Адрес e-mail:

Программа для студентов 5 курса ФРТК

Д.ф.н. Коцюба В.И.

 

История, философия и методология естествознания

Программа курса для студентов V курса ФРТК
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. Ключевые этапы развития естествознания

Периодизация истории философии и естествознания.

Наука в Античности. Предпосылки для возникновения науки. Рецептурный и прикладной характер знания на Древнем Востоке. Математические теории пифагорейцев. Ранняя греческая космология и астрономия. Научные программы Демокрита, Платона, Аристотеля (физика и космология, геоцентризм и его обоснование, теория естественных мест). Александрийский Мусейон и дальнейшее развитие эллинистической науки (методы Архимеда, Аполлоний Пергский, Гиппарх, Аристарх Самосский). Астрономия, математика и физика поздней Античности: Клавдий Птолемей, Диофант. Иоанн Филопон (критика физики Аристотеля).

Наука в Средние века и в эпоху Ренессанса. Христианство и наука. Переосмысление античного наследия. Средневековый эмпиризм: Рождер Бэкон. Парижский университет: Жан Буридан и Николай Орем (теория импетуса, дискуссии о движении Земли, квантификация качеств).

Николай Кузанский и понятие бесконечности. Цели и результаты труда Н. Коперника «О вращениях небесных сфер». Восприятие системы Коперника его современниками-астрономами.

Наука Нового времени. Возникновение науки Нового времени. Вклад Галилея в развитие математического естествознания. «Диалог о двух системах мира» Галилея. «Новая астрономия» Кеплера, ее отличие от прежней астрономии. Отличие математического естествознания Нового времени от средневековой и античной натурфилософии.


ТЕМА 2. Методология естественнонаучного познания и философия науки.

Познание как философская проблема. Природа, основание и условия познания. Чувственное и рациональное познание. Деление познавательных способностей (чувственность, рассудок, разум, понятие интеллектуальной интуиции). Субъект и объект познания. Возможности и границы познания.

Спор рационализма и эмпиризма (XVII–XVIII вв.).

Идея универсальной математики и учение о методе (дедукция и понятие интеллектуальной интуиции) в философии Декарта. Декартовский пробабилизм. Теория врожденных идей. Особенности физики и космологии Декарта. Психо-физический дуализм.

Бэконовское учение об опыте, о роли индукции, об „идолах“ познания. Локковская модель научного познания

Учение Лейбница об „истинах факта“ и „истинах разума“, о видах знания, об анализе и синтезе. Рационалистическая трактовка тезиса о соответствии бытия и мышления.

Тезис Беркли: быть — значит быть воспринимаемым. Юмовский скептицизм и психологизм, критика понятия причинности.

Ключевые исследовательские программы новоевропейской науки. Особенности научной программы И. Ньютона. Основные понятия «Математических начал натуральной философии». Триумф ньютоновской физики и становление математического естествознания. Центральные теоретические постулаты и методы классического естествознания

Кантовское решение проблемы познания. Постановка вопроса о возможности познания. Пространство и время как формы чувственности. Конструирование предметности в процессе познания. Разум как законодатель. Специфика кантовского понимания мышления. Критика возможности сверхчувственного познания. Понятие „вещи в себе“. Антиномии разума.

Методология естествознания в первой половине XIX в. Парижская политехническая школа. Научная методология Лапласа, Френеля, Ампера, Фурье.

Философия науки первого позитивизма: взгляды О. Конта, Дж. Милля (феноменализм, теория трех стадий, индуктивная логика) и их критика (Вл. Соловьев, М.И. Каринский, Э. Гуссерль).

Трактовка познания в неокантианстве. Марбургская и баденская школы неокантианства. Неокантианская разработка теории познания. Деление наук на номотетические и идиографические. Учение о ценностях в Баденской школе.

Философия науки на рубеже XIX-XX столетий. Эмпириокритицизм Э.Маха.

Основные положения труда П. Дюгема «Физическая теория, ее цель и строение». Тезис Дюгема-Куайна. Взгляды на природу математического и естественнонаучного знания А. Пуанкаре.

Логический позитивизм.  Аналитическая философия Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм и «лингвистический поворот».

Логическая критика позитивизма К. Поппером: проблемы индукции и демаркации; принцип фальсификации; отношение к истине. Концепция роста науки К. Поппера: фаллибилизм и теория правдоподобия.

Историческая критика позитивизма. Существуют ли “решающие эксперименты”? Тезис о “несоизмеримости теорий”. Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки. Модель исследовательских программ И. Лакатоса: “жесткое ядро” и “защитный пояс гипотез”; “прогрессивный сдвиг проблем” как критерий отброса исследовательских программ. Эпистомологический анархизм П. Фейерабенда. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки. Спор о модели «внешней» и «внутренней» истории Лакатоса.

Структура естественно-научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания их формы. Понятие научного факта. Наблюдение и эксперимент. Виды эксперимента. Специфика мысленного эксперимента и его роль  в развитии науки. Структура научной теории, виды теорий. Понятие идеального (теоретического объекта). Место методологических принципов.

           

ТЕМА 3. Философские вопросы современного естественно-научного знания.

Понятие динамических и статистических закономерностей и вероятности как объективной характеристики природных объектов. Место принципов симметрии и законов сохранения. Философские дискуссии вокруг квантовой механики. Великие научные открытия XX и XXI веков. Программы обоснования математического знания (логицизм, интуиционизм, формализм) и отношение к ним в современной философии математики.

Философия и современная космология

Современные дискуссии вокруг синергетики, вопрос о самоорганизации и соотношении порядка и беспорядка.

Особенности наук о живом. Вопрос о редукции биологии и химии к физике. Современные проблемы биологии. Глобальные проблемы современной цивилизации, возможности экологической катастрофы.

Взаимоотношение науки и техники. Происхождение техники и ее сущность. Проблема научно-технического прогресса. Этические проблемы современной науки. Формы сочетания науки и техники в XX в.


ТЕМА 4. Современная философия о проблемах научного знания.

Гуссерлевская критика психологизма в логике. Феноменология как строгая наука. «Истина и метод» Г.-Р. Гадамера, П. Рикер и др.  Спор реализма и антиреализма в современной философии науки.


ТЕМА 5. Наука, религия, философия.

Религия и философское знание. Взаимоотношение мировых религий с философией и наукой. Решение проблем соотношения веры и разума, свободы воли и предопределенности в различных ветвях христианства и в исламе. Проблема возможности существования религиозной философии. Границы существования религиозной философии в рамках католицизма (неотомизм), протестантизма, православия. Русская религиозная метафизика.


ТЕМА 6. Проблема кризиса культуры в научном и философском дискурсе.

Культ разума и идея прогресса эпохи Просвещения, последующая их критика. Антисциентизм и кризис культуры. Концепция идеациональных и чувственных культур П. Сорокина.

Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс), его основные темы. Философский постмодерн (Лиотар, Бодрийар, Делез и др.) и его критическая оценка. Образ философии и ее истории в современных философских дискуссиях.

 

ТЕМА 7. Наука и философия о природе сознания.

Феномен сознания как философская проблема. Знание, сознание, самосознание. Реальное и идеальное. Бытие и сознание. Сознание–речь–язык. Проблематика сознания у философов XX-XXI вв.

           

Примерные темы ДОКЛАДОВ-РЕФЕРАТОВ

 

1.Полемика между Лейбницем и ньютонианцами о пространстве и времени.

2. Позитивизм Конта и Милля и его критика в русской философии.

3. П. Дюгема на отношения между метафизикой и естествознанием.

4. Традиция рационализм в философии Нового времени.

5. Позитивизм ХХ в. (третий позитивизм), основные этапы его развития.

6. Философские проблемы математики.

7. Философия техники и вопрос об оценке научно-технического прогресса.

8. Особенности эксперимента в современной науке.

9. Развитие науки и проблема научных революций.

10. Философские проблемы квантовой механики.

11. Наука как предмет социологии знания.

12. Дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам теории познания.

13. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки.

14. Дискуссии по теме причинности в физике XX века.

15. Концепция идеациональных и чувственных культур и их влияния на естествознание П. Сорокина

16. Методологические принципы познания и методология науки с точки зрения И. Лакатоса.

17. Роль моделирования в научном познании.

 


          Контрольные вопросы и задания по базовой и вариативной части дисциплины для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:


Примерный перечень вопросов к зачету в осеннем семестре:


  1. Условия развития естествознания в древних цивилизациях. Особенности греческой математики сравнительно с вавилонской и египетской.
  2. Математические теории ранних пифагорейцев. Ранняя греческая космология и астрономия
  3. Физика и математика Демокрита.
  4. Космология и физика Платона.
  5. Теория познания, физика и космология Аристотеля.
  6. Александрийская наука эпохи эллинизма.
  7. Астрономия, математика и физика поздней Античности. Клавдий Птолемей, Диофант. Иоанн Филопон.
  8.  Предпосылки для развития науки в христианском мировоззрении. Средневековое образование и наука. Жан Буридан. Николай Орем.
  9. Цели и результаты труда Н. Коперника «О вращениях небесных сфер». Восприятие системы Коперника его современниками-астрономами.
  10. «Диалог о двух системах мира» Галилея. Оценка вклада Галилея в развитие математического естествознания в истории науки.
  11. «Новая астрономия» Кеплера, ее отличие от прежней астрономии.
  12. Теория познания Р. Декарта: идея универсальной математики, учение о методе. Особенности физики и космологии Декарта. Психо-физический дуализм.
  13. Традиция эмпиризма в XVII в. Фр. Бэкон. Дж. Локк.
  14.  Особенности научной программы И. Ньютона. Основные понятия «Математических начал натуральной философии».
  15. Традиция эмпиризма в XVIII в. Дж. Беркли. Д.Юм.
  16.  Теория познания Г.В. Лейбница.
  17. Основные положения «Критики чистого разума» И. Канта.
  18.  Развитие естествознания в первой половине XIX в. Парижская политехническая школа. Научная методология Лапласа, Френеля, Ампера, Фурье.
  19. Философия науки первого позитивизма: взгляды О. Конта, Дж. Милля и их критика.
  20. Теория познания Марбургской и Баденской школ неокантианства.
  21. Эмпириокритицизм Э.Маха.
  22. Основные положения труда П. Дюгема «Физическая теория, ее цель и строение». Тезис Дюгема-Куайна.
  23.  Взгляды на природу математического и естественнонаучного знания А. Пуанкаре.
  24.  Философия науки представителей логического позитивизма. Принцип верификации.
  25. Основные положения работы К. Поппера «Логика научного исследования». Теория трех миров.
  26. Основные положения работы Т. Куна «Структура научных революций».
  27. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. 
  28. «Методология научно-исследовательских программ» И. Лакатоса

           

Примерный перечень вопросов к экзамену в весеннем семестре

 

1.      Математика и естествознание в древних цивилизациях. Теории ранних пифагорейцев.

2.      Космология и физика Демокрита и Платона.

3.      Теория познания, физика и космология Аристотеля.

4.      Александрийская наука эпохи эллинизма. Астрономия, математика и физика поздней Античности

5.      Предпосылки для развития науки в христианском мировоззрении. Средневековое образование и наука. Жан Буридан. Николай Орем.

6.      Цели и результаты труда Н. Коперника «О вращениях небесных сфер». Восприятие системы Коперника его современниками-астрономами.

7.      «Диалог о двух системах мира» Галилея. Оценка вклада Галилея в развитие математического естествознания в истории науки.

8.      «Новая астрономия» Кеплера, ее отличие от прежней астрономии.

9.      Теория познания Р. Декарта: идея универсальной математики, учение о методе. Особенности физики и космологии Декарта. Психо-физический дуализм.

10. Традиция эмпиризма в XVII в. Фр. Бэкон. Дж. Локк.

11.  Особенности научной программы И. Ньютона. Основные понятия «Математических начал натуральной философии».

12. Традиция эмпиризма в XVIII в. Дж. Беркли. Д.Юм.

13.  Теория познания Г.В. Лейбница.

14. Основные положения «Критики чистого разума» И. Канта.

15.  Развитие естествознания в первой половине XIX в. Парижская политехническая школа. Научная методология Лапласа, Френеля, Ампера, Фурье.

16. Философия науки первого позитивизма: взгляды О. Конта, Дж. Милля и их критика.

17. Теория познания Марбургской и Баденской школ неокантианства.

18. Эмпириокритицизм Э.Маха.

19. Основные положения труда П. Дюгема «Физическая теория, ее цель и строение». Тезис Дюгема-Куайна.

20.  Взгляды на природу математического и естественнонаучного знания А. Пуанкаре.

21.  Философия науки представителей логического позитивизма. Принцип верификации.

22. Основные положения работы К. Поппера «Логика научного исследования». Теория трех миров.

23. Основные положения работы Т. Куна «Структура научных революций».

24. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

25. «Методология научно-исследовательских программ» И. Лакатоса.

26. Эмпирический и теоретический уровни научного познания их формы.

27. Виды эксперимента. Специфика мысленного эксперимента и его роль  в развитии науки.

28. Структура научной теории, виды теорий.

29. Методологические принципы естественнонаучного познания.

30. Философские проблемы квантовой механики.

31. Программы обоснования математического знания.

32. Современные философские проблемы биологии.

33. Предмет философии техники и проблемы научно-технического прогресса.

34. Этические проблемы современной науки.

35. Полемика реализма и антиреализма в современной философии науки

36.  Феноменология Гуссерля, критика психологизма в логике.

37. Взаимоотношение мировых религий с философией и наукой.

38. Тема кризиса культуры в философии XX в. Концепция идеациональных и чувственных культур П. Сорокина.

39. Экзистенциализм, философский постмодерн (Лиотар, Бодрийар, Делез и др.) и его критика.

40. Проблематика сознания в философии и науке XX-XXI вв.

Основная литература


Учебная литература


Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. — М.: Университетская книга, 2000.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. — М.: Университетская книга, 2000.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Принципы историографии естествознания: XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. СПб.: Алетейя, 2001.

Реале Дж. и Антисери  Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1–4. – СПб., 1994–1997.

Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: учебник. – М., Ярославль, 2000.

Философия науки / Под ред. А.И. Липкин. – М., 2007, 2014. https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/


Основная литература (произведения)  


Антология мировой философии. В 4-х томах. – М., 1969–1972. http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya-%C2%ABfilosofskoe-nasledie%...

Аристотель. Сочинения в 4 томах. – М., 1975–1983. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/aristotel_sochinenija_v_chetyrekh_tom...

Барт Р. Избранные работы. – М., 1994. http://royallib.com/book/rolan_bart/semiotika_poetika_izbrannie_raboti.html

Беркли Дж. Сочинения. – М., 1978. http://www.twirpx.com/file/227986/

Блур  Д. Сильная программа в социологии знания / Д. Блур // Логос. — 2002. — № 5, 6. http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/08.pdf

Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. http://royallib.com/book/bodriyyar_gan/sistema_veshchey.html

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. – М., 1978. http://www.studmed.ru/docs/document17318/content
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. http://royallib.com/book/veber_maks/izbrannie_proizvedeniya.html

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М., 1994. http://www.twirpx.com/file/728418/

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1998. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_jazyka/gadamer_istina_metod_osnovy_filosofskoj...

Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989–1991. http://www.twirpx.com/files/phylosofy/sources/gobbs_tomas/

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000066/

Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989–1992. http://www.twirpx.com/file/217066/

Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994.

Латур, Б. Надежды конструктивизма. Социология вещей / Сборник статей. — М. : Территория будущего, 2006.

Латур, Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб., 2013.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. – М., 1982–1989.

Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. – М., 1988.

Липкин А.И. Основания физики (взгляд из теоретической физики), М.: УРСС, 2014. https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/lipkin.php

Липкин А.И., Федорова В.С. Типы науки и техники в XX в. Сборник статей исследовательского проекта (под ред) – M. 2017 https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/lipkin.php

Маритен Ж. Философ во граде. – М., 1994.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.

Мирская, Е. З. P. Мертон и его концепция социологии науки / Е. З. Мирская // URL: http://www.courier-edu.ru/pril/posobie/mert.htm#up

Мунье Э. Персонализм. – М., 1992.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. – М., 1979–1980.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. – М., 1991.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988. http://mirznanii.com/a/233593/problema-cheloveka-v-zapadnoy-filosofii

Ригне, Э. М. Социология познания и науки / Э. М. Ригне // URL: http://courier-edu.ru/pril/posobie/rig.htm#up

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. – М., 1957.

Столярова, О. Е. Союз философии и науки: три философских проекта на пороге новейшего времени // Философские науки. — 2012. — № 9.

Столярова, О. Е Социология науки и философия науки: за пределами дескриптивизма и нормативизма // Вопросы философии. — 2014. — № 4.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1991.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Юдин, Б.Г. Наука и социология знания / Б. Г. Юдин // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М. : Канон +, 2009.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1995.


Дополнительная литература

По темам 1–3.

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. – М., 1995.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. – М., 1978.

Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. – М., 1971.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. – М., 1977.

Бройль Л. де. По тропам науки. – М., 1962.

Бройль Л. де. Революция в физике. (Новая физика и кванты). – М., 1965.

Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М., 2007.

Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Липкин А.И. Основания физики. Взгляд из теоретической физики. – М., 2014.

Липкин А.И. Структура современного физического знания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1, 2011, с. 46–62.

Мах Э. Познание и заблуждение. – М., 2003

Планк М. Единство физической картины мира // Сборник статей. – М., 1966.

Позитивизм и наука. – М., 1975.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

Раддер Х. Подходы к более развитой философии научного экспериментирования // Философия науки. 2004. № 3 (22), с. 62–86.

Современная философия науки // Хрестоматия. Сост. А.А. Печенкин. – М., 1994.

Сторожук А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. № 3(22). С. 87–120.

Структура и развитие науки. – М., 1978.

Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. – Тбилиси, 1979.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Философия Канта и современность. – М., 1987.

Хакинг Ян. Представление и вмешательство. – М., 1998.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1977.

Шредингер Э. Новые пути в физике. Статьи и речи. – М., 1971.

Эйнштейн А. Собрание научных  трудов. Т. 4. – М., 1967.


Тема 4

Аналитическая философия: становление и развитие – М., 1998.

Гадамер, Г.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994.

Молчанов В.И. Феноменологическая философия: исходная проблемная ситуация и первые решения // ХОРА. 2008. № 2, с. 115–122.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 2002.

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. – М. 2000.


Тема 5.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до XVII в. – М., 1976.

История религии / А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. – М., 1991.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). – СПб., 2003.

Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., Центр “СЭИ”. Приложение к журналу “Трибуна”. Религиозно-философская серия. Вып. 1, 1991.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

Франк С. Духовные основы общества. – М., 1992. 

 

Тема 6.

Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция. – Тула, 2008.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.

Лиотар Ф. Состояние постмодерна. – М., 1998.

Ортега-и-Гассет. Восстание масс. – М., 1991.

Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. – М., 2017.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.


Тема 7.

Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания.  – М., 2004.

Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

Патнем Х. Философия сознания. – М., 1999.

Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. – М., 2005.

Прист С. Теории сознания. – М., 2000. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

Райл Г. Понятие сознания. – М., 1999. 

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

Серл Д. Открывая сознание заново. – М., 2002. 

Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. М., 2014.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2020 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях