либидо и механизм культуротворчества. “Принцип реальности” и “принцип удовольствия”.

“Аналитическая психология” К.Г. Юнга (1875-1961). Понятие “коллективного бессознательного”. “Архетипы” и факторы становления личности.

Неофрейдизм Э. Фромма (1900-1980). Понятие «социального характера».

Э. Гуссерль (1859-1938) - основоположник феноменологии. Критика им психологизма в обосновании знания, натурализации сознания и историцизма.

Основные черты феноменологического метода. “Естественная” и феноменологическая установки. Редукция и ее ступени. Структура “чистого сознания”. Учение об интенциональности.

Эволюция взглядов Гуссерля. Критика им сциентистского рационализма и объективизма. Понятие “жизненного мира”. Проблема обоснования интерсубъективности. От “чистого Я” к человеческой личности. Концепция “кризиса европейских наук”.

Восприятие феноменологических идей другими направлениями философии 20 века. Феноменологическое движение.

Немецкий экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Хайдеггера (1889-1976). Бытие и сущее. Аналитика “тут-бытия” (Dasein). Основные “экзистенциалы”. Конечность и историчность экзистенции. Подлинное и неподлинное существование. Хайдеггер о завершении европейской метафизики. Критика гуманизма. Истина как “открытость” бытию.

“Философия существования” К. Ясперса (1883-1969). Критика им позитивизма и идеализма. “Мир”, “экзистенция” и “трансценденция”. Проблема свободы. Понятие “пограничной ситуации”. Разум, экзистенция и “объемлющее”. Коммуникация. Религиозный характер философии Ясперса. Философия истории. Понятие “осевого времени”.

Особенности французского экзистенциализма. Интерпретация интенциональности сознания Ж.-П. Сартром (1905-1980). Феноменологическая онтология и ее основные понятия: “бытие-в-себе”, “бытие-для-себя” и “бытие-с-другими”. Бытие и “ничто”. Трактовка сущности и существования. Учение о свободе и проблема гуманизма. Философская эволюция Сартра.

Экзистенциалистская концепция А. Камю (1913-1960). Проблема смысла жизни. Понятие абсурда. «Бунт» как выражение человеческой свободы. Проблема личной ответственности человека перед лицом других людей и самого бытия в художественно-публицистических произведениях Камю (“Чума”, “Миф о Сизифе”, “Бунтующий человек” и др.).

Становление метода структурного анализа в лингвистике и его распространение на другие области знания. Переход от исследования осознаваемых явлений культуры к поиску бессознательных порождающих структур социо-культурной действительности. Основные понятия: означиющее - означаемое, синхрония - диахрония, система - элемент. Структурная антропология К. Леви-Стросса (р.1908).

“Археология знания” М. Фуко (1926-1984). Понятие эпистемы. Культура как знаковая система. Эволюция взглядов Фуко, его “генеалогия власти”. Изменение программы структурализма: от обнаружения структуры к показу “изнанки структуры”.

Дискуссии последних лет о понятиях “современность” (“модерн”) и “постсовременность” (“постмодерн”). Специфика культурной ситуации постиндустриального, позднекапиталистического общества. Идеи “завершения истории”, “завершения философии”. М.Фуко о конце “эпохи человека” и технике “заботы о себе”.

Деконструктивизм Ж. Деррида (1930-2004). Выявление и критика им “бинарных оппозиций”, метафизики “присутствия”, стирание границ между философией и литературой.

Ж. Делез (1926-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992) о капитализме и шизофрении.  Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998) об окончании “эпохи метанарратива”. Апология “разно-гласия”. Ж. Бодрийяр (1929-2007) о символическом обмене и универсальной симуляции.


Примерные темы ДОКЛАДОВ-РЕФЕРАТОВ


1. Рационализм в философии Нового времени и его сущность.

2. Учение о субстанции, атрибутах и модусах в европейском рационализме 17 – 18 вв.

3. Психофизическая проблема и ее решения в классической европейской философии.

4. Пространство, время и причинность в европейском эмпиризме 17 – 18 вв. и в современной науке.

5. Соотношение теоретической и практической философии И. Канта.

6. Преодоление дуализма «вещей-в-себе» и явлений в послекантовской философии.

7. Особенности идеалистической диалектики в немецкой философии конца 18 – первой трети 19 вв.

8. Позитивизм, его возникновение и основные этапы развития.

9. Основные тенденции первого этапа развития позитивизма.

10. Эмпириокритицизм, условия его возникновения и причины распространения.

11. Позитивизм ХХ в. (третий позитивизм), основные этапы его развития.

12. Развитие науки и проблема научных революций.

13. Наука как социальное явление и ее место в жизни общества.

14. Методологические вопросы компьютерной революции.

15. Понятие дискурса в современной философии.

 

Контрольные вопросы и задания 

по базовой и вариативной части дисциплины 

для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Примерный перечень вопросов к зачету в осеннем семестре:


1. Основные черты и проблемы философии эпохи Возрождения.

2. Философские взгляды Николая Кузанского и Джордано Бруно.

3. Культурно-историческое содержание Реформации, ее главные представители.

4. Ф. Бэкон и формирование философии Нового времени. Проект «Великого восстановления наук».

5.  Критика Ф. Бэконом «идолов».

6. Р. Декарт как родоначальник европейского рационализма. Принцип cogito. Правила метода.

7. Дуализм духовной и телесной субстанции. Физика Декарта.

8. Эмпиризм в европейской философии 17-18 вв., его характерные черты и представители.

9. Рационализм в европейской философии 17-18 вв., его характерные черты и представители.

10. Механистическая философская система Т. Гоббса, ее основные понятия и разделы.

11. Учение Т. Гоббса об обществе и государстве.

12. Социальная философия Дж. Локка.

13. Понятие и структура опыта в философии Дж. Локка, критика им идеи «врожденности».

14. Сенсуализм Дж. Локка, проблема «первичных» и «вторичных» качеств.

15. Пантеистический монизм Б. Спинозы, его учение о субстанции, атрибутах и модусах.

16. Теоретико-познавательные и этические взгляды Б. Спинозы.

17. Принципы метода Г. Лейбница. Идея Универсальной науки.

18. Монадология Г. Лейбница.

19. Имматериализм Д. Беркли, номинализм и сенсуализм его теории познания.

20. Проблема существования в философии Д. Беркли.

21. Учение об опыте и его структуре в философии Д. Юма. Феноменализм.

22. Д. Юм о проблеме причинности. Скептицизм.

23. Проблема материальной и духовной субстанции в философии Д. Юма.

24. Основное содержание философии французского Просвещения. Создание «Энциклопедии».

25. Идеи философии истории во французском Просвещении (Монтескье, Тюрго, Кондорсе, Вольтер, Руссо).

26. Французский материализм 18 века.  Основные идеи и представители.

27.  Докритический период философского развития И. Канта, его космогонические идеи.

28. Смысл и задачи кантовского критицизма. Учение о явлениях и «вещах-в-себе».

29. Основные понятия трансцендентальной эстетики и трансцендентальной логики И. Канта.

30.Трансцендентальное учение о разуме. Антиномии «космологической идеи».

31.Соотношение теоретической и практической философии Канта. Учение о постулатах практического разума и «категорическом императиве».

32. Основные положения и принципы абсолютного идеализма Гегеля.

33. Система абсолютного идеализма Гегеля и ее составные части.             

34. Философия истории Гегеля.

 

           

Примерный перечень вопросов к экзамену в весеннем семестре

         

  1. Ф. Бэкон и формирование философии Нового времени. Проект «Великого восстановления наук».
  2. Критика Ф. Бэконом «идолов».
  3. Р. Декарт как родоначальник европейского рационализма. Принцип cogito. Правила метода.
  4. Дуализм духовной и телесной субстанции. Физика Декарта.
  5. Эмпиризм в европейской философии 17-18 вв., его характерные черты и представители.
  6. Рационализм в европейской философии 17-18 вв., его характерные черты и представители.
  7. Механистическая философская система Т. Гоббса, ее основные понятия и разделы.
  8. Учение Т. Гоббса об обществе и государстве.
  9. Социальная философия Дж. Локка.
  10.  Понятие и структура опыта в философии Дж. Локка, его критика идеи врожденности.
  11.  Сенсуализм Дж. Локка, проблема «первичных» и «вторичных» качеств.
  12.  Пантеистический монизм Б. Спинозы, его учение о субстанции, атрибутах и модусах.
  13.  Теоретико-познавательные и этические взгляды Б. Спинозы.
  14.  Принципы метода Г. Лейбница. Концепция Универсальной науки.
  15.  Монадология Г. Лейбница.
  16.  Имматериализм Д. Беркли, номинализм и сенсуализм его теории познания.
  17.  Проблема существования в философии Д. Беркли.
  18.  Учение об опыте и его структуре в философии Д. Юма. Феноменализм.
  19.  Д. Юм о проблеме причинности. Скептицизм.
  20.  Проблема материальной и духовной субстанции в философии Д. Юма.
  21.  Основное содержание философии французского Просвещения. Создание «Энциклопедии».
  22.  Идеи философии истории во французском Просвещении (Монтескье, Тюрго, Кондорсе, Вольтер, Руссо).
  23.  Французский материализм 18 века.  Основные идеи и представители.
  24.  Докритический период философского развития И. Канта, его космогонические идеи.
  25.  Смысл и задачи кантовского критицизма. Учение о явлениях и «вещах-в-себе».
  26.  Основные понятия трансцендентальной эстетики и трансцендентальной логики И. Канта.
  27.  Трансцендентальное учение о разуме. Антиномии «космологической идеи».
  28.  Соотношение теоретической и практической философии Канта. Учение о постулатах практического разума и «категорическом императиве».
  29. Основные идеи «наукоучения» Г. Фихте, диалектика «Я» и «не-Я».
  30. Учение о практической и теоретической деятельности «Я» в трансцендентальном идеализме Ф. Шеллинга.
  31.  Основные положения и принципы абсолютного идеализма Гегеля.
  32.  Система абсолютного идеализма Гегеля и ее составные части.
  33. Антропологическая философия Л. Фейербаха, критика им религии.
  34. Философская антропология К. Маркса.
  35. Философия истории К. Маркса.
  36.  Понимание предмета философии представителями «первого» позитивизма. О. Конт и его закон «трех стадий».
  37.  Индуктивистский позитивизм Д. Ст. Милля.
  38.  Эволюционный позитивизм Г. Спенсера.
  39.  Ницшеанский проект «переоценки всех ценностей», критика морали и религии.
  40. Учение Ф. Ницше о воле к власти, сверхчеловеке и вечном возвращении.
  41.  Основные понятия и положения философии А. Шопенгауэра.
  42.  Этика А. Шопенгауэра.
  43.  Учение С. Кьеркегора о стадиях на жизненном пути.
  44.  Понятие «экзистенции» в философии С. Кьеркегора.
  45. Феноменологическое учение о сознании Э. Гуссерля. Понятие интенциональности.
  46. Концепция культуры и цивилизации О.Шпенглера.
  47.  Учение Ж. П. Сартра о бытии, «негативная диалектика».
  48.  «Философия свободы» Ж. П. Сартра.
  49. Основные идеи и понятия «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера.
  50. Основные идеи и понятия логического атомизма Б. Рассела и Л. Витгенштейна.
  51. Логический позитивизм Венского кружка. Основные проблемы и идеи.
  52. Главные идеи и понятия поздней философии Л. Витгенштейна.
  53. Основные понятия психоаналитического учения З. Фрейда и их значение для философии.
  54. Учение об архетипах и коллективном бессознательном К. Г. Юнга.
  55. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма и его основные положения.
  56. Фальсификационизм К. Поппера.
  57. Концепция научных революций Т. Куна.
  58. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.
  59. Структурализм как метод познания социальных явлений, его основные понятия и представители.
  60. Постструктурализм и его особенности (М. Фуко, Ж. Деррида).
  61. Постмодернистское переосмысление основных тем и понятий классической философии (Ж. Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр)

 

 Основная литература


Учебная литература


Бессонов Б. История и философия науки. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. — М.: Унверситетская книга, 2000.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Ильин В.В. Философия науки: учебник. М.: МГУ, 2003.

История философии. Запад – Россия – Восток. Книги 2–4. / Под ред. Н. Мотрошиловой. – М., 2012. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/

История, философия и методология науки и техники. Учебник / Под ред. Н. Багдасарьян. –  М.: Юрайт, 2015.

Коськов С., Лебедев С. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2014.

Принципы историографии естествознания: XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. СПб.: Алетейя, 2001.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1–4. – СПб., 1994–1997. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/Index.php

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней (Издание 3-е, исправленное) Новосибирск, 2001 http://psylib.org.ua/books/rassb01/

Современная западная философия. Словарь. – М., 1991. http://www.studfiles.ru/preview/5856792/

Соколов В.В. Философия как история философии. – М.: Академический проект, 2015.

Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: учебник. – М., Ярославль, 2000.

Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

Философия науки / Под ред. А.И. Липкин. – М., 2007, 2014. https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/


Основная литература (произведения)  


Антология мировой философии. В 4-х томах. – М., 1969–1972. http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya-%C2%ABfilosofskoe-nasledie%...

Беркли Дж. Сочинения. – М., 1978. http://www.twirpx.com/file/227986/

Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. http://royallib.com/book/bodriyyar_gan/sistema_veshchey.html

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. – М., 1978. http://www.studmed.ru/docs/document17318/content

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М., 1994. http://www.twirpx.com/file/728418/

Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989–1991. http://www.twirpx.com/files/phylosofy/sources/gobbs_tomas/

Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х тт. – М., 1963.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000066/

Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989–1992. http://www.twirpx.com/file/217066/

Деррида Ж. Позиции. – К., 1996.

Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. – М., 1986–1988.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994.

Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

Ламетри Ж. Сочинения. – М., 1983.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. – М., 1982–1989.

Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. – М., 1988.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. – М., 1979–1980.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. – М., 1990.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988. http://mirznanii.com/a/233593/problema-cheloveka-v-zapadnoy-filosofii

Сартр Ж. П. Бытие и ничто. – М., 2000.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. – М., 1957.

Столярова, О. Е. Союз философии и науки: три философских проекта на пороге новейшего времени // Философские науки. — 2012. — № 9.

Столярова, О. Е Социология науки и философия науки: за пределами дескриптивизма и нормативизма // Вопросы философии. — 2014. — № 4.

Фрейд З. Введение в психоанализ // Лекции. – М., 1990.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Хрестоматия по истории философии // Учебное пособие для вузов в 2-х частях. – М., 1994.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений. T. 1. – М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1995.


Дополнительная литература


По темам 1-4.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVII вв.). – М., 1987.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. -  М., 1980.

Зинченко Г.А. Дж. Локк. – М., 1988.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М., 1979.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в.- М., 1886.

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. – М., 1973.

Мееровский Б.В. Гоббс. – М., 1975.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1974.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1973.

Нарский И.С. Д. Юм. – М., 1973.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП вв. – М., 1984.

Фишер К. История новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб., 1994.

Тема 5.

Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. – М., 1990.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986

Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”. – М., 1990.

Лазарев В.В. Шеллинг. – М., 1976.

Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. – Тбилиси, 1979.

Философия Канта и современность. – М., 1987.

 

Тема 6.

Кьеркегор С. Или-или. — СПб., 2011.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Тт. 3, 20, 42, 46, ч. 1. – Любое издание.

Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 2003.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955.

Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление». Тт. 1–2. – Мн., 1998–1999.

Тема 7.

Аналитическая философия: становление и развитие – М., 1998.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. – М., 1978.

Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. – М., 1971.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. – М., 1977.

Бройль Л. де. По тропам науки. – М., 1962.

Бройль Л. де. Революция в физике. (Новая физика и кванты). – М., 1965.

Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М., 2007.

Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Липкин А.И. Основания физики. Взгляд из теоретической физики. – М., 2014.

Липкин А.И. Структура современного физического знания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1, 2011, с. 46–62.

Мах Э. Познание и заблуждение. – М., 2003

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Планк М. Единство физической картины мира // Сборник статей. – М., 1966.

Позитивизм и наука. – М., 1975.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

Современная философия науки // Хрестоматия. Сост. А.А. Печенкин. – М., 1994.

Структура и развитие науки. – М., 1978.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1977.

Шредингер Э. Новые пути в физике. Статьи и речи. – М., 1971.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. – М., 1967.

Тема 8

Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция. – Тула, 2008.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994.

Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму; Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза.  – М., 2001.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., 2009.

Леви-Стросс К. Структурная антропология.  – М., 2001

Лиотар Ф. Состояние постмодерна. – М., 1998.

Молчанов В.И. Феноменологическая философия: исходная проблемная ситуация и первые решения // ХОРА. 2008. № 2, с. 115–122.

Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Сумерки богов. – М., 1990.

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. – М., 2000.

Фрейд З. Введение в психоанализ // Лекции. – М., 1990.

Фромм, Э. Бегство от свободы (1941). – Любое издание.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М., СПб, 1997.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1998.

Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. – М., 2009.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2020 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях