Адрес e-mail:

Программа для студентов 5 курса ФБМФ

Доц. Лупандин И.В.

 

История, философия и методология естествознания


Программа курса для студентов V курса ФБМФ

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. Ключевые этапы развития науки

Проблема возникновения науки в древности. Рецептурный и прикладной характер знания на Древнем Востоке. Рождение философии. Научные программы пифагорейцев, Платона, Аристотеля и Демокрита. Зарождение античной науки: математика, физика, астрономия и медицина. Проблема социальной организации античной науки. «Мусический» культ и научно-философские школы. Александрийский Мусейон и дальнейшее развитие эллинистической науки. Наука Древнего Рима. Арабская средневековая наука.

Наука в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения. Христианство и наука. Спор веры и разума. Переосмысление античного наследия. Средневековый эмпиризм. Николай Кузанский и понятие бесконечности. Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения.

Возникновение науки Нового времени. Основные концепции и ключевые персоналии науки Нового времени. Ключевые исследовательские программы новоевропейской науки. Триумф ньютоновской физики и становление математического естествознания. Центральные теоретические постулаты и методы классического естествознания.


ТЕМА 2. Фундаментальные принципы научного и философского познания.

Познание как философская проблема. Природа, основание и условия познания. Основные понятия: истина и ее критерии, истина и мнение, истина/заблуждение/ложь. Различные концепции истины. Чувственное и рациональное познание. Деление познавательных способностей (чувственность, рассудок, разум, понятие интеллектуальной интуиции). Субъект и объект познания. Возможности и границы познания.

Период метафизики (XVII–XVIII вв.). Спор рационализма и эмпиризма

Рационалистическое направление: метод дедукции и понятие интеллектуальной интуиции в философии Декарта и Спинозы. Декартовский пробабилизм. Теория врожденных идей. Учение Лейбница об „истинах факта“ и „истинах разума“, о видах знания, об анализе и синтезе. Рационалистическая трактовка тезиса о соответствии бытия и мышления.

Традиция английского эмпиризма: бэконовское учение об опыте, о роли индукции, об „идолах“ познания. Локковская модель научного познания. Тезис Беркли: быть — значит быть воспринимаемым. Юмовский скептицизм и психологизм, критика понятия причинности.

Кантовское решение проблемы познания. Постановка вопроса о возможности познания. Пространство и время как формы чувственности. Конструирование предметности в процессе познания. Разум как законодатель. Специфика кантовского понимания мышления. Критика возможности сверхчувственного познания. Понятие „вещи в себе“. Антиномии разума.

Трактовка познания в неокантианстве. Марбургская и баденская школы неокантианства. Неокантианская разработка теории познания. Деление наук на номотетические и идиографические. Проблема ценностей в Баденской школе.

Позитивизм и постпозитивизм.  Первый и второй позитивизм XIX в. Аналитическая философия Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм и «лингвистический поворот». Постпозитивизм К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса.

Гносеологические вопросы в философии новейшего времени. Ф. Ницше: познание как выражение “воли к власти”. Разум и интуиция в философии А. Бергсона. Природа познания и понимание истины в позитивизме и прагматизме. Теория познания в русской философской традиции: интуитивизм Н. Лосского. Отказ от идеи репрезентации у Д. Дьюи, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера.

Логическая критика позитивизма К. Поппером: проблемы индукции и демаркации; принцип фальсификации; отношение к истине. Концепция роста науки К. Поппера: фаллибилизм и теория правдоподобия. Развитие современной космологии и физики элементарных частиц.

Историческая критика позитивизма. Существуют ли “решающие эксперименты”? Тезис о “несоизмеримости теорий”. Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки. Модель исследовательских программ И. Лакатоса: “жесткое ядро” и “защитный пояс гипотез”; “прогрессивный сдвиг проблем” как критерий отброса исследовательских программ. Исторический релятивизм П. Фейерабенда. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки. Социологизация современной философии науки. Спор о модели «внешней» и «внутренней» истории Лакатоса. Место лаборатории в науке. Взаимоотношения науки и техники во второй половине XX – начале XXI в.

Структура естественно-научного знания. Место математики и измерений. Место оснований и теорий явлений. Место методологических принципов.

Взаимоотношение науки и техники. Происхождение техники и ее сущность. Проблема научно-технического прогресса. Этические проблемы современной науки. Формы сочетания науки и техники в XX в.

 

ТЕМА 3. Современная философия о проблемах естественнонаучного знания.

Понятие динамических и статистических закономерностей и вероятности как объективной характеристики природных объектов. Место принципов симметрии и законов сохранения.

Синергетика, самоорганизация и соотношение порядка и беспорядка. Модель глобального эволюционизма.

Особенности наук о живом. Вопрос о редукции биологии и химии к физике. Противоречия между природой и человеком в наши дни. Глобальные проблемы современной цивилизации, возможности экологической катастрофы. Биосфера, ноосфера, экология и проблема устойчивого развития.

Междисциплинарные подходы в современной науке.


ТЕМА 4. Современная философия о проблемах социального и гуманитарного знания.

Гуссерлевская критика психологизма в логике. Феноменология как строгая наука. Истина и метод: от разума законодательствующего к разуму интерпретирующему; Г.-Р. Гадамер, П. Рикер и др. «Философия и зеркало природы": Р. Рорти.

Философская антропология (Шелер, Гелен). Структурализм (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс и др.); постструктурализм (Р. Барт, М. Фуко и др.). Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Герменевтика Х.-Г. Гадамера.


ТЕМА 5. Наука, религия, философия.

Религия и философское знание. Ранние формы религии. Многообразие подходов к проблемам ранних религиозных форм: эволюционизм (У. Тейлор), структурализм (Леви-Брюль, Леви-Стросс), марксизм.

От мифа к логосу: возникновение греческой философии, противопоставление умозрительного и технического. Натурфилософия, онтология, этика, логика. Гармония человека и природы в древневосточной философии. Человек и природа в традиции европейской культуры. Эволюция европейской мысли от “фюсис” античности — к “природе” и “материи” Нового Времени.

Наука Нового времени как наследница греческой натурфилософии. Натурфилософские традиции прошлого и современные философские и научные подходы к пониманию природы, отношений человека и природы.

Взаимоотношение мировых религий с философией и наукой. Решение проблем соотношения веры и разума, свободы воли и предопределенности в различных ветвях христианства и в исламе. Проблема возможности существования религиозной философии. Религиозно-философские концепции немецких романтиков (Ф. Шлейермахер). Религиозная философия С. Кьеркегора. Границы существования религиозной философии в рамках католицизма (неотомизм), протестантизма, православия. Русская религиозная метафизика.


ТЕМА 6. Проблема кризиса культуры в научном и философском дискурсе.

Культ разума и идея прогресса эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро, Гельвеций) и антипросвещенческие иррационалистические течения (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). З. Фрейд, его последователи и оппоненты. Учение о коллективном бессознательном К.Г. Юнга.

Антисциентизм и кризис культуры. Марксизм советский и западный, переосмысление марксистского наследия в творчестве представителей Франкфуртской школы социологии (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс), его основные проблемы и парадоксы. Философский постмодерн (Лиотар, Бодрийяр, Делез и др.). Образ философии и ее истории в современных философских дискуссиях.

 

ТЕМА 7. Наука и философия о природе сознания.

Феномен сознания как философская проблема. Знание, сознание, самосознание. Реальное и идеальное. Бытие и сознание. Сознание–речь–язык. Вещь–сознание–имя. Сверхсознание–сознание–бессознательное. Принцип тождества бытия и мышления (сознания): от элеатов до Г. Гегеля. Сознание и самосознание в философии Г. Гегеля. Проблематика сознания у философов XIX-XX вв.


 Примерные темы рефератов

 

1. Позитивизм, его возникновение и основные этапы развития.

2. Основные тенденции первого этапа развития позитивизма.

3. Эмпириокритицизм, условия его возникновения и причины распространения.

4. Рационализм в философии Нового времени и его сущность.

5. Позитивизм ХХ в. (третий позитивизм), основные этапы его развития.

6. Философские проблемы естествознания.

7. Взаимоотношение философии и конкретных наук.

8. Особенности эксперимента в современной науке.

9. Развитие науки и проблема научных революций.

10. Философские проблемы квантовой механики.

11. Наука как социальное явление и ее место в жизни общества.

12. Дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам теории познания.

13. Кибернетика с точки зрения философии.

14. Концепции пространства, времени, причинности в современной физике.

15. Методологические вопросы компьютерной революции.

16. Методологические принципы познания и методология науки с точки зрения П. Фейерабенда.

17. Роль моделирования в научном познании.

 

Контрольные вопросы и задания 

по базовой и вариативной части дисциплины для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Примерный перечень вопросов к зачету в осеннем семестре:


1. Проблема возникновения науки в древности. Рецептурный и прикладной характер знания на Древнем Востоке. Рождение философии.

2. Научные программы Платона, Аристотеля и Демокрита. Зарождение античной науки: математика, физика, астрономия и биология.

3. Средние века. Христианство и наука Спор веры и разума. Переосмысление античного наследия. Средневековый эмпиризм. Николай Кузанский и понятие бесконечности.

4. Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения.

5. Возникновение науки Нового времени: основные концепции и ключевые персоналии.

6. Период метафизики (XVII–XVIII вв.). Спор рационализма и эмпиризма: “врожденные идеи” Декарта и “чистая доска” Локка, методы дедукции и эмпирической индукции, ориентация на математические или эмпирические науки.

7. Спор идеализма (Беркли) и материализма (Дидро и др.) внутри эмпиризма.

8. Открытие Д. Юмом «ахиллесовой пяты» эмпиризма.

9. Критическая философия И. Канта как попытка разрешения накопившихся проблем (“вещь в себе” и явление; априорные формы чувственности (пространство и время) и мышления (категории).

10. Позитивизм. Первый позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Феноменализм как реакция на критику Юма. Гносеологический кризис в физике, второй позитивизм и спор «реализма» и «активизма».

           

Примерный перечень вопросов к экзамену в весеннем семестре:

 

1. Проблема возникновения науки в древности. Рецептурный и прикладной характер знания на Древнем Востоке. Рождение философии.

2. Научные программы Платона, Аристотеля и Демокрита. Зарождение античной науки: математика, физика, астрономия и биология.

3. Средние века. Христианство и наука Спор веры и разума. Переосмысление античного наследия. Средневековый эмпиризм. Николай Кузанский и понятие бесконечности.

4. Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения.

5. Возникновение науки Нового времени: основные концепции и ключевые персоналии.

6. Период метафизики (XVII–XVIII вв.). Спор рационализма и эмпиризма: “врожденные идеи” Декарта и “чистая доска” Локка, методы дедукции и эмпирической индукции, ориентация на математические или эмпирические науки.

7. Спор идеализма (Беркли) и материализма (Дидро и др.) внутри эмпиризма.

8. Открытие Д. Юмом «ахиллесовой пяты» эмпиризма.

9. Критическая философия И. Канта как попытка разрешения накопившихся проблем (“вещь в себе” и явление; априорные формы чувственности (пространство и время) и мышления (категории).

10. Позитивизм. Первый позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Феноменализм как реакция на критику Юма. Гносеологический кризис в физике, второй позитивизм и спор «реализма» и «конструктивизма».

11. Неопозитивизм: критерий верифицируемости, “язык наблюдения” и его эволюция.

12.  Прагматизм и неопрагматизм.

13. Логическая критика позитивизма К. Поппером: проблемы индукции и демаркации; принцип фальсификации; отношение к истине. Концепция роста науки К. Поппера: фаллибилизм и теория правдоподобия. Развитие современной космологии и физики элементарных частиц.

14. Историческая критика позитивизма. Существуют ли “решающие эксперименты”? Тезис о “несоизмеримости теорий”. Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки.

15. Модель исследовательских программ И. Лакатоса: “жесткое ядро” и “защитный пояс гипотез”; “прогрессивный сдвиг проблем” как критерий отброса исследовательских программ.

16. Исторический релятивизм П. Фейерабенда.

17. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки.

18. Социологизация современной философии науки. Спор о модели «внешней» и «внутренней» истории Лакатоса.

19. Место лаборатории в науке. Взаимоотношения науки и техники во второй половине XX – начале XXI в.

20. Структура естественнонаучного знания. Место математики и измерений. Место оснований и теорий явлений. Место методологических принципов.

21. Происхождение техники и ее сущность. Проблема научно-технического прогресса. Этические проблемы современной науки.

22. Особенности наук о живом. Вопрос о редукции биологии и химии к физике. Основные междисциплинарные подходы в современной науке. Биосфера, ноосфера, экология и проблема устойчивого развития.


Основная литература

Учебная литература

Бессонов Б. История и философия науки. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014.

Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. — М.: Университетская книга, 2000.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. — М.: Университетская книга, 2000.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. – М., 2009.

Еремеев В.Е. Введение в историю мировой науки и техники: проспект курса лекций. – М.: Вост. лит., 2012.

Еремеев В.Е. «Книга перемен» и исчисление смыслов. – М.: Вост. лит., 2013.

Еремеев В.Е. Наука и техника Китая в древности и средневековье. – М.: Вост. лит., 2014.

Ильин В.В. Философия науки: учебник. М.: МГУ, 2003.

История философии. Запад – Россия – Восток. Книги 2–4. / Под ред. Н. Мотрошиловой. – М., 2012. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/

История, философия и методология науки и техники. Учебник / Под ред. Н. Багдасарьян. –  М.: Юрайт, 2015.

Кобзев А.И., Еремеев В.Е. Традиционная наука в Китае: учеб. Пособие. Т. 1. Методологические науки: протологика, нумерология и математика. Кн. Общие разделы. – М.: МФТИ, 2014.

Коськов С., Лебедев С. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2014.

Принципы историографии естествознания: XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. СПб.: Алетейя, 2001.

Реале Дж. и Антисери  Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1–4. – СПб., 1994–1997. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/Index.php

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней (Издание 3-е, исправленное) Новосибирск, 2001 http://psylib.org.ua/books/rassb01/

Семенов Ю.И. Введение в науку философии. В 6-ти книгах. – М., 2013. http://www.twirpx.com/file/1420005/

Сербиненко В.В., Гребешев И.В. Русская метафизика XIX-XX веков. – М.: Руниверс, 2016.

Современная западная философия. Словарь. – М., 1991. http://www.studfiles.ru/preview/5856792/

Соколов В.В. Философия как история философии. – М.: Академический проект, 2015.

Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: учебник. – М., Ярославль, 2000.

Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

Философия науки / Под ред. А.И. Липкин. – М., 2007, 2014. https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/


Основная литература (произведения)  


Антология мировой философии. В 4-х томах. – М., 1969–1972. http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya-%C2%ABfilosofskoe-nasledie%...

Аристотель. Сочинения в 4 томах. – М., 1975–1983. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/aristotel_sochinenija_v_chetyrekh_tom...

Барт Р. Избранные работы. – М., 1994. http://royallib.com/book/rolan_bart/semiotika_poetika_izbrannie_raboti.html

Беркли Дж. Сочинения. – М., 1978. http://www.twirpx.com/file/227986/

Блур  Д. Сильная программа в социологии знания / Д. Блур // Логос. — 2002. — № 5, 6. http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/08.pdf

Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. http://royallib.com/book/bodriyyar_gan/sistema_veshchey.html

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. – М., 1978. http://www.studmed.ru/docs/document17318/content
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. http://royallib.com/book/veber_maks/izbrannie_proizvedeniya.html

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М., 1994. http://www.twirpx.com/file/728418/

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1998. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_jazyka/gadamer_istina_metod_osnovy_filosofskoj...

Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989–1991. http://www.twirpx.com/files/phylosofy/sources/gobbs_tomas/

Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х тт. – М., 1963.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000066/

Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989–1992. http://www.twirpx.com/file/217066/

Деррида Ж. Позиции. – К., 1996.

Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. – М., 1986–1988.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М.: Вост. лит., 1990.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994.

Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

Ламетри Ж. Сочинения. – М., 1983.

Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери / Б. Латур // URL: http://www.bruno-latour.fr/sites/default/fi les/downloads/50-MISSING-MASSESRUSS.pdf.

Латур, Б. Надежды конструктивизма. Социология вещей / Сборник статей. — М. : Территория будущего, 2006.

Латур, Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб., 2013.

Латур, Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб., 2006.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. – М., 1982–1989.

Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. – М., 1988.

Липкин А.И. Основания физики (взгляд из теоретической физики), М.: УРСС, 2014. https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/lipkin.php

Липкин А.И., Федорова В.С. Типы науки и техники в XX в. Сборник статей исследовательского проекта (под ред) – M. 2017 https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/lipkin.php

Маритен Ж. Философ во граде. – М., 1994.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Тт. 3, 20, 42, 46, ч. 1. – Любое издание.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.

Мирская, Е. З. P. Мертон и его концепция социологии науки / Е. З. Мирская // URL: http://www.courier-edu.ru/pril/posobie/mert.htm#up

Мунье Э. Персонализм. – М., 1992.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. – М., 1979–1980.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. – М., 1990.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. – М., 1991.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988. http://mirznanii.com/a/233593/problema-cheloveka-v-zapadnoy-filosofii

Ригне, Э. М. Социология познания и науки / Э. М. Ригне // URL: http://courier-edu.ru/pril/posobie/rig.htm#up

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. – М., 1957.

Столярова, О. Е. Союз философии и науки: три философских проекта на пороге новейшего времени // Философские науки. — 2012. — № 9.

Столярова, О. Е Социология науки и философия науки: за пределами дескриптивизма и нормативизма // Вопросы философии. — 2014. — № 4.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1991.

Фрейд З. Введение в психоанализ // Лекции. – М., 1990.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М., СПб, 1997.

Хрестоматия по истории философии // Учебное пособие для вузов в 2-х частях. – М., 1994.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений. T. 1. – М., 1992.

Юдин, Б.Г. Наука и социология знания / Б. Г. Юдин // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М. : Канон +, 2009.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1995.

Юм Д. Сочинения в 2-х томах. – М., 1966.


Дополнительная литература

По темам 1–3.

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. – М., 1995.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. – М., 1978.

Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. – М., 1971.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. – М., 1977.

Бройль Л. де. По тропам науки. – М., 1962.

Бройль Л. де. Революция в физике. (Новая физика и кванты). – М., 1965.

Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. – М., 1990.

Вернадский В.И.  Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”. – М., 1990.

Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М., 2007.

Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Лазарев В.В. Шеллинг. – М., 1976.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Липкин А.И. Основания физики. Взгляд из теоретической физики. – М., 2014.

Липкин А.И. Структура современного физического знания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1, 2011, с. 46–62.

Мах Э. Познание и заблуждение. – М., 2003

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Планк М. Единство физической картины мира // Сборник статей. – М., 1966.

Позитивизм и наука. – М., 1975.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

Раддер Х. Подходы к более развитой философии научного экспериментирования // Философия науки. 2004. № 3 (22), с. 62–86.

Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. – Новосибирск, 1988.

Современная философия науки // Хрестоматия. Сост. А.А. Печенкин. – М., 1994.

Сторожук А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. № 3(22). С. 87–120.

Структура и развитие науки. – М., 1978.

Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. – Тбилиси, 1979.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Философия Канта и современность. – М., 1987.

Хакинг Ян. Представление и вмешательство. – М., 1998.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1977.

Шредингер Э. Новые пути в физике. Статьи и речи. – М., 1971.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. – М., 1967.


Тема 4

Аналитическая философия: становление и развитие – М., 1998.

Гадамер, Г.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994.

Молчанов В.И. Феноменологическая философия: исходная проблемная ситуация и первые решения // ХОРА. 2008. № 2, с. 115–122.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 2002.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. – М. 2000.


Тема 5.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до XVII в. – М., 1976.

История религии / А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. – М., 1991.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). – СПб., 2003.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.

Леви-Стросс К. Структурная антропология.  – М., 2001.

Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., Центр “СЭИ”. Приложение к журналу “Трибуна”. Религиозно-философская серия. Вып. 1, 1991.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

Франк С. Духовные основы общества. – М., 1992.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. – М., 1989.

 

Тема 6.

Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция. – Тула, 2008.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.
Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму; Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза.  – М., 2001.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., 2009.
Кьеркегор С. Или-или. — СПб., 2011.
Лиотар Ф. Состояние постмодерна. – М., 1998.
Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М., 2002.
Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 2003.
Ортега-и-Гассет. Восстание масс. – М., 1991.
Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
Сумерки богов. – М., 1990.
Фрейд З. Введение в психоанализ // Лекции. – М., 1990.
Фромм, Э. Бегство от свободы (1941). – Любое издание.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М., СПб, 1997.
Шопенгауэр А. "Мир как воля и представление". Тт. 1–2. – Мн., 1998–1999.
Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. – М., 2009.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.


Тема 7.

Булыгин А.В. К истокам идеального. – Л., 1988.

Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания.  – М., 2004.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М., 1988.

Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

Как формируется и функционирует сознание? – М., 1985.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М., 1982.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

Мозг. Сб. статей. – М., 1982.

Патнем Х. Разум, истина и история. – М., 2002. 

Патнем Х. Философия сознания. – М., 1999.

Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. – М., 2005.

Прист С. Теории сознания. – М., 2000.  Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

Райл Г. Понятие сознания. – М., 1999. 

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

Серл Д. Открывая сознание заново. – М., 2002.  

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2020 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях